Система работы общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО
статья по теме
Система работы общеобразовательного учреждения
в условиях реализации ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_ou_po_fgos_orekhova.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы общеобразовательного учреждения
в условиях реализации ФГОС НОО
С 1994 года начальная школа №31 работает в режиме продлённого дня. Эффективное распределение свободного времени обучающихся, дает каждому ребёнку возможность выбора занятий по интересам. Здоровьесберегающие факторы и работа школы в режиме продлённого дня делают наше учреждение востребованным. Накопленный опыт по организации второй половины дня помогает коллективу школы внедрять стандарты второго поколения.
В 2009-2010 учебном году велась подготовительная работа по внедрению ФГОС. Был проведён анализ кадровых, материально-технических, информационно-методических, финансово-экономических ресурсных условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Для планомерного внедрения ФГОС была разработана дорожная карта, создана творческая группа учителей, отвечающая за составление основной образовательной программы начального общего образования; программы духовно-нравственного развития и воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.
С целью методической подготовки по проблеме ФГОС прошли курсы повышения квалификации в региональном институте усовершенствования учителей директор, заместитель директора по УВР, учитель первого класса. Для работы в первом классе в 2011-2012 учебном году в Старооскольском городском институте усовершенствования учителей – 1 учитель.
Проведённый мониторинг материально-технических условий показал, что образовательное учреждение соответствует требованиям ФГОС: имеются оборудованные классные и игровые комнаты, созданы зоны отдыха и развития, зоны для индивидуальных занятий. В 2010 году кабинет 1-в класса дополнительно оснащен мультимедийным проектором, компьютером, принтером, аудиотехникой.
Проанализировав информационно-методическое обеспечение образовательного процесса школы, определились с выбором программы и за основу взяли «Школу России», так как школа полностью обеспечена этим УМК и учитель имел опыт работы по данной программе. К моменту внедрения ФГОС был выпущен учебник русского языка для 1-х классов под редакцией В.П. Канакиной и методические пособия к нему, входящих в комплект УМК «Школа России», рекомендованных авторами стандартов второго поколения, который был приобретен для обучения 1-в класса.
Основная задача учителя осуществить реализацию системно-деятельностного подхода, выбор технологий для достижения и оценки планируемых результатов, заложенных в стандартах второго поколения. При организации образовательного процесса учитель 1-в класса Володина О.В. использует приёмы, основанные на дифференциации обучения, работу в парах и мобильных группах, поддерживает инициативу ученика, стимулирует самостоятельное наблюдение, дополнительных источников знаний. Методическая служба школы, с учетом мониторинга профессиональных затруднений педагога, осуществляет постоянное сопровождение образовательного процесса в 1-в классе, оказывает помощь учителю в накоплении банка заданий и материала для мониторинга по формированию УУД.
Основным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном образовательном учреждении является «Основная образовательная программа начального общего образования». При разработке программы учитывались традиции нашей школы, запросы участников образовательного процесса. Отличительной особенностью этой программы является внеурочная деятельность.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план выходят результаты личностного и метапредметного характера, а потом уже предметные. Как же отследить результаты освоения основной образовательной программы в безотметочный период обучения?
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки результатов является портфолио обучающегося. Всеми первоклассниками заведены портфолио, который будет пополняться на протяжении 4 лет обучения в начальной школе. Его составляющими компонентами являются:
- Выборки детских работ
- Оценочные листы преподавателей, психологов
- Материалы, характеризующие достижения в досуговой деятельности
- Введение кроме 5-бальной оценки, системы «зачет», «незачет»
- Регулярный мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ: по русскому языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
С целью выявления уровня готовности детей к обучению в школе в начале учебного года проведена входящая диагностика, в конце первого полугодия – повторная, на выявление уровня сформированности личностных, познавательных, коммуникативных УУД по материалам диагностики «Как проектировать УУД в начальной школе» под редакцией А. Г. Асмолова.
Я познакомлю с проведённым мониторинговым исследованием «Соответствие личностных результатов требованиям ФГОС».
С 14-18 марта 2011 года в общеобразовательных учреждениях МОУ «СОШ №28 с углублённым изучением отдельных предметов», Средняя общеобразовательная Озёрская школа», МОУ «Начальная общеобразовательная школа №31», внедряющих ФГОС было проведено мониторинговое исследование. В данном исследовании приняли участие обучающиеся первых классов, участвующие в эксперименте. В школе МОУ «НОШ №31» 1 первый класс. Учитель, работающий в этом классе, Володина О. В. имеет первую квалификационную категорию, прошла курсы в БелРИПКППС, имеет стаж работы 18 лет.
Исследование проходило по 4 критериям.
Критерий 1. Сформированность личностных универсальных учебных действий.
Индикаторами мониторинга были три вида личностных действий:
самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;
смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ученика;
морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация по их выполнению.
Высокий уровень принятия базовых ценностей «добро», «родина», «семья», «природа», уважение к своей семье, к родственникам, любовь к родителям наблюдается у обучающихся первого класса. На среднем уровне находится формирование интереса к учению (мотивация) к учению.
Наибольшее затруднение вызывает у обучающихся оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Критерий 2. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий.
Индикаторами мониторингового исследования стали следующие регулятивные УУД, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
- умение учиться и способность к организации своей учебной деятельности;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.
Таким образом, учитель высоко оценил у своих обучающихся следующие учебные действия:
- умение определять цели выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- использование простейших приборов: линейки, треугольника;
На среднем уровне сформировано:
- определение плана выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- организация своего рабочего места.
Критерий 3. Сформированность познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. По всем индикаторам сформированность у всех обучающихся находится на среднем уровне. Выделяется высокий уровень УУД: сравнение, анализ объектов, нахождение общего и различного -63%, ориентация в учебнике 27%.
Критерий 4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального общения и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Вот как учитель оценил сформированность УУД по данному критерию:
- умение ступать в диалог с учителем – 67%;
- умение осуществлять работу в парах и рабочих группах с учётом конкретных задач - 54%;
Низкий уровень у обучающихся:
- умение слушать и слышать других 17%, в диалоге – 20%.
Данные мониторингового исследования были проанализированы. Было организовано консультирование учителя по вопросу формирования УУД. Учителем продолжена системная, целенаправленная работа по формированию УУД через все предметные области и внеурочную деятельность. Данные мониторингового исследования использованы учителем для успешности формирования УУД. На родительском собрании все родители были ознакомлены с результатами и привлечены к решению проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
Конструирование системы уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО
стажировка+ 2 открытых урока...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС....
«Система уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Делимость чисел». 6 класс. Учебник: Н.Я.Виленкин
Материал проекта будет полезен учителям, начинающим работать по новым федеральным стандартам (ФГОС).Цель проекта: реализация ФГОС ООО при конструировании системы уроков математики учащихся основной шк...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Конструирование системы уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО
ВведениеГлава 1. Логико-дидактический анализ темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».1.1. Целеполагание.1.2. Логико-дидактический анализ учебного материала темы.1.3. Анализ дидактической единицы...
Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения...