Анализ уровня информатизации и применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе в 2011-2012 учебном году.
материал по теме

Денисенко Людмила Ивановна

 

Анализ  уровня информатизации и применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы  в 2011-2012 учебном году, мониторинг   по развитию информационно-коммуникационных технологий  позволяет  создать единую коррекционно-образовательную информационную  среду; повышать качество образования через активное внедрение информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Скачать59.32 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

уровня информатизации и применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе

в 2011-2012 учебном году.

Целью работы по развитию информационно-коммуникационных технологий на 2011-2012 учебный год являлось создание единой коррекционно-образовательной информационной среды; повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий.

Задачи:

  1. Развитие и усовершенствование материально – технической базы с целью создания единого информационного пространства школы.
  2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов.
  3. Использование ИКТ в учебно – воспитательном процессе с целью повышения качества образования.
  4. Использование ИКТ во внеурочной деятельности с целью повышения мотивации и познавательной активности обучающихся.
  5. Использование ИКТ в управленческой деятельности с целью создания единой электронной базы  школы.
  6. Использование ИКТ в психолого – педагогическом и медицинском направлении с целью повышения качества психолого – педагогического и медицинского сопровождения.

Данные задачи были реализованы по нескольким направлениям:

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Приобретено в текущем учебном году:

  1. ПК – 2 шт.(2 АРМ педагога), счет № 43857 от 27.02.12г.
  2. МФУ – 2 шт., счет № 43857 от 27.02.12г., счет № 43963 от 03.04.12г.
  3. Принтер -1шт., товарный чек от 28.03.12г.
  4. Модем – 1 шт., антенна – 1 шт. (для увеличения скорости Интернета), счет № 43962 от 03.04.12г.

К концу 2011-2012 учебного года оборудовано 16 АРМ учителей, что составляет рост показателя  в  0,75  по сравнению с  2010-2011 учебным годом (+2 АРМ учителей).

Всего компьютеров в учреждении – 145. ПК, используемых в образовательном процессе - 129 единиц техники (100 – ученические нетбуки, используемые в учебном процессе в начальной школе; 13 – моноблоки iMac, используемые в кабинете информатики; 12 ПК и 4 ноутбука – АРМ педагогов). Число компьютеров, используемых в управлении – 10.

Общее количество учебных кабинетов в ОУ составляет 20 кабинетов. Нуждаются в дооборудование средствами ИКТ 3 учебных кабинета: кабинеты трудового обучения (для мальчиков и для девочек), а также 3 группы интернатного пребывания детей  (всего – 6 ПК). Пять компьютеров заложены в смету и будут приобретены за счет республиканского бюджета к концу 2012г.

Оснащение ИК ресурсами

Анализ приведённых данных показывает рост технического обеспечения и компьютеризации учреждения.

Общее количество медиа-ресурсов составляет 84 носителя. Основной задачей школьной медиатеки являлось предоставление физического и интеллектуального доступа к многообразию информационных ресурсов. Это подразумевает не только применение новых информационных технологий поиска, передачи и организации информации, но и обучение информационным навыкам. В течение всего года велась работа по использованию ЦОР-ов, электронных учебников, Интернет-ресурсов. В медиатеке создан электронный каталог.

Приобретено в текущем учебном году: 1.Effecton Studio: Компьютерная психодиагностика, коррекция и развитие; 2. Электронное приложение «Информатика и ИКТ», 4 класс.

В учреждении проведен Интернет: тип доступа - наземный,  Интернет-провайдер – ОАО "Ростелеком", реальная скорость - 1000Кбит/с, тариф – «Безлимитный Webstream 1024 Кбит/с», стоимость -  2655руб. в месяц.

С октября 2011г. в связи с введением «Правил подключения ОУ к единой системе контент – фильтрации доступа к сети Интернет» было подключено ПО «Интернет - цензор» на 20 компьютерах, подключенных к сети Интернет. В учреждении принят приказ, регламентирующий доступ обучающихся в Интернет. Для всех 17 классов в начале учебного года были проведены беседы, затрагивающие вопросы безопасного поведения в сети.

