Главные вкладки

    Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС
    статья по теме

    Ураева Альфира Асгатовна

    Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ» Колосовского муниципального района Омской области. (2012-2013 уч. год). Статья подготовлена в рамках участия в 11-Чередовских чтениях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение «Крайчиковская средняя общеобразовательная школа Колосовского муниципального района Омской области

    Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

    (2012-2013 учебный год)

    Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ»

    Колосовского муниципального района Омской области.

    Ураева Альфира  Асгатовна,

    руководитель ШМО учителей-предметников,

    учитель французского языка

    2013

    Количественный и качественный состав педагогических работников МКОУ «Крайчиковская СОШ»:

    1. общее количество: 16 человек.
    2. возраст:

    - до 30 лет – нет;

    - 30-40 – 1чел. (6%);  

    - 40-45 – 7 чел.  (44 %);

    - 46-50 – 4 чел. (25%);

    - старше 50 лет – 4 чел. (25%).

    1. имеют педагогический стаж работы:

               - 5-10 лет – нет;

               - 10-20 лет – 1 чел. (6%);  

               - 20-25 лет – 10 чел. (63%);

               - свыше 25 лет – 5 чел. (31 %).

         Трудно менять своё сознание, имея такой солидный стаж и возраст. Но учитель на то и учитель, что ему постоянно приходится учиться, чтобы идти в ногу со временем. Учителя нашей школы не исключение.

    1. образование:  

            - высшее педагогическое образование – 12 чел. (75%);

            - среднеспециальное: 4 чел. (25%), из них 1 чел. на данный момент получает высшее образование.    

    1. квалификация:

    - высшая квалификационная категория– 4 чел. (25%);

    - первая -  8 чел.(50%);

    - вторая – 2 чел. (12,5%);

    - соответствие занимаемой должности – 2 чел (12,5%).

          Несмотря на достаточно высокий уровень образования и квалификации, учителя нашей школы постоянно работают над повышением своего педагогического мастерства, посещая курсы повышения квалификации, обучаясь на семинарах и руководствуясь словами К.Д.Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

          За последние 5 лет:

    -  все 16 педагогов школы прошли курсовую систему повышения квалификации при БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»;

    - в 2011 г. 3 педагога прошли профессиональную переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление»;

    - в настоящее время 4 педагога обучаются по специальности «олигофренопедагогика».

         Кроме того, организовано ежегодное участие педагогов школы в областных проектировочных семинарах по теме «Разработка тематического планирования в 5-6 классах. Проектирование урока в соответствии с ФГОС».

          С 2011г. в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования педагоги школы - активные участники  видеоконсультаций, которые организуются методистами ИРООО г. Омска.

          Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, особенно в условиях сельской малокомплектной школы, а в условиях реализации ФГОС начального и основного общего образования важнейшим требованием  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

        Методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализации плана.

               С 2010-2011 учебного года деятельность педагогического коллектива  направлена на изучение и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с 2011-2012 уч. года - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 2012-2013 уч. год – введение ФГОС ООО в режиме пилотной школы.

    Основной целью методической работы нашего образовательного учреждения в новых условиях стало:

    Обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развитии.

         Профессиональный рост педагога это - цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

            Система методической работы школы подразумевает различные формы работы, которые можно условно разделить на  организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные.

    Традиционными формами работы в школе стали:

    Организационные

    Дидактические

    1. тематические педагогические советы;
    2. тематические заседания ШМО, творческих и рабочих групп;
    3. диагностика, педагогический мониторинг;
    4. индивидуальная работа;
    5. аттестация;
    6. самообразование педагогов;
    1. семинары - практикумы;
    2. открытые уроки;
    3. взаимопосещение уроков;
    4. круглые столы;
    5. предметные недели;
    6. творческие отчеты;
    7. групповые и индивидуальные консультации;
    8. практикумы по конструированию уроков;
    9. информирование и обсуждение методических новинок;
    10. презентация методических наработок.

        Высшей формой методической работы является педагогический совет. Тематика педсоветов:

    1. «Культура педагога как условие успешной профессиональной деятельности»;
    2. «Педагогические консилиумы – основная форма организации педагогической диагностики в школе»;
    3. «Роль учителя в современном обществе»;
    4. «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика».

        В школе действуют 2 методических объединения:

    1. ШМО учителей - предметников (руководитель: Ураева А.А.).

    2. ШМО классных руководителей (руководитель: Ильиных С.Н.).

            Школьное методическое объединение учителей-предметников объединяет всех учителей школы, а не только по отдельным циклам. В этих условиях только наличие единой методической темы даёт возможность продуктивной работы в рамках одного объединения.

             На данный момент такой единой темой является «Системно - деятельностный подход в организации обучения как одно из условий реализации новых образовательных стандартов».

                       Цель ШМО классных руководителей: cовершенствование форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников. В работе методического объединения решаются следующие задачи: 

    1. Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.
    2. Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
    3. Изучение и обобщение интересного опыта работы

    классных руководителей.

    1. Содействие развитию воспитательной системы школы.
    2. Развитие творческих способностей педагога.

            Профессиональному росту учителей способствует работа над темами самообразования. В этом плане очень актуальны слова Д. Писарева: «Настоящее образование есть только самообразование».

          Темы определяются в соответствии с единой методической темой ШМО:

    1. «Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной школе» (Непочатых С.Н., учитель начальных классов);
    2. «Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Азбука мастерства» (Царева Е.В., учитель начальных классов);
    3. «Цифровые образовательные ресурсы как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах» (Поморова Е.В., учитель математики);
    4. «Использование ИКТ на уроках математики и физики» (Поморова В.А., учитель математики);
    5. «Формирование экологически культурной личности» (Орёл Е.Т., учитель химии и биологии);
    6. «Приёмы формирования географического образа территории» (Путрина Е.Д., учитель географии и биологии);
    7. «Нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы»  (Кондратьева Н.А., учитель литературы);
    8. «Этюд как один из способов развития литературно-творческих способностей учащихся» (Кожевникова З.А., учитель русского языка и литературы);
    9. «Приёмы работы с текстом как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (Матирко В.В., учитель истории и обществознания);
    10.  «Роль семьи в становлении личности учащегося» (Иванова М.И., социальный педагог);
    11.  «Языковое портфолио учащегося как средство развития оценочных умений» (Ураева А.А., учитель французского языка);
    12.  «Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей» (Ильиных СВ.Н., учитель музыки, ИЗО, технологии);
    13.  «Развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры» (Ильиных С.Н., учитель физкультуры).

        Открытые уроки - одна из важных форм организации методической работы. Ежегодно учителями школы проводятся открытые уроки, сценарии которых разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. Педагоги показывают, демонстрируют коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок - средство распространения позитивного и инновационного опыта.

        Для качественного и всестороннего самоанализа и обсуждения открытых уроков была подготовлена схема анализа открытого урока, куда были включены следующие пункты:

    - какая приоритетная цель реализуется на уроке;

    - развитию каких качеств уделяется особое внимание;

    - доля репродуктивной и поисковой деятельности;

    - кто организует деятельность на уроке;

    - эмоциональное состояние школьников во время урока;

    - стиль общения учителя с учащимися и др.

           Такой подход к анализу урока способствует повышению педагогического мастерства учителя.  

     Педагогами школы проводится работа с учащимися, мотивированными на учебу. В целях обобщения и закрепления полученных учащимися знаний по различным предметам, повышения их образовательного уровня, привития интереса к изучаемым предметам, в школе ежегодно проводятся предметные Недели по математике, истории, химии, технологии, французскому языку и т.д. По итогам предметных недель материал обобщается и систематизируется.

     В педагогической деятельности большое внимание уделяется развитию исследовательских умений у учащихся. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС основного общего образования. В школе работает научное общество учащихся «Эрудит» (руководитель Ильиных Св.Н.). С каждым годом расширяется тематика исследовательских работ, повышается качество выполнения работ на основе разработанных критериев. Большое значение уделяется грамотному оформлению в соответствии с требованиями. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в районных и региональных научно-практических конференциях и становятся победителями и призёрами.

    Также педагоги школы работают над развитием социальных компетенций учащихся. В этом плане наиболее эффективным способом является использование проектного метода, в частности, социального проектирования. В 2012-2013 уч. году под руководством учителя истории Матирко В.В.  был подготовлен  победитель областного конкурса социальных проектов в номинации «Корнями дерево сильно» (проект «Родословная моей семьи»).

          Главное в методической работе школы - оказание действенной помощи учителям при подготовке конкурсных материалов к различным конкурсам профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Мой открытый урок» и др., участниками которых являются наши педагоги. Такая целенаправленная работа позволяет добиться положительных результатов  (в 2011 г. – призер, 3 место; в 2013г. – победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»).

          Особенно значимой такая помощь становится  при подготовке аттестационных материалов на первую и высшую квалификационные категории в соответствии с новой формой прохождения аттестации. Оформлена папка с полным комплектом необходимой документации, рекомендациями, как составить самоанализ своей профессиональной деятельности, как оформить портфолио педагога, критерии оценивания портфолио и др.

         Таким образом, методическое сопровождение – это совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях:

    - овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе;

    - поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.

               Научно-методическое сопровождение образовательного процесса способствует совершенствованию профессиональной компетентности учителя, что, в свою очередь, помогает раскрывать способности, интеллектуальный и творческий потенциал каждого ученика и положительно влияет на качество школьного образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

    На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

    «Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС».

    «Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС»....

    Управление качеством образования в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС

    1.Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется ​2. Основные факторы, определяющие качество образования, и основные задачи в области качества для любого образовательного у...

    Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов «Методика создания и размещения интерактивного образовательного контента в условиях реализации ФГОС»

    Программа:Повышение квалификации Форма обучения: Заочная (дистанционная) Трудоемкость: 72 часа Срок обучения: от 14 дней Документ: Удостоверение о повышении ква...

    Методическое сопровождение профессионального роста учителя в условиях реализации ФГОС

    Разработка стандарта общего образования второго поколения лежит в русле стратегии развития страны и стратегии развития образования до 2020 года. Стандарт является ключевым элементом модернизации росси...

    Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

    Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...