"ГРН"
учебно-методическое пособие (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Борисова Светлана Анатольевна

Мониторинг по ГРН. Исследовательская деятельность на муниципальном и региональном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poryadok.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

ПОРЯДОК

проведения социально-психологического тестирования обучающихся  

в общеобразовательных организациях  Починковского района Смоленской области,

направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ  

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения социально-психологического тестирования обучающихся (далее - тестирование) в общеобразовательных организациях, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

2.  Тестированию подлежат обучающиеся общеобразовательной организации в возрасте от 13 лет и старше.

3.Тестирование проводится анонимно и при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, или информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

4. Тестирование осуществляется ежегодно в соответствии с приказом руководителя общеобразовательной организации.

5. В целях организации проведения тестирования руководитель общеобразовательной организации выполняет следующие функции:

- утверждает календарный план (Приложение №2) проведения тестирования по классам (группам) в текущем учебном году;

- утверждает состав комиссии (Приложение №3) из числа работников общеобразовательной организации, осуществляющей непосредственное проведение тестирования (далее – Комиссия);

- организует получение информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся (Приложение №5), не достигших возраста пятнадцати лет, а также информированного согласия в письменной форме обучающихся (Приложение №4), достигших возраста пятнадцати лет;

- утверждает поимённые списки обучающихся общеобразовательной организации (Приложение №6), участвующих в тестировании, с указанием возраста (количества полных лет), составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или законных представителей информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании;

- организует организационно-техническое сопровождение Комиссией проведения в соответствии с Методикой проведения тестирования обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет (далее – Методика тестирования), предусматривающее, в том числе пояснения по заполнению бланков тестирования (далее – бланки тестирования);

- обеспечивает безусловное соблюдение конфиденциальности на всех этапах проведения тестирования, а также конфиденциальность результатов анализа информации, полученной по результатам тестирования;

- обеспечивает передачу акта передачи результатов тестирования а Отдел образования муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (Приложение №7).

6. В целях получения информированного согласия в письменной форме от одного из родителей или законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, в общеобразовательной организации проводится родительское собрание, на котором уполномоченный представитель общеобразовательной организации доводит до их сведения цель и задачи проводимого тестирования.

7. В целях получения информированного согласия в письменной форме от обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится собрание обучающихся, на котором уполномоченный представитель общеобразовательной организации доводит до их сведения цель и задачи проводимого тестирования.

8. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения тестирования обучающихся (далее - аудитории), должны обеспечивать его проведение в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Количество аудиторий определяется исходя из того, что в каждой аудитории должно присутствовать не более 15 участников тестирования. Для каждого участника должно быть выделено отдельное рабочее место, в том числе с учётом их индивидуальных особенностей.

9. Продолжительность проведения социально-психологического тестирования составляет 15-20 минут.

10. При проведении тестирования в каждой аудитории должен присутствовать член Комиссии, проводящий необходимые организационные и технические мероприятия, обеспечивающие соблюдение порядка тестирования и представитель родительской общественности данной образовательной организации в качестве наблюдателя.

11. Перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, в том числе информируют о порядке проведения тестирования, правилах заполнения бланков тестирования, продолжительности тестирования.

Во время тестирования обучающиеся не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории.

12. По завершении заполнения бланков тестирования член Комиссии объявляет окончание тестирования и одномоментно собирает бланки у всех обучающихся, принявших участие в тестировании. Заполненные бланки тестирования группируются по возрасту обучающихся (не достигших возраста пятнадцати лет; достигших возраста пятнадцати лет); составляется окончательный список обучающихся, принявших участие в тестировании.

Затем бланки передаются членам Комиссии общеобразовательной организации на обработку и анализ в соответствии с Методикой проведения тестирования.  

13. Обработка и анализ информации в общеобразовательных организациях, полученной в результате проведённого тестирования, осуществляется в период не более 30 календарных дней со дня тестирования. По результатам обработки бланков тестирования заполняются акты, которые передаются в Отдел образования муниципального образования «Починковский район» Смоленской области в период не более 7 календарных дней.

