Основные функции ПМПК
методическая разработка по теме
Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_funkcii_pmpk.docx | 60.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные функции психолого- медико-педагогического консилиума
Введение
Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С. Выготскому).
Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития — это отношение между ребенком и окружающей его социально опосредованной действительностью. При таком подходе «отклонение в развитии» следует рассматривать уже в более широком смысле. Традиционно считалось, что отклонения в развитии мешают ребенку адаптироваться в социальной среде и интегрироваться в нее. Современные акценты (на организации социальной среды адекватно особенностям развития ребенка) заставляют специалистов ПМПК фокусировать свое внимание не столько на диагностике развития (как самоцели), сколько на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной диагностикой.
Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Деятельность ПМПК непосредственно затрагивает вопросы психического и физического здоровья детского населения России, а следовательно, перспектив развития страны в целом.
Актуальность проблемы организации деятельности ПМПК Российской Федерации нарастала в последние 25 лет в связи с теми противоречиями, которые обозначились в содержании, методическом оснащении и методологическом обосновании, в нормативно-правовом, кадровом и материально-техническом обеспечении деятельности ПМПК.
Необходимо подчеркунуть рекомендательный характер любых заключений и выводов специалистов ПМПК. Такой подход противопоставлялся «комиссионному» освидетельствованию ребенка с неизбежной довлеющей ролью диагноза-«ярлыка», часто — невозможностью своевременной корректировки или снятия этого диагноза. Было обращено внимание и на жесткий и недостаточно дифференцированный характер выводов, нередко следующих из диагноза. Обсуждались многочисленные факты необоснованного направления детей с нарушениями поведения в психиатрические больницы, лечения их нейролептиками при ограниченном использовании методов психолого-педагогической коррекции.
Потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК. В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.
Таким образом, углубление и дифференциация задач ПМПК со всей очевидностью ставят вопрос о поиске и документальном подтверждении такой организационно-правовой формы для ПМПК, при которой она могла бы иметь все атрибуты самостоятельного учреждения или узаконенного структурного подразделения такого учреждения. К ним относятся: наличие нормативно-правовой базы (типового положения), штатного расписания, помещения и т.п.
Имеющаяся нормативно-правовая база деятельности ПМПК не может до сих пор в полной мере обеспечить правовую защищенность своим высококвалифицированным специалистам из других ведомств. В первую очередь речь идет о медицинских работниках. Такие же проблемы могут возникнуть у научных и, как это ни парадоксально, у педагогических работников.
Функции ПМПК
Для достижения цели и осуществления поставленных перед ПМПК задач региональные и муниципальные ПМПК выполняют одни и те же функции, однако существуют различия в условиях выполнения этих функций. Под условиями мы имеем в виду объем, в котором выполняется та или иная функция, контингент, по отношению к которому выполняется функция, и другие обстоятельства.
Экспертно-диагностическая функция
ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи.
Достоверность диагностики
Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с опорой на целый ряд важнейших параметров.
В первую очередь речь идет о своевременной комплексной всесторонней динамической диагностике отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет, и реализации по отношению к этим детям процесса образования.
Своевременность диагностики (ранняя диагностика)
Имеется в виду как можно более раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии детей с последующей адекватной процедурой диагностики.
Возможность участия ПМПК на ранних этапах развития ребенка может быть обеспечена приказом, подписанным на уровне управления образования и управления здравоохранения региона. В этом приказе медицинским учреждениям и конкретным специалистам, работающим с детьми от 0 до 3 лет, следует указать на необходимость направления в ПМПК детей раннего возраста с выявленными или предполагаемыми отклонениями в развитии для решения вопроса об оказании ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи, способствующей социализации этих детей.
В перспективе предполагается вычленение в ПМПК особой группы специалистов или специального отдела, который будет заниматься детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет).
Функции | Региональная (областная, краевая, республиканская) ПМПК | Муниципальная (районная, городская) ПМПК |
Экспертно-диагностическая функция | 1. Прием детей и подростков от 0 до 18 лет, имеющих показания к направлению в ПМПК | |
2. Рассмотрение диагностически сложных и конфликтных случаев по направлению муниципальных ПМПК или по инициативе родителей (законных представителей) | 2. Направление детей и подростков с отклонениями в развитии в региональную ПМПК в диагностически сложных и конфликтных случаях | |
Информационно-аналитическая функция | 1. Формирование базы данных на детей и подростков с отклонениями в развитии (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования): | |
на региональном уровне | на муниципальном уровне | |
2. Статистический анализ “социальной ситуации развития” детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования): — характер, соотношение и тенденции распространения основных типов, видов, форм отклонений в развитии детей и подростков; — обеспеченность детей и подростков с отклонениями в развитии местами в системе образования: | ||
на региональном уровне | на муниципальном уровне | |
Обратная связь | ||
3. Анализ деятельности ПМПК (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования): | ||
на региональном уровне | на муниципальном уровне | |
Обратная связь | ||
4. Информирование (памятки, листовки, телефонограммы и др.) всех учреждений и ведомств, с которыми взаимодействует ПМПК, о возможности обращения в ПМПК родителей детей и подростков с отклонениями в развитии, в том числе не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов | ||
Организационная функция | 1. Выход на управление образования с предложениями по формированию договоров с учреждениями, организациями, конкретными специалистами внутри системы образования и в других ведомствах | |
2. Координация системы ПМПК на региональном уровне (во взаимодействии с представителем управления образования региона, курирующим ПМПК): работа с ПМПК муниципального уровня | 2. Координация системы ПМПК на муниципальном уровне (во взаимодействии с представителем управления образования муниципалитета, курирующим ПМПК): работа с ПМП-консилиумами образовательных учреждений | |
3. Организация “Школы родителей” | ||
| 4. Выявление детей, в частности детей-инвалидов, не охваченных системой образования, через взаимодействие с местными органами социальной защиты при посредстве местного управления образования | |
Методическая функция | 1. Регулярное проведение методических совещаний по ревизии методического обеспечения и технологий работы ПМПК с детьми и родителями: | |
для специалистов муниципальных ПМПК | для специалистов ПМП-консилиумов образовательных учреждений муниципалитета | |
2. Обучение родителей (законных представителей) методическим приемам работы с их детьми, имеющими отклонения в развитии (возможно, в рамках “Школы родителей”) | ||
Консультативная функция | 1. Консультирование детей и подростков, родителей (законных представителей) по всем вопросам, находящимся в компетенции ПМПК | |
2. Консультирование специалистов регионального управления образования, муниципальных ПМПК, специалистов других учреждений, организаций и ведомств, с которыми взаимодействует региональная ПМПК | 2. Консультирование специалистов ПМП-консилиумов образовательных учреждений, муниципальных управлений образования | |
| 3. Консультирование родителей (законных представителей) детей, не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов | |
Функция сопровождения | 1. Контроль динамики развития и эффективности рекомендаций, данных ПМПК детям и подросткам, прошедшим обследование на ПМПК: | |
Посредством взаимодействия с муниципальными ПМПК и непосредственно с родителями (законными представителями) | Посредством взаимодействия с ПМП-консилиумами образовательных учреждений и непосредственно с родителями (законными представителями) | |
2. Курирование всех учреждений региона для детей-сирот, контроль динамики развития и соответствия диагностики условиям получения образования детьми-сиротами | 2. Контроль динамики развития выявленных детей, не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов, проживающих на территории данного муниципалитета | |
Просветительская функция | 1. Выход на население через средства массовой информации по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК 2. Просвещение родителей через “Школу родителей” при ПМПК 3. Просвещение специалистов других учреждений, организаций и ведомств, с которыми взаимодействует ПМПК |
Комплексность
Предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей. Комплексный подход реализуется в ПМПК благодаря особым современным технологиям совместного проведения обследования ребенка (в форме супервизорских технологий) и коллегиальному обсуждению его результатов.
