«СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»
проект
Любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, криминальных, информационных и иных видов угроз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnaya_rabota.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение 1. Организация комплексной безопасности образовательного учреждения. 1.1 Современное состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений. 1.2 Концепция построения системы комплексной безопасности образовательного учреждения. 1.3 Пути совершенствования системы безопасности образовательных учреждений. Выводы 2. Система обеспечения безопасности МОУ СОШ № 6 2.1 Антитеррористическая защищенность. 2.2 Пожарная безопасность 2.3 Физическая охрана 2.4 Безопасность дорожного движения 3. Организации взаимодействия с правоохранительными органами, местными органами самоуправления и общественными организациями. Выводы Заключение Литература | 3 5 5 7 12 20 22 25 29 38 44 47 48 51 |
Введение:
«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество преступлений террористического характера в последние годы возросло, и они стали оказывать серьезное влияние на состояние общественно-политической, экономической и экологической безопасности в РФ. Похищение людей, захват заложников, взрывы на железных дорогах, в общественных местах, метро и на общественном транспорте стали привычным явлением. Особенно остро в последнее время встал вопрос о защите мест массового скопления людей, в частности образовательных учреждений.
Принимая во внимание сложившуюся обстановку повышение защищенности образовательных учреждений стало актуальной проблемой. Решение её возможно на основе всестороннего комплексного обследования образовательного учреждения и разработки собственной системы безопасности образовательного учреждения.
Создаваемая система безопасности должна обеспечивать предотвращение ущерба законным интересам личности и образовательной деятельности из-за возможной реализации различного вида угроз; эффективную защиту обучающихся, руководителей, педагогического состава и иного персонала образовательного учреждения при возникновении угроз безопасности; обеспечение стабильной работы коллектива и эффективного учебно-воспитательного процесса.
Правильный подбор необходимых элементов системы безопасности ОУ, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ.
Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений – организационному,
информационному, агитационному, обучающему. Обеспечение безопасности образовательного учреждения – первостепенная обязанность каждого работника по обеспечению безопасности. Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
1. Организация комплексной безопасности образовательного учреждения.
1.1 Современное состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Современное состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений во многом зависит от места их расположения, особенностей, специфики и характера.
Учитывая данные аспекты построение системы безопасности должно осуществляться с учетом этих факторов.
К особенностям следует отнести технические характеристики территории, здания и помещений образовательного учреждения, его наполняемость учащимися (воспитанниками), а также предназначение образовательного учреждения.
Спецификой образовательного учреждения является – категория обучаемых по медицинским показаниям.
Характером – порядок функционирования образовательного учреждения (в одну, две смены, круглосуточно).
Таким образом, одним из условий, влияющих на безопасность образовательных учреждений, будут их особенности, специфика и характер.
Состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений, зависит от современных взглядов, выбранных направлений, требований законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих данные вопросы.
В свою очередь, комплексная безопасность образовательного учреждения – это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.
Модель единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, с учетом приоритетности направлений, следует заключить в следующем:
∙ организация взаимодействия с правоохранительными органами и местными органами власти, вспомогательными службами и общественными организациями;
∙ плановая работа по антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
∙ организация физической охраны объекта и территории, в т.ч. охрана зданий и территории, обеспечение контрольно-пропускного режима, обеспечение инженерно-технической укрепленности образовательного учреждения и его оборудование техническими средствами безопасности;
∙ организация и выполнение норм пожарной безопасности;
∙ плановая работа в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
∙ организация информационной безопасности образовательного учреждения;
∙ соблюдение норм охраны труда и электробезопасности;
∙ правовое обучение и формирование культуры безопасности, в т.ч. подготовка персонала и учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях;
∙ финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий.
Таким образом, предложенная модель обеспечения безопасности образовательных учреждений позволит решить задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, охватить все направления, а также учесть особенности, специфику и характер образовательных учреждений.
В методических рекомендациях Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 4 июля 2008 года №03-143 отмечено: «Для осуществления эффективного проведения мероприятий направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений и организаций рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, организовать подготовку и повышение квалификации всех категорий педагогических работников образовательных учреждений».
Такой подход позволит решить проблему комплексного обеспечения безопасности образовательных учреждений, привлечь всех работников образовательных учреждений к решению данных вопросов, показать роль и место каждого работника образовательного учреждения в решении проблем безопасности.
Таким образом, предложенная модель обеспечения безопасности образовательных учреждений в сочетании с системой подготовки специалистов и работников образования позволит решить основные проблемы обеспечения безопасности образовательных учреждений.
1.2 Концепция построения системы комплексной безопасности образовательного учреждения.
Концепция – определяющая способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Безопасность – состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Под концепцией построения системы комплексной безопасности образовательного учреждения следует понимать систему взглядов на организацию обеспечения безопасности образовательного учреждения, порядка выполнения мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования образовательного учреждения.
Опыт и практика показали, что разработка концепции безопасности и создание системы ее обеспечения сложный, творческий процесс, требующий обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей создания, совершенствования и развития системы безопасности. Система безопасности может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала средств защиты и противодействия угрозам.
Принимая во внимание условия, влияющие на безопасность образовательных учреждений, а также исходя, из современных взглядов обеспечения безопасности стационарных объектов, выработка концепции должна осуществляться отдельно для каждого образовательного учреждения на основе его комплексного обследования.
Под комплексным обследованием образовательного учреждения следует понимать изучение на месте его параметров, характеристик систем жизнеобеспечения, определяющих устойчивость его функционирования и противодействия преступным посягательствам на данный момент, защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также состояния и качества разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и выполнение задач обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Опыт и практика показали, что комплексное обследование целесообразно проводить на основе моделирования чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении. Для проведения экспертных оценок возможных моделей чрезвычайных ситуаций, как правило, привлекаются специалисты МВД, ФСБ, МЧС России. Такой подход является наиболее эффективным и позволяет наглядно представить уязвимые места в системе безопасности образовательного учреждения.
Для проведения обследования объекта, как правило, собирают группу экспертов, специализирующихся в различных областях обеспечения безопасности, которая в течение определенного времени анализирует объект с точки зрения угроз. Особое внимание уделяется расчету времени, необходимого злоумышленнику для проникновения на объект и начала совершения своих противоправных действий, которое сопоставляется со временем его обнаружения и пресечения его действий. Если время проникновения меньше времени реагирования, то принимаются соответствующие меры, планируется дополнительное оснащение объекта и изменяется тактика сил охраны до изменения ситуации, т.е. пока время реагирования не станет меньше времени проникновения.
Кроме того, зарубежный опыт показывает, что, чем более сложна и разветвлена система безопасности, тем больше времени требуется преступнику на ее преодоление и тем больше вероятность того, что угроза будет своевременно обнаружена, определена, отражена и ликвидирована. Добиться решения данного вопроса возможно только на основе проведения качественного комплексного обследования и выработке мер по совершенствованию системы безопасности.
Качественное проведение комплексного обследования образовательного учреждения во многом зависит от правильной его организации и проведения. Оно должно проводиться, как правило, раз в пять лет перед пересмотром паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения.
Основными документами по организации и проведению комплексного обследования образовательного учреждения являются: приказ о создании комиссии и проведению комплексного обследования; план мероприятий по подготовке и проведению комплексного обследования; график проведения комплексного обследования.
Как правило, комплексное обследование проводится поэтапно. Алгоритм работ проводится каждым экспертом по своему направлению, и определяются основные результаты обследования. Обработку и оценку состояния безопасности образовательного учреждения в целом осуществляет комиссия.