В рамках реализации проекта «Компьютер для школьника» при поддержке Некоммерческого Фонда поддержки культуры, науки, образования и здравоохранения  «Вольное дело» 33% педагогических работников до Проекта оценили значимость и необходимость использования компьютерных технологий Проекта  в  ежедневной педагогической деятельности как «иногда нужно», и только 1 педагог (11%) оценил как «нет необходимости». В работе  Проекта – 100% педагогов оценили значимость и необходимость использования компьютерных технологий Проекта  в  ежедневной педагогической деятельности как «необходимо». Таким образом, большинство педагогов понимают значимость и необходимость использования компьютерных технологий Проекта  в  ежедневной педагогической деятельности,  использования компьютерных технологий Проекта в ежедневной деятельности учеников.  

 В связи с окончанием срока действия лицензии на  программное обеспечение, используемое на школьных компьютерах, в январе 2012 года были приобретены лицензии  на программное обеспечение Microsoft в составе: ОС Windows – 42 штук, антивирус Kaspersky Work Space Security – 42 штук, пакет офисных программ MS Office – 42 штук.

В связи с  концепцией частичного перехода на свободное ПО с использованием как закрытого, так и открытого ПО в учреждении  используются  ОС Windows,  ОС Linux и свободный офисный пакет  OpenOffice.org. В 2011-2012 учебном году  на 19 компьютерах  установлено две операционные системы: Windows и Linux.  Что составляет 65,5 % от общего количества ПК, используемых в образовательном процессе (без учета ученических нетбуков).

Использование ОС Windows,  ОС Linux на ПК в учебных целях.

Приведенные в диаграмме данные определяют динамику внедрения и поддержки свободного программного обеспечения в ОУ.

В 2012-2013 учебном году планируется продолжить пополнение материально-технической базы и совершенствование информационно-образовательной среды ОУ, в том числе подключение единой школьной локальной сети, дооборудование учебных кабинетов и групп интернатного пребывания детей средствами ИКТ, пополнение медиатеки.

  1. РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ:

Решение задачи «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» проходило за счет:

  1. Разработки  программы  внеурочной деятельности обучающихся 1 классов «Компьюша-1» (Приказ № 142 от 19.09.11г.).
  2. Разработки  программы  дополнительного образования обучающихся V-V вида «Компьюша-2»   (Приказ № 142 от 19.09.11г.).
  3. Разработка программ  дополнительного образования обучающихся V вида «Информашки» (5-7 классы); «Мир информатики» (8-9 классы)   (Приказ № 142 от 19.09.11г.).

В 2011-2012 учебном году значительно увеличился охват детей при работе с персональными компьютерами, продолжалось обучение основам информатики и информационных технологий обучающихся 3А, 3Б, 4А классов V, VII видов по программе Матвеевой Н. В.

В  рамках деятельности кружка дополнительного образования по информатике  выделялось четыре группы обучения:

  1. «Компьюша-1» - 1А,1Б класс (внеурочная деятельность)
  2. «Компьюша-2» – 2А, 2Б, 2В класс. (V, VII вид) 2Г, 4Б класс. (VIII вид)
  3. «Информашки» – 5, 6А, 6Б, 7А, 7Б классы. (VIII вид)
  4. «Мир информатики» – 8, 9 классы. (VIII вид)

В кружке занимались обучающиеся общей численностью 107 человек.

В рамках работы кружка в течение 2010-2011 учебного года учащиеся 1-4 классов были получены  навыки: настройки эффектов анимации, вставки рисунка, диаграммы, звука; навыки работы в графических редакторах Paint и TuxPaint.. Обучающиеся научились вводить текст, используя клавиатуру компьютера; создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру; производить поиск по заданному условию; определять возможные источники информации и стратегии их поиска; анализировать полученные из наблюдений сведения; составлять и исполнять несложные алгоритмы.

Учащимися 5-9 классов были получены  навыки: работы с символьными и функциональными клавишами клавиатуры, работы в текстовом редакторе MS Office Word; выполнения операции форматирования, редактирования текста, создания простейших рисунков в графическом редакторе Paint с помощью мыши и  графического планшета; выполнения основных операции управления файлами; работы в редакторе электронных таблиц Excel,  выполнять основные алгоритмы поиска информации в глобальной сети Интернет.

Результы работы кружка по информатике:

  1. Всероссийский конкурс «Компьютеры, информатика и технологии - 2011»: участвовали 21 обучающийся 2-4 класса. 2 место по району – Волынкин П., 4А кл., Юшков Д., 2А кл.
  2. Всероссийский конкурс-игра «Инфознайка - 2012»: участвовало 26 обучающихся. 1 место по району – Якубович В.,1А кл., Асадченко Д., 3А кл.; 2 место по району - Юшков Д., 2А кл., Жданов Д., 4А кл.,  3 место по району – Кузнецов Сергей, 2А кл., Чипрынская В., 3А кл.
  3. В течение учебного года дважды проводился школьный конкурс на лучшую творческую работу по созданию открыток средствами MS Office Word и Paint («23 февраля» и «Поздравляем с 8 марта»). Победители есть по каждой возрастной группе.
  4. Обучающиеся:  Дубровин Дима, 8 класс; Сухов Николай, 7Б класс; Охинько Дина, 7А класс; Еремеева Ксения, 7А класс; Дружинин Алексей, 7Б класс приняли участие в конкурсе «Создание видеоролика в программе Windows Movie Maker». Дубровин Дима с видеороликом «Дети войны» выступил на Школьном творческом отчете и перед ветеранами ВОВ 9 мая.
  5. Количество обучающихся, участвующих в интернет-конкурсах («ЧИП», «Золотое руно», «Кенгуру», «КИТ», «Инфознайка», «Кенгуру», «Русский медвежонок», I Всероссийская дистанционная олимпиада по Музыке) увеличилось в 1,3 раза (в прошлом году участвовало – 89 обучающихся, в текущем - 118).

Все учащиеся школы, охваченные кружковой деятельностью по направлению информатика, были задействованы в проведении Всероссийского Интернет - урока «Нет наркотикам!» (сайт www.fskn.gov.ru).

С учетом общего количества ПК, используемых в образовательном процессе, на один компьютер приходится  1,2 обучающийся. В связи с подключением компьютерного класса к сети Интернет, значительно повысился доступ к информационно-образовательным ресурсам и учебно-методическим материалам сети Интернет для всех учащихся школы.

В 2012-2013 году планируется продолжить обучение учащихся 1-9 классов навыкам работы с ПК. Необходимо продолжать работу по  взаимодействию педагогов-предметников и руководителя кружка по информатики с целью повышения качества образования за счет реализации интегрированного подхода в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья (проведение интегрированных уроков, использование учащимися навыков работы с ПК и средствами ИКТ в самостоятельной подготовке к урокам и пр.).  

  1. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ:

В целях повышения ИКТ-компетентности педагогов в школе реализуется система методического сопровождения педагогических работников. Работа строится по различным  направлениям:

  1. Консультации
  2. Работа в школьных МО
  3. Профессиональные конкурсы  
  4. Обмен опытом
  5. Интернет-мероприятия
  6. Семинары

Педагогами готовятся  и  используются   в  работе   презентации, разработанные средствами MS Office Power Point на уроках и внеурочной деятельности;  в работе  семинаров,    заседаний методических объединений и педагогических Советов школы; при проведении занятий кружков. Помощником педагога в структурировании деятельности обучающихся, оптимизации обучения является мультимедийная презентация -  удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация  сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка с ОВЗ, облегчают процессы восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

В октябре 2011г. 26 педагогами были  созданы личные интернет – страницы на портале nspartal.ru. (http://alyon-belov.narod.ru/saituchitel).

Опыт по внедрению и использованию ИКТ-технологий в коррекционной школ был представлен педагогами на этом сайте -  nsportal.ru:

  1. Денисенко Л.И. Презентация: «Создание геометрических узоров в круге. Мандала». Конспект занятия «Создание геометрических узоров в круге. Мандала». 
  1. Волкова Г.Н. пополнила метод. копилку презентациями по биологии "Оптические иллюзии",  по географии:  "Животные Африки",  "Удивительная моя Хакасия". "Животные Австралии". "Использование инклюзии на уроках географии", Животные Арктики.
  1. Белова А.Н. Статья "Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья".
  1. Басанская Е.П. Статья "ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."
  2. Бушмина М.А. Статья "Информационные технологии, как средство развития внимания у учащихся младших классов с нарушением интеллекта".
  3. Долгополова Е.С. пополнила метод. копилку сценариями праздников: "Зимняя сказка",  "Моя мама - лучше всех", "Листает жизнь прожитые страницы", "Ярмарка", "Осень", "Осенние забавы", "Стрежневская осень", и т.д.

16 педагогов регулярно ведут собственные сайты (блоги). 25 педагогов принимали участие в работе педагогических интернет – сообществах. Интернет – адреса, наиболее популярных интернет – сообществ, в работе которых принимали участие педагоги:

Pedsovet.org, Nachalka.com,  It-n.ru, Zavuch.info, Proshkolu.ru, Uchportal.ru,  School.edu, 4 stupeni, Nayrok.ru, numi.ru, deti66.ru, ИнтерГУ.ru,  k-yroky.ru.

