Педагогический совет "Воспитание обучающихся в духе толерантности"
методическая разработка на тему

Юлия Михайловна Шулятьева

Педагогический совет проводился с использованием формы  - работа по группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Мы начинаем наш педагогический совет, эпиграфом к которому мы взяли слова Бернарда Шоу.

Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не

хватает только одного: научиться

жить на земле, как люди.

(Слайд 1 )

Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? Я не буду забегать вперёд, а предложу вам послушать сейчас несколько интересных историй….

Карунина Л.В. (под музыку-флейта)

«Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих.

Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли».

Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.

Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки.

Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны»

Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает… С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей.

Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствия. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств человека: отношения к труду, мышления, веры и т. д.  Всем ясно и понятно, что наше общество и страна тяжко больны. И хотя чаще всего мы слышим об экономических проблемах, первопричиной является болезнь духа.

Помимо этого бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что   есть добро, что - зло.  Поэтому нам, учителям, ни в коем разе нельзя  оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша  задача научить детей  «отделять зерна от плевел»,раскрыть суть духовных  ценностей российской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность.

Тема нашего педагогического совета звучит сегодня так «Воспитание учащихся в духе толерантности» (Слайд 2 )

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

16 ноября - Международный день толерантности.

Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия,  компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. К сожалению, некоторые черты современного мира характеризуются жестокостью, насилием, разобщенностью, нетерпимостью. И действительно, многие происходящие вокруг нас социальные и политические события вызывают глубокое чувство тревоги. А как хочется верить, что обязательно придет помощь, если вдруг станет плохо на улице, что  идти в одиночестве вечером домой или открыть дверь незнакомцу – это безопасно. Но еще больше хотелось бы, чтобы наши дети, и наши внуки с самого раннего возраста не испытывали чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

Так что же всё-таки означает это слово –толерантность? Мы обратились к различным словарям, источникам и вот что получили…

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:

- В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

- Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;

- В китайском – проявление великодушия в отношении других;

- В арабском - прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:

  1. В социальном контексте толерантность может толковаться, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.
  2. В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали ещё гуманисты итальянского Возрождения) как ценность  и достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
  3. Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей.
  4. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Мы получили сейчас небольшую справку о значении слова толерантность.

  1. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Как мы уже говорили, что Толерантность – это способность человека воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных. (Слайд 4 )

В чём же она заключается? (Слайд 5 )

  1. Терпимость и принятие другого таким, какой он есть
  2. Дух партнерства
  3. Уважение прав и достоинства других людей
  4. Прощение, сострадание и милосердие.
  1. Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать (Слайд 6 )

  1. Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
  2. Национальный состав коллектива учащихся;
  3. Проблемы в отношениях между детьми и их причины;
  4. Культурные особенности окружающей среды
  1. Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности ( убеждения, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др)
  2. Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать толерантность? (Слайд 7 )
  3. o Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся из разных групп.
  4. o Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
  5. o Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.

o Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.

o Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей)

Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

И сейчас я предлагаю поработать вам в группах. Каждой группе будет дно свое задание

1 группа – Факторы, препятствующие формированию толерантности обучающихся в нашей гимназии.

2 группа – примерные формы работы по формированию толерантности с детьми

3 группа – примерные формы работы по формированию толерантности с родителями.

4 группа – Правила поведения толерантного учителя.

  1. А сейчас я хочу повернуть наш разговор, уважаемые коллеги, немножко в другое русло. Вот мы сейчас всё время говорили о том, что нам нужно воспитывать толерантность у детей, научить их быть терпимыми. А всегда ли мы, педагоги, проявляем это качество в отношении с учениками. Нами было опрошено некоторое количество учащихся, с результатами опроса вас познакомит Копылова А.Д.

Копылова А.Д. Результаты анкетирования.

  1. Я боюсь, когда учитель…
  2. Мне радостно, когда учитель…
  3. Я не люблю, когда в школе
  4. Больше всего мне школа нравится за то, что…
  5. Хорошая школа-это…
  6. Хороший учитель –это … (9,10 слайда)

Н.Н. Что же может послужить итогом всего этого?

  1. Вот эта простая фраза: Хороший учитель должен относиться к ученикам как к своим детям.

Гном и звезда

У речки стоял удивительный домик,

В том домике жил удивительный гномик,

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном,

Звезда освещала собою весь дом

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

  1. Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

- Вот чучело! – каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом,

Живёт в этом доме обычнейший гном,

  1. Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

  1. Н.Н. Мудрый Сенека сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Решение педсовета:

  1. Принять к сведению и активно использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы отношений как условий комфортного пребывания учащихся и учителей.
  2. С целью приведения в систему воспитательную работу в классах предусмотреть введение классных часов по ценностному воспитанию, основанному на уважении к другим в план воспитательной работы на 2016-2017 учебный год

Срок: сентябрь 2016 года

Ответственный:  Зам. директора по ВР, классные руководители

  1. Провести марафон открытых классных часов и внеклассных мероприятий по толерантности.

Срок:  I четверть 2016 – 2017 учебного года.

Ответственные: зам. директора по ВР, классные руководители

  1.  Провести и сдать конспект родительского собрания на тему формирование толерантных отношений.

Срок: IV четверть 2015 – 2016 уч. год.

Ответственные: зам. директора по ВР, классные руководители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей в духе толерантности

Презентация материала на тему толерантного отношения детей друг к другу в классном коллективе...

Выступление на педсовете "Воспитание обучающихся в духе толерантности"

Выступление на педсовете "Воспитание обучающихся в духе толерантности"...

"Воспитание в духе толерантности"(статья для конференции)

Работа с воспитанниками по программе "Толерантность"...

Воспитание в духе толерантности. Пути решения проблемы.

В современном мире проблема толерантности является весьма актуальной.     Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понима...

Воспитание в духе толерантности

Презентация по теме "Воспитание в духе толерантности"....