Опыт показывает, что такой подход к практической реализации комплексного обследования позволяет повысить его эффективность на 20-22%, а оценка состояния безопасности увеличивает данный показатель на 50%.
По результатам комплексного обследования составляется акт, на основании которого разрабатывается перспективный план мероприятий по совершенствованию системы безопасности образовательного учреждения.
Таким образом, комплексное обследование образовательного учреждения позволяет точно определить цели и задачи построения системы безопасности образовательного учреждения, а также определить ее модель.
Определив цели и задачи необходимо выделить соответствующее обеспечение. С учетом имеющегося опыта и соответствующих разработок оно должно включать в себя:
1. Организационное обеспечение. Предусматривает решение всех организационных вопросов, в первую очередь, связанных с привлечением необходимых сил и средств, для решения задач безопасности образовательного учреждения.
2. Нормативно-правовое обеспечение. Включает разработку и подготовку приказов, планов, положений, инструкций, регламентирующих обеспечение безопасности образовательного учреждения.
3. Техническое обеспечение. Предусматривает широкое использование технических средств безопасности в системе комплексной безопасности образовательного учреждения.
4. Информационное обеспечение. Предполагает предоставление сотрудникам образовательного учреждения, в пределах их полномочий, сведений, данных, параметров, лежащих в основе решения задач, обеспечивающих безопасность образовательного учреждения.
5. Программное обеспечение. Предполагает использование информационных, учебных, аналитических, статистических, расчетных программ для ПЭВМ, предназначенных для эффективного функционирования системы безопасности образовательного учреждения.
Перечисленные виды обеспечения являются основными. Этот перечень может быть дополнен исходя из специфики и характера решаемых задач. При этом следует отметить, что организационное и нормативно-правовое обеспечения являются основополагающими и без их проведения, выполнение задач безопасности образовательного учреждения невозможно.
На основе целей, задач и проведенного обеспечения строится система безопасности. При выполнении всего, вышеперечисленного комплекса мероприятий, система будет выполнять четыре взаимосвязанные функции – препятствия, обнаружения, оповещения, пресечения.
Функцию препятствия будут выполнять инженерные средства (заборы, решетки, металлические калитки и двери, замки, запоры).
Функцию обнаружения и оповещения технические средства безопасности.
Функцию пресечения силы структур, обеспечивающих физическую охрану образовательного учреждения и правоохранительных органов.
Однако, выработка концепции и построение системы безопасности образовательного учреждения не означает, что задача выполнена. Система безопасности образовательного учреждения должна постоянно совершенствоваться и наращиваться, выходя на более высокий уровень.
Таким образом, следует сделать вывод, что разработка концепции безопасности конкретного образовательного учреждения является сложным творческим процессом, опирающимся на результаты комплексного обследования образовательного учреждения. При этом данный процесс затрагивает все аспекты построения системы безопасности, точного определения целей, задач, видов обеспечения, выбора необходимых сил и средств с учетом особенностей, специфики и характера образовательного учреждения.
1.3 Пути совершенствования системы безопасности образовательных учреждений.
Современное состояние системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, опыт и практика ее организации позволяют наметить следующие пути совершенствования системы:
- совершенствование системы организации взаимодействия с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями;
- повышение качества работы по профилактике предупреждения террористических актов;
- переход на организацию новых способов физической охраны, в т.ч. внедрение новых подходов к организации контрольно-пропускного режима, использованию технических средств безопасности;
- совершенствование системы пожарной безопасности образовательного учреждения;
- внедрение системы информационной безопасности образовательного учреждения.
В каждом из выше изложенных путей может быть выделено несколько отдельных направлений, которые могут стать в последующем темой отдельных исследований.
Проведенное исследования и предложенный порядок разработки концепции безопасности образовательного учреждения показали, что основу безопасности образовательного учреждения составляет организация взаимодействия с правоохранительными органами, органами самоуправления и общественными организациями. Организация взаимодействия наиболее сложный, проблемный и трудоемкий процесс в системе безопасности образовательного учреждения.
Повышение качества по профилактике предупреждения террористических актов должно строиться на основе организации взаимодействия. При этом необходимо проведение мероприятий, которые тесно связаны перечисленными выше путями совершенствования системы безопасности образовательного учреждения. К ним следует отнести:
- переход на новые способы охраны образовательных учреждений;
- совершенствование контрольно-пропускного и внутриобъектового режима;
- внедрение технических средств безопасности в систему физической охраны образовательного учреждения, с организацией их мониторинга органами внутренних дел;
- проведение ежедневного контроля территории и помещений образовательного учреждения, анализ контроля и выявление возможных мест закладки взрывных устройств;
- организация работы профессиональных психологов в образовательном учреждении;
- проведение анализа психологического состояния учащихся и выявление агрессивно и экстремистски настроенной молодежи;
- проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов практических занятий;
- проведение комиссионных проверок по выполнению мероприятий, предусмотренных планом безопасности.
В современных условиях реализация данных мероприятий находит свое отражение. Так, в системе физической охраны образовательных учреждений меняются подходы в квалифицированном подборе охранных структур и сотрудников охраны. Многие образовательные учреждения переходят на охрану силами вневедомственной охраны органов внутренних дел.
Такой подход позволяет решить следующие вопросы:
- проблемы безопасности образовательных учреждений решаются на государственном уровне;
- криминальным угрозам дается адекватный отпор;
- надежнее организуется взаимодействие между всеми силами и средствами в интересах безопасности образовательных учреждений;
- повышается качество профилактической работы по предупреждению угроз криминального характера;
- содержание охраны снимается с родительских плеч.
Решение о переводе охраны образовательного учреждения силами органов внутренних дел возможно только при условии тесного взаимодействия с управлением образованием и местными органами самоуправления.
Следует обратить внимание, что решение данной проблемы наиболее актуально в образовательных учреждениях, где выполнение задач физической охраны возложено на администрацию образовательного учреждения, поскольку данные образовательные учреждения, как правило, малокомплектны и не располагают финансовыми средствами для оплаты охраны. В данных образовательных учреждениях решение вопросов организации физической охраны возможно только на Федеральном или региональном уровне, с организацией их охраны силами органов внутренних дел.
Особое внимание следует обратить на организацию контрольно-пропускного и внутриобъектового режима. На сегодняшний день в данном вопросе очень много не решенных проблем.
Одной из проблем являются организационные вопросы разграничения доступа родителей, встречающих своих детей, во внутренние помещения образовательного учреждения. Эта задача усложняется рядом факторов. Родители считают себя однозначно имеющими право пройти во внутрь школы для встречи с учителем. Кроме того, количество родителей, ежедневно посещающих школу, достаточно велико. В этих условиях появляется возможность проникновения в школу под видом родителя постороннего лица.
Для решения этой проблемы целесообразно холл школы образовательного учреждения разделять на две зоны: для родителей и для учащихся. Разделительная линия может быть условной. Однако, следует отметить, что данные организационные вопросы должны найти свое отражение в нормативно-правовых документах, регламентирующих контрольно-пропускной режим.
Нормативно-правовое обеспечение контрольно-пропускного режима еще одна из серьезных проблем.
Неплохой опыт по решению данной проблемы накоплен в образовательных учреждениях Московской области. Анализ приведенного Типового положения о контрольно-пропускном режиме позволяет сделать следующие выводы, что с его введением:
- определяются цели организации контрольно-пропускного режима;
- устанавливается ответственность и полномочия всех структур и лиц, участвующих в организации и выполнении контрольно-пропускного режима;
- определяется порядок использования запасных выходов, их открытия и охраны на период открытия;
- раскрываются положения допуска сотрудников в нерабочее время, праздничные и выходные дни;
- определяется порядок допуска учащихся в выходные, праздничные дни, в период каникул;
- определяется порядок оформления пропусков, порядок хранения бланков пропусков их выдачи, уничтожения использованных пропусков;
- вводятся требования внутриобъектового режима.
Перечисленные вопросы, как правило не находили свое отражение в положениях образовательных учреждений, что существенно снижало надежность и качество контрольно-пропускного режима.
В 2007-2008 годах данное положение с учетом особенностей, специфики, характера образовательного учреждения было внедрено в систему обеспечения безопасности ряда образовательных учреждений Московской области.
Практика реализации предложенного положения о контрольно-пропускном режиме в образовательных учреждениях показала, что качество организации контрольно-пропускного режима возрастает на порядок, повышается дисциплина у учащихся, ответственность за безопасность образовательного учреждения у сотрудников образовательного учреждения, решаются вопросы и с родителями учащихся. Как правило, разработанное положение согласовывалось с родительским комитетом образовательного учреждения, и это позволяло разъяснить родителям всю важность решаемых проблем.
Наряду с изменениями способов охраны и организации контрольно-пропускного режима в настоящее время идет широкое внедрение технических средств безопасности.
Внедрение современных инженерно-технических средств безопасности, новых технологий вносит серьезные коррективы в обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений. В первую очередь вносятся изменения кадрового, организационного, нормативно-правового плана. При этом решение данных вопросов ложится как на руководство образовательных учреждений, так и на местные органы власти.
Вопросы внедрения инженерно-технических средств безопасности требуют выполнения следующего комплекса мероприятий:
- изменения системы физической охраны;
- корректировку планов взаимодействия с правоохранительными органами и местными органами власти;
- внесение изменений в нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию комплексной безопасности образовательного учреждения;
- подбор, назначение заместителей руководителей образовательных учреждений по обеспечению безопасности, имеющих соответствующую квалификацию.
Как было отмечено выше, в интересах антитеррористической защищенности и физической охраны образовательного учреждения особое внимание следует уделить профилактическому осмотру территории и помещений с целью своевременного обнаружения взрывоопасных предметов.
При проведении осмотра целесообразно не пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание взрывного устройства. Особое внимание следует обратить на осмотр ниш, мест хранения противопожарного инвентаря, вентиляционных шахт, мест, где проходят коммуникации жизнеобеспечения образовательного учреждения.
Учитывая изложенное можно сделать вывод, что перечисленные пути являются не только основополагающими в системе антитеррористической защищенности, физической охраны образовательного учреждения, но и в целом системы безопасности образовательного учреждения и тесно взаимосвязаны. Такой подход позволяет качественно повысить состояние безопасности образовательного учреждения.
В современных условиях, совершенствование системы пожарной безопасности следует осуществлять на основании вновь принятых законодательных и нормативных документов. Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определяет ряд направлений совершенствования пожарной безопасности.
Наряду с Федеральным законом, в декабре 2007 года подписан приказ МЧС России №645, регламентирующий порядок обучения мерам пожарной безопасности организаций.
Анализ положений данного документа обращает внимание на организационные вопросы пожарной безопасности. В частности документ определяет четкую и последовательную систему обучения в организациях, согласно которой противопожарные знания доводятся до каждого работника.
Одним из направлений совершенствования пожарной безопасности является противопожарная профилактика. К основным ее мероприятиям следует отнести:
- установление распорядительными документами противопожарного режима;
- разработку инструкции о мерах пожарной безопасности, плана эвакуации на случай пожара, памятки о пожарной безопасности;
- создание пожарно-технической комиссии;
- обучение персонала и учащихся образовательного учреждения действиям по предупреждению и тушению пожаров;
- очистку территории, здания, чердаков и подвальных помещений от мусора;
- содержание свободными и не загроможденными дороги, проезды, проходы, пути эвакуации;
- оснащение здания образовательного учреждения средствами пожарной автоматики, первичными средствами пожаротушения;
- введение определенных ограничений при проведении различных работ и мероприятий;
- проверку состояния инженерных и технологических систем жизнеобеспечения;
- установление знаков пожарной безопасности.
Анализ приведенных мероприятий позволяет сделать вывод, что выполнение данных мероприятий позволит снизить возможность возникновения потенциальных угроз, связанных с пожарами, обеспечит готовность учащихся и персонала образовательного учреждения к действиям в случае пожара, а также позволит минимизировать возможные последствия пожара.
Следует обратить внимание, что главным принципом обеспечения пожарной безопасности и выполнения вышеперечисленных мероприятий является организация работы всего коллектива образовательного учреждения в этом направлении, а не отдельных лиц.
Необходимость такого направления обеспечения безопасности образовательного учреждения, как информационная безопасность.
Под информационной безопасностью образовательного учреждения следует понимать состояние защищенности информационных ресурсов, технологий их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.
Построение системы информационной безопасности образовательного учреждения следует строить следующим образом. На первом этапе определяется, что подлежит защите. На втором этапе выявляются возможные каналы утечки информации и определяются возможные угрозы информационным системам. Далее вырабатываются меры по защите информации и технологических систем. На основе выработанных мер защиты разрабатываются нормативно-правовые документы, регламентирующие информационную безопасность. В последующем организуется контроль за соблюдение установленных правил.
В целях обеспечения информационной безопасности и ее организации, на основании законодательных документов, в образовательном учреждении следует разрабатывать следующие нормативно-правовые акты:
- приказ руководителя образовательного учреждения о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
- должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
- перечень защищаемых ресурсов и баз данных;
- инструкция, определяющая порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа сотрудников образовательного учреждения.
В зависимости от особенностей, специфики и характера образовательного учреждения список может быть расширен и дополнен.
В целях обеспечения информационной безопасности, предусмотрены следующие мероприятия:
- разработка локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих информационную безопасность образовательного учреждения;
- постоянное обновление антивирусной базы ПЭВМ образовательного учреждения;
- постоянное осуществление контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов, регламентирующих информационную безопасность;
- внедрение системы администрирования и ограничение доступа к компьютерной информации;
- создание системы фильтрации и ограничения доступа к сайтам сети Интернет;
- создание системы режима допуска в кабинеты информатики;
- создание системы резервного копирования документов на электронные носители;
- организация защиты персональных данных сотрудников и учащихся образовательного учреждения.
Таким образом, предложенные пути совершенствования системы безопасности образовательного учреждения позволят решить проблемные вопросы, обеспечат прикрытие уязвимых мест, повысят качество защиты учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций.
Выводы:
1. Современное состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений во многом зависит от места их расположения, особенностей, специфики и характера. Выработка концепции построения системы безопасности образовательного учреждения должна осуществляться с учетом данных аспектов и в каждом конкретном случае индивидуальна.
2. Основополагающим элементом определения и создания системы обеспечения безопасности образовательного учреждения является концепция ее построения. Концепция построения системы безопасности строится исходя из условий, особенностей специфики и характера образовательного учреждения.
3. Для определения порядка построения концепции помимо перечисленных факторов, необходимо проведение комплексного обследования образовательного учреждения, которое позволяет:
- стать основным инструментом выработки путей повышения защищенности образовательного учреждения;
- смоделировать возможные ситуации и угрозы и на их основе определить проблемные вопросы безопасности образовательного учреждения;
- определить наиболее эффективные формы и методы в организации системы безопасности образовательного учреждения;
- определить цели и задачи построения системы безопасности образовательного учреждения.
