Профилизация школьников в условиях этнокультурного образования
материал по теме

Школа-интернат с. Самбург находится в одном из самых отдалённых посёлков ЯНАО. Сохранение национальных традиций местного населения - одна из важнейших задач, стоящих перед коллективом школы  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилизация школьников в условиях этнокультурного образования

Слайд 1

Недостаточно успешная социализация выпускников школы-интерната коренной национальности – одна из проблем, заставивших коллектив школы-интерната начать поиск путей для её решения. Одна из главных причин недостаточной социализации выпускников – отчуждённость школы от внешне заданных целей и ценностей, и решить эту проблему возможно только путём профилизации образования. Задача профилизации – помочь школьникам сделать правильный выбор при определении специфики (профиля) обучения в старших классах школы, а в дальнейшем – сделать правильный профессиональный выбор. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы помочь максимально точно данную сферу определить и актуализировать.

Слайд 2

С целью создания условий для самоопределения и социализации выпускников администрацией школы-интерната проведена работа по разработке модели школы старшей ступени обучения. Однако первый и очень важный шаг в этом деле – глубинный анализ предрасположенности подростка к изучению и практическому освоению тех или иных профильных предметов (дисциплин). Переход на профильное обучение требует, чтобы старшеклассники были подготовлены в определении возможной сферы профессиональной деятельности и формы обучения. Поэтому профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка. 

Слайд 3

К 15-16 годам у большинства подростков складывается ориентация на будущую сферу деятельности, при этом активные поиски профессионального самоопределения достигают своего пика в 9 классе. Поэтому реализация идеи включения разных кратковременных курсов по выбору даёт возможность воспитанникам, обучающимся попробовать себя в нескольких областях знаний, изучить свои возможности и творческий потенциал в самостоятельных исследованиях, интеллектуальных упражнениях и учебных играх. Обучающиеся основной школы могут выбрать элективные курсы с определенной направленностью обучения, которые подскажут подростку, в каком направлении ему следует выбирать программу дальнейшего обучения, где его личные интересы и способности будут реализованы с наибольшей пользой. С этой целью, кроме элективных курсов по предметам, несколько лет подряд в школе ведутся элективные курсы, помогающие выпускникам 9-х классов определиться с выбором профиля обучения: «Профессиональное самоопределение», «Азбука профориентации».

Работа по определению профиля ведётся в тесном сотрудничестве с психолого-педагогической службой школы. На уровне психологов диагностика учащихся осуществляется комплексом методик:

  • «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» (Л.М. Фридман).
  • Тест «Дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова».
  • «Определение профессиональной готовности».
  • Выявление готовности школьников к выбору профессии (по В.Б. Успенскому).
  • «Карта интересов» А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной.
  • «Определение типа личности» Дж. Холланда.
  • Анкета «Ориентация» Т.А. Металина (8-9 классы).
  • Определение профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши) и т.п.
  • Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И.Рожковым).

На предпрофильном этапе обучения учащиеся и их родители получают информацию, суть которой — создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся в выборе профильного обучения.

Задача профильного обучения – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Именно модель школы старшей ступени с профильным обучением, обеспечивающая потребности воспитанников, обучающихся и их родителей, ориентированная на развитие инфраструктуры села Самбург, на подготовку выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации в первую очередь на местном рынке труда, взята администрацией школы за основу.

В «градообразующем» сельскохозяйственном предприятии села Самбург – ОАО «Совхоз Пуровский» – продолжается развитие двух приоритетных направлений деятельности: рыбодобычи и оленеводства; ведётся строительство рыборазводного комплекса и тепличного хозяйства. Поэтому в селе востребованы сегодня и будут востребованы завтра и традиционные северные, и новые специальности и профессии, подготовку к освоению которых необходимо вести уже сегодня.

Основной целью старшей школы является предоставление воспитанникам, обучающимся возможности спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора.

Слайд 4

Профильное обучение в МКОУ «ШИС(П)ОО» с. Самбург преследует следующие цели:

1) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

2) формирование у выпускников классов с профильной дифференциацией обучения физических, психических, интеллектуальных и социальных качеств личности, способствующих их менее болезненной  адаптации к условиям рыночных отношений;

3) способствование установлению равного доступа к полноценному обучению разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

В школе-интернате с. Самбург за основу профильного обучения взята модель внутриклассной профилизации.

Слайд 5

Впервые в школе профильные группы были открыты в 2010-2011 учебном году: по запросам десятиклассников и их родителей школа открыла социально-гуманитарный и химико-биологический профили. Процент охвата учащихся третьей ступени профильным обучением на момент открытия профилей составлял 30%: 16% - учащиеся социально-гуманитарной группы и 14% - химико-биологической.

