АНАЛИЗ мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе
учебно-методический материал на тему

 

Современные технологии оценки качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии оценки качества образования

АНАЛИЗ

мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе

             

                                                                                         ПОДГОТОВИЛА:

                                                                                         Проскурина С.А.,

                                                                                         Методист МУ «ИМЦ»

Умёт

  2009 г.

Анализ

мониторинга состояния системы дополнительного образования в Умётском районе

        В соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области от 09.10.2009 г. №2757 «О проведении мониторинга состояния системы дополнительного образования детей в Тамбовской области» и приказом отдела образования администрации Умётского района  от 18.11.2009 г.  № 151

«О проведении мониторинга состояния системы дополнительного образования детей в Умётском районе» в ноябре 2009 года проведено мониторинговое исследование  состояния системы дополнительного образования детей в Умётском  районе.

        Проведенное мониторинговое исследование позволило охарактеризовать состояние дополнительного образования в образовательных учреждениях района, выявить динамику и перспективы его развития.

      Дополнительное образование в Умётском районе реализуется в государственных учреждениях различных типов: в 6 общеобразовательных школах с филиалами и 3 –ёх учреждениях дополнительного образования детей: МОУ ДОД «Дом детского творчества», МОУ ДОД ДЮСШ, МОУ ДОД Умётская детская музыкальная школа.                

         По данным мониторинга охват обучающихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях в среднем по району составляет 67 %, что на 12 % ниже показателей прошлого года.

Основной возрастной категорией обучающихся, охваченных программами дополнительного образования, в целом по району, является средний школьный возраст. По сравнению с прошлым учебным годом отмечается увеличение количества детей данной возрастной категории на 12% и младшего школьного возраста на 16%, а также сокращение количества детей старшего школьного возраста на 2%. Снизился процент охвата дополнительным образованием обучающихся, стоящих на профилактическом учёте, и на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних.

В учреждениях дополнительного образования детей занимается 625 детей, что составляет 64% от численности детей в районе от 6 до 18 лет. Основная масса занимающихся детей в учреждениях дополнительного образования – обучающиеся младшего школьного возраста (64% от общего количества детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования). Лишь 2% детей занимаются на базе других учреждений, что свидетельствует о низком взаимодействии  общеобразовательных школ с  учреждениями дополнительного образования. Интеграция общего и дополнительного образования представлена одной формой организации: создание на базе общеобразовательной школы объединений, занятия с которыми ведут педагоги дополнительного образования.

Для реализации программ дополнительного образования в 2008-2009  учебном году в ОУ районе создано 53 учебные группы, что на 34% меньше, чем в прошлом году. Наиболее распространенными являются учебные группы художественно-эстетического, физкультурно-спортивного направлений. Их удельный вес в общем количестве групп в 2008-2009 учебном году составляет 42% и 23%  соответственно. Отмечается сокращение количества групп по  туристско-краеведческому, интеллектуально –познавательному, эколого -биологическому направлениям.

На базе общеобразовательных учреждений развиваются различные формы детских творческих объединений. Наиболее многочисленными являются  секции -13, научное  общество-1, студий – 4, клубов – 3, мастерских – 2.

Только одна базовая школа  сотрудничает  с УДОД.  

Внебюджетное финансирование дополнительного образования в

2009 г.не производилось.

        Анализ программ дополнительного образования, показал, что в ОУ 46% программ-  лицензированные, 58 % -реализуются в рамках педагогической нагрузки. Недостаточное количество долгосрочных (по срокам реализации)-2 % приводит к оттоку из системы дополнительного образования детей старшего школьного возраста, что подтвердили полученные данные мониторинга. Кроме того, более активное использование педагогами модифицированных и авторских программ позволит увеличить охват детей дополнительным образованием.

Использование профессионально-ориентированных программ дополнительного образования весьма актуально в настоящее время.  Их количество по району  составляет 2 % от общего количества программ, реализуемых в общеобразовательных школах.    

   Учреждения дополнительного образования предлагают образовательные услуги по 5 направлениям: научно –техническое, художественно –эстетическое, туристско –краеведческое, физкультурно –спортивное, социально –педагогическое. 68% от всех реализуемых программ относится к художественно –эстетическому направлению. Программ, ориентированных на профессиональную подготовку, нет. Сегодня в учреждениях дополнительного образования реализуется 22 программы (типовых-27%, модифицированных -41%, авторских -32%. Из них -77% долгосрочных). Программы дополнительного образования позволяют участвовать  и обучающимся и педагогам в мероприятиях различного уровня.  В  2009 г. обучающиеся учреждений дополнительного образования приняли участие в 2-ух всероссийских конкурсах, 19-ти областных (15 победителей и призёров) и 14 муниципальных( все участники являлись победителями и призёрами).

