Управление интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров как элемент системы управления
статья ( класс) на тему

Шикунова (Малькова) Надежда Евгеньевна

Управление интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров как элемент системы управления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров как элемент системы управления

Шикунова Н.Е., заместитель директора по УВР, ГБОУ Школа № 1929

В эпоху интенсивного научно-технического прогресса особое значение приобретает инновационное развитие организации. В настоящее время для эффективного существования на рынке организациям мало обладать только материально-финансовыми ресурсами. На первый план выходят внутренние ресурсы организации, то есть внутренние возможности, которые уникальны и присущи только ей. Безусловно, для реализации инновационной деятельности организации среди ее ресурсов важное место отводится именно человеческим ресурсам. Именно, высококвалифицированный и креативно мыслящий персонал способен оперативно реагировать на изменения спроса и прогнозировать потребности потенциальных потребителей. Таким образом, первостепенное место отводится интеллектуальной деятельности человека, а значит и интеллектуальному потенциалу и лидерам.

Одна из современных концепций  стратегического управления (ресурсный подход) основывается на изучении внутренних возможностей фирмы. В литературе по управлению знаниями ресурсный подход приобрел название «концепции интеллектуального потенциала фирмы». Исходя из этого, следует рассмотреть современные подходы к управлению интеллектуальным потенциалом и развитию лидеров и их особенности в образовательных организациях.

Прежде чем рассматривать механизмы решения задачи  управления интеллектуальным потенциалом  и развитием лидеров, следует остановиться на ключевых понятиях: интеллектуальный капитал и потенциал организации, лидер в организации как элементах системы управления.

 В литературе встречается множество терминов, в той или иной степени характеризующих интеллектуальность труда.

Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Л.С. Бабынина считают, что «интеллектуальный потенциал - многофакторное, полиструктурное понятие, соединяющее в себе человеческий, образовательный, научный, информационный, организационный, производственный, инновационный, инвестиционный, институциональный и социальный аспекты, образующие в совокупности интеллектуальные предпосылки научно-технического, экономического и социального развития фирмы, региона, страны в целом» [19, С.13]. Кроме того, авторы выделяют интеллектуальный потенциал личности - знания, интуиция и профессиональные навыки и способности личности;  социальный потенциал личности - ее готовность к кооперации и поддержке, развитость ее коммуникаций и культуры общения, умение человека работать в группе, команде [19, С.13].

В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина считают, что интеллектуальный потенциал организации можно рассматривать как ее готовность к генерированию и освоению инноваций [26]. При этом авторы отмечают, что интеллектуальный потенциал организации складывается из накопленного объема знаний, интеллектуального уровня сотрудников, опыта инновационной деятельности. Состав показателей при оценке интеллектуального уровня организации должен учитывать новизну выпускаемой продукции, новизну используемых технологий производства, новизну технологий продажи, участие организации в профильных выставках, конференциях, образовательный уровень персонала [26].

В.И. Мухин отмечает, что «интеллектуальный потенциал - способность накапливать, использовать и воспроизводить новое знание. Интеллектуальным потенциалом обладают: каждый человек в отдельности, группа людей, организация, нация, общество, цивилизация в целом» [17].

Интеллектуальный капитал - совокупность интеллектуальных активов компании, то есть суммы знаний, в значительной степени или частично отчужденных от их создателей и представляющих коммерческую ценность для предприятия и его контрагентов. Интеллектуальный капитал используется как ресурс при интеллектуальной деятельности; в то же время он аккумулирует созданные сотрудниками интеллектуальные активы и деловую репутацию предприятия.

Ключевым моментом управления развития интеллектуального потенциала организации минимизация различия между  абсолютным и реальным интеллектуальным потенциалом. Это и составляет тот возможный резерв роста эффективности организации. Кроме того, интеллектуальный капитал организации складывается из интеллектуального потенциала работников. Несомненно, для полного раскрытия работником собственного интеллектуального потенциала необходимы и соответствующие условия труда, которые создаются путем эффективного менеджмента.

К факторам, способствующим развитию и успешной реализации интеллектуального потенциала работника следует отнести:

- благоприятный рабочий климат среди коллектива;

- формирование корпоративной культуры;

- регулярное повышение квалификации работника;

- внедрение программ обучения, тренингов, семинаров;

- стимулирование труда;

- мотивация труда;

- учет индивидуальных особенностей работника;

- предоставление возможности работнику для саморазвития и самореализации [1].

        Создать такие условия - важнейшая задача управленческой команды.

В свою очередь, интеллектуальный потенциал организации характеризуется наличием, эффективным использованием работников, имеющих высокий уровень образования, квалификации, обладающих профессиональными знаниями, опытом, практическими навыками, творческими и интеллектуальными способностями, креативно мыслящие, которые могут разрабатывать инновационные проекты и претворять их в жизнь, то есть реализовывать инновационную деятельность организации. Следует отметить, что наличие интеллектуального потенциала организации является основополагающим элементом необходимым для реализации инновационной деятельности, но, безусловно, не единственным.

Однако интеллектуальный потенциал организации не будет реализован, не станет капиталом при отсутствии лидеров. Стивен Кови определяет лидерство как способность настолько ясно донести до людей мысль об их достоинстве и потенциале, что они смогут увидеть эти качества в себе [9,10]. Основными чертами лидера являются:

  • стратегическое видение задачи;
  • лидер может следовать и за другими, если это позволит ему достичь цели;
  • верит в себя;
  • готов рисковать;
  • склонен к постоянному саморазвитию;
  • совершенствует свои коммуникационные возможности [10].

Однако важно иметь возможность применить лидерские качества на практике, что, безусловно, зависит от менеджмента организации. Если в организации разработаны механизмы развития лидеров, процессы  управления интеллектуальным потенциалом проходят более успешно и приносят реальную пользу.

 Для инновационного развития организации необходимо обладать и иными ресурсами, к числу которых можно отнести материально-техническую базу; финансовые, технологические, энергетические ресурсы и т.д. Однако интеллектуальный потенциал в этом случае занимает главенствующее место.         Безусловно, для успешного функционирования и повышения конкурентоспособности необходимо регулярное совершенствование и эффективное использование интеллектуального потенциала. Кроме того, с повышением интеллектуальности труда актуальность приобретает управление знаниями, которое ориентировано на стратегическое развитие организации и максимальное использование ее интеллектуального потенциала. Отсюда следует, что для целей развития интеллектуального потенциала организации необходимо не просто управление трудовыми ресурсами, а эффективное управление знаниями, образующими конкурентное преимущество организации.

Таким образом, современные условия диктуют новые требования к персоналу, что, в свою очередь, кардинально меняет отношение к нему и влечет необходимость рассмотрения его как высокоинтеллектуального индивида. В этой связи, формирование, удержание и развитие персонала, способного выявлять перспективные направления развития организации, генерировать идеи, разрабатывать, реализовывать инновационные проекты и грамотно руководить ими, другими словами быть лидером, является неотъемлемой составляющей деятельности современной организации. В настоящее время необходимо осознавать, что развитие интеллектуального потенциала организации и лидеров является стратегически важной задачей системы управления, ее важнейшим элементом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бердникова Л.Ф. Интеллектуальный потенциал в инновационном развитии современной организации //http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html /media82108/51_berdnikova.pdf
  2. Беспалов П.В., Гапоненко А.Л., Корниенко В.И. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации.- М.: Социальные отношения, 2003. -215с.
  3. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию.-М.: Инфра-М., 2002.-315с.
  4. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. - М.: Эксмо, 2008. - 190с.
  5. Гофи Р., Джонс Г. С какой стати им идти за вами «Harvard Business Review - Россия», январь-февраль 2007.
  6. Десслер Г. Управление персоналом.- М.: «Лаборатория знаний» (ранее «БИНОМ. Лаборатория знаний»).- 351с.
  7. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2002.-247с.
  8. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2000.-214с.
  9. Кови С. Восьмой навык: от эффективности к величию. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 340с.
  10.  Кови С. Четыре правила успешного лидера.- М.: Альпина Паблишер, 2013.- 138 с. 
  11.  Коллисон К., Парсел Дж. Учитесь летать. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. - 321с.
  12.  Кулинич А. Самообучающийся отдел продаж// Директор компании.2007. Апрель.
  13.  Лаврентьев В.А., Шарина А.В. Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направление его развития // Креативная экономика», №2 (26) за 2009. - С. 83-89// ttp://www.creativeconomy.ru/articles/2173/  
  14.  Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. - М.: Омега-Л, 2004. -328с.
  15.  Мариничева М. Управление знаниями на 100%. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -314с.
  16.  Мариничева М. Заставьте знания работать// Сетевой №10, 2002.
  17.  Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учебник для вузов//http://www.modernlib.ru/books/vladimir_ivanovich_muhin/upravlenie_intellektualnoy_sobstvennostyu_uchebnik_dlya_vuzov/read_1/
  18.  Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания.-М.: «Олимп-Бизнес»,2011.-384с.
  19.  Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: Учебник. В 2 т. Т.2. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. - 924 с.
  20.  Рахлин К. М, Серова О. Ю.  Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности// http://quality.eup.ru/materialy9/potencial.htm
  21.  Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: «Прогресс». 2004. -171c.
  22.  Самообучающаяся организация: принципы построения и функционирования //http://knowledge.allbest.ru/management/3c0b65625a3b78b4d43b89421206d 26_ 0. html
  23. Самыгин С.И., Столяренко С.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салиманжов И.Х. Управление персоналом/под ред. Самыгина С.И. – Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону. - «Феникс», 2001,- 510с.
  24.  Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию.- М.: Инфа-М., 2002.-192с.
  25.  Хоукинс Д. Креативная экономика.-М.: «Классика XXI» при содействии финансовой корпорации «Открытие», 2011. -101c
  26.  Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
  27. http://elib.tolgas.ru/publ/Markova_UMK_Upr_intellekt_potentsialom_FGOS.pdf



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Методика выполнения курсовой работы по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации Специальность: «Зоотехния» Тема: «Организация и управление производством молока»

Методика выполнения курсовой работыпо МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации        Специальность:  «Зоотехния»  Тема: «Организац...

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления....

Особенности управления интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров в образовательной организации

Рассмотрены понятие "интеллектуальный потенциал", особенности управления интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров....

Программа семинара ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»»

Программа семинара  ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»». Те...

Тема 5. Системы управления базами данных. Справочно-поисковые системы (СПС) (презентация по теме 5)

Тема 5. Системы управления базами данных. Справочно-поисковые системы (СПС) (презентация по теме 5) для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомоби...