Управленческий проект «Проектирование системы работы школы по формированию культуры межнациональных отношений».
проект

Капитонова Наталья Александровна

Управленческий проект был подготовлен в рамках программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlencheskiy_proekt.docx72.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Кафедра управления развитием образовательных систем

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

___________________________

подпись, инициалы, фамилия

«__»____________________2017 г.

Программа    профессиональной    переподготовки

«Менеджмент   в   образовании»

Управленческий проект

на тему: «Проектирование системы работы школы по формированию культуры межнациональных отношений».

Разработчик проекта: Капитонова Наталья Александровна

Тамбов  2017        г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе.

Актуальность проекта.

Задача современной педагогики.

Организация учебно-воспитательного процесса в классе.

Причины возникновения проблем межнационального общения.

Объект проекта.

Цель проекта.

Задачи проекта.

Проблемно-ориентированный анализ.

Концептуальные основы проекта.

Этапы разработки и реализации проекта.

Теоретическая значимость проекта.

Практическая значимость проекта.

Ресурсное обеспечение проекта.

Система управления реализацией проекта.

Возможные риски проекта и пути выхода из них.

Промежуточные результаты.

Список использованной литературы.

В чем заключается необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе?

Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, - это множество языков, культур, традиций .

Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России . Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи. Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как показывают исследования Собкина B.C., отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников. Другие исследователи отмечают, что уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам. Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы».

Согласно Гасанову З.Т., культура межнационального общения - это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде. Из данного определения следует, что любой человек является культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.

Работу по воспитанию культуры межнационального общения следует организовывать таким образом, чтобы в единстве шло развитие всех  компонентов культуры межнационального общения.

Актуальность проекта

 Решение проблем, связанных с межнациональными отношениями в обществе, требует нового подхода, к осуществлению которого необходимо привлечь,  в первую очередь, специалистов из системы образования, так как именно система образования охватывает наиболее широкие слои населения по сравнению с другими общественными и социальными институтами.

Актуальность данного проекта также заключается в том, что современная общественно-политическая реальность требует новых подходов для регулирования межнациональных отношений среди молодежи. Роль системы образования в гармонизации межнациональных отношений подрастающего поколения явно недооценивается современной наукой, несмотря на то, что развитие межнациональных отношений в российском обществе характеризуется драматическими, экстремистскими событиями, которые воспринимаются молодежью неоднозначно и часто трактуются ими как средство достижения личных целей. Педагогическая наука в области решения проблем, связанных с межнациональными отношениями, находится в поиске новых форм и методов гармонизации межнациональных отношений подрастающего поколения, теоретически обосновывает и обогащает накопленный опыт педагогов-практиков, что способствует в целом модернизации педагогического процесса.

Актуальность этого проекта в школе в необходимости формирования толерантных отношений между учащимися в многонациональных классных коллективах.

Задача современной педагогики- воспитание навыков толерантного общения.

Основы воспитания культуры межнационального общения закладываются в условиях общеобразовательной школы. Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов. Известно, что воспитание культуры межнационального общения особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте, т.к. именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания, механизмов этнообъединительных и этноразграничительных представлений и рефлексивному отношению к «своему» и «чужим» этносам (Ю.В. Бромлей, JI.M. Дробижева, А.Ф. Даждамиров, B.C. Мухина, Ж.В. Топорков и др.).

Организация учебно-воспитательного процесса в классе.

В связи с этим на учителя  возлагается особая ответственность за правильную организацию процесса воспитания культуры межнационального общения у детей разных национальностей. Данную работу следует тщательно планировать, поскольку в каждой школе встречаются дети разных этнических групп. Перед началом учитель обязан изучить национальный состав своего класса. Ему необходимо познакомиться с обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый им классный коллектив. Незнание национально- психологических особенностей членов детского коллектива ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности детей, но и к появлению межнациональных трений, взаимному отчуждению. В процессе воспитания культуры межнационального общения необходимо решать следующие задачи:

- обеспечить ученику возможности самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, определенной национальной культуры;

- оказать помощь ученику в умении реализовываться в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой личности и ответственного гражданина;

- обеспечить ученику возможность вступления в равноправный диалог с иными культурами.

