Поговорим о зависти
статья

Акчурина Елена Владимировна

Миром правит любовь? Возможно! А какую роль в управлении миром играет один из семи смертных грехов человечества, имя которому – зависть? Вы привыкли считать, что зависть – это плохо? Да! В детстве нас учили именно так! Но сейчас, с позиции директора школы, давайте подумаем о том, что у мудрого руководителя зависть может стать мощнейшим источником мотивации и развития педагогического коллектива. Интересно? Тогда читайте!

В статье рассказывается о сущности зависти, этапах её возникновения, причинах её появления в межличностном общении и функциях, которые она несёт для руководителя.

 

Тема зависти будоражила умы и сердца человечества с древних времен. Ещё Аристотель в своей «Риторике» сказал, о том, что зависть – это боль, вызванная счастьем других. И. Кант представил зависть как злонравный образ мысли и склонность воспринимать благополучие других с неудовольствием, хотя оно и не наносит никакого ущерба нашему благополучию. С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» определяет зависть как чувство досады, вызванное благополучием и успехом другого.

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни кому-то завидовал. И не один раз… Но почему-то мы боимся в этом признаться, хотя порой и хвастаемся более неблаговидными поступками. Возможно, дело в том, что общепринято воспринимать зависть как порок. И причиной такого отношения является религиозная традиция, рассматривающая зависть как один из смертных грехов. Кроме того, отрицательное отношение общественного мнения к зависти может быть обусловлено негативными последствиями, которые практически неизбежно наступят.

Таким образом, воспринимая зависть как социально неприемлемый феномен, мы придаем ей ярко выраженную негативную окраску и всеми силами стараемся тщательно подавлять, отрицать и маскировать это чувство. Мы привыкли воспринимать зависть как чувство строго отрицательное, как человеческий порок, который необходимо искоренять, с которым нужно бороться всеми доступными средствами. Но давайте попробуем посмотреть на зависть немного с другой стороны.

Рассмотрим зависть не как неприязненное межличностное чувство, выражающееся в бесконечных склоках в наших и так не простых, преимущественно женских педагогических коллективах, а как инструмент мотивации достижений вашего персонала, как двигатель постоянного развития самосовершенствования личности ваших сотрудников. Разве не к этому Вы постоянно стремитесь, побуждая своих педагогов к дополнительному профессиональному обучению и участию во всевозможных конкурсах педагогического мастерства. Однако начнем с анализа общепринятых представлений.

В быту зависть можно определить как отношение одного человека к другому, вызванное невозможностью иметь то же, что есть у другого и сопровождаемое разочарованием. При этом эмоциональная окраска такого отношения будет зависеть от множества внешних и внутренних факторов. Объектом зависти может быть как один конкретный человек, так и абстрактные категории лиц (артисты, художники, бизнесмены и т.д.). А вот предметом зависти может являться (рис. 1): успешная карьера, социальный статус, профессиональные успехи, творческие способности, похвала значимого человека, личностные качества, общительность, наличие верных друзей, возможность качественного отдыха, материальное благополучие, финансовая независимость, наличие крепкой семьи, успешные дети, состоятельные родители, здоровье, молодость, красивая внешность, модная одежда, внимание противоположного пола и др.

image

Рисунок 1. Предметы зависти

Необходимо заметить, что зависть может существовать не только в открытой форме. Она частенько ловко маскируется и может выражаться косвенно в сплетнях и клевете, в критике и агрессии. Например, для того чтобы исказить успехи соперника, принизить его достоинства, завистник искусственно смещает сферы сравнения и переносит акценты с главных на второстепенные. Другим способом оскорбления и унижения достоинств соперника является намеренное восхваление другого человека (менее достойного) и уравнивание их заслуг. Очень популярным методом является игнорирование достижений конкурента, умалчивание его успехов, как несуществующих. С коллективом ещё интереснее. Для того чтобы настроить коллектив против успешного человека, завистник всеми методами старается вызвать к нему чувство недовольства и раздражения у сотрудников.