Всесторонняя диагностика
Такая диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции. Под всесторонностью любого вида обследования (медицинского, психологического, педагогического) имеется в виду широкий системный взгляд каждого специалиста на проблемы развития ребенка сквозь призму конкретного предмета исследования. Например, психолог, предполагающий отклонения в состоянии мышления ребенка, обязательно оценивает роль и место этих отклонений в структуре его психического развития. В частности, речь идет о соотношении первичного и вторичных отклонений в развитии. Мышление может страдать из-за нарушений собственно мыслительных операций, а может и вследствие нарушений мотивации, эмоционально-волевой и личностной сферы, умственной работоспособности, конкретных психических функций и т.п.
Динамические аспекты диагностики
Предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных, «срезовые» или лонгитюдные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах. Динамика развития ребенка оценивается с точки зрения как общих онтогенетических закономерностей, так и индивидуальных особенностей развития.
Целостный подход
Такой подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в понимании онтогенетических закономерностей развития и в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.
Таким образом, достоверность диагностики обеспечивается многоаспектностью диагностической картины в сочетании с наблюдениями за ее динамическими изменениями. То есть сама диагностика рассматривается нами в развитии.
В центре внимания любого специалиста должен находиться развивающийся ребенок, но не диагноз. Каждый специалист должен озадачиться вопросом, в каких условиях развитие ребенка будет максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальных, или резервных, возможностей. В этом смысле ПМПК диагностирует сами социальные условия развития ребенка и выходит на проблему их возможного и необходимого изменения, в частности, в системе образования и смежных ведомств.
Определение специальных образовательных потребностей
Только на основании достоверной диагностики возможно определение специальных образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии.
Для того чтобы правильно определить образовательные потребности и условия, в которых необходимо обучать и воспитывать ребенка, любой специалист ПМПК исследует и анализирует, в частности, индивидуальную структуру развития ребенка.
Индивидуальная структура развития ребенка
На современном этапе развития ПМПК с новой силой и на более высоком уровне встал вопрос об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка. В начале ХХ века П.Я. Трошин (1915) отмечал, что «по существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие — люди, те и другие — дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития». (Цит. по Л.С. Выготскому). Л.С. Выготский многократно подчеркивает в своих работах, что понятие дефективности (активно использовавшееся до недавнего времени) является социальным. Правильное решение проблема развития любого «ребенка с дефектом» получает как проблема социального воспитания: надо воспитывать не дефективного ребенка, но ребенка. Но именно Л.С. Выготский обращает внимание и на роль своеобразного «социального запроса» на дефективного (или аномального ребенка или взрослого человека).
Современная кризисная социальная ситуация развития показывает со всей очевидностью, что отсутствие спроса на человека вообще (имеется в виду социально здравый человек) приводит к формированию отклонений в развитии даже у первично сохранных, «задуманных» здоровыми, людей. Несколько перефразируя Л.С. Выготского, можно сказать: если мы создадим такую страну, где аномальные дети найдут место в жизни, где аномалия не будет означать непременно недостаточности, там отклонения в развитии не будут дефективностью, а лишь индивидуальным своеобразием.
Этот первый — социальный — аспект рассмотрения вопроса о структуре развития ребенка имеет решающее значение в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии. Расширяя значение фразы Л.С. Выготского «здесь уже — задача не столько воспитания слепых, сколько перевоспитания зрячих», мы могли бы сказать, что «дефективная» структура психического развития аномальных детей возникает как результат аномального отношения к ним так называемых нормально развивающихся людей.
ПМПК может рассматриваться как важнейшая структура, призванная формировать правильное отношение социума к детям и подросткам с отклонениями в развитии.
Индивидуальная структура развития детей и подростков определяется не только особенностями имеющихся у них отклонений (так называемой структурой дефекта, в традиционной дефектологической терминологии), но и резервными возможностями развития. Резервные возможности развития зависят от многих факторов, в частности, от степени (от легкой до выраженной), распространенности (тотальность — парциальность), уровня (непатологический — патологический) имеющихся отклонений; в отношении некоторых (текущих, прогрессирующих) отклонений в развитии детей актуален вопрос стадии психического дизонтогенеза.
Возрастные особенности развития детей
Специальные образовательные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии обязательно должны сопоставляться с возрастными параметрами. Формирование и удовлетворение образовательных потребностей невозможно без учета и развития возрастных интересов. Познавательная мотивация и, в частности, учебная мотивация резко возрастает, если занятия находятся в сфере возрастных интересов.