Слайд 6

В 2011-2012 учебном году количество учащихся в профильных группах (профилей по-прежнему было два) увеличилось до 45% (36% и 9% соответственно).

Слайд 7

В 2012-2013 учебном году в школе продолжил работу социально-гуманитарный профиль обучения; кроме того, в связи с решением задач программы «Кадры для агропромышленного комплекса», а также учитывая потребности учащихся и их родителей, впервые была набрана группа учащихся технологического профиля. 61,5% (44% и 17,5%) старшеклассников в 2012-2013 учебном году обучался в профильных группах.

Слайд 8

В 2013-2014 учебном году в школе функционирует три профиля: 10б класс – филологический и химико-биологический профили, 10а класс – технологический профиль, 11б класс – социально-гуманитарный и технологический профили. Охват профильным обучением составляет на сегодняшний день 88%, из них:

учащихся социально-гуманитарного профиля – 20%;

химико-биологического – 8%;

технологического – 40%;

филологического – 20%.

Структура и содержание учебных планов профильных групп позволяют сохранить единое образовательное пространство, отражают приоритеты развития образования в стране и регионе; обеспечивают реальные условия для выполнения конституционных прав каждого гражданина на получение полноценного, бесплатного образования и учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника, обучающегося. Учебный план дает возможность осуществлять в полном объеме изучение программного материала на базовом уровне, в то же время, учитывая запросы социума, индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся,  обеспечивает практическую ориентацию образования, содействует профессиональному самоопределению воспитанников, обучающихся, направлен на сохранение здоровья и физического развития детей.

Профильными предметами в профилях являются:

В социально-гуманитарном – обществознание, русский язык, литература;

В филологическом – русский язык, английский язык, литература;

В химико-биологическом – химия, биология;

В технологическом – предметы области «Технология».

Говоря о профилизации учащихся в условиях этнокультурного образования, хочется особо остановиться на организации профильного обучения групп технологического профиля.

Технологическое профильное направление в школе-интернате введено впервые в 2012-2013 учебном году. На сегодняшний день в школе действует 2 группы данного направления: в 10 и 11 классах. Для мальчиков в технологическом профиле реализуются программы начального профессионального образования по профессиям «Профессиональная подготовка по рабочей профессии «Плотник»», «Профессиональная подготовка по профессии «Водитель внедорожных мототранспортных средств категории «А» (снегоход); для девочек - «Профессиональная подготовка по рабочей профессии «Швея»». Работа в данном направлении ведется во взаимодействии с межшкольным учебным комбинатом г. Тарко-Сале.  Профессиональное обучение по данным специальностям в средней школе стало возможным благодаря имеющейся необходимой учебно-материальной базе: в школе имеются швейная, столярная мастерские, учебный класс для преподавания теории по предмету «Водитель внедорожных мототранспортных средств категории «А» (снегоход), для практических занятий с учащимися выделены гаражные помещения.

Слайд 9

Швейная мастерская оборудована современными швейными машинками разных видов, в том числе швейной машинкой с программным обеспечением, оверлогами, другими необходимыми инструментами. Девочки обучаются основам конструирования швейных изделий, получают знания о технологии швейного производства. Работа учащихся данного направления технологического профиля имеет практический выход: многие сценические костюмы для выступления учащихся в различных конкурсах изготовлены руками учениц; кроме того, девочки выполняют заказы на пошив различного вида изделий, в том числе для ОАО «Совхоз Пуровский».

Слайд 10

В столярной мастерской имеются необходимые для работы столярные верстаки,  сверлильный, токарный, деревообрабатывающий станки. Мальчики получают навыки работы с древесиной, обрабатывают её и отделывают. Учащиеся технологического профиля изготавливают в том числе и предметы обихода жителя тундры: нарты, столики для чума, – которые с удовольствием используют в играх воспитанники интерната. Кроме того, ребята занимаются заготовкой чум-палок, других необходимых элементов для работы. Создаваемые проекты учащиеся защищают на практических конференциях школьников. Уже начата работа над проектами, которые станут выпускными работами по специальности.