Причины возникновения проблем межнационального общения.

Для России - многонационального государства - проблема межнационального общения всегда относилась к первостепенным и важным. Среди причин возникновения данной проблемы являются: кардинальные социально-политические события в стране, резко изменившие национальный состав социального пространства, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы. Тем более, что этнические стереотипы характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью. Кроме того, постоянен процесс образования межэтнических семей. Однако такие семьи испытывают наряду с обычными трудностями семейной жизни (характерными для однонациональных семей) и специфические сложности. Это и внутренние и, тем более, внешние проблемы, в частности, отношение в обществе к детям от смешанных браков, самоидентификация ребенка от такого брака, непонимание со стороны родственников и земляков и др. Все это ставит ребенка в поле социально- психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.  Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много: особенности возраста - установка на образ супермена, стремление к психологической защищенности, черно-белое восприятие действительности, взаимная нетерпимость и эгоизм, усиленный средствами массовой информации, неделикатными высказываниями взрослых, неравномерное социальное окружение детей, этнические стереотипы (обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп). Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Классный руководитель должен вести  учет возрастных, индивидуальных особенностей, создавать  ситуации успешности для каждого ребенка.

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Важно помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умения каждого школьника.

Объект проекта — межнациональные отношения  в школе.

Основная цель проекта

Подобрать и внедрить в образовательную, воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры доверительных межнациональных отношений.

Задачи проекта

воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;

культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;

воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;

воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий;

уменьшение конфликтов, возникающих на почве межнациональной розни;

приобщение учащихся к культуре, традициям и обычаям других народов.
Проблемно-ориентированный анализ:

Анализ считаю нужным начать с ознакомления  с национальным составом учащихся  МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова (уч. корпус по адресу: ул. Гагарина, д. 18)

Всего на начало 2017-2018 учебного года -  231 человек:

Русские  - 209; Армяне  - 9 ; Азербайджанцы  - 2; Цыгане - 6   ; Туркмены  -  1;  Татары  - 1  ; Курды -  3      

Работу по реализации проекта  мы начали в 2014-2015 учебном году, когда наша школа стала муниципальной экспериментальной площадкой  «Школа – территория толерантности».

Что разработано и достигнуто

На августовском заседании педагогического совета было прослушано выступление методиста Романовой Н.Н. на тему «Воспитание толерантности в современной школе: цели и задачи педагогического коллектива на 2014-2015 учебный год».

В рабочие программы и календарно-тематические планирования учителей предметников внесены изменения в соответствии с реализацией программы работы экспериментальной площадки «Школа – территория толерантности»

Каждый педагог спланировал и провел в течение учебного года цикл уроков, способствующих воспитанию толерантности средствами учебных предметов.

В 2014-2015 в планы воспитательной работы классных руководителей внесены существенные изменения, в настоящее время они строятся в соответствии с 11 направлениями программы развития воспитательной компоненты школы.

Разработан ряд программ. Цели программы «Сила духа»:

  • Формирование культуры толерантности
  •  формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур;
  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Программа  «Я и общество» (Социокультурное и медиакультурное воспитание)

Цель: Профилактика экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии; формирование принципов межкультурного сотрудничества, духовной консолидации общества, противостояния контркультуре, формирование культуры толерантности.)

В октябре проведен школьный теоретический семинар классных руководителей на тему «Методическое обеспечение работы классного руководителя по формированию толерантного поведения школьников», на котором классные руководители были ознакомлены с методиками оценки уровня сформированности  толерантной культуры школьника, новинками методической литературы, ресурсами интернета, которые могут оказать помощь в подготовке  классных часов и внеклассных мероприятий по формированию толерантности.

В сентябре на заседании кафедры классных руководителей был разработан и утвержден план  проведения открытых мероприятий по формированию культуры толерантного поведения школьников.  Девять классных руководителей школы в течение учебного года подготовили и показали открытые мероприятия по следующим темам:

№ п.п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

Классный час «Что такое толерантность?» 3г класс

28.10.2014

Марухина И.Ф.

Внеклассное мероприятие  «Религии мира» 9г

20.03.2015

 

Родькина Е.Н.

Урок этики «Самовоспитание толерантности» 6г

25.04.2015

Юрина И.В.

Классный час «Не стой в стороне равнодушно» 5г

28.11.2014

Тамалинцева С.П.

«Толерантность – путь к миру» 6г

23.12.2014

Дорохова Е.О.

Урок окружающего мира во 2 г классе «Мы – союз народов России»

03.09.2014

Бубнова В.А.

Внеклассное мероприятие «Детство, опаленное войной» 2 г

14.05.2015

Бубнова В.А.

Классный час 7 г

02.2015

Жулябина Т.А.

Цикл внеклассных мероприятий «Именинники зимы, весны, лета, осени» 7г

В течение учебного года

Жулябина Т.А.

Классный час «Что такое ксенофобия?» 8г

22.11.2015

Самсонова Ю.С.

Заседание педагогического совета по итогам 3 четверти было посвящено теме «Реализация программы работы экспериментальной площадки «Школа  - территория толерантности» в 2014-2015 учебном году.

Были подготовлены следующие выступления:

  • «Воспитание толерантности учащихся начальной школы средствами предметов литературное чтение и окружающий мир» - Свиридова Н.В. учитель начальных классов, классный руководитель 1г.
  • «Формирование культуры толерантного поведения в начальной школе» - Клокова И.И. учитель начальных классов, классный руководитель 4г
  • «Воспитание толерантности на уроках истории» - Самсонова Ю.С. учитель истории и обществознания
  • Презентация работы экспериментальной площадки «Школа – территория толерантности» - заместитель директора по УВР Жулябина Т.А., методист Романова Н.Н.

В 2016-2017 учебном году данная работа была продолжена, проведены следующие мероприятия для реализации проекта:

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения мероприятия

Содержание мероприятия

Классный час в 7 классе «Религии мира»

02.09.2016

Один из цикла классных часов, посвященных религиям мира, на котором детям было рассказано о мусульманстве.

Классный час в 7 классе «Уроки Беслана»

09.09.2016

Вспомнили о трагических событиях, произошедших в Бесланской школе, о подвиге погибших учителей, освежили в памяти навыки поведения при ЧС.

Классный час в 5 классе «О достоинствах и недостатках»

08.09.2016

Классный час направлен на предотвращение подростковой конфликтности.

Классный час в 5 классе «Социальные сети. Как противостоять дурному влиянию»

22.09.2016

Классный час направлен на формирование навыков безопасного поведения в Интернете.

Классный час во 2 классе «Берегите мир»

15.09.2016

В доступной игровой форме детям предложили порассуждать о том, что такое мир, война, как дети страдают во время военных конфликтов, для чего была создана Конвенция ООН о правах ребенка.

Классный час в 1 классе «Дружба – это чудо»

19.09.2016

Классный час направлен на сплочение детского коллектива.

Классный час в 1 классе «Что такое толерантность?»

03.10.2016

Раскрыты понятия «Толерантное и интолерантное поведение».

Классный час во 2 классе «Законы коллектива»

13.10.2016

Классный час в 3 классе  «Юбилейные даты Русской Православной Церкви»

11.11.2016

Внеклассное мероприятие в 5 классе «Православные Святыни Тамбовщины»

23.11.2016

Виртуальное путешествие по святым местам Тамбовской области ( «Мамонтова пустынь»).

Игра-путешествие «По странам и континентам» во 2 классе

30.11.2016

Декада толерантности

 - День толерантности

-проект «Наш многонациональный класс»

 - проект «Музей национального костюма»

 - Конкурс сочинений «Мы живем в одной стране»

 - классные часы по толерантности.

- классные часы «Что такое ксенофобия»

с 15 по 30 ноября

Внеклассные мероприятия в 5-9 классах

Конкурс рисунков «Радуга добра»

В течение года

Конкурс творческих работ учащихся, в которых они раскрывают суть понятия толерантность.

День матери 5 кл

24.11.2016

Внеклассное мероприятие совместно с родителями, формирующее семейные ценности, любовь к близким, показывающее основы семейного воспитания у людей разных народов.

Цикл мероприятий «Православный календарь» 1-9 класс

Январь «Святки»

Февраль «Масленица» «Великий пост»

Апрель «Пасха»

В течение года

На данных мероприятиях детям рассказывается о традициях русской православной церкви в соблюдении постов и праздновании предшествующих им или завершающих их великих праздников.

Классный час «Культура и контркультура» 8кл

январь

Классный час «Россия в диалоге культур» 9 кл

январь

Родительское собрание «Межведомственное взаимодействие школы и органов правопорядка по обеспечению безопасности детей и родителей» с приглашением представителей различных ведомств.

10.02.2017 в 17.00

На собрании в числе прочих рассматривались вопросы противодействия экстремизму, сектантству, Интернет-безопасности.

Классные часы «Вопросы священнику» Встречи со священнослужителями

5,7,8, 9 класс

март

В рамках недели православия организовываются традиционные для школы встречи со священнослужителями, в ходе которых они отвечают на заранее приготовленные детьми интересные вопросы.

Классный час «Нравственные ценности – путь к объединению» 1-4 класс

март

Дети в игровой форме усваивают нормы нравственного поведения, принятые представителями разных этносов и народностей.

Конкурс рисунков «Красота божьего мира» 1-9 класс

апрель

Творческие работы православной тематики готовятся для школьной выставки, которая проводится в рамках пасхальной недели

Конкурс сочинений «Святые заступники Руси» 5-9 класс

апрель

Творческие работы православной тематики готовятся для школьной выставки, которая проводится в рамках пасхальной недели

Конкурс творческих работ «Русь православная»

апрель

Творческие работы православной тематики готовятся для школьной выставки, которая проводится в рамках пасхальной недели

Экскурсии в Боголюбский храм на тему «Благовещение» 5,7 класс

6,7 апреля

Служители храма рассказывают об истории праздника и связанных с ним традициях.

Участие педагогического коллектива школы в городском митинге памяти жертв теракта в Петербурге

«Вместе против террора»

8 апреля

«Вахта памяти»

Уроки мужества, посвященные 72 годовщине Победы в ВОВ. 1-9 класс

Май со 2 по 8

На мероприятиях рассказывается о вкладе людей разных национальностей в общую Победу.

Праздничный концерт «Поклонимся великим тем годам», посвященный

72 годовщине Победы в ВОВ

05.05.2017

КТД, хроникально-документальная литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации и флеш-моба.

Цикл мероприятий «Духовный календарь Тамбовщины» 1-9 класс

В течение года

На данных мероприятиях детям рассказывается о народах, населяющих Тамбовскую область, о существующих у них традициях и праздниках, проводятся дни представителей определенных национальностей – день армян, день цыган, день татар.

В 2016 году 3 учителя школы (Капитонова Н.А., Тамалинцева С.П., Романова Н.Н.)  прошли обучение на курсах по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы обучения русскому языку ( как родному, как неродному) в современной школе» (72 часа)

В 2017-2018 учебном году в учебном корпусе МБОУ СОШ № 18 по адресу ул.Гагарина, 18   работают 18        педагогических работника, из них

16 учителей.

Состав:

Административный состав- 1 (заместитель директора по УВР)

Учителей: 16, из них совместителей:  2

Педагогов дополнительного образования: 2; Социальный педагог: 1; Библиотекарей:1

Все педагоги имеют высшее образование.

Высшая категория- 3        ; 1 квалификационная категория -10        

Соответствие занимаемой должности-5                

Концептуальные основы проекта:

Методологическую основу исследования составили идеи:

- личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.);

- деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

В ходе анализа трудов педагогов и ученых, мы выяснили, что культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с представителями других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность; 4) поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.

Этапы разработки и реализации проекта

Проект осуществляется в четыре этапа. Первый этап (2014-2015 гг.)  посвящен изучению и анализу философских источников, психологической и педагогической литературы и работ по данной проблеме. Уточнялись объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза, определялись цель и задачи проекта и опытно-экспериментальной работы. Разрабатывалась теоретическая модель использования средств формирования культуры межнациональных отношений подростков в образовательном процессе, организованном на культурно-антропоцентрическом подходе.

На втором этапе (2015-2016 гг.) проводится констатирующий эксперимент, который заключается в изучении личностных качеств подростков, их поведения, умений конструировать межличностные отношения; осуществляется составление и  апробация  развивающих программ по формированию культуры межнациональных отношений.

Третий этап (2016-2017 гг.) связан с проведением формирующего эксперимента по формированию культуры межличностных и межнациональных отношений  подростков.

На четвертом этапе (2017-2018 гг.)  проводится  работа по обобщению и систематизации полученных в ходе проекта  данных, на основе которых будут  разработаны методические рекомендации по использованию принципов культурно-антропоцентрического подхода и средств формирования культуры межнациональных отношений у  подростков. Будет проводиться апробация результатов исследования, их  документальное оформление.

Теоретическая значимость проекта. 1) Уточнено определение понятия культуры межнациональных отношений младших подростков. 2) Определены и теоретически обоснованы основные средства формирования

культуры межнациональных отношений подростков. 3) Разработана эффективная система средств формирования культуры межнациональных отношений на основе принципов культурно-антропоцентрического подхода.

Практическая значимость проекта. Разработанные программы и методические рекомендации, раскрывающие сущность, структуру, условия организации воспитательно-образовательного процесса могут быть использованы в педагогической деятельности в средних школах для повышения эффективности формирования культуры межнациональных отношений  подростков. Предлагаемые рекомендации помогут классным руководителям, учителям предметов гуманитарного цикла, учителям иностранного языка средних школ в более качественном формировании у подростков необходимых личностных качеств, являющихся основой как для формирования культуры межнациональных отношений, так и для их дальнейшей жизнедеятельности.

Достоверность результатов проекта  достигается научной обоснованностью основных методолого-теоретических исходных положений; репрезентативностью экспериментальных данных; многообразием используемых методов диагностики, которые адекватны основным целям и задачам эксперимента; сочетанием количественных и качественных критериев, использованных в экспериментальной работе и успешном апробировании ее результатов.

Ресурсное обеспечение проекта

Учащиеся МБОУ  СОШ №18 имени Э.Д.Потапова:

Возрастная категория 7-10 лет – 110 человек

Возрастная категория 11-15 лет – 121 человека

Кадровый ресурс является основным в реализации этого проекта. Педагоги школы в проекте должны будут удерживать различные позиции: от участника проекта до члена команды управления проектом. Кадровый ресурс будет востребован для обеспечения в проекте различных процессов: управление, организация продуктивной коммуникации, рефлексии. Для создания команды управления проектом учитывались, прежде всего, желание, а также способность людей организовывать межличностные отношения. Это люди, обладающие определенным авторитетом для других, имеющих способности принимать управленческие решения. Команда управления проектом включает в себя заместителей директора, педагогов, которые работали в городских и школьных группах в качестве руководителя. Для обеспечения содержательной стороны процесса имеется ресурс учителей, которые владеют способом включения в урок организованного диалога, как средства реализации речевой фазы. Проект направлен на изменение структуры методической работы и востребованы умения организовать работу группы, опыт есть, так как в рамках существующей модели есть достаточное количество учителей, умеющих это делать

Информационное обеспечение проекта будет осуществляться через работу официального сайта школы, раздел «Проекты».

Система управления реализацией проекта: 

Цель и задачи деятельности педколлектива определены в Уставе школы, в программе развития школы. Цели воспитательной деятельности со своими детьми классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики межличностных отношений, структуры классного коллектива. Целью управленческой системы школы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления школой (родители – ученики – педагоги).

Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:

  1. Совместная работа с методическим советом и учебно-методическим центром Управления образования города.
  2. Административная работа:
  • знакомство с опытом воспитательной работы других школ города.
  • обмен опытом;
  • школьное методическое объединение классных руководителей;
  • повышение квалификации классных руководителей .
  1. Сбор информации:
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование, диагностика, мониторинг;
  • анализ собранной информации.
  1. Планирование:
  • разработка планов и программ, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
  • подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
  1. Контроль и коррекция: анализ и оценка планов и программ воспитательной (педагогические советы, МО классных руководителей, совещание при директоре, завуче).

Методическая работа в рамках воспитательной работы школы строится в нескольких направлениях:

  • методическая работа классных руководителей;
  • методическая работа педагогов дополнительного образования ;

Воспитательная деятельность включает следующее:

  • дополнительное образование;
  • совершенствование работы классных руководителей;
  • экскурсионная работа;
  • развитие ученического самоуправления;
  • общешкольные праздники, конкурсы, вечера;
  • создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
  • работу с родителями;

Планирование воспитательной деятельности в школе осуществляется в виде ключевых комплексных дел, школьных праздников. В общешкольных мероприятиях обязаны участвовать все классные коллективы. Каждый класс выбирает себе роль в общем деле, за какое мероприятие он ответственен. Кроме общешкольных, в классе планируются собственные классные дела.

Систему самоуправления воспитательной деятельностью в школе образуют следующие подсистемы:

  • ШМО классных руководителей;
  • Творческие группы учителей по направлениям;
  • Ученический актив;
  • Школьная библиотека.

Высшим коллективным органом детского самоуправления является общее собрание школьников.

Важнейшие управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях школьных педсоветов, совещаниях при директоре, педконсилиумах, заседаниях совета школы, родительских собраниях школы, классов, ШМО классных руководителей. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом августовском педсовете.

Формы организации воспитательной деятельности:
1.воспитание в процессе обучения;
2.внеучебная деятельность:
а)внутриклассная,
б)межклассная;
в)внеклассная;
г)участие в работе творческих объединений;
д)внешкольная;
е)массовая,общешкольная;
ж) работа с семьей и общественностью.

 Возможные риски проекта, как их минимизировать, чем компенсировать.

Предполагается риск перегруза учителей за счет внеурочной деятельности, поэтому при планировании работы на месяц, обговаривать с  управлением образования  те мероприятия, которые мы проводим взамен предлагаемым.

Риск некачественного планирования может привести к сбою работы групп. Чтобы его минимизировать, необходимо на этапе планирования больше внимания уделять процедуре согласования сроков. При необходимости.

Риск  возникновения  проблем при выборе  образовательных  маршрутов учителем. Необходимо серьезно обдумать, какие маршруты они  будут реализовывать, какие формы выберут. Если будет недостаточно одного сбора, добавить в план деятельности дополнительные мероприятия.

Недостаточный уровень мотивации для участия в проекте, риск минимизируется созданием ситуации успеха, сопровождение движения учителя. Есть педагоги, которые могут выступать в роли тьютора.

 Какие дополнительные эффекты могут быть получены в ходе реализации проекта, как их использовать.

В ходе реализации проекта предполагаем, что сложится механизм создания образовательного пространства с необходимыми для нас требованиями. Если его описать, можно перекладывать этот механизм на решение актуальных задач другого содержания.

На наш взгляд, включение педагогов в деятельность по содержательному основанию и при этом не разделение их ни по уровням образования (учителя начальных классов и учителя основной школы), ни по предметам будет способствовать сплочению коллектива, признание ценности каждого члена коллектива и работы, которую он осуществляет на своем месте.

Промежуточные результаты:

1.Толерантное поведение  детей в их практической деятельности;

 2.Обогащение эмоционального их мира   и формирование чувства понимания себя и других людей;

3.Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов,   моральных норм поведения;

4.Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

5.Снижение процента учащихся с проблемным поведением, предрасположенным к конфликтам и разжиганию межнациональной розни. Основными критериями сформированности культуры межнациональных отношений подростков являются: - снижение ситуативной тревожности учащихся; - снижение агрессивности и враждебности; - высокий и средний уровни развития эмпатии; - высокий уровень коммуникативных знаний, умений, навыков; - благоприятный психологический климат в классных коллективах.

6. Программы, разработанные на основе культурно антропоцентрического подхода, представляют собой своеобразный взаимосвязанный блок. Их единая цель - развитие культуры межнациональных отношений  подростков. Задачи каждой программы дополняют друг друга. Объединяет программы не только цель, но и преемственность и взаимодополняемость содержания, а также единство системы средств, стимулирующих развитие культуры межличностных и межнациональных отношений.

Список использованной литературы

1.Акавова С.С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-воспитательном процессе//Стандарты и мониторинг в образовании. — 2007. — №3.-С.50-53

2.Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника. - М., 1989. - С. 16

3. Грошева А.В. Система консультаций для педагогов по формированию толерантных отношений в классе//Мастер-класс. — 2010. — №4. — С.25-43

4. Грошева А.В. Создание толерантной среды//Мастер-класс. — 2008. — №8. — С.2-11

5. Жукова Т.И. Толерантность — человеческая добродетель//До 16 и старше. — 2006. — №2. — С.28-29

6. Летяга Д.С. Воспитание толерантности/Летяга Д.С., Панова Т.А.//Справочник классного руководителя. — 2008. — №3. — С.30-39

7. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии,/Под ред. М.И. Лисиной - М.: Просвещение, 1980. -С. 112.

8. Маланцева О. Интеграция детей эмигрантов в систему образования//Народное образование. — 2009. — №1. — С.265-269

9. Никулина О.В. Формирование основ толерантного сознания//Справочник классного руководителя. — 2008. — №10. — С.53-63

10 Новичков В. Толерантность: этимология и образовательная практика//Народное образование. — 2006. — №9. — С.186-191

11. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. - М., 1987. - С. 136-147

12. Рыбакова М.М. Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности//Рыбакова М.М. Сборник научных работ. — Ярославль, 2002. — С.45-67.

13.Смирнова К.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения школьников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -С. 13.

14.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998.

15. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 2003. - С. 16-25.

16.Юзмухаметова Ю.Н. Исследование уровня толерантности у подростков//Справочник классного руководителя. — 2008. — №4. — С.34-39

17.Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. - М. - Воронеж, 1998.-С. 310


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"

Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений....

Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у школьников.

Педагогические отношения формирования культуры межнациональных отношений у школьников....

Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс

Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....

Воспитание культуры межнациональных отношений

Выступление на городском семинаре классных руководителей, посвящённого историческому и национальному воспитанию...

Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.

Формирование  культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....

«Формирование толерантных межнациональных отношений у старшеклассников»

Презентация покажет основные причины возникновения межнационального конфликта. А при помощи методов, приёмов и упражнений поможет недопустить подобного в вашей школе....

Управленческий проект Совершенствование системы стимулирования и мотивации педагогов в образовательной организации

Управленческий проектСовершенствование системы стимулирования и мотивации педагогов в образовательной организации...