Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС
статья по теме

Зубова  Наталья  Олеговна

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта, не претендуя на всеобъемлющий охват. Описанные  подходы способствуют  обеспечению профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение  процесса развития  профессиональной компетентности педагогов  в  условиях  внедрения  ФГОС

The Support of  the Development of Professional Competence of Teachers in the Implementation of FSES (Federal State Educational Standard)

Зубова  Н.О.,  Россия,  город  Санкт-Петербург

            Zubova N.O., Russia, St.-Petersburg

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта, не претендуя на всеобъемлющий охват. Описанные  подходы способствуют  обеспечению профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

The FSES processes require specially organized activities of methodological serices, new content of the process of enhancing the professional competence of teachers. The article tries to summarize only a part of the experience without comprehensive coverage. These approaches contribute to professional willing of teaching  staff  to implement the FSES through the establishment of a system of a continuous professional development of each teacher.

Стандарт,  компетентность,  сопровождение, инновация, система.

Standart,  competence, support, innovation, system.

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он

учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель

К.Д.Ушинский

Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения также отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:

-коммуникативная компетентность  (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),

- исследовательская и  инновационная  компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),

-компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),

-акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста)  и  т.д.

 «Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся»[2,  стр.11].

Как отмечает Е.Н Жукатинская, «…профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры» [4,стр.165]. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.

Изменяются требования к результатам освоения ООП (необходимо учитывать введение трех видов результатов: предметные, метапредметные, личностные). Изменяются содержание и методы контроля планируемых результатов, вводятся новые формы и методы оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.

Следовательно, процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС.

Основным фактором, обеспечивающим  успешность  внедрения  стандартов, является системность подготовки педагогов к  их  введению и комплексность всех видов сопровождения.

Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

"Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.

Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Это  процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместную продуктивную  работу методиста и педагога; апробацию и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.

Но  принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы. Проблемы заключаются в неготовности педагогов: к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;  к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; к выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.  Есть проблемы, связанные с особенностями личности педагога: психологическая, дидактическая, организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.; профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций. С введением ФГОС должно измениться в первую очередь отношение всех участников образовательной деятельности ОУ к подходам и идеологии ее организации, и ключевая роль в этом принадлежит администрации ОУ. Таким образом, внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования может обостриться противоречием, требующим своего разрешения: это противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения. Однако данные риски можно сократить до минимума, если организовать качественную работу по правильному информированию всех членов образовательного процесса (педагогов,  родителей и общественность). Т.е, миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты - это создание условий для перехода от «знаниевой»  модели образования в школе к «деятельностной» – успешной работе педагогического коллектива в режиме развития;  созданию атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива. Основной целью методической работы школы в  период внедрения  ФГОС  становится создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Для постоянного  профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС требуется:

  •  целостность, систематичность методической деятельности в школе;
  • согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по  ФГОС;
  • сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.

Задачи  методической  службы:

  • выявить затруднения, потребности и образовательные запросы групп учителей;
  • обеспечить каждого необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;
  • создать мотивационные условия для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС;
  • обеспечить реализацию индивидуальных программ профессионального роста каждого;
  • выявить, проанализировать и растиражировать наиболее ценный опыт.

Методическая работа  в школе  в условиях введения новых образовательных стандартов должна опираться на «зону ближайшего профессионального развития».  В качестве  «зоны ближайшего профессионального развития» определяется та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности.  При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС; актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория  при  повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.

Остановимся подробнее на организации работы школьной методической службы в условиях внедрения ФГОС.  Безусловно, методическая служба выполняла, и будет выполнять традиционные функции, то, что называют режимом функционирования. Однако на сегодняшний день появляются новые функции, н-р, диагностическая – это не только оказание научно-методической помощи учителям на  диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе, но и выявление проблем, тем, целей и задач на ближайший период и на перспективу в повышении уровня теоретической  (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей; эмпирическая – выражающаяся в поддержке не только инновационной, но и экспериментальной работы педагогов в школе, а так же организации методической и научно-исследовательской работы школы, аналитическая - разработка программ развития образовательных учреждений. Планирование методической работы должно быть органически взаимосвязано с концепцией и программой развития образовательного учреждения, видением его образа, определением конечных результатов деятельности. Технология планирования этой сферы и поможет методической службе практически реализовать стратегические цели развития школы. Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого можно  использовать  различные  листы самооценки для учителей. На основе данных самоанализа можно определить  разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:

а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;

б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.

Нововведения встречают сопротивление, обусловленное психологическими и социальными причинами, поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс. Следовательно,  методическая  служба  должна  дифференцировать свою  помощь  в  зависимости  от  отношения  к  инновациям  субъектов  образовательного  процесса.

Содержание деятельности

Цель

Для активных сторонников инноваций

Работа в творческих группах, активных семинарах, погружения, тренинги, практическая деятельность (открытые уроки)

Вывести на более высокий уровень

Для инертных

Участие в семинарах, педсоветах, тренингах, научно-исследовательской деятельности

Приобщить к участию в работе

Для “традиционщиков”

Показ результатов и достижений, работа в ШМО, получение информации на педсоветах и мероприятиях

Ознакомление с преимуществами

инноваций

Для равнодушных

Введение в проблему, сравнение результатов, ознакомление с мнениями изучения практического опыта

Убедить в преимуществах использования инноваций

Оценить  работу научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.

Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе целесообразно использовать разноуровневый подход. Коллектив можно условно разделить на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством. Первая группа — это учителя, обладающие высокими педагогическими способностями. К ней можно отнести педагогов высшей категории. Эти учителя, как правило, являются главными проводниками новых методик, технологий, разработчиками диагностического инструментария. Педагогов этой категории нужно объединить в мастер-класс. Итогом работы мастер-класса могут быть печатный материал, пакеты школьных документов, описания методик, разнообразные дидактические материалы и т.п. Вторая группа учителей — это группа совершенствования мастерства. В нее входит большинство педагогов школы. Для них разумно организовать годичный методический семинар  по какой-либо актуальной для школы проблеме, например, «Пути  и  средства  формирования  школьной  адаптивной  модели». Третья группа педагогов — это группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем.

Система  работы  с  молодыми  специалистами  ГБОУСОШ №321 включает:

  • реализацию  программы  профессионального  развития  молодых  педагогов
  • руководство  педагогической  практикой  студентов,  «выращивание»  и   привлечение  кадров  для  работы  в  школе
  • работу  клуба  молодого  учителя, организацию  наставничества
  • годовой  практикум  по  теме: «Анализ и самоанализ урока — средство повышения методического мастерства учителя»,  проведение  недели  молодого учителя  в  школе, н-р, по теме «Адаптивный  урок  как  средство  повышения  качества  образования» и  т.д.

Основным  результатом  данной  программы  становится  обеспечение  личностной,  социальной,  профессиональной  поддержки  молодых  учителей.

Более подвижно содержание методической работы. Оно обновляется постоянно в соответствии с практическими потребностями школы,  позволяющими  сформулировать  проблемы  в  управлении  методической  работой  образовательного  учреждения.

Организационные формы методической работы (педсовет, методобъединения, самообразование) консервативны: единожды сформировавшись, они вошли в число форм повышения квалификации, предоставляя право выбирать более приемлемые для данной школы в определенные периоды.  Но  использование  технологии  проектирования позволяет  перейти  от  субъект-объектного  типа  отношений  внутри  коллектива (распределение  и  закрепление  функций  целеполагания,  проектирования  только  за  администрацией,  а  исполнения – только  за  педагогами)  к  субъект-субъектному - совместному  целеполаганию  и  проектированию  преобразовательных  действий,  разработке  коллективных  программ  на  уровне  учебного  заведения,  их  реализации,  мониторингу  результатов  и  т.д.  Совокупность  педагогических  советов,  объединенных  рамками  одного или  двух  учебных  лет,  подчиняется  определенной  логике  и  может  рассматриваться  на  этапе  вхождения  в  инновационную  деятельность  как  частнометодическая  технология,  которая  определяет  границы  блока  нововведений  или  изменений,  вводимых  в  школе.  Проблемный  педсовет  может  стать  как  формой  собственно  инновационной  деятельности,  так  и  средством  обучения  этой  деятельности.  