У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается несоответствие паспортного и психологического (например, интеллектуального) возраста. В условиях ПМПК очень важно правильно квалифицировать, какому возрастному этапу, стадии, фазе соответствует развитие ребенка.
Квалификация возрастных особенностей облегчается при правильном определении ведущей деятельности ребенка и центрального психологического новообразования. В решении этих вопросов велика роль психолога ПМПК. Правильная оценка возрастных характеристик развития во многих случаях лежит в основе диагностики вида психического дизонтогенеза. Например, при искаженном развитии нередко наблюдается сочетание несочетаемых возрастов: инстинкты младенца сосуществуют с интеллектуальными способностями взрослого человека. При задержанном развитии обычно ведущей является деятельность, характерная для более раннего возрастного этапа, например игровые интересы и формы поведения у школьников и т.д.
Темп развития
Определяется многими факторами. Изменения темпа развития могут наблюдаться в рамках индивидуальных конституционально-генетических особенностей при полном соответствии общим закономерностям нормального онтогенеза. Иногда замедление развития на начальных возрастных этапах сменяется интенсивным развитием на последующих этапах. Известно немало случаев, когда экспрессивная речь не проявляет себя до 3 и более лет, а затем ребенок начинает говорить не хуже, а иногда и лучше своих сверстников. К темповым характеристикам в первую очередь относят замедленное или ускоренное развитие тех или иных качеств. Но бывают и более сложные темповые характеристики, когда задержанное развитие сменяется интенсивным, ускоренное — асинхронным, преждевременное — замедленным и т.п.
Сведения о нормальном или ускоренном развитии отдельных параметров психики необходимо учитывать при поиске резервных возможностей развития.
Интересы
Индивидуальные и возрастные интересы являются движущими силами поведения ребенка. Л.С. Выготский обращал внимание специалистов, работающих с детьми, на то, что «все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами».
Для специалистов ПМПК особенно важным представляется и утверждение Л.С. Выготского о том, что «развиваются не только навыки и психологические функции ребенка (внимание, память, мышление и т.п.) — в основе психического развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения».7
Анализируя развитие ребенка с этой точки зрения, можно особенно тонко подойти к квалификации специальных образовательных потребностей и разработке индивидуализированных рекомендаций по организации разных видов деятельности ребенка. В частности, формирование, развитие и управление учебной мотивацией ребенка возможны лишь с опорой на структуру и направленность индивидуальных и возрастных интересов ребенка. С учетом эмоционально-личностных интересов ребенка строится и диагностическое обследование в условиях ПМПК, и образовательный процесс, то есть обучение и воспитание в условиях семьи, образовательного или других учреждений.
Если ребенок проявляет интерес, его легко можно вовлечь в те виды деятельности, которые необходимы для проведения диагностического обследования и поиска способов устранения отклонений в развитии. Интересы ребенка составляют ядро резервных возможностей развития, так как именно они мотивируют его на проявления активности и достижения. В свою очередь, именно достижения позволяют поддерживать личность в состоянии гармонии и устойчивости.
Способности
Известно, что одни операции, действия, виды деятельности даются конкретному ребенку легче, формируются быстрее и раньше, а другие даются с трудом, формируются и автоматизируются медленно. Например, ребенок может проявлять способности в области математики и отставать в моторном развитии, обнаруживая общую двигательную неловкость, неуклюжесть и т.п. Природа способностей двояка: наследственный фактор сочетается здесь с особенностями социальных условий развития ребенка; в частности, очень важно, когда, кто, насколько систематично и т.п. обучает и воспитывает ребенка, закрепляя или развивая его природные способности. Ориентация в образовательном процессе на благоприятные предпосылки развития, парциальные способности ребенка, так же как и на его интересы, может составить основу для компенсации отклонений в развитии, поэтому они обязательно должны отражаться в рекомендациях как резервные возможности развития.
Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития — одно из важнейших понятий, введенных Л.С. Выготским. Это понятие имеет огромную практическую значимость при диагностике и разработке развивающих программ. Собирая и анализируя анамнез, специалистам ПМПК необходимо обращать особое внимание на динамику отношений между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. То, как складываются эти отношения и какую роль они играют в развитии ребенка, не только объясняет, почему развитие шло именно таким, а не другим путем, но и показывает, какие условия способствовали нормальному развитию, а какие — привносили дизонтогенетические проявления или непосредственно являлись причиной дизонтогенеза. В результате специалисты ПМПК могут обнаружить информацию, ценную для правильной организации воспитания и развития ребенка в условиях семьи, а также для определения специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии.
Определение специальных условий получения образования
детьми с отклонениями в развитии
Для того чтобы правильно подобрать условия для получения образования ребенком с отклонениями в развитии, необходимо ориентироваться во всей системе образования. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании»:
«Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
— сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».
Экспертно-диагностическая функция ПМПК включает определение типа и вида образовательного учреждения, осуществляющего или курирующего обучение и воспитание ребенка, имеющего отклонения в развитии, или, напротив, нормально развивающегося ребенка, по тем или иным причинам обучающегося в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии представляют лишь один из имеющихся в системе образования типов образовательных учреждений. Как правило, дети с отклонениями в развитии обучаются именно в этих образовательных учреждениях.
Однако возможно их обучение и в образовательных учреждениях других типов (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, дополнительного образования, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других). Чаще всего обучение детей с отклонениями в развитии осуществляется в учреждениях других типов по особым адаптированным программам, приближающим условия данного образовательного учреждения к специальным (коррекционным). Например, классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах или в учреждениях начального профессионального обучения и т.п. В то же время в некоторых случаях возможно обучение детей с отклонениями в развитии и в общеобразовательных или иных (не в специальных — коррекционных) типах образовательных учреждений, в так называемых интегрированных условиях, но при обязательной реализации индивидуального подхода.
Конечно, обычно ПМПК направляет детей с отклонениями в развитии в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, сеть которых на сегодняшний день достаточно развита. Система специального образования включает следующие виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений: для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей, а также другие виды образовательных учреждений, в том числе для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).
