Программа "Я-Алькеевец!"
учебно-методический материал

Шагалиева Альфия Равиловна

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа воспитания школьников «Я – Алькеевец!»  МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского  района Республики Татарстан

Исполнители программы

Педагоги и учащиеся   МБОУ Базарно-Матакской гимназии  Алькеевского  района Республики Татарстан

                                                     Этапы реализации Программы

 

 

I этап: проектный (январь-август 2015г.)

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.    Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.    Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

  1. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  2. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

 

II      этап: практический (сентябрь, 2015-август, 2019г.)

Цель:     реализация    программы    по    гражданско-патриотическому воспитанию «Я – Алькеевец!»»

 Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями культуры.
  4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Проводить мониторинг реализации программы.
  6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

 

III этап: аналитический (первое полугодие 2020)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:

  1. Обобщить результаты работы образовательной организации..
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период. Кадровое обеспечение: педагоги, обучающиеся, родители.

 

Актуальность

« Воспитание гражданина  страны следует рассматривать как одно и  из главных средств национального возрождения.  Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий  реагировать на

изменения в обществе, защищать  своё человеческое право.

Цель программы

Развитие у молодежи гражданской, общероссийской и национальной  идентичности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества. Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, республики и страны.

Задачи программы

Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Воспитание гордости званием «Алькеевец», любви к своему селу, району, стране,  уважения к его истории и жителям.

 

Сроки реализации программы

2015 – 2020 гг.

Ожидаемые результаты

Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

Формирование стойкой патриотической позиции.

Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Воспитание потребности в духовном обогащении.

Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

Воспитание уважения к труду, человеку труда.

Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.

Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.

Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.

Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.

Формирование положительного имиджа МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского  района Республики Татарстан через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.

Наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_-alkeevets.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ

Утверждена

                                                                                                                              на заседании  педсовета

                                                                                                                 протокол №     от                      г.          

                                                                                                                          Директор  гимназии

___________Ф.Г.Яруллина

Программа

по гражданско - патриотическому  воспитанию  

на 2015-2020гг

       «Я - Алькеевец!»

Паспорт программы

Наименование программы

Программа воспитания школьников «Я – Алькеевец!»  МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского  района Республики Татарстан

Исполнители программы

Педагоги и учащиеся   МБОУ Базарно-Матакской гимназии  Алькеевского  района Республики Татарстан

                                                     Этапы реализации Программы

I этап: проектный (январь-август 2015г.)

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.        Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.        Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

  1. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  2. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II        этап: практический (сентябрь, 2015-август, 2019г.)

Цель:     реализация    программы    по    гражданско-патриотическому воспитанию «Я – Алькеевец!»»

 Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями культуры.
  4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Проводить мониторинг реализации программы.
  6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III        этап: аналитический (первое полугодие 2020)
Цель:
анализ итогов реализации программы.
Задачи:

  1. Обобщить результаты работы образовательной организации..
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период. Кадровое обеспечение: педагоги, обучающиеся, родители.

Актуальность

« Воспитание гражданина  страны следует рассматривать как одно и  из главных средств национального возрождения.  Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий  реагировать на

изменения в обществе, защищать  своё человеческое право.

Цель программы

Развитие у молодежи гражданской, общероссийской и национальной  идентичности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества. Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, республики и страны.

Задачи программы

Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Воспитание гордости званием «Алькеевец», любви к своему селу, району, стране,  уважения к его истории и жителям.

Сроки реализации программы

2015 – 2020 гг.

Ожидаемые результаты

Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

Формирование стойкой патриотической позиции.

Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Воспитание потребности в духовном обогащении.

Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

Воспитание уважения к труду, человеку труда.

Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.

Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.

Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.

Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.

Формирование положительного имиджа МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского  района Республики Татарстан через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.

Наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Пояснительная записка

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей гимназии. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;

В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2015 годы”.
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
  • -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2020 г.
  • -Стратегия развития воспитания в РТ на 2015-2020гг.
  • Стратегия
  • Муниципальная целевая программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Алькеевского муниципального района на 2016 - 2018 годы».

Принципы построения программы:

-принцип согласованности - все направления  программы имеют существенные признаки совпадения. Программа является сквозной, отдельно взятые направления  программы дополняют друг друга;

-принцип полноты - программа включает в себя существенные элементы функционирования гражданско-патриотической работы в гимназии;

-принцип целевого единства - все ведущие компоненты направлены на достижение цели и задач программы;

-возрастной принцип - в программе учитываются возрастные особенности учащихся с 1 по 11 классы;

-открытость для творческого использования всеми исполнителями программы.