14. Руководитель общеобразовательной организации передает обработанные бланки тестирования и акт передачи результатов, запечатанных в пакеты, в Отдел образования муниципального образования «Починковский район» Смоленской области.

Приложение № 2

УТВЕРЖДАЮ

______________________

Руководитель общеобразовательной организации

«____»____________20___г.

Календарный план

проведения социально-психологического тестирования обучающихся,

направленного на раннее выявление незаконного потребления

 наркотических средств и психотропных веществ

в_________________________________________________________

(наименование образовательной организации)

№ п/п

Класс, учебная группа

Дата проведения

Время начала проведения тестирования

Приложение № 3

ПРИКАЗ

«____»__________201__г.                                                                           №______

О создании комиссии по организации и проведению социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление

незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Во исполнение приказа Министерства образования и науки от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего профессионального образования», п. 9.2 Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области от 30.03.2015 № 2

п р и к а з ы в а ю:

  1. Создать комиссию по организации и проведению социально-психологического тестирования в 201__г.
  2. Утвердить состав комиссии:

- председатель комиссии;

- заместитель председателя комиссии;

- ответственный секретарь;

- члены комиссии.

3. Назначить ответственного за проведение социально-психологического тестирования в общеобразовательной организации.

Руководитель общеобразовательной организации_____________________________

                                                                                             Ф.И.О

Приложение № 4

Информированное согласие обучающегося

Я, нижеподписавшийся (аяся)_____________________________________________

____________________________________________________________________________,

 добровольно даю согласие на участие в социально-психологическом тестировании и на проведение медицинского профилактического осмотра, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Я получил(а) объяснения о цели тестирования, о его длительности, а также информацию о возможных результатах тестирования. Мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся тестирования.

Я полностью удовлетворён(а) полученными сведениями.

Я согласен(на) выполнять инструкции, полученные от уполномоченного лица, проводящего тестирование.

«_____»__________201__г.                                     Подпись ____________

Приложение № 5

Информированное согласие родителей (законных представителей)

Я, нижеподписавшийся (аяся)__________________________________________

____________________________________________________________________________,

 добровольно даю согласие на участие в социально-психологическом тестировании и на проведение медицинского профилактического осмотра, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Я получил(а) объяснения о цели тестирования, о его длительности, а также информацию о возможных результатах тестирования. Мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся тестирования.

Я полностью удовлетворён(а) полученными сведениями.

Я согласен(на) выполнять инструкции, полученные от уполномоченного лица, проводящего тестирование.

«_____»__________201__г.                                     Подпись ____________

Приложение № 6

УТВЕРЖДАЮ

______________________

Руководитель общеобразовательной организации

«____»____________20___г.

Список

обучающихся _________________________________________________________________,

(наименование образовательной организации)

подлежащих социально-психологическому тестированию

______________________________________________________,

(наименование образовательной организации)

№ п/п

Ф.И.О.

Количество полных лет

Примечание

Приложение № 7

Начальнику органа местного самоуправления,

осуществляющее управление в сфере образования

Акт

передачи результатов социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

(наименование образовательной организации)

за __________г.,

  1. Установлено:

а) Общее число обучающихся, подлежащих социально – психологическому тестированию:

всего по списку в возрасте от 13 до 15 лет_____ ______, из них:

в возрасте от 13 до 15 лет_________________;

в возрасте от 15 лет и старше_______________;

общее число обучающихся, которые прошли тестирование______, из них:

в возрасте от 13 до 15 лет_________________;

в возрасте от 15 лет и старше_______________;

б) Число обучающихся, не прошедших тестирование

всего_____________, в том числе по причине:

болезни____________________

отказа_____________________

другие причины_____________

  1. Передаётся:

всего запечатанных с заполненными бланками___________________,

из них пакеты с заполненными бланками обучающимися в возрасте от 13 до 15 лет____________;

пакеты с заполненными бланками обучающихся в возрасте от 15 лет и старше________________;

Руководитель общеобразовательной организации____________________

«_____»__________________20____г.

Приложение № 8

Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН)

Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте

Целевая группа: несовершеннолетние обучающиеся (13-18 лет).

Источник: Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Органиазционно-методическое пособие. Красноярский гос.ун-т.- Красноярск. 2003г.

Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой.

Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия.

Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой.

Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия.

Предлагаемая методика «Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте (14-17 лет)» представляет собой опросник для обучающихся.

Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования. Методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики.

Исследование рекомендуется проводить ежегодно.

Общая характеристика опросника.

Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам.

  1. Шкала «Поведение в ситуации риска» (6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение – избегающая или преодолевающая стратегия).
  2. Шкала «Интерес к наркотикам» (6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес». Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленной пробы.
  3. Шкала «Социальные установки» (10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

Опрос проводится анонимно. На процедуру уходит примерно 30 минут. Важно, чтобы во время исследования учебная группа был в полном составе, поскольку, как указывалось выше, обработка результатов и определение норм проводится для каждой выборки. Отсутствующие школьники могут быть как раз «претендентами» во 2-ю или 3-ю группу риска, а значит, повлиять на определение норм значений и интерпретацию результатов в дальнейшем. О том, что тестирование будет проводиться, лучше сообщить ребятам заранее.

Для большей вероятности правдивых ответов к подросткам лучше обращаться как к экспертам, с просьбой о помощи. Кроме того, в инструкции может говориться о возможности получить индивидуальную связь в индивидуальной беседе. В дальнейшем этот ход можно использовать для начала более серьезной диагностической беседы. Опросник предназначен для использования в период актуального риска, и действительно, подростков очень интересуют результаты, полученные в ходе процедуры. Для школьных психологов эти результаты могут быть хорошим материалом для обсуждения вопросов ребят, касающихся всей области, связанной с наркотиками. Это могут быть их вопросы о себе или же о тех ситуациях, которые подростки наблюдают в своем окружении. В любом случае подобная беседа есть один из вариантов прямой профилактики. В тоже время подобные индивидуальные консультации являются стартом специальной, адресной работы с детьми, попавшими в группу риска, поскольку позволяют выяснить дефициты ребенка и простроить индивидуальные траектории развития.

Получить данные нужно (минимум) по всей параллели учебных групп, т.к. основной принцип их интерпретации – это сравнительный анализ, на основании которого строятся гипотезы о «локализации» в школе «зон риска».

Надо помнить, что в данном случае единицей анализа является не конкретный подросток, а группа в контексте всей параллели или школы.

Бланк опросника ГРН

Группа__________

Инструкция

Эта методика предназначена для выявления условий, способствующих или препятствующих благоприятному развитию школьника и его взрослению.

Прочитайте, пожалуйста, каждую пару утверждений и отметьте крестиком то положение, которое выражает степень Вашей близости к той или иной позиции.

Давайте договоримся, что мы не будем считать наркотиками сигареты и алкоголь, тогда как клей, бензин, растворитель и т.д. – это наркотики.

6

5

4

3

2

1

1

Я не собираюсь откладывать удовольствия из-за других важных дел

Я откладываю удовольствия, если сейчас есть важные дела

2

Мне часто бывает скучно

Мне не бывает скучно

3

В своей жизни мне довелось разговаривать с людьми, употребляющими наркотики

В своей жизни мне не приходилось общаться с людьми, употребляющими наркотики

4

Кроме уроков в школе у меня нет никакого важного дела

Кроме уроков в школе у меня есть и другие важные дела

5

Я жажду новых впечатлений

Мне не нужны новые впечатления

6

Некоторые мои друзья употребляют наркотики

Мои друзья не употребляют наркотики

7

Бывают моменты, когда я чувствую, что от меня все отвернулись

Я не пытаюсь понять причину возникновения этой ситуации

Я пытаюсь понять, в чем причина

Я ничего не делаю

 Я делаю все, чтобы исправить такое положение дел

8

Для меня наиболее важно, что думают об употреблении наркотиков мои друзья.

Для меня наиболее важно, что думают об употреблении наркотиков мои учителя, родители.

9

Плохие оценки меня не волнуют

Я очень переживаю из- за плохих оценок

10

Я считаю, что человек, употребляющий наркотики, не причиняет никакого вреда людям, которые его окружают.

Я считаю, что человек, употребляющий наркотики, может причинить вред людям, которые его окружают.