Образовательная программа и методическое обеспечение
образовательного процесса
При разработке рекомендаций перед специалистами ПМПК неизбежно встает вопрос, в соответствии с какой образовательной программой должен строиться образовательный процесс по отношению к конкретному ребенку.
Согласно Закону «Об образовании» в Российской Федерации, по направленности программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Причем существуют основные и дополнительные общеобразовательные и профессиональные программы. В последнее десятилетие особенно активно шел процесс дифференциации так называемого «базисного» и «регионального» компонента в образовательных программах. Разработка дополнительных программ в рамках «регионального» компонента открыла перспективу приближения содержания знаний к реальным условиям жизни ребенка (социальным, экономическим, климатическим, этническим и т.д.).
Кроме того, появление образовательных учреждений разных профилей, а также многопрофильных образовательных учреждений (прогимназий, гимназий, лицеев, колледжей и т.д.) сопровождалось разработкой многочисленных дополнительных программ, предполагающих углубленное изучение отдельных или нескольких предметов, профилирование программ всех или многих предметов в соответствии с преобладающими интересами и способностями детей (гуманитарное, математическое, экономическое, естественно-научное и др.). Такие программы, как правило, достаточно сложны и рассчитаны на мотивированных на учебную деятельность детей с интеллектуальным развитием обычно выше среднего уровня.
Очевидно, что большинству детей с отклонениями в развитии специалисты ПМПК не рекомендуют обучение по усложненным программам. Однако и среди них встречаются особенные дети, в том числе и одаренные, развивающиеся по дизонтогенетическим законам. В частности, дети с искаженной структурой психического дизонтогенеза могут проявлять парциальную одаренность, которая может начать реализовываться в соответствующих образовательных условиях. Например, развитие шизоида может одновременно пойти и по пути компенсации и интенсивного развития некоторых шизоидных черт, которые становятся резервными возможностями развития. Шизоидные особенности развития могут компенсироваться при обучении таким абстрактным наукам, как математика, причем по особым дополнительным программам, претендующим на более глубокий взгляд на эту науку, чем это заложено в «базисном компоненте». Наличие общих математических интересов облегчает общение таким детям, а именно общение чаще всего у них особенно затруднено.
В то же время обычно детям с отклонениями в развитии требуется обучение по дополнительным программам, представляющим собой адаптированные варианты основных программ, причем обычно в объеме «базисного компонента».
Известно, что в рамках «базисного компонента» программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений отличаются от программ других образовательных учреждений не столько содержанием, сколько методическим обеспечением и увеличением времени на их освоение. То есть приблизительно то же дается иными средствами и медленнее, с большим количеством повторений.
Наиболее специфичны по отношению к структуре психического дизонтогенеза именно методические средства и технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Практически каждому виду психического дизонтогенеза можно поставить в соответствие специальные (коррекционные) образовательные учреждения определенного вида или нескольких видов с соответствующим методическим и техническим оснащением. Например, задержанное развитие — образовательные учреждения или классы, группы для детей с ЗПР; недоразвитие, поврежденное развитие — образовательные учреждения для умственно отсталых детей; дефицитарное развитие — образовательные учреждения для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих.
С сожалением следует констатировать, что дети с дисгармоническим развитием нередко попадают в учреждения правоохранительной системы на стадии «кристаллизации» отклонений в развитии, когда образовательный процесс резко затрудняется: воспитывать и обучать таких детей на стадии оформления дисгармонии развития малоэффективно. До этого периода их следовало бы «образовывать» в иной плоскости, нежели это предусмотрено системой образования. Традиционно наши образовательные учреждения реализуют обучение и воспитание преимущественно через интеллектуальную сферу ребенка, то есть воздействуя на мышление и сознание. Дети же с дисгармонической структурой дизонтогенеза нуждаются в воспитании и обучении преимущественно через эмоционально-волевую и собственно личностную сферу, то есть через воздействие на эмоции, чувства, способность к сопереживанию, стыд, совесть и другие этические и эстетические переживания.
Прогрессивным направлением развития современного специального образования несомненно следует считать и создание групп, классов для детей с сочетанными отклонениями в развитии и сложной структурой дефекта, или дизонтогенеза.
Специалисты ПМПК могут рекомендовать специалистам образовательных учреждений разрабатывать или использовать готовые (чаще — авторские) индивидуализированные или дифференцированные программы обучения. По отношению к детям с отклонениями в развитии такие программы нередко требуют сочетания элементов программ разных уровней: дошкольного и начального общего, основного общего и начального профессионального и других. Кроме того, в них привносятся элементы специальной помощи, например логопедической, психологической. Такие элементы могут быть интегрированы в новые технологии обучения и воспитания, а могут «прикладываться» к основному образовательному процессу в качестве дополнительных занятий с логопедом, психологом, другим специалистом. В таких случаях именно специалисты ПМПК могут выступать инициаторами развития системы специального образования, выходя с соответствующими предложениями на управление образования.
Формы и условия получения образования
При тонкой и достоверной диагностике специальных образовательных потребностей ребенка, обследованного на ПМПК, обязательно решается вопрос о формах и условиях, при которых эти потребности могут быть удовлетворены.
В Законе «Об образовании» указываются следующие формы получения образования: семейное образование, самообразование, экстернат; в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной.
По отношению к определенным категориям детей с отклонениями в развитии использование некоторых из этих форм является вполне эффективным и адекватным структуре психического развития.
В частности, дети с хроническими соматическими заболеваниями, повышенной утомляемостью, возникающими на ее фоне нарушениями внимания, памяти, других психических процессов при отсутствии первичных нарушений мышления могут осваивать ту или иную образовательную программу в условиях семьи, если семья готова взять на себя такую ответственность.
В подростковом возрасте некоторым учащимся, обычно с дисгармонической или искаженной структурой психического дизонтогенеза, может быть предложена форма экстерната или вечернего обучения.
Однако вопрос о форме обучения перед специалистами ПМПК встает гораздо реже, чем вопрос об условиях получения образования. Традиционно большинство детей, как с отклонениями в развитии, так и без них, получают образование в условиях классов, при так называемом фронтальном обучении.
В то же время дети с отклонениями в развитии нередко нуждаются в переводе на индивидуальное обучение, иногда — на дому, иногда — в условиях образовательного учреждения. Время индивидуального периода обучения определяется специалистами ПМПК в зависимости от конкретных показаний именно к такой форме обучения. При переводе ребенка на иную форму обучения очень важен динамический контроль его состояния и развития. Особенно болезненным бывает период адаптации ребенка к условиям фронтального обучения в классе после длительного индивидуального обучения на дому. В таких случаях важно тесное взаимодействие и обмен информацией между ПМПК и ПМП-консилиумом образовательного учреждения, в котором обучается ребенок.
В некоторых случаях достаточно эффективным бывает смешанное обучение — индивидуальный режим посещения уроков, один-два или более свободных дней в неделю в соответствии с показаниями и по согласованию с администрацией образовательного учреждения. Обычно это случаи выраженных нейродинамических расстройств, при которых на первый план выступают нарушения умственной работоспособности.
Направление детей с отклонениями в развитии
в учреждения других ведомств
В соответствии с результатами диагностики нередко требуется решение вопросов об обеспечении детям с отклонениями в развитии сопутствующей или основной помощи вне системы образования.
В частности, при необходимости совмещения обучения и поддерживающего лечения врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка у врачей соответствующего профиля в детской поликлинике или психоневрологическом диспансере; возможно направление в профилированные медицинские центры в соответствии с конкретными медицинскими показаниями.
Иногда обнаруживается приоритетность лечения ребенка при поддерживающем его развитие обучении и воспитании. Это возможно в оздоровительных учреждениях, где осуществляется и образовательный процесс. При некоторых лечебных учреждениях имеются школы, в частности — при центральных психоневрологических детских больницах, что позволяет совмещать сложный лечебный процесс с обучением и воспитанием ребенка.
При необходимости временного освобождения ребенка от учебной деятельности ПМПК может обратиться с подобной рекомендацией к участковому педиатру или подростковому врачу, участковому психоневрологу и другим специалистам, наблюдающим ребенка по месту жительства. Речь в данном случае идет о тех показаниях, которые непосредственно вытекают из явлений дезадаптации ребенка в условиях образовательного учреждения. При декомпенсации состояния ребенка в связи с неадекватностью условий, форм, методов обучения и воспитания в семье или образовательном учреждении обычно также возникает необходимость временного освобождения ребенка от учебной деятельности и рекомендации обращения в ППМС-центр для устранения неблагоприятных изменений в структуре психического развития ребенка.
Все вопросы оказания ребенку сопутствующей или основной медицинской помощи решаются путем направления рекомендаций врачей ПМПК врачам соответствующих профилей, наблюдающих ребенка по месту жительства.
При необходимости совмещения обучения с решением вопросов социальной и правовой защиты ребенка ПМПК может рекомендовать заинтересованным родителям (законным представителям) или специалистам психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения выйти на соответствующие учреждения и ведомства. Например, при выраженном семейном неблагополучии по асоциальному типу специалисты ПМПК могут рекомендовать социальному педагогу образовательного учреждения обратиться с соответствующим представлением в подразделение по делам несовершеннолетних местного управления внутренних дел или в комиссию по делам несовершеннолетних при местных органах самоуправления.
Итак, диагностическая функция ПМПК многозначна и сложна. Это — центральная функция ПМПК. Результатом выполнения этой функции является коллегиальное заключение на ребенка с рекомендациями по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи как в системе образования, так и вне системы образования (см. «Оформление документации по результатам обследования ребенка на ПМПК»).
Информационно-аналитическая функция
Одно из направлений реализации этой функции заключается в формировании информационной базы данных, необходимой для обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях, включая ПМП-консилиумы образовательных учреждений.
В связи с этим, в задачи региональных ПМПК входит разработка форм (анкет, вопросников, листов статистической отчетности и т.п.), позволяющих получать от нижестоящих структур системы ПМПК необходимую информацию о детях и подростках с отклонениями в развитии. В современных условиях желательно формировать региональную базу данных на электронных носителях (компьютерных дискетах).
При сборе статистической информации в качестве одного из важнейших параметров можно рекомендовать распределение детей с отклонениями в развитии по видам психического дизонтогенеза. Важно также учитывать количество детей и подростков с отклонениями в развитии, направленных в разные типы и виды образовательных учреждений, а также в другие учреждения и ведомства.
Формирование базы данных об учреждениях систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы региона и федерального уровня, сотрудничающих с ПМПК и обеспечивающих процесс образования детей с отклонениями в развитии или содействующих его обеспечению — это еще одно важнейшее направление реализации информационной функции. Эти вопросы ПМПК может решать во взаимодействии с представителями управления образования.
ПМПК заинтересована в информировании управления образования о реальном положении дел и тенденциях, которые наблюдаются в популяции детей и подростков с отклонениями в развитии. Такая информация важна для учета обеспеченности детей и подростков с отклонениями в развитии адекватным местом в системе образования, а также для планирования развития системы специального образования.
При наличии достоверной и полной информации по представленным выше вопросам у специалистов ПМПК появляется возможность своевременного предоставления этой информации населению, что, в частности, решает многие задачи профилактической работы, а также способствует повышению общей культуры населения в отношении к детям и подросткам с отклонениями в развитии.
Информационно-аналитическая функция пронизывает деятельность каждого специалиста ПМПК и коллегиального совета всех специалистов ПМПК, а также все направления и формы деятельности ПМПК как учреждения или структурного подразделения учреждения.
Каждым специалистом осуществляется профессиональный анализ «входящей» информации и результатов обследования ребенка.
Формулирование и проверка гипотезы о структуре, динамике и прогнозе развития ребенка возможны только при наличии стройной системы аналитической работы команды специалистов ПМПК. Планирование обследования ребенка на ПМПК осуществляется на основании анализа первичной информации, в том числе документации, которая запрашивается при обращении родителей ребенка в ПМПК. В результате решается вопрос о процедуре и условиях обследования ребенка.
Наиболее ответственным этапом аналитической работы является коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка. Аналитическая деятельность осуществляется каждым специалистом в рамках логики его профессиональных знаний, задач, направленных на достижение единой цели ПМПК.