4. Концепция построения системы безопасности образовательного учреждения является конкретной моделью решения вопросов безопасности, а главным принципом – работа всего коллектива в обеспечении безопасности образовательного учреждения.
5. Основными путями совершенствования системы безопасности образовательного учреждения в современных условиях станут:
- совершенствование системы организации взаимодействия с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями;
- повышение качества работы по предупреждению террористических актов;
- переход на организацию новых способов физической охраны, в т.ч. внедрение новых подходов к организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режима, использованию инженерно-технических средств безопасности;
- совершенствование системы пожарной безопасности образовательного учреждения;
- внедрение системы информационной безопасности образовательного учреждения.
2. Система обеспечения безопасности МОУ СОШ № 6
2.1 Антитеррористическая защищенность.
В целях антитеррористической защищенности установлено ограждение по всему периметру школы, что способствовало закрытию сквозного прохода и нахождение посторонних лиц на территории школы. Запрещён въезд на территорию личного и любого автотранспорта, кроме обслуживающего столовую школы в утренние, дневные часы и в случаях ввоза тяжёлого оборудования, инвентаря.
Разработан паспорт антитеррористической защищенности, корректировка производится в течении года. Разработано положение о контрольно-пропускном режиме. Имеются журналы приема и сдачи дежурств, учета посетителей, список телефонов экстренной помощи правоохранительных органов, график дежурств. Ежедневно производится обход территории школы на предмет обнаружения бесхозных вещей, взрывчатых и подозрительных предметов, а также состояние окон, решёток, дверей запасных выходов. Ежедневно производится внутренний осмотр школы, кабинетов на предмет открытых окон после занятий, целостности стёкол и т.д.
Пропускной режим производится при наличии пропусков у учащихся и сотрудников школы. Вход посторонних лиц, а также родителей производится при согласовании с директором школы, в его отсутствие с дежурным администратором, при наличии документа удостоверяющего личность и отметки в журнале для посетителей.
Произведена вырубка старых деревьев непосредственно у главного входа и по периметру школы. Заменено освещение главного входа, что в целом даёт больший обзор наблюдения в дневное и ночное время. Установлено видео наблюдение, которое охватывает главный вход и коридоры школы. В экстренных случаях задействована кнопка тревожной сигнализации (КТС), рабочее состояние которой проверяется еженедельно и отмечается в журнале работы связи.
Разработаны инструкции при действиях в ЧС, при угрозах по телефону, в письменном виде, при обнаружении предметов схожих с взрывными устройствами и др..
Откорректированы инструкции находящиеся на посту сотрудника охраны. Составлен график занятий секций в спортивном зале после учебного процесса, с указанием количества занимающихся, фамилии занимающихся в спортивных секциях и их руководителей. В целях безопасности и согласно внутри школьного режима, последние занятия заканчиваются в 22-00 часа.
Со всеми сотрудниками школы, производятся инструктажи по антитеррористической защищенности. С учащимися проводятся беседы и занятия по антитеррористической защищенности по программе курса ОБЖ.
Проводится совместная работа по профилактике со школьным инспектором ОДН майором милиции Петрушко Е.В, целевые инструктажи с сотрудниками охраны и сторожами школы при проведении праздничных и массовых мероприятий.
В школе планомерно ведется работа с нормативными документами по обеспечению антитеррористической защищенности, разработан паспорт безопасности образовательного учреждения, планы охраны на время проведения культурно-массовых мероприятий, планы эвакуации из зданий в случае чрезвычайной ситуации.
Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения, поэтому основными мерами антитеррористической защищенности школы являются меры предупреждения и профилактики.
Вся работа администрации направлена на реализацию комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, важнейшими из которых являются:
- усиление охраны образовательного учреждения;
- квалифицированный подбор сотрудников охраны;
- установлен пропускной режим допуска родителей и посетителей, автотранспорта;
- обеспечен круглосуточный контроль за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади.
- максимально сводится на «нет» возможность нахождения бесхозных транспортных средств в непосредственной близости и на территории школы;
- ежедневный предупредительный контроль помещений для проведения занятий;
- осмотр подвалов, чердаков, подсобных помещений, проверка состояния решеток и ограждений.
Перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.
Ведется целенаправленная работа по организации рациональных действий персонала и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях, таких как: обнаружение взрывоопасного предмета, поступление устной угрозы по телефону о террористическом акте, в случае захвата людей в заложники.
В условиях сохраняющей угрозы совершения террористических актов, возможности вовлечения учащихся в различные экстремистские, преступные организации и религиозные секты необходимо считать приоритетными следующие задачи:
воспитание у обучаемых чувства патриотизма, высокой бдительности, коллективизма, интернационализма и дисциплинированности;
создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и понимания среди воспитанников, нетерпимости к фактам недисциплинированности и другим негативным явлениям;
формирование у обучаемых культуры поведения, обеспечивающей собственную безопасность и безопасность окружающих.
Среди этих направлений наиболее актуальными являются следующие:
расширение и углубление знаний по вопросам предупреждения преступности и террористических актов в ОУ;
улучшение взаимодействия по предупреждению актов терроризма с управлениями ФСБ, ГОЧС, МВД, оказание практической помощи со стороны этих ведомств;
активизация работы с родительским активом и органами местного самоуправления по недопущению вовлечения детей в экстремистские и террористические организации;
улучшение правового воспитания учащихся, направленного на обеспечение их социальной, имущественной и личной безопасности;
решительная борьба с проявлениями актов хулиганства, вымогательства, унижения, а также с употреблением наркотиков и алкоголя, с курением на территории школы.
Важно понимать, что все антитеррористические меры одновременно помогают защитить школу от иных социальных, криминальных, техногенных и даже некоторых природных опасностей и ЧС.
2.2 Пожарная безопасность.
В целях пожарной безопасности и в случаях возникновения ЧС, в коридорах школы имеются:
план-схема эвакуации, где отражен основной эвакуационный путь и основной эвакуационный выход через основной и запасные выходы, в зависимости от расположения кабинета. Во всех кабинетах школы, на видном месте, расположена план-схема эвакуации непосредственно из данного помещения к конкретному запасному или основному выходу, указан путь эвакуации. Разработан план эвакуации. Эвакуационные пути и запасные выходы находятся в состоянии отвечающим требованиям и правилам пожарной безопасности. Препятствий на пути следования в случае возникновения пожара нет. Запасные выходы снабжены металлическими дверями с врезными замками и задвижками, которые открываются свободно. На пути следования размещаются таблички с обозначением запасных выходов. Ключи от запасных выходов находятся в канцелярии.
Проведена установка автоматической пожарной сигнализации. Установлен пульт выхода сигнала при срабатывании АПС на пожарную часть, подписан договор по обслуживанию с ООО «Инженерия».
Все огнетушители пронумерованы с соответствующей записью в журнале учета первичных средств пожаротушения и располагаются на высоте 1,5 м от пола. Заведены эксплуатационные паспорта на все имеющиеся в действии огнетушители. Произведена обработка деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом. Производится проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения.
Произведены работы по освобождению подвала от негодных предметов мебели, инвентаря, мусора. Налажено освещение во всех отсеках подвального помещения. Произведен вывоз сложенного мусора и отходов после очистки подвала. Проводятся работы, совместно с обучающимися, по озеленению территории.
