КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по теме
КОНЦЕПЦИЯ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_patriot.vospitaniya_mbou_sosh_no4.docx | 52.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ СОШ №4 П. ТАВРИЧАНКА
Концепция разработана авторским коллективом МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка
Данная концепция представляет собой современное понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения.
Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.
Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания школьников, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.
Цели и задачи военно-патриотического воспитания школьников
Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у школьников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания — развитие гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
— проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания школьников;
— утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
— уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
— готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга.
Содержание военно-патриотического воспитания
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как:
Позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;
важнейшие духовно-нравственные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и т.д.).
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по воспитанию патриотического воспитания школьников.
Основой содержания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания школьников в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
— гражданственность;
— приоритет общественно-государственных интересов над личными;
— патриотизм, преданность своему Отечеству;
— преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ;
— самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
— гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства.
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана осуществляться по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное — включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма.
Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.
Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективе; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей каждой личности;
Воспитание на традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы отношений в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением задач. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на школьников, являются: служение интересам народа; самоотверженность и самопожертвование ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Система военно-патриотического воспитания включает:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной школе.
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные направления; различные кружки, спортивные секции; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).
3. Деятельность средств массовой информации, направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно- воспитательных учреждений на факультетах, кружках, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые в виде военно-спортивных игр, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Третья группа, к ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, музеи, места сражений, памятники, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости.
Организационные средства патриотического воспитания — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование способствует достижению главной цели.
Заключение
При разработке концепции был использован опыт в развитии у школьников гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству.
Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных моментов концепции военно-патриотического воспитания школьников.
Приложение 1.
Мероприятия по патриотическому воспитанию
№ | Мероприятие | Сроки | Участники | Ответственный |
Тематические классные часы с приглашением ветеранов ВОВ | в течение года | 1-11 классы | Классные руководители | |
Сбор информации о жителях Тавричанки прошлых лет в школьный музей | В течение года | 9 – 11 классы | Классные руководители, Совет ветеранов | |
Участие в школьных мероприятиях на тему «От подвига ветеранов – к патриотизму молодежи» | В течение года | 1-11 | Совет ветеранов, Зам. по ВР | |
Классные часы на тему «Россия – Родина моя!» | В течение года | 1-11 | Совет ветеранов, классные руководители Зам. по ВР | |
Конкурс инсценированной военно-патриотической песни «Страницы героического прошлого России» | Апрель | 1-11 | Классные руководители Зам. по ВР | |
Конкурс исследовательских работ «Неизвестная высота» | В течение года | 6-11 | Классные руководители Зам. по ВР | |
Конкурс чтецов «Поэты о войне» | Апрель | 1-11 | Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы | |
Конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто!» | Апрель | 3-11 | Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы | |
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. - Гвардейская слава; - «Никто не забыт – ничто не забыто» - «Внуки твои, Победа» - Космос начинается с земли | В течение года | 5-11 | Классные руководители Зам. по ВР | |
Героические страницы истории Отечества «Во славу русского оружия» | Апрель | 5 - 11 | Учителя истории |
Памятно – мемориальные мероприятия:
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Классы и кол-во участников | Ответственный |
1. | В МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка есть мемориальная доска Косову В.Н. герою Советского Союза.
