"Система оценки качества образовательного результата"
методическая разработка по теме

Луканенко Юлия Владимировна

Выступление на педагогическом совете ГБОУ ШКола № 1056 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 «Система оценки качества образовательного результата: проблема профессионального единства. От результатов диагностических работ к независимой оценке, ЕГЭ и ОГЭ»

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056

Глубочайшим свойством человеческой природы

является страстное стремление людей

быть оцененным по достоинству.

У. Джеймс (американский психолог)

Оценка качества образования подразделена внешний и внутренний мониторинг.

Внешний мониторинг - это диагностики учебных достижений обучающихся независимыми комиссиями, проводимые МЦКО; государственная итоговая аттестация.

Внутренний мониторинг – нацелен на образовательный процесс, на определение качественных и количественных измерений, т.е. на систему оценивания. Оценка знаний учащихся является составной часть комплекса показателей системы оценки качества образования.

В нашей школе многие учителя оценивают знания учащихся по традиционной системе,  но есть педагоги, которые стремятся разнообразить  скучную пятибалльную систему оценивания знаний.

Выступление учителя биологии и химии. Рейтинговая система.

Выступление учителя физики. Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.

Выступление учителя русского языка и литературы. Как мы оцениваем знания учеников.

Выступление учителя математики.

Выступление учителя начальных классов

Основная проблема образовательного процесса заключается в  необходимости изменения системного подхода к пониманию “качество образования” и управлению им в образовательном учреждении в связи с комплексом мер по модернизации общего образования.

Для определения качества образования в образовательном учреждении  необходимы:

  • во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
  • во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
  • в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
  • в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.

На уровне образовательного учреждения могут быть выбраны следующие базовые показатели качества образования:

  • уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
  • уровень обученности учащихся по профильным направлениям;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
  • поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;
  • состояние здоровья и психического развития учащихся;
  • динамика правонарушений учащихся;
  • уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.

Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

Главным критерием эффективности работы школы является ее результат – уровень и качество образования конкретных учеников. При оценке учебных достижений учащихся как один из наиболее важных результатов школьного образования можно выделить уровни и соответствующие им аспекты:

- ученика (его учебных достижений, развития, состояния как абсолютный, так и в сравнении с другими);

- класса (учебных достижений, развития, состояния учеников в среднем и дифференцированно);

- учителя (учебных достижений, развития, состояния его учеников в среднем и дифференцированно, используемых организационных форм, средств обучения и контроля учебных достижений, дидактических методов);

- школы (учебных достижений, развития, состояния его учеников в среднем и дифференцированно, используемых образовательных программ, организационных форм, средств обучения и контроля учебных достижений, дидактических методов).

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов.

Инструментом оценки качества образования в школе является мониторинг.

Сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования становится совершенствование контроля и управления качеством образования.

Успешность современных преобразований  зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддержать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.  Развитие этих качеств личности напрямую зависит от качества образования в школе.

Решение проблемы системы модернизации образования требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.

Качество образования в школе оценивается в форме оценки общего уровня усвоения учащимися школы основных знаний и умений по общеобразовательным предметам  за последние  3 года, а также в форме мониторинга и диагностики учебных достижений учащихся по учебным предметам в рамках вводного, промежуточного и итогового контроля.

Таблица. Уровень усвоения учащимися основных  знаний

2012-13

2013-14

2014-15

Кол-во учащихся

891

903

970

Успеваемость (%)

99%

5

97%

22

99%

7

Качество (%)

52%

465

49%

450

49%

479

Образовательное учреждение несёт  персональную ответственность за качество знаний своих обучающихся и результативность образовательного  процесса.

Внешний мониторинг учебных достижений обучающихся по общеобразовательным предметам осуществляется МЦКО в нашей школе с 2011 года.

Диагностика читательских умений и грамотности чтения проводилась в течение 3-х лет с 6 класса по 8 класс. Из результатов видно, что учащиеся лучшим образом справлялись с заданиями на поиск информации и понимание текста. Затруднения вызывали задания на преобразование и интерпретацию информации.

Диагностика метапредметных умений и навыков проводилась в 5-х и 10-х классах в сентябре 2014 года.

Учащиеся 5-х классов выполнили задания на наиболее низком уровне на знаково-символические действия. Задания, проверяющие данную группу познавательных учебных действий, формулировались на основе информационного текста-инструкции на контексте учебного предмета «Математика». На среднем уровне выполнения задания на логические действия и действия по решению задач (проблем). Группа заданий по решению задач (проблем) формулировалась на контексте предметов «Математика» (овладение рядом общих приёмов решения задач  и «Окружающий мир» (проводить исследование). В настоящее время  задача формирования пусть элементарного, но целостного представления о процессе научного познания очень актуальна для  начальной школы. Ученик, оканчивающий начальную школу, должен иметь элементарное представление обо всех эмпирических методах познания (наблюдение, опыт, измерение) и частично использовать их в своей деятельности. 

Учащиеся 10-х классов  показали низкие результаты на познавательные действия по решению задач (проблем), в основе которых лежит освоение учащимися методологических умений (наблюдение, опыт, измерение), а также общих приемов решения задач (проблем).

Решение:

1.Администрации школы провести анализ  объективности  оценивания знаний учащихся  в ходе текущей аттестации.

1.Администрации систематически проводить мониторинг выставления текущих отметок (уровень объективности).

2.Методическим объединениям отработать единые критерии выставления отметки при проведении текущей и промежуточной аттестации.

3. Накопление контрольно-измерительных материалов  по отработке метапредметных умений.

4. Методическим объединениям провести совместные заседания по обмену опытом применения метапредметных умений.

5. Учителям-предметникам включить в текущее тематическое планирование использование метапредметных знаний.

6. Психологам школы продолжать работу с неуспешными учащимися на повышение учебной мотивации.

7. Администрации наметить план повышения качества работы педагогов.

8. Социальным педагогам продолжать работу с семьями учащихся «группы риска» с целью повышения мотивации к обучению.

9. Администрации  школы  проанализировать систему работы над  трудными темами выявленных в ходе независимых  диагностик по предметам проводимыми МЦКО.

Решение педагогического совета

1. Администрации школы провести анализ объективности оценивания знаний учащихся в ходе текущего контроля знаний учащихся.

2. Методическим объединениям разработать единые критерии оценки качества образовательного результата: по ступеням обучения;  по видам/формам  учебной деятельности; по содержанию учебной деятельности.

3. Используя материалы МЦКО методическим объединениям провести совместные заседания по обмену опытом применения метапредметных умений учащимися.

4. Учителям-предметникам  включить в учебные программы и планирование использование метапредметных умений и навыков.

5. Учителям-предметникам продолжать применение нестандартных систем оценивания – портфолио, самоанализ, самооценку.

6. Психологам школы разработать индивидуальные образовательные маршруты учащимся «группы риска», для реализации коррекционной работы.

7. Социальным педагогам продолжать активную работу с семьями учащихся «группы риска» с целью повышения учебной мотивации.

8. Администрации школы проанализировать систему работы  педагогического коллектива над выявленными затруднениями учащихся при выполнении заданий независимых диагностик проводимыми МЦКО.

Ноябрь, 2015 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценки качества образовательного результата: проблема профессионального единства. От результатов диагностических работ к независимой оценке, ЕГЭ и ОГЭ. ГБОУ Школа № 1056 3 ноября 2015 г.

Слайд 2

«Глубочайшим свойством человеческой природы являются страстное стремление людей быть оцененным по достоинству» У. Джеймс

Слайд 3

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА: учитель, ученик, ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: государственные службы аттестация: выпускник мониторинг: система образования Модели оценочной деятельности качества образования

Слайд 4

Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС

Слайд 5

Проблема оценивания в российской школе Необъективность оценки: отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оценивания неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах субъективность оценки использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т.п. ? Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.

Слайд 6

Рейтинговое оценивание знаний способ формирования интереса к процессу обучения; расширение границы школьного балла, повышение его значимости; включение самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.

Слайд 7

Когда ставить отметки? Текущие оценки – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. По каким критериям оценивать? Три уровня успешности: Базовый (необходимый) «хорошо» Повышенный (программный) «отлично» Максимальный (необязательный) «превосходно»

Слайд 8

Изменения, которые привносит переход от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме в практику работы учителя и систему оценки «ЗНАНИЕВАЯ» Ориентация учебного процесса «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ» Освоение всех элементов обязательного минимума . Работа «по учебнику» «УЧУ ПРЕДМЕТУ» Передача «готового» знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия «среднего» учебного. «Предметность» Основы «хороших» технологий Формирование способности к решению всех классов учебных задач . Работа «на конечный результат» «УЧУ РЕБЕНКА» Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание «смыслов» и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах . Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

Слайд 9

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах.