Со всеми сотрудниками школы, проводятся занятия и инструктажи по пожарной безопасности, с соответствующей записью в журнале под роспись.
С учащимися проводятся беседы и занятия по пожарной безопасности, предупреждению пожаров, действий в случае возникновения пожара учебные тренировки. Приобретены новые наглядные пособия по пожарной безопасности и антитеррористическим действиям, готовятся к обновлению стенды. Разработаны инструкции, правила по пожарной безопасности, противопожарный режим школы.
По предписанию Государственного пожарного надзора произведена окраска путей эвакуации не горючими материалами .
Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе полностью подчинено требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными документами. Школа оснащена громкоговорящей связью и автоматизированной пожарной системой АПС с поступлением сигнала сразу на пульт «О1».
Необходимо помнить, что самым опасным врагом при пожаре является паника, поэтому важное значение имеет разъяснение учащимся правил их действия при возникновении пожара и порядка эвакуации из школы. С этой целью проводятся тренировочные учебные эвакуации по сигналу «Пожарная тревога», во время которых создаются различные ситуации и рассматривается возможность эвакуации через все запасные выходы. Учащиеся старших классов привлекаются для оказания помощи при эвакуации малышей.
Основные требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности» и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Анализ причин возникновения пожаров и возгораний в образовательных учреждениях показывает и специалисты Госпожнадзора МЧС Российской Федерации подтверждают, что только в 20% случаев они происходят по причине неисправности электропроводки и электрооборудования, а в 70% - вызваны халатностью, а иногда и преступной бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
- соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
- обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
- неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
- совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
- перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
- защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
- поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
- содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
- Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе.
- Инструкция по пожарной безопасности - основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
- Инструкция «Действия при возникновении пожара».
- План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе.
- Памятка о действиях при пожаре.
- План-схема эвакуации учащихся при пожаре.
-Ситуационный план.
Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора школы по вопросам обеспечения безопасности, в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.
Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.
За последний год наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий. Приобретены огнетушители, произведена установка автоматической пожарной сигнализации в учебных мастерских.
Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие – практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом Российской Федерации о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.
2.3 Физическая охрана.
Под физической охраной образовательного учреждения понимается – реализация комплекса нормативно-правовых, организационных, режимных и инженерно-технических мер и мероприятий, осуществляемых администрацией образовательного учреждения во взаимодействии с органами власти и правоохранительными органами, с целью предотвращения и пресечения противоправных действий в отношении обучаемых и персонала образовательного учреждения, нанесения ущерба его зданиям или материальным ценностям.
Основной целью физической охраны образовательного учреждения является недопущение противоправных действий на объекте и территории образовательного учреждения и оперативное пресечение в случае их возникновения.
Исходя из цели физической охраны, основными ее задачами являются:
∙ охрана здания и территории образовательного учреждения;
∙ осуществление контроля доступа учащихся, персонала и посетителей в здание образовательного учреждения;
∙ обеспечение охраны материальных ценностей;
∙ контроль, за соблюдением правил пожарной безопасности;
∙ повышение уровня антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Задачи физической охраны образовательного учреждения во многом зависят от его особенностей, специфики, характера и направлены на своевременное обнаружение и пресечение возможной угрозы.
Система физической охраны образовательного учреждения строится с использованием максимально возможных сил и средств в интересах решения всего комплекса проблем его безопасности.
Силы и средства охраны МОУ средней школы № 6.
1. Параметры охраняемой территории:
Площадь территории занимаемая школой, учебными мастерскими и двором 24370 кв.м. Периметр всей территории 625 м.
Школа—двухэтажное здание с одним центральным входом (выходом) и четырьмя запасными выходами. Возможность проникновения в здание школы через центральный вход минуя поста охраны не возможно. Возможно проникновение по крыше в чердачные помещения, при закрытых люках проникновение в здание школы исключено.
Санитарных и запретных зон на территории школы нет, за исключением электрических щитовых, расположенных на первом этаже.
По периметру школы имеются отдельно стоящие деревья, которые не мешают общему обзору территории. За деревьями, с левой и правой стороны по периметру, на расстоянии 20-25м. от здания школы находятся 5-ти и 2-х этажные жилые дома. В 100 метрах расположен сквер не прилегающий к территории школы. Возможность скрытого подъезда и подхода имеется с задней стороны здания в связи с его конструкцией и прилегающему проезду. Прилегающих строений, предприятий, рынков и других мест, представляющих криминальную опасность для школы нет.
2. Инженерное оборудование и ограждение:
Ограждение территории школы металлической конструкции проходит по всему периметру, имеющее высоту 2,5м, общая протяженность 625 м. Въездные ворота находятся напротив основного главного входа в здание, со стороны учебных мастерских и с задней стороны, которые постоянно находятся в состоянии закрытом на замки. Ограждение дополнительных защитных средств (шипов, колючей проволоки и др.) не имеет.
Небольшая автостоянка имеется возле основных ворот для работников школы не препятствующая въезду на территорию.
К техническим средствам обнаружения несанкционированного доступа в здание и на территорию школы относится видео наблюдение, которое охватывает коридоры школы, центральный вход и центральные въездные ворота.
Контрольно-пропускной пункт (калитки и ворота) противотаранными устройствами не оборудованы. Находятся под контролем сотрудника охраны.
Освещение имеется со стороны главного входа в школу, со стороны учебных мастерских. Освещение периметра и территории не полное. Электрические щитовые находятся в здании школы на 1-м этаже и в здании учебных мастерских. Возможность скрытых подходов к ним исключена.
3. Силы охраны:
Принадлежность охраны—частное охранное предприятие. Численность 4 человека, охрана объекта круглосуточная. К силам и средствам по усилению охраны в критических ситуациях относятся группа быстрого реагирования подразделения ОВД. Время прибытия от места постоянного дислоцирования до школы составляет от 3-х до 5-ти минут. Состав группы 2 человека, транспортное средство, бронежилеты, огнестрельное автоматическое оружие, связь. Связь с подразделением осуществляется при срабатывании (нажатии) кнопки тревожной сигнализации и по телефонам.
Оборудование основного помещения охраны расположено в районе центрального входа. В распоряжении имеется телефонная связь, видео наблюдение, КТС, список адресов и телефонов руководителя и администрации школы, телефоны правоохранительных органов, общественных организаций и предприятий города.
4. Средства охраны и организация связи:
Охрана огнестрельного и холодного оружия не имеет. Организация связи между постами и центральным пунктом производится по рации. Между центральным пунктом, руководителями более высокого уровня, директором школы и заместителями по телефону. Подразделениями ОВД по телефону и КТС.
Ф.И.О. и телефоны ответственных лиц, дежурных служб ОВД, инструкции находятся на центральном посту сотрудников охраны.
В раздел, «Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности школы», по разделу «Силы и средства охраны» в план включено:
-дополнительное освещение здания, территории и прилегающих к территории объектов;
-увеличение численности охраны, повышение технической оснащенности сотрудников охраны;
-оснащение видео наблюдения по всему периметру и прилегающей территории;
-оборудование системы сигнализации при попытке проникновения на территорию и в здание школы посторонних лиц;
-совершенствование ограждения.
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОМ РЕЖИМЕ
Раздел 1. Общие положения
Настоящее положение о пропускном режиме разработано на основании Постановления Правительства Московской области «О мерах по усилению антитеррористической защищённости объектов образования, расположенных на территории Московской области». Письма Министерства образования Московской области от 24 сентября 2004 года № 4483-01/091. На основании Регламента образовательных учреждений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными федеральными законами. Имеет целью установление надлежащего порядка работы и создание безопасных условий для учащихся и сотрудников школы № 6, а также исключения возможности проникновения посторонних лиц, выноса служебных документов и материальных ценностей, иных нарушений общественного порядка.
Контрольно-пропускной режим вводится в целях обеспечения безопасности обучающихся, работников, сохранности имущества, предупреждения террористических актов.
Пропускной режим в помещение школы предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности школы и определяет порядок пропуска учащихся, сотрудников школы и других граждан в здание школы.
Контрольно-пропускной режим организуется на основании паспорта гражданина РФ, удостоверений установленного образца для сотрудников организаций, осуществляющих контроль деятельности школы, дневников учащихся.
Выполнение требований настоящего Положения обязательно для всех сотрудников, постоянно или временно работающих в школе, учащихся и их родителей, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность или находящихся по другим причинам на территории школы.
Раздел 2. Порядок пропуска учащихся, преподавателей,
сотрудников школы, посетителей, вноса (выноса) материальных ценностей.
Пропускной режим в здание обеспечивается сотрудниками охраны.
Контрольно-пропускной пункт расположен у центрального входа в школу, оборудован видеонаблюдением, кнопкой тревожной сигнализации.
Кроме центрального входа (выхода) в школе имеется 4 запасных выхода, которые во время учебного процесса закрыты на задвижки, а ночью закрыты на ключ. Ключи находятся у сотрудника охраны и дежурного администратора. На период открытия запасных выходов, в случае пожара, чрезвычайных ситуаций, учебных тренировок и др. охрану этих выходов осуществляют лица назначенные по приказу директора школы.
Учащиеся допускаются в здание школы при предъявлении дневника учащегося установленного образца, с фотографией на первой странице и печатью школы. При отсутствии дневника учащиеся допускаются в школу с разрешения дежурного администратора. При утере дневника оформляется новый.
Учащимся в течение учебного процесса запрещается выход за территорию школы. В случаях если такая необходимость возникает, учащиеся могут быть отпущены:
при недомогании по диагнозу школьного врача; другой уважительной причины, обязательным согласованием с администрацией школы и оповещении родителей. Каждый такой случай отмечается в журнале.
Преподаватели и сотрудники школы допускаются в здание при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также по спискам, заверенным печатью и подписью директора школы.
Родители, допускаются в школу при предъявлении документа удостоверяющего личность, с записью в «Журнале посетителей». Родители прибывшие в школу во время учебного процесса ожидают преподавателя в вестибюле школы до окончания урока. На перемене ученик (ца) дежурного класса или дежурный учитель сопровождают родителей к месту их посещения. Во время учебного процесса хождения по школе запрещены.
Представители вышестоящих организаций Министерства образования, а также представители Правоохранительных органов, Государственного пожарного надзора и др. допускаются в здание при предъявлении служебного удостоверения, с записью в «Журнале посетителей». Сотрудник охраны сообщает об их прибытии директору школы, заместителю директора по безопасности или дежурному администратору.
Члены кружков и других групп для проведения внеклассных и внеурочных мероприятий допускаются в школу в соответствии с расписанием и списками, заверенными печатью и подписью директора школы.
Члены спортивных секций, занимающиеся в спортивном зале, допускаются в школу в соответствии с расписанием и списками, заверенными печатью и подписью директора школы, в сопровождении руководителя данной спортивной секции.
При проведении родительских собраний, праздничных мероприятий классные руководители, учителя передают сотрудникам охраны списки посетителей,
заверенные печатью и подписью директора школы.
Лица, не связанные с образовательным процессом, посещающие школу по служебной необходимости, пропускаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, служебного удостоверения, по согласованию с директором школы, заместителем директора по безопасности или дежурного администратора, с записью в «Журнала посетителей».
Представители СМИ допускаются в образовательное учреждение только с разрешения Управления образования.
О лицах прибывших с целью проверки школы сотрудник охраны немедленно докладывает директору школы, заместителю директора по безопасности или дежурному администратору.
В нерабочее время, праздничные и выходные дни образовательное учреждение имеют право посещать:
директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по безопасности, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, ответственные дежурные назначенные по приказу директора школы. Остальные преподаватели, сотрудники с письменного разрешения директора школы или лицом его заменяющим. Заверенный список передается и находится на посту сотрудника охраны.
Крупногабаритные предметы вносятся в школу на основании соответствующих документов, с разрешения директора школы, после визуального контроля сотрудниками охраны.
Вынос материальных ценностей разрешается на основании документов, заверенных директором школы.
В случае возникновения конфликтных ситуаций, связанных с допуском посетителей в здание школы, сотрудник охраны действует по указанию директора или его заместителя.
При угрозе проникновения в школу лиц, нарушающих порядок, необходимо вызвать представителей правоохранительных органов и проинформировать директора школы, заместителя директора по безопасности или дежурного администратора. В экстренных случаях задействовать «Кнопку тревожной сигнализации.
Торговля в стенах школы лицами, занимающимися коммерческой деятельностью, запрещена.
Раздел 3. Порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин «скорой помощи».
Проезд на территорию школы личного автотранспорта запрещен. Парковка транспортных средств осуществляется за территорией школы, в местах не препятствующих проезду через главные ворота.
Все транспортные средства проезжающие на территорию школы отмечаются в журнале «Допуск транспортных средств»
Автотранспорт обслуживающий столовую школы пропускается на территорию школы непосредственно только к месту разгрузки товара. Водитель должен иметь при себе водительское удостоверение, удостоверение на транспортное средство, путевой лист, накладные на ввозимый товар. Сотрудник охраны производит визуальный осмотр разгружаемого товара. В журнале «Допуск транспортных средств» отмечается фамилия водителя, номерной знак транспортного средства, марка автомобиля, часы прибытия и убытия транспортного средства.
Строительные отходы вывозятся силами организаций и контролируются заместителем директора по АХЧ или лицом, его заменяющим, с разрешения директора школы или лицом его заменяющим.
При вызове автомашины скорой помощи сотруднику охраны докладывают о точном месте нахождении пострадавшего и назначают сопровождающего для бригады скорой помощи. Сотрудник охраны открывает въездные ворота до их прибытия.
При пожаре и вызове пожарной охраны производится эвакуация всех людей согласно плану эвакуации находящихся в школе. Производится отключение электричества. Назначается сотрудник из числа знающих обстановку, для встречи пожарного подразделения и доклада о сложившейся обстановке.
Транспортные средства аварийных служб допускаются на территорию школы в случаях необходимости и контролируются заместителем директора по АХЧ или лицом, его заменяющим
Во всех случаях отлучения от контрольно-пропускного пункта сотрудника охраны по служебной необходимости, а также при приеме пищи назначается лицо его подменяющее из числа администрации.
Раздел 4. Порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима.
Время нахождения учащихся, педагогов, сотрудников в школе и на ее территории регламентируется расписанием занятий, графиком работы, графиком дежурства администрации в урочное и внеурочное время, утвержденный директором школы.
Внеклассные мероприятия и спортивные секции заканчивают свою работу не позднее 22.00.
Организация дежурств в школе проходит по установленным графикам дежурства администрации, учителей и учащихся. В праздничные дни, при проведении массовых мероприятий, назначаются ответственные дежурные из числа администрации.
Во время каникул учащиеся допускаются в школу согласно плану мероприятий с учащимися на каникулах, утвержденному директором школы.
Сотрудники охраны обязаны по установленному маршруту и времени совершать обходы территории школы, коридоров, путей эвакуации. Так же сотрудники охраны проверяют исправность оконных и дверных проемов снаружи, наличие печатей и пломб на закрытых помещениях, ключей от помещений, готовность к работе имеющихся средств связи, пожаротушения, о чем делается запись в книге приёма и сдачи дежурства
О всех имеющихся недостатках и замечаниях, выявленных в ходе дежурства, сотрудник охраны докладывает заместителю директора по безопасности.
Основные правила и требования пожарной безопасности основываются на соблюдении правил и требований пожарной безопасности для образовательных учреждений.
2. Безопасность дорожного движения
В школе проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма , целью которой является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (учителя, родителя или учащегося) сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.
Программа работы базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики ДДТТ и направлена на решение следующих задач:
сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы и общественного инструктора;
применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;
поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
использовать материально-технический потенциал школы и особенности воспитательной системы образовательного учреждения для обучения безопасному поведению на дороге и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Организация работы по профилактике ДДТТ строится с учетом возрастных особенностей детей и представлена по направлениям.
Методическая работа.
Разработка учебно-методического комплекса для учителей начальной школы и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках образовательных программ по учебным дисциплинам.
Методическое сопровождение внеклассных мероприятий по безопасности дорожного движения (БДД).
Создание информационной базы методических материалов по БДД для работы с учащимися и родителями "В помощь учителю".
Методическое обеспечение деятельности отряда юных инспекторов движения (ЮИД).
Работа над сценариями внеклассных массовых мероприятий и видеоматериалов по БДД.
Разработка и реализация программ по изучению ПДД
Изучение ПДД в средней школе в рамках учебных дисциплин образовательной программы (основы безопасности жизнедеятельности, математика, физика) и учебного модуля "Дорожная безопасность" (на классных часах).
Организационная работа.
Организация и проведение внеклассных мероприятий по БДД. Организация и проведение конкурсов по БДД в рамках общешкольных мероприятий.
Организация работы по созданию видеоматериалов по БДД.
Организация и проведение совместных акций с ГИБДД.
Организация встреч представителей ГИБДД с учащимися и родителями.
Организация совместной работы учащихся с родителями по оформлению уголков БДД.
Подготовка команды учащихся 4-5 классов для участия в соревнованиях "Безопасное колесо".
Просветительская работа
Оформление общешкольного информационного стенда для учащихся и родителей.
Оформление выставок детских работ по ПДД. Проведение и оформление внеклассных массовых мероприятий по БДД.
Проведение торжественных награждений победителей и участников мероприятий по БДД. Создание и демонстрация фото и видеоматериалов по БДД. Создание печатных материалов и презентаций по БДД. Выступление членов отряда ЮИД перед учащимися по тематике БДД.
Совместные акции по БДД с представителями отдела по пропаганде ГИБДД .
Содержание деятельности
В целях повышения эффективности работы по профилактике ДДТТ педагогам оказывается методическая помощь и поддержка для проведения занятий с учащимися и родителями по правилам безопасного поведения на дороге. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на заседаниях методического объединения классных руководителей .
Работа с учащимися строится с учетом возрастных особенностей детей. Обучение ПДД ведется с применением различных форм и методов работы.
Основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах в школе являются классные часы, которые проводятся каждую последнюю неделю месяца и внеклассная работа. Так, в течение учебного года учителями начальных классов организуется самостоятельная игровая деятельность детей младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения с использованием настольных игр, а так же конкурсы творческих работ среди учащихся начальной школы по тематике дорожной безопасности «Дорога и мы».
В классах средней и старшей школы классными руководителями проводятся ежемесячные профилактические беседы с учащимися в соответствии с индивидуальными программами внеклассных бесед по ПДД, разработанными на учебный год. Кроме того, перед поездками классов за пределы ОУ проводятся обязательные инструктажи по обучению детей младшего, среднего и старшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дороге, культуры поведения на улице и в общественном транспорте. Проводятся обязательные беседы в классах (иногда с привлечением сотрудников ГИБДД) по фактам нарушения правил дорожного движения, которые выявляются во время проведения в районе операции «Внимание - дети!».
В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.
В школе активно работает отряд юных инспекторов движения (ЮИД), состоящий из учащихся 6-7-х классов – действующих членов команды «Безопасное колесо» и членов команды «Безопасное колесо» прошлых лет. Ребята с увлечением готовят материал по ПДД и проводят просветительскую работу по ПДД. Активно участвуют в различных общешкольных мероприятиях в рамках «Недели Безопасности Дорожного Движения», выступают перед учащимися школы с творческими номерами, проводят занятия с первоклассниками на учебном перекрестке школы.
Современные формы и методы обучения привлекают учащихся возможностью применить свои знания, умения и навыки в полезной и интересной работе. Перед весенними каникулами в лицее ежегодно проводится общешкольный открытый конкурс детского творчества «Мы за безопасную дорогу», целью которого является воспитание у учащихся школы и их родителей ответственного отношения к поведению на дороге. Все школьники с 1 по 11 класс и их родители могут принять участие в различных номинациях конкурса. Заключительным этапом является «Неделя Безопасности Дорожного Движения», в рамках которой подводятся итоги конкурса по номинациям, а учащиеся принимают участие в различных мероприятиях - играх и соревнованиях.
Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. В школе разработан примерный тематический план работы с родителями по теоретическому и практическому направлениям, имеющий целью поддержать у родителей обучающихся интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения. Родители активно привлекаются к оформлению уголков безопасности в начальной школе, выполнению различных домашних заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа-дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника в школу и домой.
Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению ДДТТ, педагогический коллектив школы ведет свою работу в тесном контакте с сотрудниками ОГИБДД.
Для проведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучения правилам дорожного движения в школе создана необходимая материальная база. Имеются школьный и классные уголки ПДД,
Основным результатом работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма можно считать:
создание условий для поддержания жизни в течение многих лет без дорожно-транспортного травматизма среди учащихся школы,
вовлечение наибольшего числа учащихся и их родителей в изучение ПДД, создание информационного, кадрового, организационного и программно-методического обеспечения по вопросам воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
3. Организации взаимодействия с правоохранительными органами, местными органами самоуправления и общественными организациями.
Взаимодействие – основная задача в преодолении комплекса проблем безопасности в образовательном учреждении.
Под взаимодействием понимается – согласованные по целям задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия сил и средств в интересах обеспечения безопасности. Взаимодействие следует рассматривать, как определение порядка привлечения сил и средств для решения задач обеспечения устойчивого функционирования учреждения, организации предприятия.
Учитывая, что образовательные учреждения не располагают достаточными силами и средствами, работа по обеспечению безопасности должна строиться в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, местными органами власти, органами Федеральной службы безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, управлением образованием и общественными организациями.
Основными структурами взаимодействующими с образовательными учреждениями являются: ораны внутренних дел; отделы вневедомственной охраны; отделы ГИБДД; комиссии по делам несовершеннолетних лиц и защите их прав; отделы Федеральной службы безопасности; государственные противопожарные инспекции; штабы ГО и ЧС; военные комиссариаты; органы по делам молодежи; органы опеки и попечительства; органы управления социальной защиты населения; органы службы занятости; органы управления образованием; общественные организации.
Через управление образования взаимодействие школы организуют с учреждениями дополнительного образования детей и подростков, в том числе специализирующихся на физкультурно-оздоровительной, туристско-краеведческой работе, художественно-эстетическом, героико-патриотическом воспитании.