| Ежедневно | Дежурный класс | Классный руководитель |
2. | У мемориальной доски Косову В.Н. проходят торжественные линейки, посвященные дню Победы, дню Защитника Отечества | Февраль Май | Ответственный класс | Классный руководитель, Зам. директора по ВР |
3. | Возложение цветов к мемориальной доске Косова В.Н. на торжественные линейки, посвященные дню Знаний, открытие месяца военно-патриотического воспитания, дню Защитника Отечества, дню Победы, Последнего звонка, выпускных вечеров в 9, 11 классах | Сентябрь Январь Февраль Май Июнь | 1-11 классы | Классные руководители, Зам. директора по ВР |
4. | Уборка территории и покраска памятника, погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны учащимися школы. | Октябрь, Апрель, май | 8, 10 классы | Классные руководители, Зам. директора по ВР |
5. | Проведение классных часов, бесед совместно с Советом ветеранов возле мемориальной доски Косову В.Н. , памятника, погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны (площадь п. Тавричанка) | В течение года | 1-11 классы | Классные руководители, зам. директора по ВР, зав. школьной библиотекой |
Мероприятия по патриотическому и гражданскому воспитанию
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Классы и кол-во участников | Ответственный |
1. | Викторина «Листая истории славной страницы…» | В течение года | 1-4 классы | Классные руководители, |
2. | Викторина «Сталинградская битва» | В течение года | 5-11 классы | Учителя истории |
3. | Конкурс презентации «Герой в моей семье» | В течение года | 5-11 классы | Классные руководители, Зам. директора по ВР |
4. | Конкурс исследовательских работ «Неизвестная высота» | В течение года | 5-11 классы | Классные руководители, Зам. директора по ВР, учителя рус.языка и литературы |
5. | Акция «Отечественная война в рисунках и сочинениях» | В течение года | 3-11классы | Учителя ИЗО, русского языка и литературы |
6. | Конкурс буклетов «Мир памяти, мир сердца, мир души» | В течение года | 5-11 классы | Классные руководители |
7. | Конкурс «Великие символы славной Отчизны». Изучение государственной, краевой, районной символики. | В течение года | 1-11 классы | Классные руководители |
8. | Кл.часы на тему: « Мои замечательные земляки», «Символы России. Флаг», «Звучи памяти набат», «Что мы знаем о воинах – интернационалистах?», «Защита Отечества - долг перед Родиной», «Мир среди других», «Герои локальных воин», «Поклонимся великим тем годам», «Этих дней не смолкнет слава», «Россия – великая страна», «Слава тебе, победитель солдат!», «Что такое честь?», «Ю.А. Гагарин – знаете, каким он парнем был?», «Что мы знаем о войне?», «Сталинградская высота», «Нам нужна одна победа», «Победе посвящается…» «Юные герои антифашисты», «Блокада Ленинграда», «Пионеры-герои ВОВ», «Герои-молодогвардейцы», «Служить России – наш священный долг» | В течение года | 1-11 классы | Классные руководители |
9. | Тимуровская работа. Шефство над ветеранами ВОВ | В течение года | 5-11 классы | Классные руководители, Зам. директора по ВР |
10. | Уроки «Я – гражданин России» | Сентябрь Ежегодно | 1-11 | Классные руководители |
Массовые спортивные мероприятия:
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Классы и кол-во участников | Ответственный |
1. | Веселые старты | В течение года | 5 – 6 классы | МО учителей физической культуры |
2. | Спортивная эстафета | В течение года | 7 – 8 классы | МО учителей физической культуры |
3. | Сборка и разборка автомата | Февраль Май | 10-11 классы | Мухаматинова Р.Х. |
4. | Соревнование по стрельбе из пневматической винтовки 5-11 классы | Февраль Апрель | Зам. по ВР, Мухаматинова Р.Х.- Зам. по безопасности | |
5. | Кубок Победы | Май | 10 уч-ся | Пашкова С.Ю. |
6. | Спартакиада допризывной молодежи | Апрель | 15 | МО учителей физической культуры |
7. | День ГО | Апрель | 5-11 | Книтель Н.П. - зам. по ВР, Мухаматинова Р.Х.- зам. по безопасности |
8. | Соревнования по прыжкам в длину с разбега | Май | 5-11 | МО учителей физической культуры |
9. | Соревнования по подтягиванию среди юношей | Май | 5-11 | МО учителей физической культуры |
Праздничные церемонии и мероприятия:
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Классы и кол-во участников | Ответственный |
1. | Торжественная линейка, посвященная открытию месяца военно-патриотического воспитания | Январь, Февраль | 1-11 классы | Классные руководители, Зам. директора по ВР |
2. | Линейка, посвященная Дню защитника Отечества | 23.02 | 1 - 11 классы | Классные руководители, Зам. директора по ВР |
3. | Линейка, посвященная Дню Победы | Май | 1 - 11 классы | Классные руководители, Зам. директора по ВР |
4. | Митинг, посвященный Победы ВОВ | 9 мая | 4-11 | Администрация школы, Классные руководители |
5. | Акция «Поклонимся великим тем годам» | Апрель, май | 5-11 | Классные руководители, Зам. директора по ВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...
Презентация по военно-патриотическому воспитанию школьников
Презентация содержит отчёт о работе в школы в патриотическом воспитании школьников...
Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование
Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...
Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников
2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...
военно-патриотическое воспитание школьников
Военно-патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса ...
Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"
Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...