Важнейшим результатом аналитической деятельности ПМПК является ежегодная аналитическая справка, представляемая начальнику соответствующего управления образования (в конце календарного года, при необходимости — чаще). Такая справка служит не только формой отчетности ПМПК, но и обязательно включает предложения по развитию системы специального образования и ее связей с другими учреждениями и ведомствами на территории, обслуживаемой данной ПМПК.
Содержание аналитической справки соответствует основным рубрикам аналитического журнала, к аналитической справке прилагаются предложения по развитию системы специального образования.
Организационная функция
Координация деятельности структурных единиц системы ПМПК
Для того чтобы все структуры ПМПК (региональные, муниципальные ПМПК, а также ПМП-консилиумы образовательных учреждений) работали как слаженная система, региональные ПМПК должны взять на себя функцию координации деятельности муниципальных (городских, районных) ПМПК, а муниципальные ПМПК, соответственно, ПМП-консилиумов образовательных учреждений.
Для этого при ежегодном планировании деятельности ПМПК можно рекомендовать отражать в плане направления, содержание, механизмы, формы обсуждения и представления результатов взаимодействия всех структурных единиц системы ПМПК между собой. Вопросы координации деятельности могут обсуждаться на совещаниях, собраниях, планерках всеми специалистами ПМПК разных уровней, но окончательное согласование этих вопросов представляется наиболее разумным и эффективным обсуждать на координационных советах заведующих региональной и муниципальных ПМПК с приглашением председателей ПМП-консилиумов образовательных учреждений. Возможно проведение аналогичных координационных советов заведующими муниципальных ПМПК с председателями ПМП-консилиумов образовательных учреждений.
Кооперация структурных единиц системы ПМПК
Вопросы кооперации структурных единиц системы ПМПК представляются чрезвычайно важными, так как на любом уровне системы ПМПК возможны свои сильные и слабые стороны. В настоящее время ПМПК еще сохраняют неоднородность по составу, уровню профессионализма специалистов, оснащенности и т.д. В связи с этим региональной ПМПК можно рекомендовать собрать и распространить для нижестоящих структурных единиц системы ПМПК информацию (это следует отнести и к информационной функции) о наличии наиболее высококвалифицированных специалистов того или иного профиля в различных ПМПК, а возможно и в ПМП-консилиумах. Кроме того, всем специалистам системы ПМПК следует ориентироваться в возможностях дополнительных, в том числе аппаратурных диагностических исследований на базе тех или иных наиболее оснащенных ПМПК региона.
В рамках кооперации возможны и иные направления распределения обязанностей между различными ПМПК. В частности, вопросы курирования детских домов и школ-интернатов, а также дошкольных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут решаться по-разному в зависимости от конкретных местных условий. Такие учреждения могут курироваться муниципальными ПМПК при обязательном обследовании детей и подростков с наиболее диагностически сложными формами отклонений в развитии совместно представителями муниципальных и региональных ПМПК. Контроль достоверности диагностики развития и эффективности психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам этих учреждений может проводиться путем регулярных выборочных обследований представителями региональной ПМПК.
Методическая функция
Методические совещания
Традиционно методическая функция чаще всего реализуется в форме методических совещаний. Практика показывает, что такие совещания рационально проводить в среднем четыре раза в год. Два из них обычно приурочены к началу (конец августа — начало сентября) и окончанию (конец мая — начало июня) учебного года. Одно из методических совещаний для системы ПМПК актуально проводить в марте-апреле, когда начинается комплектация специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Наконец, еще одно совещание актуально проводить в конце или начале календарного года (декабрь-январь). Это совещание обычно посвящено подведению итогов, анализу результатов, а также перспективному планированию деятельности ПМПК, в том числе и вопросам методического оснащения и развития технологий обследования детей и подростков с отклонениями в развитии на ПМПК.
Методические совещания обычно проводятся специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муниципальных ПМПК для членов ПМП-консилиумов образовательных учреждений, находящихся на данной территории. Хотя бы один раз в году такое совещание желательно проводить расширенным составом, с участием представителей всех структурных подразделений системы ПМПК. Наиболее оправданы такие совещания в начале календарного или учебного года. Организация такого методического совещания ложится на плечи региональной ПМПК, которой можно рекомендовать приглашать на подобные совещания представителей науки, а также представителей наиболее эффективно работающих ПМПК Российской Федерации.
Методический совет
Ученые и практики, занимающиеся вопросами методического обеспечения деятельности ПМПК, многократно ставили вопрос о разработке единых требований к методическому оснащению ПМПК. Следует признать, что в настоящее время не существует готовых вариантов такого оснащения, которые соответствовали бы всем необходимым критериям стандартизации. В связи с этим возникает потребность в деятельности методического совета системы ПМПК, который может создаваться на базе региональной ПМПК преимущественно из ее специалистов, но с участием наиболее высококвалифицированных специалистов других ПМПК и ПМПк региона.
Основными вопросами, которые нуждаются в обсуждении и согласовании членами методического совета, являются следующие.
1) Достижение договоренности об использовании в условиях ПМПК единого пакета диагностических методик для обследования детей и подростков с отклонениями в развитии. Речь идет не только о едином списке методик, но и об их стандартном виде. При этом следует помнить, что в рамках этого единого набора диагностических методик для каждого конкретного ребенка выбираются те методики, которые соответствуют индивидуальному плану обследования этого ребенка.
Не исключено, что всем структурным подразделениям системы ПМПК следует применять ко всем детям и подросткам минимальный «базисный» набор методик. Это даст возможность для сравнения результатов, статистического анализа состояния детской популяции по наиболее существенным для цели и задач ПМПК параметрам. Одним из таких параметров безусловно является уровень развития и структура интеллекта.
Возможно введение некоторых медицинских параметров, в частности отражающих состояние сенсорной сферы (зрения, слуха) и общей и мелкой моторики, а также латерализации сенсомоторных функций (преобладание лево-правой ориентации).
Среди медицинских параметров важное значение имеют сведения об осложнениях во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном развитии.
Можно рекомендовать и краткое обследование всех детей соответствующих возрастных категорий с помощью небольшого единого набора средств, оценивающих состояние знаний, умений и навыков.