Взаимодействие образовательного учреждения в системе здравоохранения предполагает организацию медицинского сопровождения образовательного процесса детскими территориальными поликлиниками.
Взаимодействие с управлением по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий организуется и осуществляется в интересах курсовой подготовки командно-начальствующего состава объектов ГО (образовательного учреждения), преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ, классных руководителей по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, содействуя организации профильных классов «Юный спасатель», детского движения «Школа безопасности».
С управлением внутренних дел взаимодействие организуется через отделы профилактики правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних, территориальные отделы милиции, охранные предприятия.
Управление государственной противопожарной службы осуществляет взаимодействие по вопросам курсовой подготовки работников образования по программе пожарно-технического минимума, участвует в обучении детей правилам пожарной безопасности, используя при этом возможности пожарно-технической выставки, организует учения и тренировки с учащимися и педагогами, содействует организации профильных классов «Юный пожарный».
Государственная инспекция безопасности дорожного движения содействует обучению детей правилам дорожного движения через организацию детских юношеских центров, городков, организацию соревнований «Безопасная дорога», постов юных инспекторов дорожного движения в образовательном учреждении.
Военные комиссариаты организуют работу призывных комиссий, содействуют организации и проведении допризывной подготовки юношей старших классов, участвуют в профессиональной ориентации учащихся.
Управление социальной защиты содействует организации социальной помощи детям через работу служб социальной защиты органов самоуправления, через организацию социальной помощи детям, организацию профильной работы с малоимущими семьями.
Одним из примеров общественных организаций, активно взаимодействующих со школами, следует привести Всероссийское общество спасения на водах.
Кроме того, наряду с перечисленными органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» целесообразно организовать взаимодействие: социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних; центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центрами социальной помощи семье и детям; центами социально-психологической помощи молодежи; центрами экстренной психологической помощи по телефону.
Для организации взаимодействия с вышеперечисленными центрами большую помощь окажут утвержденные постановлениями Минтруда России:
- Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»;
- Методические рекомендации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»;
- Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону».
Такой подход позволит обеспечить психологическую, педагогическую, а при необходимости медицинскую и реабилитационную помощь педагогическим работникам образовательного учреждения в воспитании молодежи.
Во всех случаях во взаимодействии на первый план выходят предупредительные меры и мероприятия. К ним следует отнести:
- определение круга лиц, курирующих образовательное учреждение в интересах защиты от противоправных действий;
- определение основных и вспомогательных каналов связи с взаимодействующими органами;
- определение порядка обмена информацией при получении косвенных данных о возможных противоправных действиях в отношении образовательного учреждения, его сотрудников или учащихся;
- определение порядка работы участковых инспекторов и инспекторов по делам несовершеннолетних лиц с учащимися и педагогами образовательного учреждения;
- согласование маршрутов патрулирования нарядов милиции, добровольных дружин вблизи образовательного учреждения;
- определение порядка подъезда транспортных средств к образовательному учреждению, порядка его парковки;
- организация работы по изучению морально-психологического климата среди учащихся, выявление агрессивно, экстремистски настроенной молодежи;
- проведение инструктивных занятий с сотрудниками, учащимися по вопросам правовой направленности специалистами силовых структур;
- организация работы в образовательном учреждении специалистов по оказанию правовой, психологической, социальной, медицинской помощи учащимся, подвергшимся противоправным посягательствам и насилию;
- проведение совместных тренировок по эвакуации учащихся и работников образовательного учреждения или отработка вопросов по порядку действия при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций.
Перечень профилактических и предупредительных мероприятий может быть расширен в зависимости от особенностей, специфики и характера образовательного учреждения.
Таким образом, вопросы комплексной безопасности образовательного учреждения могут быть решены только при условии организации взаимодействия со всеми структурами, участвующими в решении данных вопросов.
Выводы:
1. Возможные угрозы социального характера выдвигают на первый план вопросы организации взаимодействия с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями. Проведенное исследование показало, что перечень взаимодействующих органов обширен и многообразен, а отсутствие сил и средств, хотя бы одного из них, может создать предпосылки к возникновению угрозы.
Основой обеспечения безопасности образовательных учреждений и приоритетным направлением в ее реализации становится организация взаимодействия.
2. Основными путями совершенствования системы безопасности образовательного учреждения в современных условиях станут:
- совершенствование системы организации взаимодействия с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями;
- повышение качества работы по предупреждению террористических актов;
- переход на организацию новых способов физической охраны, в т.ч. внедрение новых подходов к организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режима, использованию инженерно-технических средств безопасности;
- совершенствование системы пожарной безопасности образовательного учреждения;
- внедрение системы информационной безопасности образовательного учреждения.
3. Основополагающим звеном в системе обеспечения безопасности образовательного учреждения является организация взаимодействия. Без реализации вопросов взаимодействия не возможно решение задач безопасности образовательного учреждения.
Заключение.
Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7) «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения».
Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность в ОУ должна быть организована так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий.
Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности.
Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.
Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие – не всегда самые лучшие. Правильно проинструктированный сотрудник охраны порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.
Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ – непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.
Самые строгие законы и меры не помогут снизить потери от происшествий, если в каждом ОУ не будет созданы условия для внедрения комплексных систем защиты и, главное, развития культуры безопасности личности, безопасного поведения. Поэтому помимо общих принципов следует сформулировать персональные правила (принципы) личного обеспечения безопасности для каждого руководителя, работника ОУ, учащегося:
изучать виды и причины опасностей;
предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;
по возможности избегать опасных ситуаций, обходить опасные места, не рисковать без нужды;
изучать способы действий по нейтрализации или преодолению опасностей;
выбирать из возможных вариантов наиболее безопасный путь или способ действий;
обращаться за советом и помощью к специалистам и товарищам;
в критической ситуации не пугаться и не паниковать, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.
Проблемы обеспечения безопасности в ОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов. Но из этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, криминальных, информационных и иных видов угроз.
Литература:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 36-ФЗ «О противодействии терроризму»;
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
Письмо Минобрнауки России от 27 ноября 2006 года №АС-1370/06 «Об усилении противопожарного режима в образовательных учреждениях»;
Основы пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М: АРКТИ, 2006. – 152 с;
Парфенов А.А. Антитеррористическая защищенность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2007. № 12, с. 46-50;
Парфенов А.А. Безопасность образовательных учреждений в современных условиях // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2007. - № 1, с. 15-18;
Парфенов А.А. Подготовка педагогов и учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. - № 8, с. 67-73;
Парфенов А.А. Пожарная безопасность образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2007. - № 9, с. 60-71;
Парфенов А.А. Система обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации. Монография. – М.: Издательство, 2009. – 000 с.
Парфенов А.А. Безопасная школа. Инновации в обеспечении безопасности образовательных учреждений. – Москва, Издательство, 2009. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная безопасность образовательного учреждения
На слайде показано социальное сотрудничество образовательного учреждения при реадизации вопросов связанных с комплексной безопасностью школы. Также кратко обозначены направления деятельности по которы...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным полити...
Критерии безопасности образовательного учреждения
Презентация критерии безопасности образовательного учреждения...
Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения МКОУ Заводская СОШ
Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения (далее – Паспорт) предназначен для отображения информации об образовательном учреждении (далее – ОУ) с точки зрения обеспечения безопасности д...
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...
Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике)
Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике). Сравнение...
Проверочная работа для 9 класса по теме «Современный комплекс проблем безопасности»
Проверочная работа для 9 класса по теме «Современный комплекс проблем безопасности»...