Программа Школы начинающего педагога "Становление"
методическая разработка на тему

Скоренко Руслана Александровна

Программа направлена на оптимизацию процессов вхождения начинающих педагогов в профессию, формирование и развитие профессиональных компетенций начинающих педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stanovlenie.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

ПРОГРАММА ШКОЛЫ

НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА

«СТАНОВЛЕНИЕ»

                                                                                            Автор программы: Скоренко Р.А., методист              

                                                                                   МОУ ДО «Центр детского творчества»

Пояснительная записка

Трансформация социальных ориентиров современного общества обострила решение проблем социализации и воспитания подрастающего поколения, потребовав принципиального изменения статуса и функций педагогической деятельности учреждений дополнительного образования. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях образовательной деятельности. Образовательный процесс необходимо строить в парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции.

Современный педагог дополнительного образования должен обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к сотрудничеству с обучающимися,  владеть необходимыми знаниями для разработки программно-методических материалов, уметь использовать в своей деятельности современные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть методикой исследовательской работы, ее организации и анализа, словом, демонстрировать достаточный уровень сформированных профессионально-значимых компетенций.

Анализ деятельности специалистов системы дополнительного образования на современном этапе развития показывает, что существенным барьером в процессе реализации ее потенциальных возможностей является недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.

В современных исследованиях (А.К. Маркова, Л.М. Митина) подчеркивается, что профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалиста, направленностью его личности, особенностью его мотивационной деятельностью.

Основой профессионализма педагога является профессиональная компетентность, включающая сплав личностных профессионально-значимых особенностей педагогов, их теоретических и методических знаний, а также практических умений, которые необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности.

Качество образования во многом определяется компетентностью педагога в профессиональной деятельности; профессионализм приходит к педагогу с опытом.

В настоящее время высшие учебные заведения стараются дать будущим педагогам самые современные психолого-педагогические знания, пытаются сформировать у студентов педагогическое мышление, способность к педагогическому прогнозированию.

Практика же показывает, что начинающие педагоги оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При этом с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем.

Таким образом, возникает противоречие между уровнем теоретической подготовки начинающего педагога и практической его готовностью к педагогической деятельности.

Понимая, что молодые педагоги нуждаются в особом нравственно-психологическом и морально-этическом отношении к себе, динамичном и качественном включении в профессиональную деятельность, мы планируем работу с ними по трем направлениям:

  • совершенствование профессионально-значимых качеств;
  • формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • развитие педагогического творчества.

Пересмотрев традиционные формы работы с начинающими педагогами (в том числе ориентацию только на внешний контроль, прикрепление к молодому педагогу наставника, который зачастую решает проблемы его профессионального становления субъективно), понимая, что современные молодые педагоги демонстрируют творческую активность и мобильность, было принято решение о создании Школы начинающего педагога «Становление», в основе которой лежит деятельностный, практико-ориентированный подход в обучении кадров.

Участие начинающего педагога дополнительного образования (далее Слушатель) в работе Школы начинающего педагога (далее Школа) будет способствовать тому, что процесс вхождения в профессию окажется для него более легким и менее длительным, что при этом начинающий педагог овладеет приемами педагогической техники по организации учебно-воспитательной деятельности и управлению детским коллективом. 

Цель программы: оптимизация процесса вхождения начинающих педагогов в профессию, формирование и развитие профессиональных компетенций начинающих педагогов.

Задачи программы:

  1. Определить приоритетные направления, цели и содержание самообразовательной работы

         по совершенствованию профессиональных знаний и умений начинающих педагогов    дополнительного образования.

  1. Повышение педагогической компетентности в области теории и практики образования.
  2. Помочь начинающим педагогам в овладении передовыми педагогическими технологиями.
  3. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов через стимулирование раскрытия инновационного потенциала.
  4. Удовлетворить информационные, учебно-методические, организационно-педагогические и образовательные потребности начинающих   педагогов  дополнительного образования.

Концептуальные подходы программы Школы:

  1. Идея личностно-ориентированного подхода. Сущность идеи заключается в ориентации на создание условий для развития личности педагога дополнительного образования: его интеллектуального и творческого потенциала, отношение к миру, людям, самому себе (И.С. Якиманская).
  2. Идея индивидуального подхода. Признание уникальности и неповторимости каждой личности. В педагогическом процессе, чем более эффективно осуществляется индивидуализация различных видов деятельности, тем большая результативность в развитии личности (Инге Унт, А.С. Границкая).
  3. Идея коммуникативного подхода. Процесс работы в Школе строится в форме общения, что позволяет развивать коммуникативные качества педагога дополнительного образования и помогает стать ему субъектом коммуникативной деятельности

(Е.И. Пассов).

  1. Идея творческого подхода. Творчество рассматривается  как механизм развития личности педагога дополнительного образования. Непременное условие работы Школы – создание атмосферы творческого поиска и созидания (И.П. Волков, И.П. Иванов).

Основные принципы работы Школы:

  • от простого к сложному;
  • от личности – к коллективу и от коллектива – к личности;
  • системность и систематичность;
  • практическая направленность;
  • научность, конкретность.

Основные формы работы:

  • интерактивные лекции;
  • семинары – практикумы;
  • ролевые игры;
  • тренинги;
  • педагогические гостиные;
  • презентационные площадки;
  • проектные мастерские;
  • круглые столы;
  • деловые игры;
  • посещение занятий и воспитательных  мероприятий с дальнейшей совместной аналитической деятельностью;
  • изучение научно-методической литературы;
  • творческие отчеты педагогов, творческие мастерские.

Этапы реализации программы:

1 этап – изучение: потребностей педагогов в повышении квалификации, их профессиональных интересов, проблем, требующих решение; уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования в области  образования и воспитания.

2 этап – включение педагогов дополнительного образования в программу работы   Школы  «Становление» в соответствии с выявленным уровнем сформированности  профессиональных компетенций.

3 этап – включение в анализ эффективности системы работы Школы всех участников данного процесса.

Диагностика профессиональных компетенций

 педагогов дополнительного образования

     Наименование

Содержание критерия

Методика оценивания

Личностные характеристики

  • рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера;
  • приспособление к своим личностным особенностям;
  • принятие себя, своего «Я»
  • преодолевание сложностей, конфликтов.

Диагностика основных акцентуаций характера.                                    

Тест К. Леонгарда.

Тест Г. Айзенка

Коммуникативные умения

  • работа с информацией;
  • выступление;
  • написание текстов и т.д.

Карта профессионально-значимых личностных качеств педагога      

(по В.П. Симонову)

Организаторские умения

  • координация деятельности людей для достижения целей;
  • организация собственной деятельности, связанная с решением образовательных задач;
  • умение организовывать  взаимодействие, взаимопомощь и поддержку между всеми участниками образовательного процесса.

Опросник коммуникативных и организаторских способностей (КОС).

Готовность к педагогической деятельности

- знание теоретических основ преподаваемого предмета;

- знание методов и приемов обучения преподаваемого предмета;

- знание психологических основ обучающихся;

- знание педагогических технологий.

- владение информационными технологиями обучения;

  • составление конспекта учебного занятия.

-  Карта профессиональной подготовленности педагога ДО к педагогической деятельности. (Модификация Т.В. Хуртовой)

-  Карта   информационно-коммуникативной компетентности педагога.

- Методика оценки компонентов учебного занятия (по И.М. Чередову).

Саморазвитие и самооценка

  • находить необходимую образовательную информацию;
  • ставить цели, планировать и организовывать процесс самообразования;

- выявлять, решать, контролировать и  

  корректировать проблемы своего  

  самообразования;

  • самооценка.

Методика «Готовность к саморазвитию».

Модификация методики А. Маслоу «Самооценка».

     

         Программа Школы «Становление» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 3 раза в месяц по 2 часа.  Слушателями  Школы являются молодые и начинающие специалисты образовательного учреждения (педагоги дополнительного образования, воспитатели и другие педагогические работники без профессионального или неполного профессионального образования). Содержание работы Школы реализуется в рамках Программы развития  МОУ ДОД «Центр детского творчества» с привлечением психолога, социального педагога и педагогов дополнительного образования с большим опытом педагогической работы. Работу Школы организует методист. Оценка результатов обучения проводится в процессе промежуточной и итоговой аттестации, диагностики, тестирования, анкетирования и участием педагогов образовательного учреждения в институциональном профессиональном конкурсе «Жемчужина педагогического опыта».

Ожидаемые результаты:

  • развитие положительной профессиональной мотивации педагогов,  проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию;
  • приобретение начинающим педагогом индивидуального стиля творческой деятельности;
  • качественное изменение подхода педагога дополнительного образования к организации учебно-воспитательного процесса;
  • формирование и развитие профессиональных компетенций;
  • повышение активности участия педагога в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Условия реализации программы:

      Для успешной реализации программы используется методический кабинет, оснащенный мультимедийным проектором, экраном и доской, точкой доступа к Интернету, научно-методической литературой, периодическими изданиями методического кабинета.

Механизм промежуточной и итоговой аттестации

начинающих педагогов в ходе реализации программы.

        Промежуточная аттестация проводится в рамках единого методического дня начинающего педагога – с 20 по 25 января.

Критерии промежуточной аттестации:

  • планирование учебного занятия;  
  • профессиональная подготовленность;
  • информационно-коммуникативная компетентность.

           Используемые методики:

  • методика оценки компонентов учебного занятия  (по И.М. Чередову);
  • методика оценки профессиональной подготовленности педагога  к педагогической деятельности (модификация Т.В. Хуртовой);
  • карта информационно-коммуникативной компетентности педагога (модификация Т.В. Хуртовой).

           Итоговая аттестация -  в конце освоения программы с 15 по 20 мая.

           Формы итоговой аттестации: институциональный конкурс «Жемчужина педагогического опыта»,  смотр-конкурс педагогических и методических разработок.

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

2

2

-

2

Документация  педагога дополнительного образования.

2

1

1

3

Диагностика образовательной деятельности  детского объединения.

2

1

1

4

Организация воспитательной работы и работы с родителями в системе дополнительного образования.

2

1

1

5

Методические требования к организации и проведению учебных занятий и воспитательных мероприятий.

4

1

3

6

Педагогика межличностных отношений:

5.1. Общение как средство педагогического сотрудничества.

5.2. Диалогическое общение педагога и обучающегося в личностно – ориентированной педагогике. Стили педагогического общения.

5.3. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения.

8

2

4

2

3

1

1

1

5

1

3

1

7

Теория детского коллектива. Коллективная творческая деятельность. (КТД)

4

1

3

8

Концептуальные основы современных педагогических  технологий.

6

4

2

9

Портфолио: теория и практика.

4

1

3

10

Технология разработки модифицированной образовательной программы.

8

4

4

11

Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования.

2

2

-

12

Проектная деятельность педагога и обучающихся в системе дополнительного образования.

6

2

4

13

Нормативно-правовая  база процедуры аттестации. Формы и порядок прохождения аттестации.

2

2

-

14

Анализ деятельности педагога дополнительного образования.

2

1

1

ИТОГО:

54

26

28

                                                 Содержание.

Тема № 1.  Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность      

                   образовательного учреждения.

Интерактивная лекция «Нормативно-правовые документы»

Нормативно-правовые документы Федерального уровня, регламентирующие деятельность образовательного учреждения: закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года», «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.4.1251-03 для учреждений дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», Типовое положение «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

Нормативно-правовые документы регионального уровня, регламентирующие деятельность образовательного учреждения: Концепция развития дополнительного образования детей и системы воспитания  ЯНАО», Порядок разработки дополнительных образовательных программ в ЯНАО.

Нормативно-правовые документы институционального уровня, регламентирующие деятельность образовательного учреждения: Устав МОУ ДОД «Центр детского творчества», Программа развития МОУ ДОД «Центр детского творчества», Правила внутреннего трудового распорядка работников МОУ ДОД «Центр детского творчества». Должностные инструкции.

Тема № 2.  Документация  педагога дополнительного образования.

Интерактивный семинар «Документация педагога»

Основные понятия. Образовательная программа. Формы календарно-тематического планирования. Учебно-методический комплекс к образовательной программе. Журнал учета рабочего времени детского объединения. План работы педагога над темой самообразования. Должностные обязанности.

Практикум «Планирование работы педагога»

Тема № 3.  Диагностика образовательной деятельности  детского объединения.

Назначение, принципы и объекты педагогической диагностики. Методы диагностики. Требования к проведению педагогической диагностики.

Практикум «Механизм определения ЗУН  обучающихся.  Мониторинг воспитанности и личностных качеств обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Мониторинг социальных показателей».

Тема № 4.   Организация воспитательной работы и работы с родителями в системе

                     дополнительного образования.

Семинар-практикум «Воспитательная работа в учебном объединении и работы с родителями»

Основные понятия. Воспитание. Цели и задачи воспитательной работы. Основные направления и формы воспитательной работы с детьми в учреждении дополнительного образования. Взаимодействие семьи с учреждениями дополнительного образования. Формы ознакомления родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Презентационная площадка «План воспитательной работы в учебном объединении»

Тема № 5.   Методические требования к организации и проведению учебных занятий и

                    воспитательных мероприятий в учреждении дополнительного  образования.

Семинар-практикум  «Организация и проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий».

Основные понятия. Методика планирования учебного занятия и организации воспитательного мероприятия. Структура учебных  занятий. Типология и формы учебных занятий. Выбор методов обучения. Схемы анализов и самоанализов. Разработка и написание конспекта учебного занятия и воспитательного мероприятия.

Посещение открытых занятий и воспитательных  мероприятий педагогов первой и высшей категории с последующим анализом.

Тема № 6. Педагогика межличностных отношений.

Семинар «Педагогика межличностных отношений».

Основные понятия. Общение как средство педагогического сотрудничества. Диалогическое общение педагога и обучающегося в личностно – ориентированной педагогике. Стили педагогического общения. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

Тренинг «Общение как средство педагогического сотрудничества»

Ролевая игра «Педагогический конфликт»

Педагогическая гостиная «Коммуникативность как профессионально-личностное качество педагога»

Тема № 7. Теория детского коллектива. Коллективная творческая деятельность. Семинар-практикум «Коллективно-творческая деятельность»

Понятие и признаки детского коллектива. Структура, динамика и стадии его развития. Традиции коллектива. Роль педагогического руководства при формировании детского коллектива. Организация коллективной творческой деятельности.

Тема № 8. Концептуальные основы современных педагогических  технологий. Интерактивные формы работы с детьми.

Теория:

Презентационная площадка «Современные педагогические технологии»

Содержание понятия «педагогическая технология». Современные концепции образования и воспитания. Инновационные технологии образования и воспитания. Классификация  и типология.

Практикум «Активные формы обучения»

Проектная мастерская «Применение элементов современных педагогических технологий».

Тема № 9. Портфолио: теория и практика.

Интерактивная лекция «Технология Портфолио»

Основные понятия. История возникновения Портфолио. Технология Портфолио.

Семинар-практикум «Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога и индивидуальных достижений обучающегося».

Тема № 10. Технология разработки модифицированной образовательной  программы.

Семинар-практикум «Технология разработки образовательной программы»

Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение программы. Структура программы. Требования к написанию программы.  Учебно-методический комплекс.

