«Модернизация сельской школы в условиях реализации ФГОС нового поколения»
статья

Зубакин Сергей Андреевич

Доклад  «Модернизация сельской школы

в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Зубакин Сергей Андреевич

Директор  МБОУ «Теньгинская  средняя общеобразовательная школа» с. Теньга

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  «Модернизация сельской школы

в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Зубакин Сергей Андреевич

Директор  МБОУ «Теньгинская  средняя общеобразовательная школа» с. Теньга

E-mail: shkola-tenga@yandex.ru

Сегодня мы отчетливо понимаем, что повышение конкурентоспособности школы может быть достигнуто только на основе повышения качественных параметров образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой стороны - обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами.

Значит, чем раньше прореагирует школа на изменения, тем быстрее произойдёт формирование образовательного пространства, центром которого является ребенок, его запросы и интересы.

Такой подход заложен в основе реализации ФГОС нового поколения. Задача управления, на наш взгляд, заключается в  выработке  механизма поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями.

Основные приоритеты нашей школы по дальнейшему развитию изложены в программе развития. Это

- обеспечение устойчивого развития и совершенствования системы образования и воспитания, повышение качества и рост эффективности;

- реализация единых образовательных линий в процессе приведения существующей школьной образовательной системы в соответствие требованиям ФГОС

        Наша школа – 2  в районе по количеству детей и педагогов. За 40 лет своей истории завоевала авторитет среди населения Теньгинского сельского поселения, в районе и республике. Среди педагогов школы есть 5 Заслуженных учителей Республики Алтай, 3 Отличника народного просвещения, 4 педагога победители ПНПО, ….) 15 педагогов, включая директора школы, являются ее выпускниками разных лет.  

На данный момент в школе обучается 150 человек  из разных сел.

         Главными элементами модернизации  образования являются: уровень профессиональных компетенций, знаний и опыта учителя; организация учебно-методической работы в школе; рейтинг школы с учетом мнения всех субъектов оценки (потребителя образовательных услуг, его семьи, работодателя, общества и государства);[1]

          Работа в школе  осуществляется по следующим основным направлениям:

  • разработка и реализация концепции эффективного управления всеми образовательными структурами и персоналом, включенным в реализацию программы развития;

•  формирование  ключевых компетентностей учащихся в решении информационных, коммуникативных и  учебных образовательных задач;

•  профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива;

•  внедрение и совершенствование методов обучение и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у обучающихся стремления к успешному образованию;

  Педагогами созданы и постоянно развиваются условия для обеспечения качественного образования для всех категорий обучающихся. Уровень подготовки учащихся по большинству предметов учебного плана соответствуют требованиям государственных стандартов. Качество обучения за последние три года стабильно и составило в среднем 47%; Школа работает без второгодников.

       Об объективности оценивания знаний позволяют судить результаты внешней оценки выпускников. Последние 3 года   единый государственный экзамен успешно сдают 100% выпускников.

                Показателем успешной деятельности педагогов школы, несомненно, является  успешная адаптация выпускников школы в социуме: ежегодно подавляющее большинство из них находят применение полученным в школе знаниям, продолжая обучение в ВУЗах и ССузах. За последние годы в среднем 98% выпускников средней школы продолжают обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в том числе 78-89% в ВУЗах

    Улучшение условий образовательного процесса мы связываем с:

* обновлением материально-технической базы школы. (На сегодняшний день в школе 33 единицы компьютерного оборудования и 1 компьютерный класса, все кабинеты обеспечены мультимедийными проектами, в 6 кабинетах установлены интерактивные доски, все учителя имеют выход в интернет.);

* пополнением ресурсного оснащения, в первую очередь за счет использования информационно-коммуникационных технологий в обучении;

* развитием медиатеки и оптимизацией работы сайта школы.

 В ходе выполнения школой социального заказа на образовательные услуги произошел переход к объединению усилий всех заинтересованных сторон в решении проблем модернизации образования в направлениях повышения качества и роста эффективности, а именно:

- в течения ряда лет здоровье детей является приоритетным направлением образовательной деятельности, педагоги активно используют здоровьесберегающие технологии. В школе перед первым уроком проходит утренняя зарядка в течение 5 минут, практически на всех уроках проводятся различные физпаузы для отдыха, спортивный зал школы оборудован всем необходимым  спортивным инвентарем.  В плане  работы школы предусмотрено большое количество спортивных мероприятий,  как на школьном уровне, так и на районном и республиканском. Обучающиеся школы успешно проходят нормативы ГТО, а так же имеют большое количество спортивных наград.

 Все обучающиеся  обеспечены горячим питанием.

- получило дальнейшее развитие информатизация  образовательного процесса:

- обновлено нормативно-правовое,  документационное обеспечение работы школы;

- широко реализуется государственно-общественная форма управления школой;

- выстроена эффективная система профориентированного обучения, основанная на  вариативности программ и образовательных технологий, включающая прогнозирование и анализ  образовательных потребностей родителей и возможностей детей (проводятся факультативные и элективные занятия с обучающимися);

- созданы оптимальные условия для обучения детей с ОВЗ ( в школе обучается 9 детей с ОВЗ из них 4 ребенка с тяжелыми формами заболеваний) именно для таких детей разработаны АООП и СИПРы;

         В структуре управления школой происходит освоение новых управленческих функций. Параллельно с обновлением структуры постоянно возрастает роль самоуправления. В школе существует Совет школьного самоуправления, который  помогает школьникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Советом школьного самоуправления организована работа пионерской организации «Прометей», отряд ЮИД «Ювента». Проводятся мероприятия: День самоуправления, осенний бал, новогодние представления и др. Совет школьного самоуправления выступает с предложениями на педагогических советах и непосредственно имеет прямую связь с директором школы.

Отмечается активная работа родительского комитета это общественная организация, при помощи которой школа устанавливает тесную связь с родителями и знакомит их с методами современного воспитания детей в семье и школе. Совместно с родительским комитетом проводятся: школьные всеобучи, конференции, семинары для родителей, школьные конкурсы «Ученик года», «Мисс дюймовачка», спортивные соревнования и другое.

Управляющий совет школы состоит из представителей педагогических работников и родителей это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой.

Управляющий совет школы решает:

стратегические задачи  – разрабатывает  стратегии развития школы, определяет  цели и политику школы;  

ресурсные задачи  – создает и использует  механизмы, привлечение дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы;

координирует  – обеспечивает  прозрачность в организации учебного процесса и финансовых вопросов;

информационные задачи  – обеспечивает доступность в получении информации всеми участникам образовательного процесса.

Контроль и совершенствование преподавания носит системный, направленный характер, побуждает к профессиональному росту. Ежегодно педагоги школы подают заявления в аттестационную комиссию с целью повышения или подтверждения квалификационных категорий.   Систематически проходят курсы повышения квалификации (ПК). На сегодняшний день 100% педагогов обладают ИКТ компетентностью, для педагогов  проводятся обучающие семинары внутри школы  по ИКТ.

Уровень квалификации  учебного персонала школы составляет: 42% педагогов имеют квалификационные категории , 29% педагогов имею СЗД ,  29 % педагогов  являются молодыми специалистами, проработавшими в школе не более 2 лет.

ВКК имеют – 21% педагогов, первую КК – 21 %, СЗД – 29%.

Высшее педагогическое  образование имеют 83% педагогов, 17% среднее профессиональное  педагогическое образование.

        Компьютеризация управления школой осуществляется по четырём направлениям: учебная деятельность, педагогическая деятельность, управленческая деятельность, обслуживающая деятельность.

Введена программа «Контингент», благодаря которому родители, имея индивидуальный пароль, могут отследить успехи своих детей. По заполнению электронного журнала 100% учителей прошли курсовую подготовку  проведенную внутри школы и владеют этой технологией. В школе создана локальная сеть, к которой подключены все компьютеры. Сбор, хранение, переработка и анализ информации осуществляется по выработанной схеме.

Таким образом, имеется единое, открытое, доступное педагогам, ученикам, управленцам, родителям другим специалистам школы информационное пространство, целостная информационная среда, комплексно отражающая жизнедеятельность школы и ее элементов

В течение последних трех лет  на базе существовавших традиций школы,  формировались новые традиции школы  (ценности, идеи, установления, обычаи, нормы поведения участников образовательного процесса).

Традициями нашей школы сегодня стали:

- обучение как средство воспитания;

- учить и воспитывать на примере педагогов;

- совместная деятельность педагогов и школьников;

- высокая степень личной профессиональной свободы учителей и учеников, совмещение свободы учеников и ярко выраженного «наставничества», личностной педагогики;

- воспитание нравственно и физически совершенной личности;

Именно воспитание, а не обучение мы будем выделять перед заказчиками педагогических услуг. Педагог должен подчеркнуть, что он не только сформирует у ребенка необходимые знания, а воспитает у него настойчивость, умение работать, ответственность и другие необходимые для жизни качества, которые дорогого стоят. Учеба – это лишь средство достижения более значимого результата – воспитания, развития, формирования.

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Диккенс Ч.


[1] Воробьёва, Т. Дорожная карта для директора: как организовать процесс введения ФГОС начального общего образования в школе// Учительская газета.-№ 6 (10295).-10 февраля.-2010.-С.6-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящи...

УРОК  ГЕОГРАФИИ  В УСЛОВИЯХ   РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

—Приоритетными задачами  школьного образования становится развитие  у учащихся   способности самостоятельно ставить      учебные цели,   проектировать...

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условия...

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....