                                                         Инновационность программы

      Программа  «Я-Алькеевец!» направлена на поиск, изучение, сохранение памяти о великих людях родного края, страны, героических подвигах ветеранов ВОВ; воинов-интернационалистов, тружеников тыла.

Это коммуникативная площадка, создающая в рамках гимназии единого культурного и образовательного, воспитательного  пространства, особой атмосферы с использованием современных  интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты,  исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.

Создание новой среды во внеклассной работе, способной подвести ученика к самосовершенствованию;

Укрепление веры каждого ребенка в свои возможности и силы и его развитие.

Условия реализации Программы

Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в гимназии созданы следующие условия:

    1. В гимназии создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

    2. Функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;

    3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

    4.Развивается музейная работа;

    5. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;

    6. Развивается школьное ученическое самоуправление;

    7. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.

     8.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с  общественными организациями, родительским  сообществом, средствами  массовой информации, учеными вузов.

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов  МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули Алькеевского МР РТ

На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:

- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;

- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному селу, людям, живущим в нем;

- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой  деятельности.

Мы считаем, что самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой практического патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Поэтому   воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

- продолжать начатое ранее гражданское,  нравственное,  духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;

- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

                                             

                                                    Ресурсно-кадровое обеспечение

ГРУППА

          ФУНКЦИИ

      СОСТАВ

Административно-

координационная

Осуществление общего контроля и

руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение

корректив.

Директор гимназии Ф.Г.Яруллина

 Совет гимназии, Совет отцов

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций

Заместители директора заместитель директора по ВР Шагалиева А.Р.

по УВР Идиятуллина Г.М., Сафина Л.Г.,

Творческая группа

педагогов

дополнительного

образования

Непосредственное участие в

реализации программы гражданско-патриотического воспитания.

Совершенствование форм и методов работы по организации гражданско-патриотического воспитания в классных коллективах и  в гимназии  целом.

Использование современных

воспитательных технологий.

Проведение тренингов, круглых

столов, встреч.

Диагностика.

Педагоги

дополнительного

образования, педагог -

организатор Фахреева А.А.

Партнеры

Организация профессиональной

помощи педагогам.

Материальная поддержка.

Участие в мероприятиях гимназии, района.

Педагоги  гимназии,

заинтересованные лица,

общественные

организации

Материально-техничекое обеспечение:

Использование  компьютеров, мультимедиа, интерактивной доски, интернет-ресурсов.

Содержание программы 

      Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело. В  МБОУ Базарно-Матакской гимназии  в основе процесса образования  и воспитания лежит идея личностного подхода,  принцип преемственности и непрерывности,  толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.  Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине.

    Основные направления реализации Программы

Направление: Историко–краеведческое.

Цель  – : воспитание у учащихся любви к своему краю, в котором они живут,  как к своей малой Родине, формирование на базе  музея имени Наби Даули центра гражданско-патриотического воспитания,  сбор  материала о великом татарском поэте писателе Наби Даули – земляке Алькеевского района, о ветеранах ВОВ, вдовах, жизни тружениках села в годы войны, ветеранах- афганских и чеченских событий; показать значение и проявление отваги как личностного качества человека в разных жизненных ситуациях, при различных «пограничных условиях» на примере мужественных, талантливых людей из Алькеевского МР РТ

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, понимание учащимися ценности человеческой   жизни,     справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

 

Направление: героико – патриотическое.

Цель – приобщение к духовным ценностям народов РФ и РТ,  пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат истории России, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, создание условий для творческого развития учащихся.

Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Направление: спортивно-патриотическое.

Цель -  создание условий для       сохранения физического,  психологического и нравственного здоровья     учащихся, воспитания негативного отношения к вредным  привычкам,  пропаганда здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

Представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Профилактика вредных привычек.

Направление: военно – патриотическое.

Цель -  воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, воспитание готовности к защите своей Родины, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Предполагаемый результат деятельности:

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

Направление: социально-патриотическое.

Цель  - приобщение детей к насущным проблемам гимназии, села, Алькеевского района, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Предполагаемый результат:

представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей,

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

                                               Формы работы:

-лекции

-экскурсии

-трудовые десанты

-встречи с ветеранами ВОВ,  афганских и чеченских событий

-диспуты

-уроки мужества

-спортивные  соревнования и праздники

-вахта Памяти у Вечного огня

-смотры патриотической песни, татарской народной песни

-поисковая работа

-викторины

- военно-спортивные игры;

- экскурсии в школьном музее ;

- конкурсы рисунков и сочинений;

- конкурс чтецов;

- акции;

- изучения военной истории;

- соревнований по военно-прикладным видам спорта

Мероприятия по реализации Программы

№п/п

Направления работы

Базовые мероприятия по реализации направлений

1

Историко-краеведческое

Обзорные экскурсии по республике, экскурсии в музеи  района

Туристические поездки

Фестиваль татарской народной песни

Турнир знатоков родного края: Малая Родина – Алькеевский район.

Обогащение экспонатами  музея имени Наби Даули

Конкурс  «Татар кызы»

Научно-практическая конференция имени Наби Даули

Сабантуй

Сбор материалов о воинах-афганцах. Реализация проекта «Книга памяти. Время выбрало нас».

Оформление тематических стендов,

Выставки книг в школьной библиотеке;

Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»;

Тематические фоторепортажи;

Исследовательские работы;

Проект  «Виртуальный музей Наби Даули»

2

Героико-патриотическое

Создание тимуровских отрядов

Реализация республиканского антинаркотического проекта «Самостоятельные дети».

Работа отряда профилактики правонарушений «РИТМ»

Работа Форпост

Работа патриотического клуба «Гвардеец».

Встреча с ветеранами и тружениками тыла «Как это было»;

Уроки мужества;

Акция «Белые журавли»

Акция «Памяти ветеранов»

Акция «Свеча памяти»

Фестиваль патриотической песни.

День неизвестного солдата.

Соревнования «Татар егете»

Смотр песни и строя .

День России

День принятия Декларации о государственном суверенитете России

День Республики

Традиция чествование флага России и флага Татарстана  на торжественных школьных мероприятиях;

Смотры художественной самодеятельности

Альбом Памяти  «Война в истории моей семьи»;

Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам»

3

Военно-патриотическое

Создание отряда ЮНАРМИИ, отряда Юных пожарных.

Участие в Параде Победы 9 Мая;

Вахта Памяти (9 Мая, в  День Победы);

Изучение военной истории

Участие в Республиканских соревнованиях «Лицеист года»

«Зарница»

 Месячник  гражданско-патриотического воспитания и спортивно-оздоровительной работы

Военно-спортивные эстафеты

Военно-спортивные праздники

День Защитника Отечества.

Полевые сборы

Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами.

4

Спортивно-патриотическое

 Участие в военно-патриотической игре «Зарница» для уч-ся 5-10 классов;

Оформление стенда «Бессмертный полк»

Участие в Республиканских соревнованиях «Вперед, юнармейцы!»

Участие в Республиканских соревнованиях «Стартуем вместе!»

Школьная баскетбольная лига «Кэс-баскет»

Республиканские соревнования по волейболу

Президентские  созтязания школьников

Районные соревнования по волейболу, баскетболу, каратэ, национальной борьбе

Соревнований по военно-прикладным видам спорта

Сдача нормативов ГТО

 

5

Социально-патриотическое

Операция «Забота» - помощь по дому пожилым людям;

Экологические рейды

Акция «Памяти достойны» (уборка могил)

Акция «Букет благодарности» (поздравление учителей, вышедших на заслуженный отдых, с Днем учителя,  с Днем пожилых, 8 Марта, 9 Мая);

Акция «Спешите делать добро»

Родительские лектории, круглые столы

Деятельность Совета отцов

Перспективный комплексный план мероприятий

 по патриотическому воспитанию

Сроки реализации

Мероприятия в классах

Общешкольные мероприятия

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

1-ый год реализации программы

Сентябрь

Классные часы «Семейные реликвии ».

Классные часы «Россия – родина моя».

Акция «Экспонат в подарок школьному музею!»

Октябрь

Классные часы «Символика в истории России»

Музейные уроки «Памяти павших будьте достойны».

Конкурс проектов на создание школьного  гимна и эмблемы.

Ноябрь

Выставка рисунков «Будущее нашей гимнгазии»

Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного села».

Конкурс сочинений «Если бы я был депутатом!»

Музыкально-литературная композиция «Родом мы отсюда…»

Декабрь

-классные часы, посвященные Дню Героев Отечества, Дню Неизвестного солдата

-история празднования Дня Героев Отечества» - беседы в классах;

-уроки по обществознанию «Гражданином быть обязан…»

Уроки по обществознанию «Конституция РФ – основа общественной системы».

Выставка стенгазет «Достойные сыны Отечества»

Январь

Составление своей родословной.

Конкурс детских рисунков «Подвигу народа жить в веках»

Викторина «Знаешь ли ты чины и звания родов войск»

Февраль

-уроки мужества на базе школьного музея Наби Даули ;

- классные часы «Парень из нашей гимназии» о выпускниках»

-уроки мужества,

-классные часы, посвященные Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках».

анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии;

-«Живая память» -встреча с матерями выпускников гимназии, находящихся на службе

-конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»;

- акция «Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ.

-Конкурс «Татар егете»

Март

Конкурс песни на героико-патриотическую тему «Я-гражданин»

«Философский стол» на тему: «Я бы в армию пошел…»

Конкурс «Татар кызы»

Апрель

Классные часы «Моя малая Родина»

Викторина «Знай и люби свой край!»

Фотостенд «Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ.

Май

Уроки мужества на базе школьного музея, музея имени Лисенкова

Конкурс стихов «Поэзия войны».

Беседы «Защита Отечества - долг каждого гражданина»

-акция «Твори добро»; Марш памяти, Вахта памяти.

- Линейка Памяти защитников Родины;

2-ой год реализации программы

Сентябрь

Классные часы «Путешествие по карте России»

Октябрь

Классные часы «Овеян славою флаг наш и герб».

Классные часы «Символика Российского государства».

«Дискуссионные качели» на тему: «Любовь и война».

Фестиваль татарской народной песни

Ноябрь

Спортивный праздник «Мы вместе».

Интеллектуальный аукцион – «Лучший знаток истории Алькеевского райогна».

Декабрь

Классные часы «Отечества достойные сыны”

Познавательно-деловая игра “Что? Где? Когда?”

-дискуссия «Что есть долг»;

-тест «Знаешь ли ты Конституцию?»

Конкурс плакатов

Анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии.

Январь

Викторина «Лучший знаток истории ВОВ».

Февраль

-заочная экскурсия по городам-героям;

- классные часы на тему:

«Песни военных лет».

- встречи с участниками локальных войн;

-классные часы «Русский народ – настоящий патриот»;

-Смотр песни и строя;

-Встреча с воинами-афганцами.

-фотовыставка о встречах с ветеранами ВОВ

Март

классные часы «Герб моей семьи»

Конкурс военно-патриотической песни «Песни великого подвига»

Апрель

Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?»

Фотостенд «Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ

Май

Классные часы «Подвиг во имя Отечества».

Классные часы «Войны священные страницы навеки в памяти людской».

Устный журнал «Рода войск в современной армии».

«Героические периоды истории моей страны».

Вахта памяти

3-ий год реализации программы

Сентябрь

Внеклассное мероприятие

«Россия – все, чем я живу» (о символике Российского государства, Республики Татарстан, Алҗкеевского района)

Классные часы “Вот она, какая моя Родина большая”

Классные часы по теме «100 лет со дня образования ТАССР»

Октябрь

Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма.

Фестиваль татарской народной песни

День пожилых

Ноябрь

Праздник

«Родина – моя Россия».

Флэш-моб « Я Люблю Татарстан!

Декабрь

Внеклассное мероприятие

«России верные сыны».

Викторина

«Героические страницы нашей истории».

Военно-спортивная игра «Зарница».

Интеллектуально-спортивное мероприятие

«Российский солдат умом и силой богат».

Февраль

КВН для мальчиков «Защитники Родины».

Большая военно-патриотическая викторина

«Славному сыну Отечества посвящается».

Поэтический вечер «О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…»

Сочинения на тему «Мои родственники – участники ВОВ».

Март

Вечер инсценированной песни «Тебе, о Родина, сложил я песню эту!»

День Музея.  Посещение музея имени Лисенкова

Апрель

Проведение внеклассного мероприятия "Татарстан - наш общий дом"

Май

Классные часы «Подвигу народа жить в веках».

Литературно-музыкальная композиция «Дети войны».

Праздник « Фронтовики, наденьте ордена!»

4-ий год реализации программы

Сентябрь

Классные часы «Семейные реликвии ».

Классные часы «Россия – родина моя».

Акция «Экспонат в подарок школьному музею!»

Октябрь

Классные часы «Символика в истории России»

Музейные уроки «Памяти павших будьте достойны».

Конкурс проектов на создание школьного флага, гимна и эмблемы.

Фестиваль татарской народной песни

Ноябрь

День народного единства. Классные часы

Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного села».

Конкурс сочинений «Если бы я был депутатом!»

Декабрь

-классные часы, посвященные Дню Героев Отечества, Дню Неизвестного солдата

-история празднования Дня Героев Отечества» - беседы в классах;

-уроки по обществознанию «Гражданином быть обязан…»

Уроки по обществознанию «Конституция РФ – основа общественной системы».

Урок мужества.Встреча с воинами-интернационалистами

Январь

Составление своей родословной.

Конкурс детских рисунков «Подвигу народа жить в веках»

Викторина «Знаешь ли ты чины и звания родов войск»

Февраль

-уроки мужества на базе школьного музея;

-уроки мужества,

-классные часы, посвященные Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках».

анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии;

-«Живая память» -встреча с матерями выпускников школы, находящихся на службе

-конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»;

- акция «Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ.

-Смотр песни и строя

-Конкурс «Татар егете»

Март

Конкурс песни на героико-патриотическую тему «Кто сказал, что надо бросить песню на войне»

Классные часы «Герб моей семьи»        

«Философский стол» на тему: «Я бы в армию пошел…»

Классные часы «Герб моей семьи»        

Конкурс «Татар кызы»

Апрель

Классные часы «Моя малая Родина»

Викторина «Знай и люби свой край!» Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?»

Фотостенд «Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ.

Май

Уроки мужества на базе школьного музея «Подвиг во имя Отечества».

Конкурс стихов «Поэзия войны». Классные часы «Войны священные страницы навеки в памяти людской».

Беседы «Защита Отечества - долг каждого гражданина». Устный журнал «Рода войск в современной армии».

-Вахта памяти

5-ый год реализации программы

Сентябрь

Внеклассное мероприятие

«Россия – все, чем я живу» (о символике Российского государства, Республики Татарстан, Алькеевского района)- Классные часы «Путешествие по карте России»

«Дискуссионные качели» на тему: «Любовь и война».

Викторина «Лучший знаток истории ВОВ».

Октябрь

Классные часы «Овеян славою флаг наш и герб».

Классные часы «Символика Российского государства».

Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма.

-заочная экскурсия по городам-героям;

- классные часы на тему:

«Песни военных лет».

Ноябрь

Спортивный праздник «Я выбираю спорт!»

Праздник

«Родина – моя Россия».

Интеллектуальный аукцион – «Лучший знаток истории Алькеевского района».

Декабрь

Внеклассное мероприятие

«России верные сыны».

Викторина

«Героические страницы нашей истории».

Интеллектуально-спортивное мероприятие

«Российский солдат умом и силой богат».

Военно-спортивная игра «Зарница».

Конкурс плакатов

Анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии

Февраль

КВН для мальчиков «Защитники Родины».

- встречи с участниками локальных войн;

Большая военно-патриотическая викторина

«Славному сыну Отечества посвящается».

Поэтический вечер «О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы»

-дискуссия «Что есть долг»;

-тест «Знаешь

ли ты

Конституцию?»

Сочинения на тему «Мои родственники – участники ВОВ».

Конкурс военно-патриотической инсценированной песни;

-фотовыставка о встречах с ветеранами ВОВ

-Смотр песни и строя

-Конкурс «Татар егете»

Март

Вечер инсценированной песни «Тебе, о Родина, сложил я песню эту!»

-классные часы «Мой Алькеевский край.»

Анкетирование «Ценностные ориентации учащихся».

Апрель

Викторина «Знай и люби свой край!»

Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?»

Фотостенд «Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ.

Май

Классные часы «Подвигу народа жить в веках».

Литературно-музыкальная композиция «Дети войны».

Праздник «Фронтовики, наденьте ордена!»

Вахта памяти

Ожидаемые результаты:

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией:

-становление системной и комплексной работы по духовно нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению обучающихся и родителей;

-положительная динамика роста патриотизма и интернационализма, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного развития учеников:

-повышение интереса учащихся к военной истории Отечества и истории Татарстана, противодействие попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны 1941-1945,

-формирование чувств уважения к истории страны,

-сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти об участии российских, татарстанских и алькеевских  воинов в знаменательных событиях истории Отечества;

-формирование у молодежи готовности к защите Отечества и службе в российской армии,

-воспитание у молодежи заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желания оказать ему необходимую помощь и поддержку.               

-существенное повышение качества духовно-нравственного, гражданского, патриотического сознания в детской среде;

-формирование культуры трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к истории и традициям.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.

                                             

        Диагностика эффективности содержания деятельности

-Диагностика повышения гражданской культуры всех участников воспитательного  процесса и выпускников гимназии (анкетирование учащихся, тестирование, определение уровня воспитанности ;и диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;

социальный опрос, мониторинг деятельности классного руководителя).

-Наличие плана воспитательной работы по данному направлению;

-Наличие проектов по гражданско-патриотическому воспитанию (Количественный анализ участников)

-Участие (результаты) учащихсягимназии  в школьных, муниципальных, республиканских, межрегиональных, всероссийских конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию

-Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта). Проведение мероприятий, акций, инициатив (наблюдение, анализ).

Создание банка данных по реализации программы гражданско-патриотического  воспитания.

Электронный архив :

  • конкурсов;
  • спектаклей;
  • исследовательских работ;
  • презентаций работ;
  • проектов;
  • открытых уроков;
  • Web-страниц:  «Наши ветераны», «Воины- интернационалисты-мои земляки!»
  •   Интервью и видеофрагменты с ветеранами, тружениками тыла, воинами-интернационалистами.
  • Выставки работ, рисунков

-Школьный сайт

 -Виртуальный музей  Наби Даули

Оценка эффективности реализации программы.

В результате осуществления Программы ожидается:

     -рост активности учащихся, проявляющейся в участии в мероприятиях в системе гражданско-патриотического воспитания в гимназии, районе.

       -обогащение содержания патриотического воспитания;

       -вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров;

       -внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;

       -повышение эффективности патриотической работы;

      -повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

     -формирование гражданской грамотности учащихся;

     -обеспечение духовно-нравственного единства в гимназии;

    -развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашего народа;

    -усиление гражданско-патриотической активности учащихся, проявляющейся в: тимуровской, поисково-исследовательской работе.

- позитивная оценка работы по гражданско-патриотическому воспитанию  участниками образовательного процесса.

                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

            Темы классных часов и мероприятий для учащихся 1-11 классов.

   

 1 класс

  1. История моего имени и фамилии.

2. Правила поведения учащихся.

     3. Герб, флаг, гимн России.

4. Герб, флаг, гимн Татарстана.

5. Вот она, какая моя Родина большая.

     6. Уроки нравственности.

     7. Экскурсия в музей имени С.М. Лисенкова.

     8. Веселые старты.

 

  2 класс

  1. История моей улицы.
  2. Мои семейные реликвии.
  3. Славные сыны нашего Отечества.
  4. Уроки нравственности.
  5. Край мой Алькеевский.
  6. Экскурсия в музей имени С.М. Лисенкова.
  7. Веселые старты.

3 класс

1.История города Казани.

2.Моя родословная.

3.Обычаи и традиции  народов Республики Татарстан.

5.Уроки нравственности.

6.Экскурсия в музей имени С.М.Лисенкова.

4 класс

1. Мои предки в труде и в бою.

2. Обычаи и традиции народов России.

3. Дисциплина и ответственность.

4. Природа моего края.

5. Уроки нравственности.

6. Экскурсия в школьный музей  Алпарово.

   

 5 класс

      1. Что значить любить Родину.

      2. Наши права и обязанности.

      3.  Мой Алькеевский край.

      4. Театр юного зрителя.

 5. Уроки нравственности.

 6. Герои Советского союза - наши земляки.

   

 6  класс 

  1. Защищать Родину – это почетный долг.
  2. Отец, Отчизна, Отечество.
  3. Праздники татарского народа.
  4. Ислам – религия мира и добра.
  5. Дети в годы Великой Отечественной войны.

      6. Оформление альбомов на патриотические темы.

7 класс

  1. Искусство татарского народа.
  2. Что значит быть ответственным.
  3. Алькеевский район в годы Великой  Отечественной войны.
  4. Дисциплина начинается с порога.
  5. Из  истории символов России.
  6.  Работа экскурсионных групп в музее гимназии.

     8 класс

  1. Отстаивая свои права, не забывай о правах других.
  2. Гражданин ли я России
  3. Из  истории символов России
  4. Татарский академический театр им. Галиаскара Камала.
  5. Русский театр имени Качалова.
  6. Уроки толерантности

     7. Обязанность, долг, присяга

8. Я патриот своей Родины?

9. Семейные праздники и традиции.

     10. Работа экскурсионных групп в музее гимназии.  

                                              9 - 11  классы  - Уроки мужества

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятий

Листаем страницы  

великой истории

31

Причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг.

1

Лекция с использованием мультимедиа

Положение СССР в мире, в системе международных отношений

1

Круглый стол  с использованием мультимедиа

Система коллективной безопасности

1

Лекция с использованием мультимедиа

Начало второй мировой войны(1939г.) Советско-германские отношения

1

Лекция с использованием мультимедиа

Германское нашествие. Трагическое начало.

1

Лекция с использованием мультимедиа

Советский разведчик Рихард Зорге

1

 Доклады учащихся  с использованием мультимедиа

Героизм советских пограничников в первые дни войны

1

 Доклады учащихся с использованием мультимедиа

Первые герои Советского Союза

1

Лекция с использованием мультимедиа

Битва за Москву

1

Выступления учеников  с использованием мультимедиа

Тыловые будни

1

Лекция с использованием мультимедиа

Оккупационный режим на территории нашей страны

1

Лекция с использованием мультимедиа

Герои - пограничники

1

Доклад учащихся

Все для фронта, все для Победы

1

Сообщения

Морально - психологическое состояние советского общества годы войны

1

Круглый стол

Деятельность Православной церкви  в годы войны

1

Лекция с использованием мультимедиа

Перестройка экономики на военный лад

1

Лекция с использованием мультимедиа

Методы борьбы с врагами партизан  и подпольщиков

1

Лекция с использованием мультимедиа

Разгром на Курской дуге

1

Лекция с использованием мультимедиа

История плаката «Родина – мать зовет»

1

Доклад учащихся

Блокада Ленинграда

1

Лекция с использованием мультимедиа

Создание антигитлеровской коалиции

1

Лекция с использованием мультимедиа

Тегеранская конференция

1

Лекция с использованием мультимедиа

Ялтинская конференция

1

Лекция с использованием мультимедиа

Берлинская конференция

1

Лекция с использованием мультимедиа

Освобождение западных территорий СССР

1

Лекция с использованием мультимедиа

Освобождение Европы

1

Лекция с использованием мультимедиа

Роль СССР в разгроме фашизма

1

Круглый стол

Восстановление СССР

1

Лекция

Значение великой Победы в формировании будущих поколений

1

Круглый стол

Воины-интернационалисты-мои земляки!

1

Круглый стол

Музей имени Наби Даули

Выполнение роли консультантов при подготовке экскурсий, исследовательская  работа над рефератами, систематизация архива музея

Тематика бесед,   собраний с  родителями

1- 4  классы

  1. Патриотическое воспитание в  гимназии и семье.
  2. Воспитание желания трудиться.
  3. Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка от 7 до10 лет.
  4. Воспитание духовных потребностей и интересов в младшем школьном возрасте.
  5. Значение взаимоотношений отца и матери в воспитании детей от 7-10 лет.
  6. Требовательность и уважение к ребенку.
  7.  Воспитание человечности.
  8.  Книга в семье и духовное развитие ребенка 7-10 лет. Семейная библиотека.
  9. Воспитание любви и уважения к родителям.

 5-8 классы

1. Поведение и нравственное сознание подростков.

2. Трудовое воспитание подростков, нравственный смысл их  труда.

3. Воспитание человечности у подростков.

4. Долг и обязанности матери, отца, детей перед семьями и гражданское воспитание.

5. Воспитание мужества.

6. Воспитание воли подростков.

7. Патриотическое воспитание подростков. Воспитание готовности к защите Родины.

8. Ошибки семейного воспитания.

9. Волшебная сила любви.

9-11 классы

1. Становление мировоззрения и убеждений в годы юности.

2. Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.

3.Духовные потребности юношества и их развитие.

4. Профессиональная  ориентация и выбор специальности.

                                        Общие родительские собрания

2015-2016 гг.

Знакомство с программой «Я - Алькеевец».

Конференция  Совета отцов  «Быть хорошим отцом – подлинный талант».

2016-2017гг.

Воспитание и развитие нравственно и физически здоровой личности на основе народной педагогики.

Круглый стол Совета отцов и Совета старшеклассников  «Я-гражданин».

2017-2018гг.

 Работа гимназии по формированию толерантности и культуры мира у школьников.

Заседание Совета отцов «Роль отца в воспитании»

2018-2019гг.

Конференция родителей «Особенности гражданско-патриотического воспитания».

2019-2020гг.

Как воспитывать сегодня. Взгляды и мысли на воспитание патриотизма у учеников (подведение итогов по выполнению программы).

                                             Работа с педагогическим коллективом

2015-2016 гг.

Педсовет -  Утверждение программы «Я - Алькеевец».

Семинар классных руководителей на тему  «Теоретические и методические основы личностно- ориентированного воспитания и обучения».

2016-2017гг.

Семинар классных руководителей на тему «Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся»

2017-2018гг.

Семинар классных руководителей на тему  «Формирование системы  гимназии гражданско-патриотического  воспитания детей и молодежи».

2018-2019гг.

Семинар классных руководителей на тему «Деятельность гимназии по работе к 110 - летию Наби Даули, празднования 75 - летия Победы в Великой  Отечественной войне 1941-1945гг».

2019-2020гг.

Педсовет – Подведение итогов по  выполнению программы «Я - Алькеевец».

 

Тематика бесед,   собраний с  родителями

1- 4  классы

  1. Патриотическое воспитание в  гимназии и семье.
  2. Воспитание желания трудиться.
  3. Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка от 7 до10 лет.
  4. Воспитание духовных потребностей и интересов в младшем школьном возрасте.
  5. Значение взаимоотношений отца и матери в воспитании детей от 7-10 лет.
  6. Требовательность и уважение к ребенку.
  7.  Воспитание человечности.
  8.  Книга в семье и духовное развитие ребенка 7-10 лет. Семейная библиотека.
  9. Воспитание любви и уважения к родителям.

 5-8 классы

1. Поведение и нравственное сознание подростков.

2. Трудовое воспитание подростков, нравственный смысл их  труда.

3. Воспитание человечности у подростков.

4. Долг и обязанности матери, отца, детей перед семьями и гражданское воспитание.

5. Воспитание мужества.

6. Воспитание воли подростков.

7. Патриотическое воспитание подростков. Воспитание готовности к защите Родины.

8. Ошибки семейного воспитания.

9. Волшебная сила любви.

9-11 классы

1. Становление мировоззрения и убеждений в годы юности.

2. Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.

3.Духовные потребности юношества и их развитие.

4. Профессиональная  ориентация и выбор специальности.

                                        Общие родительские собрания

2015-2016 гг.

Знакомство с программой «Я - Алькеевец».

Конференция  Совета отцов  «Быть хорошим отцом – подлинный талант».

2016-2017 гг.

«Воспитание и развитие нравственно и физически здоровой личности на основе народной педагогики».

Круглый стол Совета отцов и Совета старшеклассников  «Я-гражданин».

2017-2018гг.

 «Работа гимназии по формированию толерантности и культуры мира у школьников».

Заседание Совета отцов «Роль отца в воспитании»

2018-2019 гг.

Конференция родителей «Особенности гражданско-патриотического воспитания».

2019-2020гг.

Как воспитывать сегодня. Взгляды и мысли на воспитание патриотизма у учеников (подведение итогов по выполнению программы).

                                             Работа с педагогическим коллективом

2015-2016гг.

Педсовет -  Утверждение программы «Я - Алькеевец».

Семинар классных руководителей на тему  «Теоретические и методические основы личностно- ориентированного воспитания и обучения».

2016-2017гг.

Семинар классных руководителей на тему «Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся»

2017-2018гг.

Семинар классных руководителей на тему  «Формирование системы  гимназии гражданско-патриотического  воспитания детей и молодежи».

2018-2019гг.

Семинар классных руководителей на тему «Деятельность гимназии по работе к 110 - летию Наби Даули, празднования 75 - летия Победы в Великой  Отечественной войне 1941-1945гг».

2019-2020гг.

Педсовет – Подведение итогов по  выполнению программы «Я - Алькеевец».

Литература.

  1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006,  №5. С. 4-7.
  2. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
  3. Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
  4. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
  5. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
  6. Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
  7. Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
  8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
  9. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
  10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
  11. Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
  12. Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
  13. Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29
  14. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. – М.: ЦНСО, 2003.
  15.  Алексеев Ю.А., Зуев М.Н. Ковалев В.Е.- Государственные символы России. Моя Родина – Россия.- М.:«Триада-форм», 2002.

16. Серов В.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»:  Гимн. Герб.Флаг.- М.: ВАКО, 2005.

  17. Государственная символика России и Татарстана / Методические рекомендации по проведению классных часов. – Казань: РИЦ «Школа»,2003.

 18. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры. Материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей (март 2004 года).- Казань: РИЦ «Школа», 2004.

 19. Патриотическое воспитание учащихся средствами дополнительного образования. Сборник научно-практических конференций двух частях. Под ред.Т.М.Понаморевой, И.Э.Ярмакеева.- Казань: Из-во Казан. Пед.ун-та, 2004.

20. Ил Газиз Әллием, бәллием...Очерклар.Казан: Мәгариф, 1997.

21. Герои Советского Союза - наши земляки (Сборник документальных очерков и зарисовок в трех книгах).- Казань: Татарское кн.изд-во, 1985.

           

    Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………..2

2. Структура системы патриотического воспитания ………………………………..3

3. Содержание патриотическоговоспитания................................................................4

4. Общешкольные коллективно-творческие дела……………………………………5

5. Темы классных часов и мероприятий для учащихся 1-11 классов………………6

6. Тематика бесед,   собраний с родителями………………………………………….9

7.  Работа  с педагогическим коллективом…………………………………………..10

8.  Критерии оценки реализации программы………………………………………..11

8. Список использованной литературы для обучающихся и для педагогов………12