Программа "Наставничество"
рабочая программа на тему

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_-_15-16.docx136.58 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка……………………………………

3

2.

Этапы реализации программы наставничества………….

4

3.

План работы с молодыми специалистами………………..

7

4.

Приложение 1. Основные формы и методы работы наставника………………………………………………….

9

5.

Приложение 2. Стартовая диагностика…………............

10

6.

Приложение 3. Индивидуальный план наставничества…

12

7.

Приложение 4. Отчет об итогах наставничества………...

14

8.

Приложение 5. Памятка для молодого учителя………….

16

9.

Приложение 6. Памятка для наставника…………………

18


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школы каждый год встречают начинающих учителей, выпускников педагогических институтов и университетов. Освоиться в новой профессии непросто, и к счастью, еще встречаются такие педагоги-наставники, которые желают помочь молодому специалисту, организуя наставничество. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. К работе в качестве наставников привлекаются работники учреждения, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в работе, пользующиеся авторитетом в коллективе и проработавшие в занимаемой должности не менее трех (пяти) лет.

Основные понятия:

наставничество – форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;

наставник – высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующий скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;

молодой специалист – выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течении года.

Цель наставничества – повышение профессионального мастерства молодых специалистов в  первые годы их работы в образовательной организации, приобретение или совершенствование  индивидуальных профессиональных навыков.

Задачи наставничества:

  1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в образовательной организации методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.
  2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.
  3. Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.
  4. Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.
  5. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.

Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителя образовательной организации, руководителей структурных подразделений, председателя профсоюзной организации, наставников и молодых специалистов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. В частности, выделяются три этапа данной работы: 

1. Адаптационный. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на:

  • требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся.

На данном этапе в работе с молодым учителем участвуют представители администрации, руководители методических объединений, педагоги-наставники, педагог-психолог, методист, социальный педагог. Составляется план профессионального становления начинающего педагога, определяется круг его обязанностей и полномочий, проводится анкетирование (приложение 2), по результатам которого вырабатывается программа адаптации.

Для дальнейшей более эффективной работы начинающему специалисту предлагаются различные рекомендации и памятки (приложение 5), которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, педагогом-психологом, методистом школы. В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с обучающимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. На этом этапе педагог-психолог может использовать таблицу.

Возможные недостатки в работе начинающего педагога и пути их преодоления

Недостатки в работе молодого учителя

Реакция обучающихся на недостатки

Способы преодоления недостатков

1

2

3

Неумение поддерживать внимание школьников

Отсутствие дисциплины и работоспособности у обучающихся, они постоянно отвлекаются, шумят

Увлекательный рассказ. Активизация познавательного интереса школьников

Затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися

Наличие аритмии в овладении знаниями

Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех обучающихся. Правильная расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся

Неприязненное отношение к учителю

Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность поступков

Неумение контролировать внимание на главном, существенном

Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника

Ощущение постоянной перегрузки

Ориентация на овладение существенной, обязательной информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к восприятию информации

Постоянное нацеливание на переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы обучающихся

Потеря ответственности и целеустремленности

Чередование различных видов работы на уроке

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации

Безразличное отношение к информации учителя

Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее лучшего осмысления

Неумение опираться на коллектив обучающихся

Пассивное поведение части обучающихся

Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей обучающихся

Недостаточное внимание к организации домашних заданий

Потеря ответственности в выполнении установки педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления обучающимися заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающейся ситуации

Внимание сосредоточено лишь на отвечающем ученике

Отсутствие внимания, скука

Сочетание индивидуальной и фронтальной работы, акцент на ввод всех обучающихся в деятельностное состояние

Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика, несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание

Нервозное состояние отвечающего ученика

Внимание к логически законченной информации (вербальное, средствами акцентирования на главном, составление плана)

Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся

Притупление интереса к учебе

Творческий подход к заданиям (их усложнение или временное облегчение)

Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся

Потеря уверенности в знаниях

Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся; мотивирование к интеллектуальному росту

Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся

Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к учебе, преодоление трудностей

Стимулирование творческой активности

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учебе

Дозировка времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении)

2. Основной, проектировочный этап:

  • проводится работа над темой самообразования,
  • осуществляется планирование методической работы,
  • вырабатывается индивидуальный стиль деятельности,
  • начинается оформление портфолио,
  • разрабатывается и организуется программа адаптации,
  • осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя,
  • педагог-наставник и педагог-психолог помогают выстроить собственную программу самосовершенствования.

3. Контрольно-оценочный этап.

На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Молодого учителя, не имеющие опыта работы с детьми, часто бывают прямолинейны, легко возбуждаются, кричат, угрожают. Дети отвечают неприязнью, стараются задеть учителя, возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах преподаватель не должен повышать голос, терять лицо.

Успех молодого учителя нередко зависит от "пустяков" - одежды, голоса, жестов, случайных замечаний. Как очень удачно сказал А.С. Макаренко: "Для меня... такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть".

Подготовки, полученной в вузе, недостаточно для формирования мастерства. К нему приходят только путем самообразования и творческих поисков. Поддержать учителя в самый ответственный период его становления должны руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким он будет.


План

работы с молодыми и вновь принятыми учителями

на 2015-2016 учебный год

п/п

Содержание работы

Сроки

 Ответствен-ные

1

2

3

4

1

Проведение вводного инструктажа на рабочем месте

Август

Волкова Е.В.

2

2.1 Ознакомление с должностной инструкцией учителя и классного руководителя.

Август

Волкова Е.В.

2.2Ознакомление учителя с локальными актами
(положениями и инструкциями), регламентирующие образовательный процесс школы.

Сентябрь

3

Проведение цикла теоретических занятий по темам:

3.1 Системно-деятельностный  подход в образовании.

3.2 Целеполагание в обучающей деятельности учителя.

3.3 Типология уроков (классические типы).

3.4 Типология уроков (нестандартные типы).

3.5 Методы обучения.

3.6 Формы организации познавательной деятельности обучающихся.

3.7 Формы контроля.

3.8 Педагогические технологии.

3.9 Проектно-исследовательские технологии

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Волкова Е.В.

Пучнина Ю.Н.

Власова В.М.

Рук. МО:

Двойнева Л.А.

Игнатова О.Ю.

4

Проведение цикла практических занятий по темам:

4.1 Составление рабочей программы.

4.2 Построение технологической карты урока.

4.3 Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

4.4 Анализ и самоанализ урока.

4.5 Разработка тестовых заданий к учебной теме.

4.6 Параллельный анализ проведенного урока и сравнение позиций анализа.

4.7 Составление отчета учителя о результатах обучающей деятельности.

4.8 Составление отчета о прохождении рабочей программы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Волкова Е.В.

Пучнина Ю.Н.

Власова В.М.

Рук. МО:

Двойнева Л.А.

Игнатова О.Ю.

5

Собеседования по темам:

5.1 Работа с классным журналом.

5.2 Оформление учебного кабинета

1 раз в

четверть

1 раз в

полугодие

Суркова Е.А.

Рук. МО:

Двойнева Л.А.

Игнатова О.Ю.

6

Посещение молодыми учителями уроков и мероприятий учителей ОО.

По

графику

Волкова Е.В.

Пучнина Ю.Н.

Власова В.М.

Рук. МО:

Двойнева Л.А.

Игнатова О.Ю.

7

Посещение заместителем директора и методистом уроков молодых и вновь прибывших учителей

Не реже

1 раза в

месяц

Волкова Е.В.

Пучнина Ю.Н.

Власова В.М.

8

Обучение в форме самообразования по выбранной теме.

В течение учебного года

Волкова Е.В.

Пучнина Ю.Н.

Власова В.М.


Приложение 1

Основные формы и методы индивидуальной работы наставника

1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста.

2. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.

3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.

4. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка.


Приложение 2

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА

ЗАТРУДНЕНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Общеобразовательное учреждение___________________________________

Учитель__________________________________________________________

Предмет__________________________________________________________

Название диагностируемой позиции

да

частично

нет

Испытываю проблемы

  1. Нормативно-правовая база

- знание федерального закона «Об образовании в РФ»,

- образовательных стандартов по предмету,

- норм оценки результатов учебной деятельности обучающихся.

  1. В урочной деятельности:

2.1.Разработка учебных рабочих программ

2.2. Моделирование урока

а)

целеполагание:

- цель и задачи урока;

- пути мотивации обучающихся.

б)

содержание:

- объем подачи материала;

- структура содержания;

- формы подачи содержания.

- разработка технологической карты урока

в)

методики:

- методы (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.);

- средства (наглядные, технические и др.);

- приёмы:

активизация познавательной деятельности;

активизация мыслительной деятельности;

активизация творческой деятельности.

  1. Реализация:

а)

целеполагания:

- определение места предъявления целей и задач (начало – конец) урока;

- определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) урока;

б)

содержания:

- с использованием инновационных педагогических технологий (элементов):

проектной;

игровой;

развивающего обучения;

развития критического мышления;

другие.

в)

проведение уроков различных типов (предъявление, усвоение, закрепление новых знаний, контроль, коррекция и др.)

г)

приемы формирования УУД

д)

в организации работы с обучающимися с разным уровнем познавательных способностей:

- парной;

- групповой;

- по само- и взаимоконтролю;

- по оценке и самооценке;

- другое.

е)

в применении на уроке:

- ИКТ;

- изготовление и применение ЭОР и ЦОР;

- другое.

2.4. Рефлексия

а)

в выборе:

- оснований для самоанализа;

- критериев для анализа деятельности обучающихся;

- показателей для анализа результатов деятельности обучающихся.

б)

в проведении:

- анализа и самоанализа урока

  1. Во внеклассной деятельности

3.1.

Разработка плана воспитательной работы

3.2.

Проведение:

- классных часов;

- тематических внеклассных мероприятий;

- мероприятий с привлечением родительской общественности;

- мониторинговых мероприятий

  1. Во внеурочной деятельности:

- подготовка обучающихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам;

- подготовка обучающихся к продолжению образования.

Хотелось бы

- послушать:

- изучить:

- обсудить:

- увидеть:

- попробовать:

Приложение 3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

наставничества

Ф.И.О. молодого специалиста _______________________________________ Профессия (должность)________________________________________________

Методическое объединение____________________________________________

Отчетный период _____________________________________________________

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполне-ния

Оценка выполнения (дата, подпись наставника)

Составление индивидуального плана наставничества, утверждение у руководителя структурного подразделения

Ознакомление с основополагающими документами учреждения, ее целями и задачами, направлениями текущей деятельности

Знакомство с деятельностью внутренних структурных подразделений (службами, отделами): кадровым отделом, бухгалтерией и т.д.

Ознакомление с административной структурой подразделения, отношениями подчиненности, порядком оформления официальной переписки (рапортов, объяснительных и т.д.)

Освоение и совершенствование навыков молодого специалиста (указываются конкретные производственные операции, приемы и т.д.)

Изучение норм и регламентов, освоение практических навыков внедрения стандартов качества

Получение консультативной помощи в работе по специальности (профессии)

Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях для молодежи

Подготовка к аттестации молодого специалиста

Повышение общеобразовательного уровня, участие в общественной жизни учреждения

Проверка выполнения индивидуального плана наставничества

___________                                                 ________________________

      дата                                                       подпись наставника

Согласовано:

_____________                                         ________________________

       дата                                                  подпись руководителя МО  

                                                                         

Ознакомлен:

_____________                                                    ___________________________

        дата                                 подпись молодого специалиста


Приложение 4

                     

ОТЧЕТ
об итогах наставничества

Молодой специалист__________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Образование_______________________________________________________

Профессия (должность)______________________________________________

Методическое объединение___________________________________________

Периоды наставничества         с "______"_______________________20___г.

                                               по "_____"_______________________20___г.

Заключение о результатах работы по наставничеству

Показатель

Краткая характеристика

достигнутых показателей

Знания по профилю работы

Навыки по профилю работы

Объем выполняемых трудовых обязанностей

Результаты работы (качество обучения, результаты учебной и внеучебной деятельности)

Отношение к работе

Работоспособность

Инициативность (участие в конкурсах, конференциях, соц. проектах, соц. сетях)

Дисциплинированность

Взаимоотношение с коллегами

Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности

Вывод

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендации

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наставник_________________________________________________________               (должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)

"___" ___________20___г.

С отчетом об итогах наставничества ознакомлен: __________________________

                                                                        (подпись молодого специалиста)

Примечание.

1. В целом, эффективность работы молодого специалиста и степень его адаптации в коллективе по результатам наставнической работы оцениваются по двум взаимосвязанным показателям:

результаты работы - оцениваются руководителем подразделения и наставником по степени выполнения молодым специалистом своих трудовых обязанностей и индивидуальных поручений и заданий;

взаимодействие с коллегами по работе - оценивается руководителем подразделения, наставником и сотрудниками по различным, характеризующим данный показатель, параметрам: готовность и способность воспринимать новые знания, скорость восприятия информации, качество выполняемой работы, взаимоотношения в коллективе и др.

2. В разделе "Вывод" указывается:

объём и качество выполнения индивидуального плана наставничества;

готовность к самостоятельному исполнению молодым специалистом трудовых обязанностей.

3. В разделе "Рекомендации" отмечаются:

вопросы, которые необходимо дополнительно изучить молодому специалисту; недостатки, которые следует устранить;

методы и способы, с помощью которых необходимо улучшить работу молодому специалисту.


Приложение 5

Памятка для молодого учителя

  1. В кабинет приходите немного раньше звонка, убедитесь, что все готово к уроку, мебель хорошо расставлена, доска чистая, подготовлены технические и ИКТ средства. Войдите в класс последним. Добейтесь, чтобы все обучающиеся приветствовали вас организованно. Осмотрите весь класс, особенно ребят, которые вызывают у вас проблемы в работе. Обратите внимание обучающихся на привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше времени.
  2. На поиски страницы вашего предмета в классном журнале тратьте как можно меньше времени, это лучше приготовить на перемене.
  3. Урок начинайте бодро, энергично, позитивно. Не задавайте первым вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - обучающиеся начинают думать, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Урок ведите так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье нарушают дисциплину.
  4. Обучающихся необходимо увлекать интересным материалом, созданием проблемных ситуаций, стимулировать их умственное напряжение. Темп урока необходимо постоянно контролировать, помогать ученикам, испытывающих затруднения, чтобы они смогли поверить в свои силы, чтобы сохранять набранный темп урока. Держите в поле зрения весь класс и более всего тех, у кого внимание неустойчивое, кто часто отвлекается. Ненавязчиво предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Просьбы и вопросы к тем обучающимся, которые часто занимаются на уроке посторонними делами, помогут вам вернуть их к теме работы.
  6. Оценивая знания, мотивируйте своих учеников, придавайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Урок заканчивайте общей оценкой класса и отдельных учащихся. Каждому ребенку приятно испытывать удовлетворение от хороших результатов своего труда. Нужно особо отметить положительные моменты в работе недисциплинированных ребят, но не следует делать это слишком часто и лишь за малые усилия детей.
  8. Урок всегда нужно прекращать со звонком. Дежурным первое время необходимо постоянно напоминать об их обязанностях.
  9. Первое время постарайтесь воздерживаться от излишних замечаний.
  10. В ситуациях недисциплинированности обучающихся, старайтесь обходиться без помощи других, более авторитетных педагогов. Помните: налаживание дисциплины с помощью чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу, найдите свой "ключ" к ученикам.

Приложение 6

Памятка для наставника

  1. Вместе проанализируйте рабочие программы и пояснительные записки к ним.
  2. Составьте совместно тематический план, обратите особое внимание на подбор материала для повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
  3. Оказывайте помощь при подготовке к урокам, особенно первым, к первой встрече с обучающимися. Трудные темы разрабатывайте совместно. В своем классе постарайтесь изучать материал с опережением на 2-3 урока с тем, чтобы дать молодому учителю возможность раскрыть наиболее сложные темы.
  4. Готовьте и подбирайте дидактический материал совместно, а также отбирайте вместе наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
  5. Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.
  6. Помогите в подборе методической литературы для самообразования.
  7. Без назидания, доброжелательно, делитесь опытом, демонстрируя свою работу.
  8. Своевременно, терпеливо и настойчиво помогайте, никогда не забывайте отмечать успехи в работе.
  9. Помогите молодому педагогу научиться не копировать готовый материал, не надеяться на имеющиеся разработки, а накапливать собственный педагогический опыт.