Информационные технологии в инклюзивном образовании детей
статья по теме

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам  детей, что обеспечивает                доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В статье отражена информация                            об организации учебного процесса и  реализации Образовательной программы начального, основного общего и среднего (полного) общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационные технологии  в инклюзивном образовании детей.»

 «Образование – право каждого человека,

имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы,

демократии и устойчивого развития…

 нет ничего более важного,

 никакой другой миссии,

кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998

       Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей,                        что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
      Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

   Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных                              курсов   для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их                взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные                        программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей                                            с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
   На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется:

  • Конституцией РФ,
  • Федеральным законом «Об образовании»,
  • Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,
  •  Конвенцией о правах ребенка,
  • Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

  В настоящее время в России начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями (дети с инвалидностью, длительно болеющие дети, дети с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья) включаются в общеобразовательный процесс. Но включаются не стихийно, а при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения.

Педагогический коллектив нашей школы, не подозревая о том, работает в этом направлении уже много лет. Можно смело сказать, что в нашей школе реализуется инклюзивное образование.

Приведу некоторую статистику по категориям детей получивших образование в нашей школе.

Дети – инвалиды

           Из диаграммы видно, что количество детей-инвалидов сокращается. Это конечно здорово! Хотя школьные врачи говорят о том, что в медицине стали намного строже относиться к диагностике и установлению детям категории инвалидности.

Дети, обучающиеся на дому

Год

 Количество детей

2009

33

2010

11

2011

9

2012

6

2013

3

         

  Из диаграммы видно, что  и количество детей обучающихся на дому тоже сокращается. И это здорово! С 2012 года изменили процедуру прохождения комиссии по установке права получения образования больных детей на дому.

         Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, длительно болеющих детей, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения. Домашнее обучение ведется по общеобразовательной  программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается  аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

    Количество часов в  Учебном плане для этих детей сокращено в три раза. Как правило,  эти дети освобождены от физической культуры, технологий и информатики. Умение работать с компьютером формируется в основном за счет родителей и самообразования.

   Вопреки рекомендациям Минобрнауки РФ  наши дети, кто может,  посещает индивидуальные занятия в школе, участвуют в школьных мероприятиях. Большую помощь в этом оказывает дистанционная форма обучения.

   Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам и длительно болеющим детям  с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь                 и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде,                                  с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

  В нашей школе таким центром является кабинет дистанционного обучения. 36 педагогов прошли курсы повышения квалификации при  ИМЦ Красносельского района, РЦОКОИИТ, АППО СПб по организации дистанционного обучения, создания программ, учебных курсов.

 Свой опыт по организации дистанционного обучения  мы неоднократно показывали на районном уровне в виде семинаров, мастер-классов, на городском уровне – выступления.

  Нашими учителями созданы учебные курсы на платформе Moodl: «Технология. Обслуживающий труд», автор Т.А.Манохина, разработаны уроки, тестовые программы:  контролирующие и обучающие.

  Для длительно болеющих детей проводим дистанционные уроки  через skaip  и прямое присутствие на  веб-уроке.

За время работы нашего кабинета дано 457 дистанционных уроков. 23 педагога дают дистанционные уроки.

 Данная диаграмма показывает эффективность работы коллектива, востребованность родителей в такой форме обучения детей.

Оплата учителям происходит за счет средств КОТУ.

             Дети с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающей направленности VII вида

Год

Количество классов

Количество детей

2009

3

36

2010

2

24

2011

3

34

2012

3

39

2013

3

39

ИТОГО

172

     

  Классы коррекционно-развивающей направленности VII вида общеобразовательных  школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать  задачи своевременной  активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.  Положительным  фактором  в  данном случае является наличие  у детей  возможности  участвовать  во  многих школьных мероприятиях наравне  со  своими  сверстниками  из  других  классов,  а также  то,  что дети  учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
    В Петербурге давно реализуются проекты по созданию коррекционных классов                      и    групп в детских садах и школах. Сейчас в школах Санкт-Петербурга функционирует               261 коррекционный класс, их посещают 2 928 детей. В дошкольных образовательных учреждениях таких групп более 2 700, в них обучается 44 876 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

           Учебный план для этих детей включает вариативную и инвариантную часть. Большое внимание  в нём уделяется предмету «Технология».  На его изучение в каждом классе основного общего образования отводится 3 часа.  Данные часы в 5-7 классах направлены на развитие мелкой моторики,  в  8-9 классах на профориентацию. Подготовку детей  к будущей профессии.  Быстрой адаптации в социуме.

    Сегодня  мир мы не воспринимаем без информационных технологий, компьютеризации.  По желанию родителей  Учебном плане  для данных детей  мы ввели предмет «Информационные технологии» для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, формирования умений  по применению современных информационных  технологий. Сначала это был 1 час в неделю в 9 классе. Оказалось, что этого недостаточно. Затем мы ввели 1 час в неделю,  но с 8 класса.   А теперь в Учебном плане для детей с ОВЗ КРН «Информационные технологии» преподаются в рамках предмета «Технологии»  1 час в неделю с 7-го класса  (по желанию детей и родителей). Это связано с тем, что за один год дети не усваивают материал. Поэтому количество часов увеличивается.

     Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

 Огромную роль в инклюзивном образовании играет подбор кадров, использование современных образовательных технологий. Приоритетными являются информационные технологии, т.к. с их помощью могут общаться все дети, на любом расстоянии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность

В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...

Информационно - коммуникационные технологии в образовании детей с ОВЗ

Статья, раскрывающая сущность наблюдений за образованием детей с ОВЗ и роли ИКТ в формировании  личности учащегося....

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Основные педагогические технологии инклюзивного образования особых детей.

Каких детей можно отнести к особым детям? В чём их особенность? Как учить особых детей? Что такое инклюзивное образование? На эти вопросы я и постараюсь ответить в своём эссе....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеят...

Информационно - коммуникационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая с детьми, имеющими УО, сталкиваешься с рядом трудностей. С одной стороны, современный рынок электронной продукции располагает богатейшими ресурсами электронных учебников, образовательных прогр...