Практикум  «Технология разработки образовательной программы».

Проектная мастерская 

Тема № 11. Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования.

Интерактивная лекция «Исследовательская деятельность педагога»

Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования. Виды и этапы исследовательской  деятельности. Методика работы над исследованием.

Презентационная площадка «Исследовательские работы педагогов высшей квалификационной категории МОУ ДОД «Центр детского творчества» (с последующим анализом структуры и содержания).

Тема № 12. Проектная деятельность педагога и обучающихся в системе  

                   дополнительного  образования.

Семинар-практикум «Основы проектной деятельности педагога и обучающихся»

Понятие «метод проектов». Педагогический потенциал проектной работы. Виды и этапы проектной деятельности. Методика работы над проектом. Паспорт проекта. Словарь «проектных терминов».

Проектная мастерская Презентация проекта педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Практикум «Разработка проекта».

Тема № 13. Нормативно-правовая база процедуры аттестации.

Семинар-практикум  «Аттестация педагогических кадров»

Нормативно-правовая база проведения процедуры аттестации. Цели, задачи, принципы аттестации. Педагогическое портфолио и педагогический проект как вариативные формы аттестации. Показатели результативности деятельности педагогических работников.

Тема № 14.   Анализ деятельности педагога дополнительного образования.

Семинар «Аналитическая деятельность педагога в системе дополнительного образования»

Схема анализа деятельности педагога дополнительного образования: полнота реализации программы. Сохранность контингента обучающихся в детском объединении. Уровень обученности и качество ЗУН обучающихся. Диагностика личностной и поведенческой сферы обучающихся в процессе освоения образовательной программы.  Методическая работа педагога дополнительного образования. Анализ учебно-воспитательной работы и работы с родителями. Результативность личного участия педагога и обучающихся в мероприятиях различного уровня.

Практикум «Составление анализа деятельности педагога дополнительного образования.

Список литературы.

  1. Агалакова Е.А. Технология управления качеством образования младшего школьника. - Омск: ОГПУ, 2006.
  2. Журнал для администрации школ «Теория и практика образования». - 2008. - № 1.
  3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1998.
  5. Мотков О.И. В гармонии с собой и миром/ Газ. «Школ. Психолог», 1998, № 21-22.
  6. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школ. Психолог», 1999, № 15.
  7. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. Пос. М., 1993
  8. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. - М.,2002.
  9. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
  11. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. - М., 1995.
  12. Управление развитием школы: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений./Под ред. Поташкина М.М.и Лазарева B.C. - М., 1995.
  13. Чередов И.М. Изучение педагогической деятельности учителей. - Омск, 1994.
  14. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. -  М., 2001.
  15. Школа молодого учителя. - Вып. 2 / сост.  Л.В. Бударникова, В.В. Гордеева Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2007.
  16. Школа молодого учителя. / Авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2007.
  17. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА» 2016-2017 учебный год

Целью работы "Школы начинающего специалиста" является повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, мастеров производственного обучения, их успешная адаптация к работе в учебном заведен...

ПОЛОЖЕНИЕ "Школа начинающего специалиста" (ШНС) 2016-2017 учебный год

Основными задачами Школы начинающего специалиста являются:- Оказание методической помощи в становлении молодого специалиста как Профессионала;- Обеспечение профессионального роста молодых специалистов...

Авторская программа "Школа начинающего специалиста. Погружение в профессию"

Программа разработана с целью методической поддержки (сопровождения) молодых специалистов; обеспечения условий профессионального роста с учетом запросов, интересов, потребностей самого педагога, оказа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"...

Программа «Школа начинающего педагога»

Цель программы: научно-методическое сопровождение деятельности начинающих  педагогов, повышение их профессионального мастерства, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование...

Программа «Школа начинающего педагога»

Цель программы: научно-методическое сопровождение деятельности начинающих  педагогов, повышение их профессионального мастерства, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование...