Доклад на педсовет
учебно-методический материал на тему

Губанихина Татьяна Александровна

Доклад по теме педсовета"Построение индивидуального образовательного маршрута педагога, как средство повышения качества образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_iom_pedagoga.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя.

Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой.

Иди рядом, и мы будем одним целым»

Высказывание индейского  вождя

«Качество и результат» - эти два понятия сегодня становятся ведущими критериями деятельности современной образовательной организации. «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», - утверждал английский писатель Р.Киплинг. С эти трудно не согласиться, но современная педагогическая наука ещё не определила сущность термина «качества образования», а его оценка является одной из сложнейших проблем российской педагогики.

Каждый субъект образовательного процесса (учитель, обучающийся, родители и др.) заинтересован в обеспечении качества образования. Эксперты Международного института планирования образования (МИПО) считают, что качество образования это многоаспектовое явление, включающее в себя: качество преподавания, качество педагогических кадров, качество материально – технической базы, качество учащихся, качество управления и качество исследований.

Система качества образования в образовательной организации синтезируется из следующих качеств:

  • Качество целей;
  • Качество условий;
  • Качество учебного процесса;
  • Качество конечного результата.

Перевод основных требований развития образовательного учреждения в реальное школьное пространство осуществляет прежде всего, учитель Именно поэтому сегодня нужен учитель, который работает не в рамках рецептурной педагогики, а в рамках концептуальной педагогики. Потребность школы в новом учителе – учителе, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; которые не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., поскольку владеет навыками профессиональной управленческой деятельности. Эта потребность четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты образовательной политики сегодня.

Доступность, качество образования, эффективность начинается, несомненно, с «учителя нового качества».

Именно учитель и его система профессиональных компетентностей есть та инновационная область, развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего образовательного пространства школы и в том числе, качестве образования.

В этой связи хочется остановиться на уроке как основной форме обучения, являющейся важным фактором качестве образования.

Многочисленные исследования и наблюдения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков:

  • Увлечение планированием без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока, противопоставление творчества и программно – методической дисциплины;
  • Слабое знание личности школьника и классных коллективов, и как следствие, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференцированности  в обучении, отсутствие направленной работы по ликвидации пробелов в знаниях;
  • Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования;
  • Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;
  • Перегруженность содержания учебного материала;
  • Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;
  • Бедность арсенала выбора методов обучения, односторонне увлечение то одним, то другими методами или же перестраховка  - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия;
  • Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
  • Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы;
  • Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающую познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.

Уважаемы коллеги! Призываем вас вслушаться в звуковое содержание слова «УРОК», в его историю. Оно общеславянского происхождения, производно от речи – от «говорить».

У – установка на поиск, на познание, на успех. У – улыбка друзей и учителя. У – вход в науку, в культуру. У – увертюра к познавательной деятельности.

Р – мотор урока, его сердцебиение, это работа разума, рокот мыслей, режим поиска, риск гипотез. Установка на результат, руководство к действию.

О – окно в мир. Очарование новизной. Озарение. Обобщение сделанного и понятного. Это цель, в которую нужно попасть. Это возможность говорить о чем-то с позиции знающего человека.

К – конец урока, его завершение, его развязка. Это концентрация на рефлексии, на багаже урока, который каждый собрал для себя сам.

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Решение проблем развития образования и качественных его перемен связывается с изменениями и в педагогической деятельности, и в системе повышения квалификации.

При этом важно отметить, что под повышением квалификации понимается не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.

Успешная реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых ФГОС НОО и ООО второго поколения, реализация комплекса мер по модернизации общего образования всецело зависят от подготовки  педагогических кадров, поэтому особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала.

Школе необходимы «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными,  творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа).  Именно такие учителя реально смогут реализовать новые требования к образованию.

Деятельность учителя в Едином квалификационном справочнике представлена такими процессами, как: осуществление, использование, планирование, соблюдение, внесение, выполнение и т. д. Когда слышишь это перечень, то не может не возникнуть мысль  о том, кто всему научит, сформирует компетенции учителя. Решение проблемы возможно только при выполнении системной работы с учителем, предполагающее построение системы самообследования, организации внутришкольной системы повышения квалификации, активизации самообразования.

В современной России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно  стать воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.  

          Необходимость успешного решения этих задач делает крайне актуальной проблему повышения  уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности.

Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации, которые могли бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду. В связи с этим требуется организация системы повышения квалификации учителей на школьном уровне, что будет способствовать вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.

Цель:  создание  модели непрерывного внутришкольного повышения квалификации педагогов для эффективного достижения предметных и метапредметных  результатов в условиях введения ФГОС.

Задачи инновационного проекта:

1.  Oбеспечить перехoд от периoдического пoвышения квалификации педагoгических кадрoв к их непрерывному oбразoванию через сoздание мoдели внутришкoльнoй системы пoвышения квалификации.

2.  Фoрмировать нoвые oбразoвательные пoтребнoсти педагoгов, пoбуждающие к рабoте над дoстижением нoвого качества oбразoвания в сooтветствии с требoваниями ФГOС и рынка труда, поиску новых путей и форм повышения педагогической квалификации, созданию конкурентоспособного образовательного учреждения в окружающем социуме.

3.  Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности уровня профессионального мастерства каждого учителя; выявить изменения в их педагогической деятельности и влияние этих изменений на уровень успеваемости, качества знаний

учащихся.

4.   Разработать методические рекомендации для образовательных организаций по внедрению модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Учитель жив, пока он учится.

Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель

К.Д.Ушинский

Анализируя потенциал педагогического коллектива (квалификационный, образовательный уровень, стаж работы и т.п.) мы обратили внимание на то, что  большинство педагогов работающих в нашей школе, вся педагогическая деятельность сводится к проведению образовательной деятельности, в работе нет творческой изюминки.

Чтобы пробудить внутренние резервы коллектива, убедить педагогов, что даже самый заслуженный и авторитетный учитель, не ставя перед собой цели и не стремясь к преодолению трудностей, в конечном итоге скатывается на уровень «середнячка». Для развития у педагогов высокого потенциала прежде всего надо научиться прогнозировать и планировать свою деятельность. Одним из приёмов является  внедрение  в методическую работу современную технологию - индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и направлением профессионального мастерства. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога,  роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала.

         Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).

         Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.

                    В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:  

1.      Самообразование педагога.

2.      Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3.      Участие педагога в методической работе ОУ.

         Согласно обозначенным направлениям деятельности ИОМ, определялись содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.

         В маршруте педагог должен   сформулировать:

- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом ОУ и основной образовательной программой;  развитием воспитанников.

- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;

- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.

          Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом сообществе) и внутренних стимулирующих факторов.

         Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- реализацию маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

         Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута мы начали с работы по его составлению.

1 этап. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.

3этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Показателями открытого образовательного пространства являются:

- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);

- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.

4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ мы решили проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии является деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.    

          Продвижение по ИОМ предлагается  фиксировать в карте ИОМ (таблице) по полугодиям (четвертям) с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.   

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

Направления деятельности

(уровень методической работы ОУ)

Содержание деятельности

Результат

Достижения

Формы

презентации

достижений

1 полугодие

2 полугодие

Самообразование (персональный уровень)

 

 

 

 

 

Участие в методической работе ОУ (организационный уровень)

 

 

 

 

 

Работа в профессиональном сообществе (командный уровень)

 

 

 

 

 

 В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

•        достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);

•        субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);

•        формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

            В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой личный  ИОМ.

                В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог...  И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».

Проект решения:

1. Считать повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым условием развития нашей школы.

2. Одобрить накопленный  опыт работы коллектива педагогов по повышению профессиональной компетентности:  тематические педсоветы, теоретические семинары, мастер-классы, методические недели, мониторинг профессиональной успешности учителя (портфолио, рейтинг учителя), внедрение системного анализа урока, участие в профессиональных конкурсах, семинарах.

3. Продолжить практику взаимопосещения уроков учителей разных образовательных областей, которое не предполагает  функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность учителям в большей степени  раскрыться, показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы,

4. С целью формирования у учащихся компетенций личностного самосовершенствования,   коммуникативной, социальной - руководителям МО запланировать проведения «мастер-классов» с учащимися школы в рамках методических и предметных недель.

5 .Продолжить работу по созданию положительного имиджа школы через постоянную, систематическую работу над своим имиджем каждым педагогом, учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

доклады к педсовету

ПедсоветТема «Компетентный учитель – компетентный ученик»Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.Задачи:Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», ви...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...