Наряду с важностью единого вида такого «базисного» набора методик, существенной является возможность количественного или схематического (например, графического) отображения результатов обследования. Для фиксации результатов обследования (в том числе и повторных обследований) ребенка на ПМПК можно предложить форму «Индивидуального паспорта развития ребенка», в котором фиксируется информация в соответствии с «базисным» компонентом обследования.
В отличие от карты развития ребенка, которая хранится в ПМПК, «паспорт» хранится у родителей (законных представителей) ребенка и может предъявляться ими при самостоятельном или по направлению обращении к другим специалистам, в другие учреждения и ведомства в связи с вопросами развития ребенка.
2) На методическом совете могут быть приняты единые требования к процедуре обследования ребенка на ПМПК с учетом того, что план и методические средства обследования индивидуализированы в соответствии с конкретными показаниями.
3) Достижение договоренности о единых требованиях к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности ПМПК.
4) Для повышения уровня компетентности в методических вопросах представляется важным повышение квалификации специалистов ПМПК. В настоящее время в системе образования действует правило о повышении квалификации на курсах, в соответствии со специальностью, не реже одного раза в 5 лет. Отчет о результатах повышения квалификации может быть представлен перед собранием специалистов ПМПК в форме обобщенного устного сообщения с акцентом на новых тенденциях в работе ПМПК.
Консультативная функция
Консультирование является основной формой взаимодействия специалистов ПМПК с лицами, представляющими интересы детей с отклонениями в развитии (родителями, законными представителями; педагогическими, медицинскими, социальными работниками и др.). Консультирование предполагает мягкую, ненавязчивую, но убедительную форму предложения рекомендаций. При правильной организации консультативного процесса родители (законные представители), другие заинтересованные лица проявляют добровольность и сознательность в принятии тех или иных рекомендаций и следовании им.
Специалисты системы ПМПК могут обращаться друг к другу за консультацией по поводу диагностики развития конкретного ребенка, по методическим и другим вопросам.
Посредством профессионально организованных способов специалисты ПМПК осуществляют консультирование самих детей и подростков с отклонениями в развитии. Этот процесс осуществляется в разных формах, соответственно уровню развития, возрасту, состоянию на момент обследования, личностным особенностям ребенка и т.п. При этом, наряду с обязательным эмоциональным принятием ребенка, возможно представление рекомендаций как в прямой форме (совет, рекомендация, предложение по выполнению отдельных тренировочных упражнений или целой программы), так и в косвенной (намек, метафора, перенос и др.).
Функция сопровождения
Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК, является необходимым звеном деятельности ПМПК. Фактически это звено представляет собой обратную связь, или контроль эффективности рекомендаций, которые были даны после обследования.
Во времени такой контроль должен осуществляться в соответствии с показаниями, проистекающими из структуры и динамики развития конкретного ребенка. Однако в любом случае представляется важным осуществлять контроль развития ребенка не реже одного раза в год. Это необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить какие-либо неблагоприятные проявления в состоянии и развитии ребенка и решить вопрос о возможных изменениях условий развития ребенка, включая условия получения образования и различные аспекты сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Сопровождение детей и подростков,
обучающихся и воспитывающихся в системе образования
ПМПК осуществляет это направление сопровождения преимущественно через ПМП-консилиумы образовательных учреждений, хотя контроль эффективности рекомендаций возможен и непосредственно через родителей (законных представителей).
Сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии,
не охваченных системой образования
Если дети и подростки, прошедшие обследование на ПМПК, по какой-то причине не охвачены системой образования, то ПМПК непосредственно взаимодействует с родителями (законными представителями).
Детальное описание особенностей сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии, прошедших первичное обследование на ПМПК, будет представлено ниже под рубриками «Лист контроля динамики развития» и «Сопровождение ребенка, прошедшего обследование на ПМПК. Контроль реализации рекомендаций ПМПК и динамики развития ребенка».
Просветительская функция
Специалисты ПМПК осуществляют просвещение по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК.
К важнейшим из этих вопросов можно отнести информирование населения о важности внимательного отношения к особенностям развития детей с самого раннего возраста, а именно с момента рождения и на протяжении всех возрастных этапов детства. Для этого специалистам ПМПК следует знакомить родителей, других заинтересованных лиц, занимающихся обучением, воспитанием, развитием детей, с общими закономерностями нормального онтогенеза. Важно информировать родителей в доступной для понимания форме о различиях между нормальными, утрированными или кризисными возрастными проявлениями, пограничными психическими расстройствами и возможным началом нервно-психического заболевания и т.п.
Хотя специалисты ПМПК непосредственно не занимаются проблемами внутриутробного развития, тем не менее в просветительской деятельности обязательно обращают внимание на необходимость консультирования ребенка в ПМПК на ранних этапах его развития при наличии осложнений при беременности и родах. Раннее обращение, даже при отсутствии каких-либо очевидных отклонений в постнатальном развитии, поможет решить вопросы ранней диагностики или предупредить возможность возникновения отклонений в развитии с помощью адекватных профилактических средств и мероприятий.
Просветительская деятельность осуществляется с использованием различных форм: лекций, семинаров, тренингов, консультирования и др. Используются и разнообразные средства: печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии (в том числе компьютерные программы).
Адресатом просветительской деятельности специалистов ПМПК в первую очередь являются родители (законные представители), а также все взрослое население, у которого важно сформировать гуманное и разумное отношение к детям и подросткам с отклонениями в развитии, в том числе к детям-инвалидам, детям-сиротам.
Просветительская деятельность осуществляется и непосредственно с детским населением. При этом у здоровых, нормально развивающихся детей важно формировать бережное и уважительное отношение, направленное на оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии. С детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, ведется работа по укреплению личности, формированию устойчивой адекватной самооценки, адекватных притязаний, деятельной позиции на достижения в рамках имеющихся возможностей развития и т.п.
Специалисты смежных ведомств, с которыми сотрудничает ПМПК, — это еще один адресат просветительской деятельности ПМПК. Очень важно довести до сведения этих специалистов цель, задачи, направления деятельности ПМПК; информировать их о показаниях и своевременности направления детей и подростков в ПМПК, а также предложить и, возможно, обсудить механизмы и формы взаимодействия специалистов разных учреждений и ведомств со специалистами ПМПК.
Реализация функций ПМПК
Направления деятельности:
— прием населения (экспертно-диагностическая, консультативная, аналитическая функции);
— организационно-методическая деятельность на рабочем месте и в рамках всей системы ПМПК (организационная, методическая, информационная функции);
— просветительская деятельность (просветительская, организационная, информационная функции);
— контроль эффективности рекомендаций ПМПК, или обратная связь (организационная, экспертно-диагностическая, аналитическая функции, функция сопровождения).
Формы деятельности:
— диагностическое обследование (методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности);
— консультирование (психологическое, педагогическое, медицинское);
— кратковременное диагностическое обучение и/или диагностическое лечение;
— аналитико-статистическая обработка материалов (анализ, обобщение, описание, графическое представление);
— лекции, семинары, тренинги;
— подготовка публикаций (статьи, монографии, методические рекомендации);
— выступления на радио и телевидении, выход с информационными сообщениями в Интернет;
— организация «родительских школ», профессиональных клубов.
Следует учитывать, что, помимо перечисленных, существует огромное разнообразие форм деятельности, приемлемых для реализации целей и задач ПМПК. Их выбор зависит от профессиональной подготовки специалиста и осуществляется каждым специалистом с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Заключение
ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с опорой на целый ряд важнейших параметров.
Только на основании достоверной диагностики возможно определение специальных образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии.
Для того чтобы правильно определить образовательные потребности и условия, в которых необходимо обучать и воспитывать ребенка, любой специалист ПМПК исследует и анализирует, в частности, индивидуальную структуру развития ребенка.
ПМПК может рассматриваться как важнейшая структура, призванная формировать правильное отношение социума к детям и подросткам с отклонениями в развитии.
При тонкой и достоверной диагностике специальных образовательных потребностей ребенка, обследованного на ПМПК, обязательно решается вопрос о формах и условиях, при которых эти потребности могут быть удовлетворены.
В соответствии с результатами диагностики нередко требуется решение вопросов об обеспечении детям с отклонениями в развитии сопутствующей или основной помощи вне системы образования.
При сборе статистической информации в качестве одного из важнейших параметров можно рекомендовать распределение детей с отклонениями в развитии по видам психического дизонтогенеза. Важно также учитывать количество детей и подростков с отклонениями в развитии, направленных в разные типы и виды образовательных учреждений, а также в другие учреждения и ведомства.
Информационно-аналитическая функция пронизывает деятельность каждого специалиста ПМПК и коллегиального совета всех специалистов ПМПК, а также все направления и формы деятельности ПМПК как учреждения или структурного подразделения учреждения.
Для того чтобы все структуры ПМПК (региональные, муниципальные ПМПК, а также ПМП-консилиумы образовательных учреждений) работали как слаженная система, региональные ПМПК должны взять на себя функцию координации деятельности муниципальных (городских, районных) ПМПК, а муниципальные ПМПК, соответственно, ПМП-консилиумов образовательных учреждений.
Традиционно методическая функция чаще всего реализуется в форме методических совещаний. Методические совещания обычно проводятся специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муниципальных ПМПК для членов ПМП-консилиумов образовательных учреждений, находящихся на данной территории.
Консультирование является основной формой взаимодействия специалистов ПМПК с лицами, представляющими интересы детей с отклонениями в развитии (родителями, законными представителями; педагогическими, медицинскими, социальными работниками и др.). Консультирование предполагает мягкую, ненавязчивую, но убедительную форму предложения рекомендаций.
Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК, является необходимым звеном деятельности ПМПК. Фактически это звено представляет собой обратную связь, или контроль эффективности рекомендаций, которые были даны после обследования.
Специалисты ПМПК осуществляют просвещение по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК.
К важнейшим из этих вопросов можно отнести информирование населения о важности внимательного отношения к особенностям развития детей с самого раннего возраста, а именно с момента рождения и на протяжении всех возрастных этапов детства. Для этого специалистам ПМПК следует знакомить родителей, других заинтересованных лиц, занимающихся обучением, воспитанием, развитием детей, с общими закономерностями нормального онтогенеза. Важно информировать родителей в доступной для понимания форме о различиях между нормальными, утрированными или кризисными возрастными проявлениями, пограничными психическими расстройствами и возможным началом нервно-психического заболевания и т.п.
Следует учитывать, что, помимо перечисленных, существует огромное разнообразие форм деятельности, приемлемых для реализации целей и задач ПМПК. Их выбор зависит от профессиональной подготовки специалиста и осуществляется каждым специалистом с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Используемая литература
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 2008.
2. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М.: МГУ, 2010.
3. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре /Под ред. Л.С. Алексеевой. — М.: НИИ семьи, 2008.
4. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р., Пахомова А.П., Полонская Н.Н. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, Образовательный центр «Педагогический поиск», 2007.
5. Психологическая диагностика детей и подростков. /Под ред. К.М. Гуревича. М.: 2005.
6. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. /Под ред. Л.М. Шипициной. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 2009.
7. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под общей ред. М.М.Семаго. — М.: АРКТИ, 2009.
8. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием. /Школа здоровья, № 3, 2006.
9. Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта). /Семейная психология и семейная терапия, № 1, 2008.
10.www.psychol-ok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный текст: определение и основные функции
Статья посвящена проблемам, связанным с определением и основными функциями учебного текста....
Урок- исследования "Основная функция листа"
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В ка...
Целеполагание - основная функция управления
Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....
«Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на домре».
Разработка открытого урока в классе домры. Дается подробное описание цели и задач урока, его структуры....
"Операционная система. Назначение и основные функции ОС"
Тема урока: "Операционная система. Назначение и основные функции ОС"Тип урока: Объяснение нового материала с выполнением практической работыВид урока: КомбинированныйЦели образования:Образовател...
Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка
В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предлож...
как россияне видят основную функцию школы?_большинство уверено в том, что у школы, кроме образовательной, должна быть и воспитательная функция
А вот функцию побуждения детей к поиску новых знаний считают важной меньшее, чем воспитание, количество респондентов. Хотя без привычки и навыка поиска новых знаний у человека не...