Таким  образом, поставленные  проблемы  рассматриваются  и  решаются  последовательно  на  заседаниях  МО,  МС, ПС,   в  проблемных  творческих  группах  разных  учителей-предметников.  Затем  осуществляется  переход от  работы  с  однородными  коллективами  к  работе  с  разно функциональными  коллективами  (методистами,  родителями,  учениками  и  др.субъектами  образовательного  пространства),  что  является  еще  одним  условием  успешного  развития   профессиональной компетентности  педагогов в  условиях  внедрения  ФГОС. Н-р,  в   течение  последних  лет  были  разработаны  и  проведены проблемные  педсоветы  «Современный  учитель - профессионал:  каков  он»,  «Актуальные  проблемы  качества  учебного  процесса»,  «Педагогика  взаимодействия  субъектов  образовательного  процесса»,  педагогические  чтения  по  секциям:  «Использование  современных  образовательных  технологий»,  «Реализация  компетентностного  подхода  в  образовании», «Проектно-исследовательская  деятельность  учащихся  и  педагогов», и на каждом  таком  мероприятии  педагоги были  вовлечены  в  проектировочную  деятельность. При определенных условиях существует зависимость между участием в проектировочной деятельности и саморазвитием ее участников (их самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и т.д.).

На этапе введения новых ФГОС в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех учителей в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект «Методическое сопровождение педагогических  работников в  условиях  внедрения ФГОС»,  старт  которому дал Педагогический совет «Концепция образовательных стандартов второго поколения: традиции и инновации», на котором педагоги школы объединились в творческие группы для работы над проектом.

Важным  становится создание условий для обмена опытом педагогами школы: проведение методических недель, недель  представительства  МО, открытых уроков, Мастер-классов, Педагогических чтений и конференций,  школьного  конкурса   педагогических  достижений,  участие  в  районном,  городском  конкурсе и  т.д.  

Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно - практических конференций. Заключительный этап: вовлечение учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято называть сейчас – портфолио педагога. Портфолио  педагога  и  МО,  разработанные  в  школе, способствуют не только рефлексии собственной педагогической деятельности, но так же могут выступать в качестве одного из возможных механизмов повышения квалификации и являться своеобразным стимулом к дальнейшему саморазвитию.  

Использование  портфолио  как  отчетного  документа  педагога  и  методического  объединения  существенно  облегчает  деятельность  заместителя  директора  по  учебно-воспитательной  работе,  которому  необходимо  проводить  анализ  работы  образовательного  учреждения,  оценивать  полученные  результаты  в  динамике,  создавать  условия  для  повышения  профессионализма  педагогов,  готовить  их  к  процедуре аттестации  и  т.д.  Поэтому  в  школе  действует  ежегодный проект: «Портфолио  как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя».

Методическое сопровождение ФГОС предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам).

При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:

  • изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
  • предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.

Как мы видим, процесс методического  сопровождения  педагогов  в  условиях  внедрения  ФГОС далеко не такой однозначный,  как это представляется. Практическая значимость представленного  опыта – возможность его перенести в  любое  образовательное  учреждение, осуществив  инновационно-методическое сопровождение дифференцировано, что весьма важно для современной  развивающейся школы. Готовность к инновационной деятельности формируется не сама по себе, не в виртуальных рассуждениях, а во время специальным  образом  построенного  процесса  повышения  квалификации  педагогических  работников, аккумулируя все накопленное на предыдущем этапе, достигая благодаря этому значительно высшего уровня.

Таким образом, целенаправленная система методической работы школы по сопровождению педагогов  в  условиях  ФГОС  позволяет обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации.  Главным результатом  работы  методической  службы  школы будет профессиональный рост каждого учителя, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ильенко  Л.И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.-90с.
  2. Казанцев С.В. Формирование инновационной компетентности преподавателя высшего учебного заведения. // Педагогика, 2011, № 6. – с.11-12.
  3. Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях // Методист.-2005.-№4.-с.17-21.
  4. Липатова Н.О. Модель профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка // Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: Сб. науч. статей. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – с.160-170 
  5. Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения   опыта в работе учреждений методической службы // Методист.-2005.-№2.-с.29-33.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Методическая компетентность учителя"

В статье сжато и кратко раскрывается понятие методической компетентности учителя. Выделяются основные составляющие этой компетенции....

Методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей компетентности учащихся по биологии в теме «Опора и движение».

Данные методические рекомендации направлены на формирование здоровьесберегающей компетентности  в теме «Опора и движение»   в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье» для учащихс...

методический проект "Дидактическая компетентность учителя - основа эффективности урока"

Дидактическая компетентность учителя - это основа эффективности всего образовательного процесса. Данный проект нацелен на организацию работы межшкольного объединения учителей русского языка и лит...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Научно-методическая разработка "Формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии"

Работа состоит из четырех глав. В первой главе кратко изложены теоретические основы компетентностного подхода, определены понятия «компетенция» и «компетентность», «коммуникативная компетентност...

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...