         37 педагогов приняли участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века». Общероссийский проект «Школа цифрового века» разработан в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы и направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности.

Материалы, предоставляемые педагогам в рамках проекта: Педагогическая газета «1 сентября» и 21 электронный предметно-методический журнал. Ко всем номерам журналов — электронные приложения для практического использования (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео).

Повышение ИКТ-компетентности педагогами на курсах повышения квалификации

Количество педагогов, прошедших курсы «Пользователь ПК», на конец 2011-2012 учебного года, составляет 95%. За последние три года 33 сотрудника повысили свою квалификацию в сфере ИКТ. Курсы  повышения квалификации (ПО Линукс) в текущем учебном году прошли 3 педагога (Волкова Г.Н., Денисенко Л.И., Надточий И.Ю.).Всего курсы  повышения квалификации (ПО Линукс) за два года прошли 7 педагогов (17%). Нуждаются в повышении квалификации в области ИКТ – 2 педагога. Нуждаются в повышении квалификации в области использования свободного программного обеспечения – 35 педагогов.

93 % педагогов имеют домашние компьютеры. 70 % педагогов имеют доступ к сети  Интернет дома. Количество педагогов, активно использующих ИКТ в своей работе составляет 95%.

Обобщение опыта по использованию ИКТ в образовательном процессе:

Республиканский  уровень:

Михайлова Р.С. выступила  на семинаре «Формирование коммуникативных навыков и социальных умений у детей с ОВЗ» с темой: «Использование мультимедийных презентаций на уроках математики, как средство развития коммуникативных способностей у детей с ОВЗ».

Попова И.С., Заиграева И.Г. выступили  на семинаре «Формирование коммуникативных навыков и социальных умений у детей с ОВЗ».  Внеклассное занятие «Виртуальная экскурсия: Мы идём в зоопарк».

Денисенко Л.И.выступила  на семинарах с темами - «ЦОР как средство повышения мотивации обучающихся с ОВЗ», «Использование ИКТ в работе с воспитанниками школы-интерната», «Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности в условиях коррекционных школ»; показала мастер – класс «Создание геометрических узоров с помощью графического редактора Paint»; участвовала в Республиканском конкурсе «ИКТ в разработке учебных материалов в условиях перехода на ФГОС НОО» (разработка внеурочного занятия «Создание геометрических узоров в программе  Paint. Мандала»).

Всего обобщили свой опыт - 4 педагога, 5 выступлений на семинарах, 1 мастер-класс.

Всероссийский  уровень -

Во Всероссийском конкурсе «Профессиональный успех - 21в.» участвовало 7 педагогов в номинации «Презентации в учебной деятельности»  (http://www.irc43.ru). Шесть педагогов стали призерами конкурса: Белова А.Н., Гончарова И.В., Рудковская О.Г., Басанская Е.П., Бушмина М.А., Попова И.С.

С ноября 2011 года учреждение входит в экспериментальную программу "Электронная школа". (Приказ по школе № 173 от 29.11.11г. «О реализации программы «Электронная школа»). Внедрение и использование ИС «WEB-Мониторинг образования» и «WEB-Электронная школа» позволило создать электронные портфолио педагогов  и обучающихся, аудиторный фонд школы, календарно-тематическое  планирование, электронный журнал, электронные дневники обучающихся, отчеты.

Администрацией учреждения ежедневно используются следующие сервисы и ресурсы:

  1. Интернет;
  2. Электронная почта;
  3. МС Excel, МС Office Word;
  4. «WEB-Электронная школа»;
  5. «WEB-Мониторинг образования».

Учреждение имеет свой официальный сайт, адрес: http://alyon-belov.narod.ru. Раз в неделю сайт обновляется. За 2011-2012 уч.год была обновлена следующая информация:  

