Система работы общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО
статья по теме

Система работы общеобразовательного учреждения

 в условиях реализации ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_ou_po_fgos_orekhova.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы общеобразовательного учреждения

 в условиях реализации ФГОС НОО

С 1994 года начальная школа №31 работает в режиме продлённого дня. Эффективное распределение свободного времени обучающихся, дает каждому ребёнку возможность выбора занятий по интересам. Здоровьесберегающие факторы и работа школы в режиме продлённого дня делают наше учреждение востребованным. Накопленный опыт по организации второй половины дня помогает коллективу школы внедрять стандарты второго поколения.

В 2009-2010 учебном году велась подготовительная работа по внедрению ФГОС. Был проведён анализ кадровых, материально-технических, информационно-методических, финансово-экономических  ресурсных условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.

Для планомерного внедрения ФГОС была разработана дорожная карта, создана творческая группа учителей, отвечающая за составление основной образовательной программы начального общего образования; программы духовно-нравственного развития и воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;  рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.

    С целью методической подготовки по проблеме ФГОС прошли курсы повышения квалификации в региональном институте усовершенствования учителей директор, заместитель директора по УВР, учитель первого класса. Для работы в первом классе в 2011-2012 учебном году в Старооскольском городском институте усовершенствования учителей – 1 учитель.

Проведённый мониторинг материально-технических условий показал,  что образовательное учреждение соответствует требованиям ФГОС: имеются оборудованные  классные и игровые комнаты, созданы зоны отдыха и развития, зоны для индивидуальных занятий. В 2010 году кабинет 1-в класса дополнительно оснащен мультимедийным проектором, компьютером, принтером, аудиотехникой.

Проанализировав информационно-методическое обеспечение образовательного процесса школы,  определились с выбором программы и за основу взяли «Школу России», так как школа полностью обеспечена этим УМК и учитель имел опыт работы по данной программе. К моменту внедрения ФГОС  был выпущен учебник русского языка для 1-х классов под редакцией В.П. Канакиной и методические пособия к нему, входящих в комплект УМК «Школа России», рекомендованных авторами стандартов второго поколения, который был приобретен для обучения 1-в класса.

Основная задача учителя осуществить реализацию системно-деятельностного подхода, выбор технологий для достижения  и оценки планируемых результатов, заложенных в стандартах второго поколения. При организации образовательного процесса учитель 1-в класса Володина О.В. использует приёмы, основанные на дифференциации обучения, работу в парах и мобильных группах, поддерживает инициативу ученика, стимулирует самостоятельное наблюдение, дополнительных источников знаний.  Методическая служба школы, с учетом мониторинга профессиональных затруднений педагога, осуществляет постоянное сопровождение образовательного процесса в 1-в классе, оказывает помощь учителю в накоплении банка заданий и материала для мониторинга по формированию УУД.

Основным  документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном образовательном учреждении является «Основная образовательная программа начального общего образования». При разработке программы учитывались традиции нашей школы,  запросы участников образовательного процесса.  Отличительной особенностью  этой программы является внеурочная деятельность.

    В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план выходят результаты личностного и метапредметного характера, а потом уже предметные. Как же отследить результаты освоения основной образовательной программы в безотметочный период обучения?

           Оптимальным способом организации накопительной системы оценки результатов является портфолио обучающегося. Всеми первоклассниками заведены портфолио, который будет пополняться на протяжении 4 лет обучения в начальной школе.  Его составляющими компонентами являются:

  • Выборки детских работ
  • Оценочные листы преподавателей, психологов
  • Материалы, характеризующие достижения в досуговой деятельности
  • Введение  кроме 5-бальной оценки, системы «зачет», «незачет»
  • Регулярный мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ: по русскому языку, математике и итоговой  комплексной работы на межпредметной основе.

    С целью выявления уровня готовности детей к обучению в школе в начале учебного года проведена входящая диагностика, в конце первого полугодия – повторная, на выявление уровня сформированности  личностных, познавательных, коммуникативных УУД по материалам диагностики «Как проектировать УУД в начальной школе» под редакцией А. Г. Асмолова.  

      Я познакомлю  с проведённым мониторинговым исследованием «Соответствие личностных результатов требованиям ФГОС».

     С 14-18 марта 2011 года в  общеобразовательных учреждениях МОУ «СОШ №28 с углублённым изучением отдельных предметов», Средняя общеобразовательная Озёрская школа», МОУ «Начальная общеобразовательная школа №31»,  внедряющих ФГОС было проведено мониторинговое исследование.      В данном исследовании приняли участие  обучающиеся первых классов, участвующие в эксперименте. В школе МОУ «НОШ №31» 1 первый класс. Учитель, работающий в этом классе,  Володина О. В. имеет первую квалификационную категорию, прошла курсы в БелРИПКППС, имеет стаж работы 18 лет.

     Исследование проходило по 4 критериям.

     Критерий 1. Сформированность личностных универсальных учебных действий.

     Индикаторами мониторинга были три вида личностных действий:

самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;

смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ученика;

морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация по их выполнению.

    Высокий уровень принятия базовых ценностей «добро», «родина», «семья», «природа», уважение к своей семье, к родственникам, любовь к родителям наблюдается у обучающихся первого класса. На среднем уровне находится формирование интереса к учению (мотивация) к учению.

Наибольшее затруднение вызывает у обучающихся оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Критерий 2. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий.

     Индикаторами мониторингового исследования стали следующие регулятивные УУД, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

- умение учиться и способность к организации своей учебной деятельности;

- способность принимать, сохранять цели и следовать им  в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

     

 Таким образом, учитель высоко оценил у своих обучающихся следующие учебные действия:

  • умение определять цели выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • использование простейших приборов: линейки, треугольника;

На среднем уровне сформировано:

  • определение плана выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • организация своего рабочего места.

 Критерий 3. Сформированность познавательных универсальных учебных действий.

    Познавательные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. По всем индикаторам сформированность у всех обучающихся находится на среднем уровне. Выделяется высокий уровень УУД: сравнение, анализ объектов, нахождение общего и различного -63%, ориентация в учебнике 27%.

Критерий 4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий.

     Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального общения и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Вот как учитель оценил сформированность УУД по данному критерию:

  • умение ступать в диалог с учителем – 67%;
  • умение осуществлять работу в парах и рабочих группах с учётом конкретных задач  - 54%;

Низкий уровень у обучающихся:

  • умение слушать и слышать других 17%, в диалоге – 20%.

       Данные мониторингового исследования были проанализированы. Было организовано консультирование учителя по вопросу формирования УУД. Учителем продолжена системная, целенаправленная работа по формированию УУД через все предметные области и внеурочную деятельность. Данные мониторингового исследования использованы учителем для успешности формирования УУД. На родительском собрании все родители были ознакомлены с результатами и привлечены к решению проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

«Система уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Делимость чисел». 6 класс. Учебник: Н.Я.Виленкин

Материал проекта будет полезен учителям, начинающим работать по новым федеральным стандартам (ФГОС).Цель проекта: реализация ФГОС ООО при конструировании системы уроков математики учащихся основной шк...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Конструирование системы уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО

ВведениеГлава 1. Логико-дидактический анализ темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».1.1. Целеполагание.1.2. Логико-дидактический анализ учебного материала темы.1.3. Анализ дидактической единицы...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...