АНАЛИЗ мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Современные технологии оценки качества образования
АНАЛИЗ
мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе
ПОДГОТОВИЛА:
Проскурина С.А.,
Методист МУ «ИМЦ»
Умёт
2009 г.
Анализ
мониторинга состояния системы дополнительного образования в Умётском районе
В соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области от 09.10.2009 г. №2757 «О проведении мониторинга состояния системы дополнительного образования детей в Тамбовской области» и приказом отдела образования администрации Умётского района от 18.11.2009 г. № 151
«О проведении мониторинга состояния системы дополнительного образования детей в Умётском районе» в ноябре 2009 года проведено мониторинговое исследование состояния системы дополнительного образования детей в Умётском районе.
Проведенное мониторинговое исследование позволило охарактеризовать состояние дополнительного образования в образовательных учреждениях района, выявить динамику и перспективы его развития.
Дополнительное образование в Умётском районе реализуется в государственных учреждениях различных типов: в 6 общеобразовательных школах с филиалами и 3 –ёх учреждениях дополнительного образования детей: МОУ ДОД «Дом детского творчества», МОУ ДОД ДЮСШ, МОУ ДОД Умётская детская музыкальная школа.
По данным мониторинга охват обучающихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях в среднем по району составляет 67 %, что на 12 % ниже показателей прошлого года.
Основной возрастной категорией обучающихся, охваченных программами дополнительного образования, в целом по району, является средний школьный возраст. По сравнению с прошлым учебным годом отмечается увеличение количества детей данной возрастной категории на 12% и младшего школьного возраста на 16%, а также сокращение количества детей старшего школьного возраста на 2%. Снизился процент охвата дополнительным образованием обучающихся, стоящих на профилактическом учёте, и на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних.
В учреждениях дополнительного образования детей занимается 625 детей, что составляет 64% от численности детей в районе от 6 до 18 лет. Основная масса занимающихся детей в учреждениях дополнительного образования – обучающиеся младшего школьного возраста (64% от общего количества детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования). Лишь 2% детей занимаются на базе других учреждений, что свидетельствует о низком взаимодействии общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования. Интеграция общего и дополнительного образования представлена одной формой организации: создание на базе общеобразовательной школы объединений, занятия с которыми ведут педагоги дополнительного образования.
Для реализации программ дополнительного образования в 2008-2009 учебном году в ОУ районе создано 53 учебные группы, что на 34% меньше, чем в прошлом году. Наиболее распространенными являются учебные группы художественно-эстетического, физкультурно-спортивного направлений. Их удельный вес в общем количестве групп в 2008-2009 учебном году составляет 42% и 23% соответственно. Отмечается сокращение количества групп по туристско-краеведческому, интеллектуально –познавательному, эколого -биологическому направлениям.
На базе общеобразовательных учреждений развиваются различные формы детских творческих объединений. Наиболее многочисленными являются секции -13, научное общество-1, студий – 4, клубов – 3, мастерских – 2.
Только одна базовая школа сотрудничает с УДОД.
Внебюджетное финансирование дополнительного образования в
2009 г.не производилось.
Анализ программ дополнительного образования, показал, что в ОУ 46% программ- лицензированные, 58 % -реализуются в рамках педагогической нагрузки. Недостаточное количество долгосрочных (по срокам реализации)-2 % приводит к оттоку из системы дополнительного образования детей старшего школьного возраста, что подтвердили полученные данные мониторинга. Кроме того, более активное использование педагогами модифицированных и авторских программ позволит увеличить охват детей дополнительным образованием.
Использование профессионально-ориентированных программ дополнительного образования весьма актуально в настоящее время. Их количество по району составляет 2 % от общего количества программ, реализуемых в общеобразовательных школах.
Учреждения дополнительного образования предлагают образовательные услуги по 5 направлениям: научно –техническое, художественно –эстетическое, туристско –краеведческое, физкультурно –спортивное, социально –педагогическое. 68% от всех реализуемых программ относится к художественно –эстетическому направлению. Программ, ориентированных на профессиональную подготовку, нет. Сегодня в учреждениях дополнительного образования реализуется 22 программы (типовых-27%, модифицированных -41%, авторских -32%. Из них -77% долгосрочных). Программы дополнительного образования позволяют участвовать и обучающимся и педагогам в мероприятиях различного уровня. В 2009 г. обучающиеся учреждений дополнительного образования приняли участие в 2-ух всероссийских конкурсах, 19-ти областных (15 победителей и призёров) и 14 муниципальных( все участники являлись победителями и призёрами).
Одним из результатов работы учебных объединений по дополнительному образованию обучающихся является участие общеобразовательных школ в соревнованиях и конкурсах различного уровня. Составление рейтинга общеобразовательных школ по участию и результативности участия в мероприятиях различного уровня позволяет заявить о достаточно высокой активности и результативности участия МОУ Умётской сош (84 конкурсов различных уровней и 28 соревнований). По сравнению с данными прошлого мониторинга их количество увеличилось почти вдвое. Достаточно хорошие показатели в МОУ Софьинской оош, МОУСулакской оош, МОУ Оржевской сош. Свои показатели снизил МОУ Ивановский филиал. Улучшила свои показатели МОУ Ольхово-Ильинская оош. По- прежнему, на низком уровне находится МОУ Глуховский филиал. Вместе с тем, следует отметить большой разрыв в рейтинговых баллах лидирующих ОУ и ОУ, занимающих нижние позиции . Это указывает на необходимость активизации работы ряда ОУ в этом направлении.