  1. План работы 2011-2012г. 
  2.  Календарный учебный график на 2011-2012уч.год
  1. Информация об учредителе.
  2. Материально-техническое обеспечение (Смета расходов на 2011 год,  отчёт о финансово-хозяйственной деятельности за 2010-2011уч.год,  информация о материальном обеспечении ОУ - помещения, библиотека, спортивные сооружения, условия питания, медицинское обслуживание, ИКТ, школьная медиатека,  реестр размещения техники).
  3. Дополнительное образование (сведения о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах)
  4. Отчет о самообследовании.
  5. Структура ОУ.
  6. Интернат (Положение об интернате. Комплектование интерната.
    Режим работы интерната на 2011-2012 уч.год. План работы интерната на 2011-2012уч.год.  Анализ работы интерната за 2010-2011уч.год).
  7. Создана карта сайта.
  8. Есть указание на официальность сайта.
  9. Появились ссылки на: сайт Министерства образования и науки РФ, сайт Министерства образования и науки РХ, Официальный сайт главы МО г. Саяногорска
  10. Договор между учредителем, ГорОО и МОУ коррекционная школа-интернат№8
  1. Информация по ремонту столовой
    (Программа “Школьное питание”, цель которой — реконструкция и капитальный ремонт школьных столовых).
  2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности
    (МЦП «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории МО г. Саяногорск»)
  3. Средняя заработная плата педагогов
    (Средняя заработная плата за 6 месяцев педагогов и работников школы).
  1. Обучение педагогов по ФГОС
    (Прохождение курсовой подготовки "Особенности внедрения ФГОС начального общего образования" педагогами).
  2. Первичная профсоюзная организация работников школы: мотивы профсоюзного членства, заложенные в Трудовом Кодексе, список членов профсоюза,  положение о первичной профсоюзной организации работников МБОУ коррекционная школа - интернат № 8.
  3. Ссылки: Федеральный образовательный портал. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам". Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Правила приема детей в коррекционную школу – интернат № 8.

Проведённый мониторинг показал, что уровень владения компьютерными технологиями и использования средств ИКТ в образовательном процессе  у педагогического состава школы значительно вырос, но требует дальнейшего совершенствования.

Следует отметить положительную динамику информатизации учреждения, изучения и внедрения педагогами ИКТ, охвата  учащихся в работе с ИКТ в 2011-2012 учебном году.

Анализ  уровня информатизации и применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе в 2011-2012 учебном году, показал, что в школе существует ряд проблемных вопросов, снижающих позитивное развитие информатизации:

  1. отсутствие  локально-вычислительных сетей внутри всего образовательного учреждения, что значительно снижает возможности всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, администрации) активного и эффективного использования сети Интернет, а также не позволяет учителям-предметникам, классным руководителям, администрации школ эффективно работать с ИС «WEB-Мониторинг образования» и «WEB-Электронная школа»;
  2. малоэффективное использование имеющихся медиа-ресурсов, ввиду нехватки или отсутствия ЦОР, соответствующих программам и УМК коррекционных школ VIII вида.
  3. эпизодическое применение информационных технологий рядом педагогов;
  4. отсутствие  осознания   родителями   необходимости   приобщения   к   информационному   полю школы.

На основании вышеизложенного, можно определить приоритетные задачи для реализации на  2012-2013 уч.г.:

  1. Продолжать совершенствовать материально-техническое, цифровое учебно-методическое  и программное обеспечение (подключение локальной сети; приобретение интерактивной справочной и иной продукции; приобретение сертифицированных ЦОР, соответствующих коррекционно-развивающим программам V, VII, VIII вида);
  2. Продолжить внедрение и использование современных программных продуктов по управлению образовательным учреждениям ИС «WEB-Мониторинг образования» и «WEB-Электронная школа»;
  3. Продолжить информационно-методическое сопровождение педагогов по использованию цифровых и информационных ресурсов, ресурсов сети Интернет при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, работе с родителями;
  4. Продолжать создание  хранилища школьной медиатеки с ресурсами педагогов;
  5. Развивать систему сетевых педагогических сообществ, увеличивать участие педагогов в работе педагогических интернет – сообществах;
  6. Продолжать контролировать использование системы контентной фильтрации в учреждении для ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы ШМО учителей физико-математического цикла за первое полугодие 2011-2012 учебного года

образец написания анализа работы ШМО за определенный отчетный период...

Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики школы в 2012-2013 учебном году

Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики отражает: участие учителей в различных конкурсах разного уровня, прохождение курсов повышения квалификации, результаты учебной...

Анализ использования ИКТ на уроках математики информатики за I четверть 2013-2014 учебного года.

Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и владеют о...

АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2017-2018 учебного года.

Анализ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2017-2018 учебного года в МКОУ "СОШ№26 г.о.Нальчик"...

АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за II четверть 2017-2018 учебного года.

АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за II четверть 2017-2018 учебного года в "МКОУ СОШ№26 г.о.Нальчик"...

АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2018-2019 учебного года.

Анализ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2018-2019 учебного года в МКОУ "СОШ№26 г.о.Нальчик"...