Одним из результатов работы учебных объединений по дополнительному образованию обучающихся является участие общеобразовательных школ в соревнованиях и конкурсах различного уровня. Составление рейтинга общеобразовательных школ по участию и результативности участия  в мероприятиях различного уровня позволяет заявить о достаточно высокой активности и результативности участия  МОУ Умётской сош (84 конкурсов различных уровней и 28 соревнований).  По сравнению с данными прошлого мониторинга их количество увеличилось почти вдвое. Достаточно хорошие показатели в МОУ Софьинской оош, МОУСулакской оош, МОУ Оржевской сош. Свои показатели снизил МОУ Ивановский филиал. Улучшила свои показатели МОУ Ольхово-Ильинская  оош. По- прежнему, на низком уровне находится МОУ Глуховский филиал. Вместе с тем, следует отметить большой разрыв в рейтинговых баллах лидирующих ОУ и ОУ, занимающих нижние позиции . Это указывает на необходимость активизации работы ряда ОУ в этом направлении.

Участие обучающихся общеобразовательных учреждений в конкурсах с использованием ИКТ, телекоммуникационных проектах и тематических олимпиадах является немаловажным показателем результативности процесса дополнительного образования в школе.

По полученным в ходе мониторинга данным о своем участии конкурсах с использование ИКТ в 2008-2009 уч. г. заявила

на всероссийском (международном) уровне –  одна МОУ Ольхово –Ильинская оош..

Наибольшее количество участий отмечается в мероприятиях, проводимых  на муниципальном уровне (70% от общего количества мероприятий). Более активными участниками  мероприятий областного и всероссийского уровня являются обучающиеся МОУ Умётской сош.

        Одна общеобразовательная школа области (МОУ Умётская  сош) заявила об осуществлении дистанционного обучения.

Анализ полученных в ходе мониторинга данных показал, что для реализации программ дополнительного образования ОУ имеют достаточное материально-техническое обеспечение. В 2009 г наблюдается сокращение библиотек, которое связано с проводимой реструктуризацией сети сельских ОУ.

Анализ данных о педагогических кадрах, осуществляющих реализацию в ОУ программ дополнительного образования обучающихся, показывает, что основную численность педагогов составляют учителя-предметники (77%).  Заметим, что по прежнему актуальной остается проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров: доля педагогов, прошедших курсы переквалификации -2%, доля педагогов, чья специализация совпадает с направленностью реализуемой программы -73%. Кадровый состав в общеобразовательных учреждениях  характеризуется достаточным уровнем квалификации. 94% педагогов, реализующих программы дополнительного образования, имеют квалификационные категории, причём 71% из них – первую категорию. Из 27 человек, осуществляющих реализацию программ дополнительного  образования в учреждениях дополнительного образования,  77% работников имеют педагогическое образование. 82 % из них являются штатными работниками. У 56 % работников специальность совпадает с направленностью реализуемой дополнительной образовательной программы. 15 % работников не имеют квалификационную категорию. 78 %-работники среднего возраста женского пола.

Проведённое социологическое исследование показало, что 80% и 67% опрошенных детей соответственно считают, что школы и учреждения дополнительного образования предоставляют достаточный набор предоставляемых дополнительных образовательных услуг. 100% обучающихся удовлетворены качеством дополнительного образования в школах и учреждениях дополнительного образования. 67%, удовлетворяют личные потребности и интересы, и 20% считают, что это пригодится им для освоения будущей профессии.

        Таким образом, на основании результатов мониторинга отделу образования:

  1.  Результаты мониторинга довести их до сведения руководителей образовательных учреждений.
  2. Обеспечить организацию дополнительного образования детей в общеобразовательных школах в соответствии с приказом управления образования и науки от 6 декабря 2007 года № 2328 «О мерах по созданию условий для получения общедоступного дополнительного образования детей в дневных общеобразовательных учреждениях».
  3. Продолжить разработку дополнительных образовательных программ детей на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей, уделяя особое внимание формированию профессионального самоопределения и социализации обучающихся старшего и среднего школьного возраста.
  4. Возложить на муниципальные учреждения дополнительного образования детей координирующую функцию по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

          МУ «Информационно –методический центр»:

1. Обеспечить повышение квалификации и переподготовку кадров для реализации дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях;

2. Обеспечить качественное методическое сопровождение деятельности педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, тьюторства, потенциала сетевых объединений педагогов.

Руководителям общеобразовательных учреждений:

  1. Принять меры к лицензированию направленностей дополнительных образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
  2. При формировании пакета дополнительных образовательных программ делать акцент на:
  • интеграцию содержания дополнительных образовательных программ с изучаемыми предметами в рамках общего образования;
  • увеличение доли образовательных (по функциональному значению) программ;
  • разработку программ, отвечающих интересам обучающихся старшего школьного возраста;
  • увеличение доли долгосрочных программ.
  1. Продолжить внедрение новых форм организации дополнительного образования детей (создание на базе общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей, занятия с которыми ведут педагоги дополнительного образования, организация научно –исследовательской деятельности школьников), международные Интернет-олимпиады, Интернет-проекты, заочное и дистанционное обучение и пр.), современных образовательных и воспитательных технологий с использованием компетентностного подхода.

Современные технологии оценки качества образования

АНАЛИЗ

мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе

             

                                                                                         ПОДГОТОВИЛА:

                                                                                         Проскурина С.А.,

                                                                                         Методист МУ «ИМЦ»

Умёт

  2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

Сборник материалов районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образования»

В сборнике представлены материалы выступлений и практических занятий участников районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образова...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...