Участие обучающихся общеобразовательных учреждений в конкурсах с использованием ИКТ, телекоммуникационных проектах и тематических олимпиадах является немаловажным показателем результативности процесса дополнительного образования в школе.
По полученным в ходе мониторинга данным о своем участии конкурсах с использование ИКТ в 2008-2009 уч. г. заявила
на всероссийском (международном) уровне – одна МОУ Ольхово –Ильинская оош..
Наибольшее количество участий отмечается в мероприятиях, проводимых на муниципальном уровне (70% от общего количества мероприятий). Более активными участниками мероприятий областного и всероссийского уровня являются обучающиеся МОУ Умётской сош.
Одна общеобразовательная школа области (МОУ Умётская сош) заявила об осуществлении дистанционного обучения.
Анализ полученных в ходе мониторинга данных показал, что для реализации программ дополнительного образования ОУ имеют достаточное материально-техническое обеспечение. В 2009 г наблюдается сокращение библиотек, которое связано с проводимой реструктуризацией сети сельских ОУ.
Анализ данных о педагогических кадрах, осуществляющих реализацию в ОУ программ дополнительного образования обучающихся, показывает, что основную численность педагогов составляют учителя-предметники (77%). Заметим, что по прежнему актуальной остается проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров: доля педагогов, прошедших курсы переквалификации -2%, доля педагогов, чья специализация совпадает с направленностью реализуемой программы -73%. Кадровый состав в общеобразовательных учреждениях характеризуется достаточным уровнем квалификации. 94% педагогов, реализующих программы дополнительного образования, имеют квалификационные категории, причём 71% из них – первую категорию. Из 27 человек, осуществляющих реализацию программ дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования, 77% работников имеют педагогическое образование. 82 % из них являются штатными работниками. У 56 % работников специальность совпадает с направленностью реализуемой дополнительной образовательной программы. 15 % работников не имеют квалификационную категорию. 78 %-работники среднего возраста женского пола.
Проведённое социологическое исследование показало, что 80% и 67% опрошенных детей соответственно считают, что школы и учреждения дополнительного образования предоставляют достаточный набор предоставляемых дополнительных образовательных услуг. 100% обучающихся удовлетворены качеством дополнительного образования в школах и учреждениях дополнительного образования. 67%, удовлетворяют личные потребности и интересы, и 20% считают, что это пригодится им для освоения будущей профессии.
Таким образом, на основании результатов мониторинга отделу образования:
- Результаты мониторинга довести их до сведения руководителей образовательных учреждений.
- Обеспечить организацию дополнительного образования детей в общеобразовательных школах в соответствии с приказом управления образования и науки от 6 декабря 2007 года № 2328 «О мерах по созданию условий для получения общедоступного дополнительного образования детей в дневных общеобразовательных учреждениях».
- Продолжить разработку дополнительных образовательных программ детей на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей, уделяя особое внимание формированию профессионального самоопределения и социализации обучающихся старшего и среднего школьного возраста.
- Возложить на муниципальные учреждения дополнительного образования детей координирующую функцию по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
МУ «Информационно –методический центр»:
1. Обеспечить повышение квалификации и переподготовку кадров для реализации дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях;
2. Обеспечить качественное методическое сопровождение деятельности педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, тьюторства, потенциала сетевых объединений педагогов.
Руководителям общеобразовательных учреждений:
- Принять меры к лицензированию направленностей дополнительных образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
- При формировании пакета дополнительных образовательных программ делать акцент на:
- интеграцию содержания дополнительных образовательных программ с изучаемыми предметами в рамках общего образования;
- увеличение доли образовательных (по функциональному значению) программ;
- разработку программ, отвечающих интересам обучающихся старшего школьного возраста;
- увеличение доли долгосрочных программ.
- Продолжить внедрение новых форм организации дополнительного образования детей (создание на базе общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей, занятия с которыми ведут педагоги дополнительного образования, организация научно –исследовательской деятельности школьников), международные Интернет-олимпиады, Интернет-проекты, заочное и дистанционное обучение и пр.), современных образовательных и воспитательных технологий с использованием компетентностного подхода.
Современные технологии оценки качества образования
АНАЛИЗ
мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе
ПОДГОТОВИЛА:
Проскурина С.А.,
Методист МУ «ИМЦ»
Умёт
2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340564-1384122679.jpg)
Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-663681-1441698274.jpg)
Сборник материалов районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образования»
В сборнике представлены материалы выступлений и практических занятий участников районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-754821-1574625287.jpg)
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/23/picture-43615.jpg)
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/18/picture-1388460-1645167833.png)
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/03/picture-1396885-1648996644.jpg)
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...