Преимущества православного воспитания в духовном образовании и воспитании учащихся кадетских классов
статья на тему

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕИМУЩЕСТВА  ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ                                           В ДУХОВНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ.

Выступление на переговорной площадке                                                            «Права и достоинства человека. Православная традиция», организованной Общественной палатой Липецкой области в рамках Гражданского форума,                                                                                    Православная гимназия в честь свт. Т. Задонского,                                           г. Елец, 22.11.2010 г.

(Слайд 1) Возрождение кадетства, его высоких идеалов и традиций чрезвычайно востребовано в современных условиях, когда в обществе размыты многие ценностные понятия и ориентиры. В настоящее время интерес к кадетскому движению вызван следующими факторами. (Слайд 2)

Во-первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности.

Во-вторых, в этом государство увидело возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество, т.е. побороть растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию.

В-третьих, стремление многих родителей дать своему ребенку не только качественное образование, но и обеспечить им достойное будущее.

Конечно, кадетские корпуса не панацея от всех наших проблем, но ряд задач и очень важных может быть решен и через них.

Труд педагогов и вложенные в кадет государством деньги уже окупаются и еще не раз окупятся сполна. Думаю, что выпускники кадетских классов станут элитой нашего общества и достойно послужат нашей Родине. В последнее время встает вопрос о профессионализме нашей армии, но где брать профессионально подготовленные кадры для службы? А ответ на этот вопрос простой, готовят эти кадры уже сегодня российские кадетские корпуса и классы.  

В школе № 1 им.М.М. Пришвина все началось 1 сентября 2009 года. (Слайд 3)

На протяжении учебы в 10-11 классах старшеклассники в рамках оборонно-спортивного профиля наряду с углубленным изучением предметов «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» осваивают «Начальную военную подготовку», «Основы медицинских знаний», «Основы топографии», «Литературное краеведение», где они изучают, как выживать в экстремальных условиях, оказывать первую медицинскую помощь, изучают  военные дисциплины: тактика,  военная топография,  строевая подготовка, уставы Вооруженных сил. (Слайд 4) Кадетское образование нацелено на воспитание в человеке ценностей чести, дружбы, патриотизма, готовности служить Отчизне, желания отстаивать могущество и независимость своей Родины на военном и гражданском поприще.

Главной особенностью образовательной системы в кадетских классах можно назвать патриотическое воспитание. Поэтому вполне оправдано введение в учебный план предмета «Основы православной культуры». (Слайд 5) Вспомним, что в царской России духовному образованию кадет, юнкеров и солдат уделялось много внимания. Чтобы обезопасить праздный ум от разных глупостей, военное духовенство организовывало досуг военнослужащих, проводило беседы, поддерживало боевой дух, следило за морально-нравственной чистотой и заботилось о наличии в частях полезной литературы. (Слайд 6) Сегодня с возрождением духовного наследия стало возможным говорить с будущими защитниками Родины о русской культуре, учитывая ее основу - православие. В этом деле помогает православная педагогика.

Православная педагогика дает возможность образовывать и воспитывать личность в гармоничном сочетании веры и научного познания.

          Создание условий для пробуждения духовной жизни в ребенке и ее развития - первостепенная задача каждого педагога. Кадетские классы, благодаря установленному в них порядку, ими располагают. (Слайд 7)

В монастырских и кадетских буднях есть общее. А именно, четкий распорядок дня, строгая дисциплина, (Слайд 8)  утреннее построение, общая трапеза, отсутствие праздности, распределение обязанностей (послушания у монахов и наряды у кадет). (Слайд 9) Но при этом существование наших классов в режиме неполного дня отличает кадетов школы № 1 от монастырских правил, где предполагается совместное проживание в строго определенных помещениях (кельях), покинуть которые можно только по благословению настоятеля. Как видим, многое роднит жизнь кадет и иноков. (Слайд 10)

Конечно, для плодотворного образования кадет строгого образа жизни недостаточно. Необходимы яркие и живые примеры истинного служения Родине и народу. (Слайд 11) Таковые дают отечественная история, литература и искусство, взаимное сотрудничество МОУ СОШ № 1 и Православной гимназии.

Наше сотрудничество с гимназией начало развиваться еще с 2009 года с введением в учебный план предмета «Основы православной культуры». Занятия проводил отец Дионисий. Сегодня отрадно подчеркнуть, что рамки сотрудничества расширяются. Кадеты школы – участники крупных воспитательных мероприятий Православной гимназии, они встречаются со священнослужителями, и нам, педагогам, полезны сценарии и презентации Ваших высоконравственных мероприятий. Администрация МОУ СОШ № 1 и в дальнейшем планирует сотрудничество с гимназией.   Старшеклассников и руководство гимназии приглашаем 11 декабря на праздник принятия присяги кадетами, (Слайд 12) 26 ноября - на мероприятия, проводимые в рамках Дня матери. Привлекая кадетов к учебно – исследовательской деятельности, считаем, что им будут интересны темы:   «Государственная символика России: от истоков до современности»,  «Императорские ордена», «Храмы  Ельца – памятники военной славы России», «Монастырский и воинский устав. Общее и особенное». (Слайд 13)

 В настоящее время курс «Основы православной культуры» ведет иерей Геннадий Феофанов.  Ведущими целями учебного предмета стали предоставление кадетам обширных знаний о русской культуре и приобщение их к идеалам Православия – правдолюбию, миротворчеству, верности долгу, отваге, бескорыстию и скромности. Разделы включают занятия, на которых ребята получают знания о святых, пострадавших за веру в Древнем Риме, о прославленных русских князьях, о мучениках и чудотворцах, о небесных покровителях воинства, полковых святынях, о храмах, иконах, памятниках воинской славы, о государственной и христианской символике.

Главное достояние Руси - святость. Поэтому основной акцент сделан на изучение образа жизни святых воинов и подвижников. Среди них преподобный Илия Муромец, благоверные Александр Невский и Димитрий Донской, святой Федор Ушаков Санаксарский.

Должное внимание в курсе уделено раннехристианским воинам, особо почитаемым в России. Это Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Федор Стратилат, Федор Тирон.

Святые – идеал человечества. В их делах и поступках юные кадеты видят примеры для подражания и совершенствования. (Слайд 14)  Знакомство с отечественными святынями, оказавшими непосредственное влияние на ход военной истории России, позволяет формировать у кадет интерес к духовному наследию Родины. Например, на занятиях, объединенных темой «Покров Пресвятой Богородицы над Россией», говорится о Казанской, Тихвинской, Смоленской, Федоровской и Державной иконах Божией Матери, их роли в отечественной истории, участии в военных кампаниях и прославлении в народе.

Преимущество предмета «Основы православной культуры» заключено в том, что образование и воспитание кадет происходит на основе постижения своего духовного наследия, лучших примеров героизма, силы духа, отваги, мужества, служения Родине, столь необходимых каждому воину. Введение кадет в мир русской православной культуры, дающей многочисленные примеры воинской славы, способствует патриотическому воспитанию. Согласно православной педагогике, «быть русским – значит быть жителем не России, а Святой Руси» (Протоиерей Евгений Шестун).

 (Слайд 15) В силу исторической значимости школы № 1 (бывшей мужской гимназии) учебным планом кадет предусмотрено повышение уровня литературного образования на основе краеведческого материала. Замечу, что 2011 год ознаменован для нас 140-летним юбилеем. Со школой связаны имена писателей Бунина, Пришвина, художника Жукова, наркома здравоохранения Семашко, философа Розанова и других. Помимо познавательного воздействия литературное краеведение позволяет кадетам прикоснуться к краеведческой работе, не исключая исследовательской составляющей. Актуальны такие формы работы, как сбор преданий о писателях своего края, сбор местных фольклорных жанров, изучение объектов сохранившейся старины.

(Слайд 16) Воспитание у кадетов чувства патриотизма, любви к жизни, гуманного отношения ко всему окружающему и истории города важно. Сложно объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины. В современных экономических и  политических условиях практически невозможно. (Слайд 17) Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: переполненные сценами насилия фильмы, безработица, пьянство, наркомания, компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив. А ведь верно подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать  кадетское движение.

(Слайд 18) Мы благодарны отцу Василию за желание сотрудничать с нами. Спасибо, что Вы своим примером учите наших детей относиться друг к другу гуманно,  учите понимать и принимать каждого живущего рядом вне зависимости от его социального положения, богатства, образования.

Представленный подход в обучении и воспитании кадет СОШ № 1 способствует их духовному обогащению и повышает морально-нравственный уровень, развивает эрудицию и воспитывает уважение к своим исконным традициям.

Изучая отечественную историю и культуру, кадеты формируют свои идеалы, к которым они будут стремиться и на которые будут ориентироваться всю жизнь. Так пусть этими идеалами для них станут святые русские воины, хранители Русской земли и православной веры.

Директор МОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина                             О.В. Гришанова