11

Я считаю, что употребление наркотиков - личное дело каждого.

Я считаю, что употребление наркотиков – это проблема не только человека, который это делает, но и проблема всего общества.

12

Мне безразлично, что думают обо мне мои родители

Мне далеко не безразлично, что думают обо мне мои родители

13

Люди, употребляющие и распространяющие наркотики, не нарушают закон.

Люди, употребляющие и распространяющие наркотики, нарушают закон.

14

У меня нет плана на будущую жизнь

У меня есть четкий жизненный план

15

Когда друзья предлагают мне что-то интересное, но запретное, я соглашаюсь

Когда друзья предлагают мне сделать что-то интересное, но запретное, я не соглашаюсь

16

Если бы у меня была возможность выбирать, то я бы:

Спрыгнул с парашютом

Сыграл в компьютерную игру, имитирующую прыжки с парашютом

17

Я считаю, что совсем не обязательно вести полностью здоровый образ жизни

Я считаю, что здоровый образ жизни- это важно

18

Мне все равно, хороший у меня характер или нет

Мне важно, хороший у меня характер или нет

19

Я ничего не делаю для того, чтобы родители могли мною гордиться

Я делаю все, чтобы родители могли мною гордиться

20

Я не стараюсь делать свой характер лучше

Я стараюсь изменить свой характер в лучшую сторону

21

Мне все равно, что думают обо мне мои одноклассники

Для меня важно, что думают обо мне одноклассники

22

Я ничего не делаю, для того, чтобы мои одноклассники думали обо мне хорошо

Я делаю все, для того, чтобы мои одноклассники думали обо мне хорошо

Ключ к опроснику

Название шкал

Шкала «Поведение в ситуации риска»

Шкала «интерес к наркотикам»

Шкала «социальные установки»

№ утверждения

2, 5, 7а, 7б, 15, 16

3, 6, 8, 10, 11, 13

1, 4, 12, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22

Подсчитывается количество баллов, набранное по каждой шкале для каждого обучающегося в группе. Крайняя левая клетка соответствует 6 баллам, крайняя правая - 1 баллу.

Обработка результатов:

Обработка результатов проводится для каждой группы отдельно и для всей школы в целом.

Результаты опросника обрабатываются следующим образом:

  1.  Подсчитывается среднее значение по каждой из трех шкал для всех обучающихся группы.
  2. Определяется стандартное отклонение от среднего значения.
  3. Определяется среднее, высокое и низкое значение для каждой шкалы:

а) к среднему значению прибавляется значение стандартного отклонения – это верхняя граница нормы.

б) от среднего значения вычитается значение стандартного отклонения – это нижняя граница нормы;

  1. Результаты ниже нормы оцениваются как низкие, попадающие в норму - средние, выше нормы - высокие.

Например: общее количество опрошенных -  288  обучающихся.

Среднее значение -19,48.

Стандартное отклонение - 4,91

Среднее значение (С): (19,48-4,91) - (19,48+4,91) =14,47-24,39

Низкое значение (Н): 0-14

Высокое (В): 25-36

  1. Для интерпретации данных, полученных при исследовании распределяется сочетание показателей по группам риска.

Группы риска

"поведение в ситуации риска"

"интерес к наркотикам"

"социальные установки"

Гр."не рискующие"

С

С

С

Н

С

С

1-я гр. риска "потенциально готовые к пробе"

Любой показатель

(Н,С,В)

Н,С

Любой показатель

(Н,С,В)

2-я гр.риска "совершившие пробу"

Любой показатель

(Н,С,В)

В

Н,С

3-я гр.риска "аддиктивное поведение"

Любой показатель

(Н,С,В)

В

В

1 группа риска («потенциально готовые к пробе») – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения.

2 группа риска – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения и осуществившие как минимум однократную пробу.

3 группа риска – подростки с аддиктивной формой поведения.

Аддиктивное поведение – это многократное употребление психоактивных веществ, но без признаков психической или физиологической зависимости, является переходной стадией к наркомании и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения.

Степень риска увеличивается от первой к третьей группе.

С помощью опросника определяются «напряженные места в школе, но ни в коем случае не «ставится диагноз» конкретному ребенку.