Слайд 10

Качество образования определяют: Критерии и показатели оценки качества образования; Контроль-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ; Работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования; Системная работа в данном направлении.

Слайд 11

В системе оценивания результатов обучающихся используются Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, на определение качественных и количественных изменений в системе образования. Внешний мониторинг проводится, как правило, в форме мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др., результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах.

Слайд 12

Показатели качества образования Уровень обученности учащихся; Уровень воспитанности учащихся; Количество медалистов, призеров и победителей олимпиад; Поступление выпускников в ВУЗ и ССУЗ;

Слайд 13

Показатели качества образования Состояние здоровья и психического развития учащихся; Динамика правонарушений учащихся; Уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.

Слайд 14

Качество образования в школе за последние 3 года

Слайд 15

Понятие Определение понятий 1. Оценка процесс установления соответствия эталону, норме (индивидуальной, статистической, культурной). 2. Отметка способ фиксации результата оценки 3. Оценка базового уровня оценка достижений результатов, планируемых стандартом на уровне «ученик научится» 4. Оценка повышенного уровня оценка достижений, выходящих за рамки базового уровня 5. Система оценки образовательных результатов содержание оценки, критерии, процедуры оценивания, инструментарий, формы представления результатов; условия и границы применения. 6.Система оценки достижения планируемых результатов внешняя оценка и внутренняя оценка. 7. Внешняя оценка оценка осуществляемая внешними по отношению к субъекту службами. 8. Внутренняя оценка оценка осуществляемая самим субъектом (обучающимися, педагогом, администрацией) в зависимости от уровня. 9. Вычитательная оценка фиксирует пробелы, не предполагает право выбора заданий 10. Накопительная оценка (суммирующая) фиксирует наличие результата, предоставляет право выбора задания. 11. Текущая оценка предусматривает оценивание частичного, единичного результата. 12. Итоговая оценка осуществляется по окончании изучения курса, темы, ступени.

Слайд 16

Основные методы и формы оценки планируемых результатов стартовые диагностические работы на начало учебного года; стандартизированные письменные и устные работы; интегрированные контрольные работы; тематические проверочные (контрольные) работы; проекты; практические работы; творческие работы; диагностические задания; самоанализ и самооценка. Их подразделяют на: Стандартизированные работы (устные, письменные) Нестандартизированные работы : проекты, творческие работы, продуктивные задания, практические работы, портфолио, самоанализ, самооценка и др.

Слайд 17

Читательская грамотность

Слайд 18

МПУ 5 класс

Слайд 19

МПУ 10 класс

Слайд 20

МЦКО Русский язык Грамотность Содержание изложения Грамматическая основа предложения

Слайд 21

МЦКО (2015) Русский язык

Слайд 22

Стартовый контроль знаний математика 6Б 30 24 83% 41% 75% 6Г 29 28 93% 43% 86% 8Б 30 25 72% 16% 64% 8В 21 19 65% 16% 40% 11А 24 19 95% 53% 43% 11Б 19 19 100% 21% 27% 11В 26 24 96% 46% 44%

Слайд 23

Стартовый контроль русский язык 6Б 30 24 75% 17% 43% 7В 28 26 46% 15% 89% 7Г 27 26 42% 15% 71% 8Г 32 28 78% 21% 76% 9А 24 21 81% 24% 38% 9Б 24 21 76% 29% 42% 9В 29 25 84% 28% 41% 9Г 31 29 93% 79% 84% 11Б 19 18 89% 33% 9% 6Б 30 24 75% 17% 43% 7В 28 26 46% 15% 89% 7Г 27 26 42% 15% 71% 8Г 32 28 78% 21% 76% 9А 24 21 81% 24% 38% 9Б 24 21 76% 29% 42% 9В 29 25 84% 28% 41% 9Г 31 29 93% 79% 84% 11Б 19 18 89% 33% 9%

Слайд 24

Соотношение экзаменационных и годовых отметок ( русский язык )

Слайд 25

Соотношение экзаменационных и годовых отметок ( математика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»

Методическая разработка  «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функционирования"

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функциониров...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...