Слайд 11

Мир меняется, и на помощь человеку в суровых условиях Севера приходит техника. Поэтому большой популярностью среди юношей старшего звена пользуется предмет «Водитель внедорожных мототранспортных средств категории «А» (снегоход). Ребята с интересом знакомятся с устройством и особенностями технического обслуживания снегохода, с основами управления транспортным средством. Учащиеся учатся эксплуатировать малую механизацию севера не только в рамках данного предмета: расширить знания и получить практические навыки они могут в объединении ОДО «Малая механизация Севера», разделами программы которой являются «Рыболовство» и «Охота-промысел». Таким образом, учащиеся не только имеют возможность знакомиться с теорией, приобретают навыки вождения и практического использования бензопил, генераторов,  но и постигают азы народного промысла.

Слайд 12

Кроме предметов, изучаемых на профильном уровне, в учебный план технологического профиля 10 и 11 классов введён час элективного учебного предмета «Оленеводство». Оленеводство не только является древнейшим традиционным занятием коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа, но и занимает существенное место в агропромышленном комплексе северных регионов России на современном этапе. Преподавание курса «Оленеводство» актуально и имеет практическую направленность. Образовательный процесс по данному предмету строится по принципу теоретических и практических занятий: постигая азы оленеводства в теории, учащиеся имеют возможность на практике познакомиться с особенностями профессии.  

Изучая теорию по данному предмету, учащиеся получают первоначальное представление о профессии оленевода, знакомятся с  её особенностями. Посещая практические занятия, имеют возможность прикоснуться к традиционным видам деятельности коренных народов Севера, получают представление об организации работы в данном направлении, овладевают элементарными навыками общения с животными. Ежегодно группа старшеклассников школы принимает участие в забойной кампании ОАО «Совхоз Пуровский».  

Мы считаем, что выстроенная в школе-интернате работа по профилизации учащися позволяет:

поднять престиж и востребованность профессий, необходимых для развития сельскохозяйственных предприятий нашего края;

сформировать профессиональную направленность выпускников и сохранить кадровый потенциал для модернизации сельскохозяйственного производства родного села;

приобщить детей к традиционным занятиям предков, способствовать возрождению материальной и духовной культуры ненецкого народа, сохранению и развитию традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов Севера;

создать систему непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для традиционных и промышленных отраслей хозяйства.

Дальнейшую работу в этом направлении администрация и коллектив педагогов школы видит в расширении сотрудничества между школой-интернатом и образовательными учреждениями района, округа, в укреплении связей с предприятиями, являющимися партнёрами учреждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилизация школьников в условиях этнокультурного образования МКОУ «ШИС(П )О О» С. САМБУРГ

Слайд 2

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 1 ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 2 УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКА 3 Психолого-педагогическое Сопровождение

Слайд 3

www.themegallery.com ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Company Logo 1 КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ПРЕДМЕТАМ 2 ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ www.themegallery.com Company Logo 2 формирование у выпускников классов с профильной дифференциацией обучения физических, психических, интеллектуальных и социальных качеств личности, способствующих их менее болезненной адаптации к условиям рыночных отношений 3 способствование установлению равного доступа к полноценному обучению разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями 4 расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования 1

Слайд 5

Степень охвата профильным обучением

Слайд 6

Степень охвата профильным обучением

Слайд 7

Степень охвата профильным обучением

Слайд 8

Степень охвата профильным обучением

Слайд 9

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ «ШВЕЯ»

Слайд 10

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ «ПЛОТНИК»

Слайд 11

ВОДИТЕЛЬ ВНЕДОРОЖНЫХ МОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «А» (снегоход)

Слайд 12

Оленеводство

Слайд 13

Формирует профессиональную направленность выпускников профилизация создает систему непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для традиционных и промышленных отраслей хозяйства поднимает престиж и востребованность профессий, необходимых для развития сельскохозяйственных предприятий нашего края приобщает детей к традиционным занятиям предков, способствует сохранению и развитию традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов Севера

Слайд 14

www.themegallery.com СПАСИБО !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации школьников как условие качественного образования

основные мотивации качественного образования...

Здоровьесбережение школьников в условиях модернизации образования и введения ФГОС.

Сегодня, пожалуй, слово «модернизация» стало одним из самых часто употребляемых, но каждый прекрасно понимает, что в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности нельзя оставаться статичным, а нужн...

Здоровье школьника в условиях инклюзивного образования в Республике Татарстан

Применение инклюзии в Республике Татарстан языляется очень актуальной на данный момент. МБОУ "ООШ №168" г.Казани является стартовой площадкой для инклюзии. В данной школе обучаются дети с различными з...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себ...

Статья "Проблемы социализации старших школьников в условиях современного образования"

АннотацияВ статье раскрывается актуальность проблемы изучения психологических особенностей социализации старшеклассников в современном обществе. Особое внимание уделено описанию особенностей процесса ...