КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по теме

КОНЦЕПЦИЯ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_patriot.vospitaniya_mbou_sosh_no4.docx52.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ СОШ №4 П. ТАВРИЧАНКА

Концепция разработана авторским коллективом МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка

Данная концепция представляет собой современное понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности  образовательного учреждения.

 Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.

Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение  теоретических основ военно-патриотического воспитания школьников, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.

Цели  и задачи военно-патриотического воспитания школьников

Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность  по формированию у школьников  высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания — развитие гражданственности, патриотизма,  как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

— проведение  организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания школьников;

— утверждение в сознании и чувствах школьников  патриотических ценностей, взглядов и убеждений,

 —  уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

—  готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга.

Содержание военно-патриотического воспитания

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как:

Позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;

важнейшие духовно-нравственные  качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и т.д.).

Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами,  можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по воспитанию патриотического воспитания школьников.

Основой содержания  является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания школьников  в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

— гражданственность;

— приоритет общественно-государственных интересов над личными;

— патриотизм, преданность своему Отечеству;

— преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ;

— самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

— гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства.

Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников  призвана  осуществляться по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное —  включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения,  ответственности и  коллективизма.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников.   Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективе; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей  каждой личности;

Воспитание на традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение  формы отношений  в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением задач. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на школьников, являются:  служение интересам народа; самоотверженность и самопожертвование ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Система военно-патриотического воспитания включает:

1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной  школе.

2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу,  (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные  направления; различные кружки, спортивные секции; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).

3. Деятельность средств массовой информации, направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно- воспитательных учреждений  на  факультетах, кружках, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;  и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые  в виде  военно-спортивных  игр,  секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Третья  группа, к ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий,  музеи,  места сражений, памятники, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости.

  Организационные средства патриотического воспитания — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование способствует достижению  главной цели.

Заключение

При разработке концепции был использован  опыт в развитии у школьников  гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству.

Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных  моментов концепции военно-патриотического воспитания школьников.

Приложение 1.

Мероприятия по патриотическому воспитанию 

Мероприятие

Сроки

Участники

Ответственный

Тематические классные часы с приглашением ветеранов  ВОВ

в течение года

1-11 классы

Классные руководители

Сбор информации о жителях Тавричанки прошлых лет в школьный музей

В течение года

9 – 11 классы

Классные руководители, Совет ветеранов

Участие в школьных мероприятиях на тему «От подвига ветеранов – к патриотизму молодежи»

В течение года

1-11

Совет ветеранов,

 Зам. по ВР

Классные часы на тему «Россия – Родина моя!»

В течение года

1-11

Совет ветеранов, классные руководители

 Зам. по ВР

Конкурс  инсценированной военно-патриотической песни «Страницы героического прошлого России»  

Апрель

1-11

Классные руководители

 Зам. по ВР

Конкурс исследовательских работ   «Неизвестная высота»

В течение года

6-11

Классные руководители

 Зам. по ВР

Конкурс чтецов

«Поэты о войне»

Апрель

1-11

Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы

Конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Апрель

3-11

Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

 - Гвардейская слава;

- «Никто не забыт – ничто не забыто»

-  «Внуки твои, Победа»

- Космос начинается с земли

В течение года

5-11

Классные руководители

 Зам. по ВР

Героические страницы истории Отечества «Во славу русского оружия»

Апрель

5 - 11

Учителя истории

Памятно – мемориальные мероприятия:

Мероприятие

Сроки проведения

Классы и кол-во участников

Ответственный

1.

В МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка есть мемориальная доска Косову В.Н. герою Советского Союза.

  • Приказом директора школы С.В. Зубарева организовано ежедневное дежурство у мемориальной доски Косову В.Н. – Пост №1

Ежедневно

Дежурный класс

Классный руководитель

2.

У мемориальной доски Косову В.Н. проходят торжественные линейки, посвященные дню Победы, дню Защитника Отечества

Февраль

Май

Ответственный класс

Классный руководитель,

Зам. директора по ВР

3.

Возложение цветов к мемориальной доске Косова В.Н. на торжественные линейки, посвященные дню Знаний, открытие месяца военно-патриотического воспитания, дню Защитника Отечества, дню Победы, Последнего звонка, выпускных вечеров в 9, 11 классах

Сентябрь

Январь

Февраль

Май

Июнь

1-11 классы

Классные руководители,

Зам. директора по ВР

4.

Уборка  территории и покраска памятника, погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны учащимися школы.

Октябрь,

Апрель, май

8, 10 классы

Классные руководители,

Зам. директора по ВР

5.

