Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников
статья (10 класс) по теме

В статье  раскрывается роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_psihologicheskoy_sluzhby_shkoly_v_upravlenii_rabo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников

Понятие “адаптация” включает в себя процесс приспособления человека к окружающим условиям, а также результат этого процесса, т.е. состояние, в котором человек максимально приспособлен к окружающей среде. Такое состояние может достигаться несколькими принципиально разными путями, в связи с чем выделяют разные типы адаптационной направленности:

  • Гомеостатический - достижение равновесия, спокойствия путем приспособления себя к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Очень яркий пример адаптации по данному типу - одиноко живущий “в гармонии с природой” отшельник.
  • Гедонистический - получение наслаждения, удовольствия путем приспособления среды к своим потребностям. Например, именно так адаптирован наркоман, все помыслы которого направлены на поиск наркотика для получения максимального наслаждения.
  • Прагматический - ориентация на получение максимальной пользы как для себя, так и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Наиболее социально ориентированный тип адаптационной направленности.

У большинства людей в той или иной степени выражены все эти типы адаптационной направленности.

Понятие “социально-психологическая адаптация” является более узким, чем “адаптация” вообще, и подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с:

  • Требованиями общества
  • Собственными потребностями, мотивами, интересами

Адаптация в широком смысле не обязательно означает социально-психологическую адаптацию. Гармония между потребностями общества и отдельного человека достижима только тогда, когда собственные потребности и интересы сформированы у человека с ориентацией на требования общества.

Социально-психологическая адаптация - сложное явление,

включает комплекс показателей:

Возможность

выполнять социальные функции

успешно строить отношения с коллективом, семьей

Способность

к продуктивному обучению и труду

к самообслуживанию

к полноценному отдыху

Адекватность

в восприятии окружающей действительности

в восприятии самого себя

в отношениях с окружающими

Соответствие

между целями, действиями и реально достижимыми результатами

между самооценкой и оценкой окружающих

Изменчивость поведения

в соответствии с требованиями ситуации

в соответствии с ролевыми ожиданиями

Успешность адаптации зависит от:

  • Жизненных целей
  • Ценностных ориентаций
  • Их поведенческой реализации
  • Социальной среды, в которой происходит их реализация

Жизненные цели и ценностные ориентации закладываются главным образом в семейном воспитании, а их поведенческая реализация происходит у старшеклассников преимущественно в социальной среде, образуемой школой. Проблемы в социальной адаптации школьников в значительной степени обусловлены противоречиями между заложенными в семье ценностными ориентациями, требованиями социальной среды в школе и вне школы.

Социальная адаптация учащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях. По нашему мнению, эта проблема наиболее актуальна в старших классах в связи с целым комплексом причин:

  1. Резкое изменение состава классного коллектива и скачкообразное повышение требований со стороны педагогов при переходе в 10-й класс.
  2. Необходимость профессионального самоопределения, конструирование старшеклассниками своего жизненного пути, определение планов и перспектив.
  3. Расширение значимых социальных связей вне школы, что может вступать в противоречие с требованиями школы.
  4. Возрастание роли эмоционально нагруженного интимно-личностного общения и связанные с этим переживания.

В связи с этими причинами психологическая служба нашей школы активно участвует в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников. Рассмотрим этапы этой работы.

А) Определение проблемного поля.

Так, например: в 10-м классе сложилась довольно сложная ситуация по следующим причинам:

  • классный коллектив изменился более чем на 50%
  • для 2/3 из поступивших в 10-й класс учащихся это не был собственный осознанный выбор, в связи с чем в классе низкая мотивация к учебной деятельности
  • 1/3 учеников перешли в этот класс из других школ преимущественно по причине конфликтов, и лишь 1/3 ориентировались на  направления обучения, которое предоставляет школы

В связи с этими обстоятельствами углубленная работа по социально-психологической адаптации была признана наиболее актуальной именно в данном классе.

Б) Планирование работы по повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся.

Поскольку сложности удалось в значительной мере спрогнозировать на основании психолого-педагогического анализа ситуации в 9-х классах, планирование работы осуществлялось в опережающем режиме. К моменту комплектования 10-го класса план был уже разработан, однако по ходу анализа текущей ситуации в план вносился ряд изменений. В частности, мы сочли целесообразным отойти от традиционной схемы “изучение ситуации - выполнение работы - повторное изучение” и провести в данном классе запланированный выездной социально-психологический тренинг до проведения диагностических мероприятий. Это оказалось оправданно, т.к. в ходе этого мероприятия новый классный коллектив сдружился, а классный руководитель и психологи получили возможность наблюдать поведение детей в неформальной обстановке.

В) Изучение уровня социально-психологической адаптации учащихся.

Для этого нами используется комплекс психодиагностических методик:

  • Методика диагностики социально-психологической адаптации школьников (К.Роджерс, Р.Даймонд). Вычисляются 6 интегральных показателей уровня социальной адаптации старшеклассников.
  • “Проблемная анкета” (методика Seiffqe-Krenke). Позволяет установить средние показатели проблемной озабоченности школьников в разных жизненных областях, а также конкретные проблемы, беспокоящие их в наибольшей степени.
  • Методика многофакторного исследования личности (16PF-опросник Кеттелла). Позволяет выявить личностные черты, свидетельствующие об уровне адаптации и возможных проблемах в ее протекании (общительность, уровень самоконтроля, подозрительность, тревожность и др.).
  • Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК). Позволяет определить, приписывают ли испытуемые причины происходящих с ними событий своим собственным действиям или внешним факторам, умеют ли брать на себя ответственность.
  • Социометрия. Свидетельствует о социальной структуре классного коллектива, количестве принятых и отвергнутых школьников, степени сплоченности класса.

Результаты, полученные в 10-м классе, были подвергнуты тщательному анализу (в т.ч. с использованием методов математической статистики), обсуждались на педсоветах и на психолого-педагогических консилиумах. Основной вывод исследования: учащиеся показали достаточно высокий уровень адаптации к новому коллективу, высокую сплоченность класса и эмоциональную комфортность условий в нем, умеренную степень озабоченности проблемами. Это сочетается с низкой мотивацией учебной деятельности, отсутствием четких жизненных перспектив, неумением брать на себя ответственность в случае неудач. Видимо, класс оказался для ребят тем местом, где можно беззаботно и комфортно провести 2 года жизни, занимаясь не столько учебой и жизненным самоопределением, сколько общением с приятелями. Впрочем, проблемы в области восприятия своего будущего оказались для учащихся на 1-м месте по значимости, а раз проблема осознана и поставлена - есть надежда, что она будет решаться.

Г) Конкретная деятельность по осуществлению запланированной работы.

Основные субъекты адаптационного процесса - это сами дети, их родители и учителя. Соответственно этому выделены и основные направления работы:

  1. Работа с учащимися. Включила в себя участие класса во всех общешкольных мероприятиях (День Самоуправления, театрализованные представления и др.), проведение специальных факультативных курсов (например, Курс развития навыков самостоятельной работы), выездные социально-психологические тренинги, тренинг личностного роста, профориентационную работу, индивидуальные психологические консультации.
  2. Работа с педагогическим коллективом. Это проведение педсоветов, малых педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, методические объединения, совещания творческих групп, индивидуальные консультации для педагогов.
  3. Работа с родителями. Ее основные направления: проведение родительских собраний, совместное обсуждение результатов психодиагностических исследований, групповое, индивидуальное и семейное консультирование.
  4. Аналитическая работа по результатам проведенных мероприятий.

Д) Повторное изучение уровня социально-психологической адаптации учащихся для подтверждения эффективности проведенной работы.

Этот этап работы выполняется с использованием комплекса психодиагностических методик, сходном с применяемым на этапе первичного изучения уровня социально-психологической адаптации старшеклассников.

Таким образом, школьная психологическая служба занимает определенное место в системе управления воспитательной работой в целом и работой по социальной адаптации старшеклассников в частности. Школьные психологи разрабатывают научно-методическую базу для этой работы, активно участвуют в ситуативном психолого-педагогическом анализе, что позволяет прогнозировать ситуацию и корректировать ее развитие. Планирование работы осуществляется в сотрудничестве психологов с администрацией, психологи принимают активное участие в практическом осуществлении запланированной работы.

Многоуровневое управление, включающее различные субъекты, позволяет наиболее успешно решать проблему системности и организованности управленческого процесса воспитательной работой школы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "

По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...

Программа по социальной адаптации старшеклассников

Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной социально-значимой задачи - подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе....