Профессиональный страндарт как основа совершенствования методической службы школы
статья по теме

Дорофеева Елена Александровна

Выступление на районном августовском педагогическом совете в секции "Профессиональный стандарт педагога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорофеева Е. А., заместитель директора по НМР

 МБОУ Абанская средняя общеобразовательная школа №4

им. Героя Советского Союза В.С. Богуцкого

Профессиональный стандарт педагога

как основа совершенствования методической работы школы 

Ни для кого не секрет, что образовательные результаты учащихся напрямую связаны  с уровнем профессионализма учителей. Поэтому  задача изменения качества школьного образования может быть решена только при условии повышения профессиональной компетентности педагогов на основе идеи непрерывного образования, осуществляемого в учреждении при помощи  специально организованной методической работы.

Чтобы соответствовать сегодня вызовам времени, современному учителю нужно существовать в режиме постоянного развития, самостоятельно определяя, что, когда и в какой форме делать, дабы измениться самому и таким образом повысить эффективность своего труда, а значит, и эффективность работы образовательной организации. Именно на это нацеливает учителя  Профессиональный стандарт педагога, который, расширяя границы его свободы, одновременно повышает ответственность за результаты деятельности, предъявляя требования к квалификации, предлагая критерии её оценки.

Учитель должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном сопровождении педагога, внутришкольной системе повышения квалификации.

В Абанской школе №4 сложилась модель профессионального развития педагогов. Казалось бы, что особенного! Семинары, ПГ, педсоветы. Но особенность в том, что есть система,  и в основе ее лежит деятельностный подход. Модель строится на дифференцированной основе, личносто- ориентированном подходе. Созданы условия для творчества и инициативы с одной стороны и для получения профессиональной помощи с другой стороны.  Именно Профессиональный стандарт педагога сегодня определяет целевые ориентиры и содержание методической работы в школе, задача  которой  – управлять профессиональным развитием педагогов, формируя у них субъектную позицию по отношении к собственному профессиональному росту.

В школе разработана программа «Кадры», в этом учебном году она обновлена до 2018 г. Цель программы – развитие потенциала педагогических работников  школы как необходимого условия повышения их профессиональной компетентности и формирования уклада жизни учреждения на основе  внутришкольного обучения.

Задачи: 1. Выстроить систему внутришкольного обучения педагогических работников школы в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.

2. Обеспечить  эффективное функционирование тьюторской помощи различным категориям педагогических работников в соответствии с их возрастными особенностями и уровнем профессиональных компетентности.

  1. Повысить роль профессиональных объединений педагогов по формированию ключевых компетенций учителя.
  2. Разработать систему мониторинга эффективности деятельности педагогов.
  3. Внедрить эффективные инструменты морального стимулирования  инновационной деятельности педагогов.

Главным направлением является  организация работы  с педагогическими кадрами с целью их профессионального роста.  Многое уже сделано.

Требования стандарта  «Педагог»

Методическая работа школы

Иметь высшее образование.

88% педагогов

Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

57% учителей - высшая категория,

43% учителей – первая категория

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

МО учителей - предметников

Проблемная группа «Современный урок:  Активные методы обучения» (Семенова В.Н.)

Проблемная группа «ФГОС начального и основного общего образования» (Кирпиченко Т.Н.)

Знать и уметь применять в своей деятельности современные образовательные технологии.

Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

Уметь использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Школа является  федеральной базовой площадкой «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в практику начальной и основной школы».

Работа районной Базовой площадки «Резервы качества образования»

Работа над единой методической темой

 2013-2014 «Современные образовательные технологии»

2014-2015 «Технологии освоения федерального образовательного стандарта как средство повышения качества подготовки школьников.  

2015-2016 «Формирование метапредметных умений учащихся в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Система педагогических советов.

Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников

 Программа «Одаренные дети», НОУ «Шаг в будущее»

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

Недостаточно опыта

Заявка на курсовую подготовку

Владеть ИКТ-компетенциями

Проблемная группа «Использование ИКТ и ИД в урочной и внеурочной деятельности»

 (  рук. Гузова Т.И.)

Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

МО классных руководителей

Работа музея «Прометей», «Кедр»

Система педагогических советов по внеурочной деятельности

Распространять положительный педагогический опыт

Достижения учителей

70% учителей - участники районной Базовой площадки «Резервы качества образования»

20%- федеральной базовой площадки

Активные участники зональных, районных конференций и конкурсов. Ежегодно есть победители.

11 победителей конкурса Лучших учителей России и Красноярского края.

35 %  победители дистанционных конкурсов педагогического мастерства.

Мы апробируем  новые формы методической работы с педагогами:

  1. Проектные группы по реализации надпредметных программ, работа в составе которых позволяет педагогам овладеть эффективными приёмами педагогической техники, позволяющими достигать метапредметных результатов в образовательном процессе.
  2. Разработческие группы  по формированию системы оценивания, инструментария оценивания образовательных результатов
  3. В рамках психологической и общекультурной подготовки педагогов были проведены вновь запланированы тренинги  на Творческой лаборатории учителей:  «Барьеры общения», «Харизматичный оратор», нацеленных на  овладение педагогами  практикой бесконфликтного общения, культурой ораторского мастерства.
  4.  Очень серьезное место занимает система тематических педсоветов, в работе которых принимает участие каждый педагог. Это не те педсоветы, где завуч говорит, остальные тетради проверяют. За последние 3 года были использованы формы педсовета - конференции, педсовета - аукциона, педсовета - ярмарки педагогических идей, педсовета- карусели и т.п.

Методическая работа  в школе  в условиях введения новых образовательных стандартов должна опираться на «зону ближайшего профессионального развития».  Карты самоанализа деятельности педагога за год помогают выстраивать  система индивидуального сопровождения каждого учителя, в ходе беседы, консультации каждого «прощупываешь», нацеливаешь, подрабатываешь ИОП.  Какие компетентности западают, какие условия создать, чтобы учитель раскрылся.  На какие курсы отправится. Развивается система участия в вебинарах через МО, обучение дистанционно.

      Стимулирование и мотивация потребности педагогических  работников в профессиональном росте.  Среди мероприятий, направленных на стимулирование и мотивацию потребности педагогических  работников в профессиональном росте могу отметить Конкурс на лучшее методическое объединение.  Мы хотели увидеть,  чем живет и дышит каждое МО, каких результатов достигли наши коллеги, и какие педагогические находки за год есть у каждого представителя МО.  В 2014 г. победителем признано МО учителей начальной школы.  Традицией стало присуждение Профессиональной премии  «Признание», которая присуждается педагогическим работникам школы  по итогам учебного года. Её учредителем является администрация школы. Цель проведения этого красивого праздника -  стимулирование педагогических работников, отличившихся в текущем учебном году; мотивирование членов педагогического коллектива на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности. Претендентами на награждение профессиональной премией «Признание» могут быть все педагогические работники, имеющие высокие достижения в текущем учебном году в различных областях профессиональной деятельности. В этом году награждение пройдёт по нескольким номинациям:   «Мастерство и вдохновение», « Педагог- исследователь», « Учитель- мастер». «Педагогическая надежда», « Урок 21 века» и др.

 

Чтобы сегодня соответствовать требованиям Стандарта учителю необходимо из учителя-профессионала, демонстрирующего культурные образцы действий, инициирующего действия детей, консультирующего, корректирующего их,  воспитателя, создающего условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных ценностей,  стать тьютором, задача которого - оказать адресную помощь ребенку, спроектировать пространство развития  вокруг ребёнка, провоцирующее учебное действие.

Реальные изменения в системе образования каждого конкретного образовательного учреждения могут произойти, только если у учителя будет сформирована субъектная позиция по отношению к самому себе, что сделает его лично ответственным за уровень своего профессионализма, а значит, соответствующим требованиям Профессионального стандарта педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный компонент в организации муниципальной методической службы как необходимое условие повышения профессиональной компетенции педагогов

Данный материал предназначен для работников управления образования, а также для педагогов, желающих повысить свою профессиональную компетенцию....

Презентация "Направления работы методической службы школы"

Презентация посвящена направлениям работы методической службы школы и, надеюсь, будет полезна всем, кто занимается школьным администрированием....

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ

В данной презентации представлены формы и приемы организации методической службы школы для повышения профессионального уровня учителя....

Деятельность методической службы школы как условие повышения квалификации педагогических работников

В данной работе раскрыты вопросы назначения методической службы школы как условие профессионального определения педагогов школы. Работа снабжена приложениями, имеющими рекомендательный характер....

Выступление на методическом совете школы Инновационные пути развития методической службы школы

Перспективные направления методической инновационной работы школы: формирование коллектива педагогов единомышленников, сетевая организация методической службы ОУ, эффективная структура методической сл...

Профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы.

Здоровье педагога-важный ресурс успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель может воспитывать отвественное отношение к личному здоровью окружающих людей у ребёнка....