Интересным фактом является то, что зависть формируется не спонтанно. Зарождаясь, она последовательно проходит вполне определенные этапы возникновения (рис. 2):

·        сравнение себя с другим человеком и восприятие его превосходства;

·        переживание огорчения;

·        ненависть к объекту превосходства;

·        желание причинить ему вред;

·        желание лишить его предмета превосходства.

image

Рисунок 2. Этапы возникновения зависти

Отчего возникает зависть в межличностных отношениях членов вполне благополучного педагогического коллектива? Что толкает взрослых, умных и воспитанных педагогов опуститься до примитивной зависти (хотя со стороны вроде бы и завидовать-то не чему)? На самом деле с причинами возникновения зависти всё достаточно просто. Они давно определены и обоснованы. Причинами зависти могут являться (рис. 3):

·        стремление к равенству;

·        стремление к справедливости;

·        богатство и успех;

·        обида на судьбу;

·        негативное отношение;

·        ревность;

·        заниженная самооценка;

·        неумение извлекать пользу из поражения.

image

Рисунок 3. Причины зависти

Стремление к равенству, приводящее к возникновению зависти, основывается на суждении некоторых людей о том, что все люди равны и, соответственно, должны получать от жизни равные блага. Особенно таких людей раздражает успех окружающих, находящихся с ними на одной ступеньки социальной лестницы.

Зависть можно рассматривать как особое чувство справедливости. Вот только понятие справедливости у каждого человека своё. И завистник, выбравший для себя амплуа мученика, страдает от чувства несправедливости, а вину пытается свалить на более успешного сотрудника.

На том, что богатство и успех человека буквально «нашпигованы» завистниками можно даже не останавливаться. Другое дело обида на судьбу. Вместо того чтобы разобраться в своих мыслях и поступках некоторые люди свято верят во всемогущество судьбы. Они считают, что Фортуна повернулась к ним не той стороной, и они уже ничего не могут кроме как… завидовать тем, кто мелкими шажками, но упорно идёт к своей цели и достигает желанного результата.

Также причиной зависти может стать негативное отношение к другим людям. Это может быть результатом воспитания или негативных жизненных ситуаций, вынудивших человека «обидеться на весь свет». Но дело в том, что такая жизненная позиция не дает человеку выигрышной стратегии, ведь другие люди прекрасно чувствуют отношение к себе и начинают относиться к человеку ещё более негативно. Вот и возникает замкнутый круг. А вот зависть и ревность – это уже родственные чувства, шагающие по жизни друг с другом.

Люди с заниженной самооценкой, не верящие в свои силы, способности и возможности также часто становятся хроническими завистниками. Из-за того, что они не ценят себя, другие люди им кажутся более успешными и удачливыми. В данном случае через зависть проявляется их комплекс неполноценности. Другой причиной зависти может стать неумение человека извлекать пользу из поражений. Всем нам жизнь периодически преподносит свои уроки. Только те, кто считает, «что наша жизнь – игра» становятся от таких далеко не всегда приятных уроков ещё сильнее. А вот другие, те, кто (как им кажется) относится к жизни более серьезно и ответственно, с ужасом воспринимают свои самые малейшие поражения (случившиеся даже случайно) и начинают с лихвой завидовать тем, кто наслаждается жизнью.

Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, зачем человечеству нужна зависть? Какими функциями она обладает? Как Вы, будучи руководителем образовательной организации, можете использовать функции зависти в управлении своим педагогическим коллективом и его постоянном развитии и совершенствовании? Психологи определили следующие функции зависти (рис. 4):

·        утверждающая;

·        защитная;

·        регулятивная;

·        стимулирующая;

·        контролирующая.

image

Рисунок 4. Функции зависти

Давайте посмотрим на зависть как на возможность познания человеком своих собственных устремлений. Человек сравнивает себя с другими, соизмеряя свои качества с характеристиками другого человека. При этом из бесчисленного множества различных факторов он выбирает лишь некоторые, т.е. сравнение носит строго избирательный характер. В этом случае зависть является механизмом выделения, сохранения и стремления к достижению того, что значимо для данного человека. И именно через зависть человек показывает другим то, к чему он стремится. Ведь то, что для человека не имеет значимости, к чему он не проявляет пристального интереса и не вызывает завистливого отношения. Зависть обозначает значимое для данного конкретного человека и это совсем не означает значимость данного предмета для других людей. Присмотритесь к своему педагогическому коллективу. Выясните кто кому и в чем завидует. Когда вы поймёте к каким ценностям стремятся ваши подчиненные, вы сможете воздействовать на них через их «болевые точки». А разве не в этом заключается один из секретов управления людьми? И ещё одна уловка: чем больше человек думает о недоступности значимой для него ценности, тем больше он зависит от обладателя данной ценности. Есть над чем задуматься! Не правда ли?

С помощью зависти человек пытается защитить самооценку и свою репутацию. Т.е. зависть, выражающаяся в форме критики или агрессии, направлена на защиту человеком своей самооценки. Например:

·        отрицание ценности предмета зависти («Да и ничего особенного нет…»);

·        самоуспокоение, выражающееся в форме усмотрения скрытой пользы в невозможности обладания желаемым («Может и к лучшему, что не я…»);

·        привлечение высших инстанций («Бог дал…»);

·        самовнушение («Да я тоже так могу…»);

·        идеализирование обладателя предмета зависти и дистанцирование от него («Он же голубых кровей»).

Завистник самозабвенно начинает критиковать предмет своей зависти, находит множество различий между собой и объектом зависти, строит дистанцию, пытается изменить значимость предмета для себя. Всё это просто защитная психологическая реакция. Человек пытается регулировать своё переживание, сделать его переносимым для себя. Он просто боится потерять свою ценность в результате достижений своего коллеги и рассматривает его преимущество как угрозу своему профессиональному статусу, развивающейся карьере, деловой репутации, популярности в коллективе.

Но с другой стороны может быть и так, что не зависть вынуждает человека защищать собственную самооценку, а наоборот, неудачная защита самооценки (в результате сравнения себя с другим человеком) провоцирует зависть. В любом случае в итоге защитные механизмы человека направлены на восстановление самооценки. Механизмов много – цель одна!

В тех случаях, когда успешность и превосходство другого человека становится «совсем невыносимым» завистник помимо защиты собственной самооценки пытается обеспечить и защиту своей профессиональной репутации. Таким образом, с помощью зависти как защитной реакции человек маскирует свои личные и профессиональные неудачи, свою некомпетентность и нежелание самосовершенствоваться, а также старается реализовать потребность в общественном признании.

Любой человек, получивший значимые преимущества в чем-либо, буквально обречен на жесткий контроль своей жизни со стороны завистников. Они потребуют разбирательства, соберут все слухи и сплетни и сообщат во все возможные инстанции и т.д. и т.п. А ведь всего-то что нужно завистнику, так это «расквитаться» с объектом своей зависти с помощью самых низких методов его уничтожения (наговор, клевета и др.).

Вам как руководителю образовательной организации необходимо помнить о том, что если бы у человечества не было зависти, то люди бы не стремились к превосходству друг над другом и не делали бы гениальных открытий. Ведь мысль о том, что нужно что-то сделать так, чтобы все вокруг просто «обзавидовались» дала нам все те блага цивилизации, которыми мы пользуемся постоянно и уже воспринимаем их как само собой разумеющееся. Вот только не следует забывать о том, что зависть человека сполна обладает и разрушительной силой. Ведь любую силу можно направить как во благо, так и во зло человеку. Всё зависит от того как ВЫ управляете этой силой!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon statya_pogovorim_o_zavisti.pdf440.28 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир грязен, завистью живя одною

Классный час: Мир грязен, завистью живя одною. Цель урока: помочь осознать нравственные нормы и правила -дать понятие, что значит «зависть»;-формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим...

Классный час по теме: "Как зависть душу разъедает", 9 класс.

Что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека?...

Классный час на тему "Зависть"

                               В школе проводится единые классные часы. Один из классных часов был посвящен теме ...

Сценарий духовно-нравственной беседы "Зависть"

Что такое зависть?   На этот вопрос можно ответить только тогда, когда сам испытал зависть или когда нас себе испытал зависть другого....

Классный час: "Зависть и всепрощение"

Этот классный час был разработан к конкурсу "Самый классный классный"...

"Зависть черная, зависть белая".

Классный час в 5 классе....

Статья "Поговорим о зависти"

Давайте, друзья, будем радостней жить,О зависти, сплетнях нам стоит забыть. Друг другу ты руку свою протяниИ ссора, как птица, от вас улетит....