Проведение классных часов, бесед совместно с Советом ветеранов возле  мемориальной доски Косову В.Н. ,  памятника, погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны (площадь п. Тавричанка)  

В течение года

1-11 классы

Классные руководители,

зам. директора по ВР, зав. школьной библиотекой

 Мероприятия по патриотическому и гражданскому воспитанию

Мероприятие

Сроки

проведения

Классы и кол-во участников

Ответственный

1.

Викторина «Листая истории славной страницы…»

В течение года

1-4 классы

Классные руководители,

2.

Викторина «Сталинградская битва»

В течение года

5-11 классы

Учителя истории

3.

Конкурс презентации «Герой в моей семье»

В течение года

5-11 классы

Классные руководители,

Зам. директора по ВР

4.

Конкурс исследовательских работ   «Неизвестная высота»

В течение года

5-11 классы

Классные руководители,

Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы

5.

Акция «Отечественная война в рисунках и сочинениях»

В течение года

3-11классы

Учителя ИЗО, русского языка и литературы

6.

Конкурс буклетов «Мир памяти, мир сердца, мир души»

В течение года

5-11 классы

Классные руководители

7.

Конкурс «Великие символы славной Отчизны». Изучение государственной, краевой, районной символики.

В течение года

1-11 классы

Классные руководители

8.

Кл.часы на тему: « Мои замечательные земляки»,

«Символы России. Флаг», «Звучи памяти набат»,  «Что мы знаем о воинах – интернационалистах?»,

«Защита Отечества - долг перед Родиной», «Мир среди других»,

«Герои локальных воин», «Поклонимся великим тем годам», «Этих дней не смолкнет слава», «Россия – великая страна», «Слава тебе, победитель солдат!»,

«Что такое честь?», «Ю.А. Гагарин – знаете, каким он парнем был?», «Что мы знаем о войне?», «Сталинградская высота», «Нам нужна одна победа», «Победе посвящается…» «Юные герои антифашисты», «Блокада Ленинграда», «Пионеры-герои ВОВ», «Герои-молодогвардейцы», «Служить России – наш священный долг»

В течение года

1-11 классы

Классные руководители

9.

Тимуровская работа. Шефство над ветеранами ВОВ

В течение года

5-11 классы

Классные руководители,

Зам. директора по ВР

10.

Уроки «Я – гражданин России»

Сентябрь

Ежегодно

1-11

Классные руководители

 Массовые спортивные мероприятия:

Мероприятие

Сроки

проведения

Классы и кол-во участников

Ответственный

1.

Веселые старты

В течение года

5 – 6 классы

МО учителей физической культуры

2.

Спортивная эстафета

В течение года

7 – 8 классы

МО учителей физической культуры

3.

Сборка и разборка автомата

Февраль

Май

10-11 классы

Мухаматинова Р.Х.

4.

Соревнование по стрельбе из пневматической винтовки 5-11 классы

Февраль

Апрель

Зам. по ВР, Мухаматинова Р.Х.- Зам. по безопасности

5.

Кубок Победы

Май

10 уч-ся

Пашкова С.Ю.

6.

Спартакиада допризывной молодежи

Апрель

15

МО учителей физической культуры

7.

День ГО

Апрель

5-11

Книтель Н.П. - зам. по ВР,

Мухаматинова Р.Х.- зам. по безопасности

8.

Соревнования по прыжкам в длину с разбега

Май

5-11

МО учителей физической культуры

9.

Соревнования по подтягиванию среди юношей

Май

5-11

МО учителей физической культуры

 

Праздничные церемонии и мероприятия:

Мероприятие

Сроки

проведения

Классы и кол-во участников

Ответственный

1.

Торжественная линейка, посвященная открытию месяца военно-патриотического воспитания

Январь,

Февраль

1-11 классы

Классные руководители,

Зам. директора по ВР

2.

Линейка, посвященная Дню защитника Отечества

23.02

1 - 11 классы

Классные руководители,

Зам. директора по ВР

3.

Линейка, посвященная Дню  Победы

Май

1 - 11 классы

Классные руководители,

Зам. директора по ВР

4.

Митинг, посвященный Победы ВОВ

9 мая

4-11

Администрация школы,

Классные руководители

5.

Акция «Поклонимся великим тем годам»

Апрель, май

5-11

Классные руководители,

Зам. директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников

Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...

Презентация по военно-патриотическому воспитанию школьников

Презентация содержит отчёт о работе в школы в патриотическом воспитании школьников...

Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование

Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...

Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников

2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...

военно-патриотическое воспитание школьников

Военно-патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса ...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...