Программа воспитания обучающихся на уровне основного общего образования
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бескровных Анжелика Николаевна

Программа логически продолжает основные направления программы воспитания начального общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа воспитания обучающихся на уровне

 основного общего образования

Содержание программы

Стр

1

Общие положения

1

2

Цели и задачи воспитания обучающихся на ступени основного общего образования

3

3

Направления деятельности по  воспитанию обучающихся

4

4

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлениям воспитания

4

5

Планируемые результаты

9

6

Критерии эффективности программы

13

1.Общие положения

   Программа воспитания  обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа  п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области» на уровне основного общего образования (далее – Программа)  ) разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии ФЗ  №273от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» ,  федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; строится  на основе базовых национальных ценностей российского общества и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа, согласно принципам непрерывности и преемственности обучения и воспитания обучающихся,  логически продолжает основные направления программы воспитания обучающихся МОУСОШ п.Соцземледельский  на уровне начального общего  образования.  Воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.  Педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений, ориентированных на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует  ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное его совершенствование.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности,  толерантности. Следовательно, встает задача создания подростку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Программа направлена на:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • формирование экологической культуры,
  • формирование антикоррупционного сознания.

Программа обеспечивает:

  • формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе ценностей и принятых в обществе нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
  • социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
  • формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
  • приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
  • приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям организации, осуществляющей образовательную деятельность, участие в детско-юношеских организациях и движениях,  спортивных секциях,  объединениях по интересам, в ученическом самоуправлении;
  • участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
  • в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
  • в благоустройстве школы, класса, поселка;
  • формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
  • развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
  • овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием, поиском вакансий на рынке труда;
  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
  • создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через сотрудничество с базовыми предприятиями,  образовательными организациями, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями;
  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, особенностях спроса на различные виды трудовой деятельности;
  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации;
  • осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
  • осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
  • формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
  • овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
  • формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;
  • убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
  • осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

2.Цель и задачи воспитания обучающихся

Цель  - развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи воспитания  обучающихся:

  • освоение  обучающимися  ценностно-нормативного  и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
  • вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в  личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
  • овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.  

Базовые национальные ценности российского общества по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

3.Направления деятельности по  воспитанию обучающихся

Определяющим способом деятельности по воспитанию  является формирование уклада школьной жизни:

  • обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
  • включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
  • основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
  • учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

В формировании уклада школьной жизни определяющую роль призвана играть общность участников образовательного процесса: обучающиеся, ученические коллективы, педагогический коллектив школы, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность.

Организация воспитания  обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое воспитание

2. Нравственное и духовное воспитание

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

4. Интеллектуальное воспитание

5. Здоровьесберегающее воспитание

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

8. Правовое воспитание и культура безопасности

9. Воспитание семейных ценностей

10. Формирование коммуникативной культуры

11. Экологическое воспитание

   Все направления  воспитания  важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательная организация может отдавать приоритет тому или иному направлению  воспитания  личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на уровне основного общего образования. 

   Компоненты воспитательной среды школы, реализующие вышеуказанные направления:  

урок, классный час, внеучебная деятельность, детское самоуправление, детское движение «Планета детства», волонтерское движение, семья, внешкольная деятельность (связь с ДК п.Соцземледельский, администрацией Соцземледельского МО, МБУДО Центр «Созвездие»,  РДПОО «Радуга»,  ГКС «Лидер», ГБУ РЦ «Молодежь+» г. Балашова, Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство», Балашовский институт (филиал) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, КДН и ЗП, ПДН ОВД и др.).

4. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлениям воспитания  

Направление

Виды и формы  деятельности

Реализация в школьных делах

1

Гражданско-патриотическое

  • тематические классные часы
  •  посещение  музеев
  •  встречи с ветеранами войны и труда
  • концерты
  •  акции
  • конкурсы чтецов, сочинений, рисунков
  •  социальные проекты
  • поисковая работа
  • пионерское движение

День Знаний

Мероприятия ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Трудовая акция «Памяти павших» (уборка территории памятника)

Мероприятия ко Дню народного единства

Конкурс «Неопалимая купина»

Мероприятия ко Дню Конституции

Воспитательные классные часы, беседы, Уроки мужества к  памятным датам ВО войны: «Юные герои-антифашисты», «День памяти жертв фашизма», «Блокада Ленинграда» и др.

Экскурсия в школьный музей «Наши земляки-ветераны ВО войны», «История села» и др.

Пионерское движение

Мероприятия ко Дню космонавтики

Акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», «Письмо солдату»

Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны» 9 мая

Концерт 9 мая

Исследовательские проекты и работы

Конкурсы рисунков, чтецов, сочинений ко Дню защитника Отечества, Дню Победы.

Работа кружка «Музейное дело»

2

Нравственно- духовное

  • тематические классные часы
  • этические беседы
  • экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами
  • дискуссии
  • шефская помощь
  • благотворительная помощь
  • волонтерская деятельность

Воспитательные беседы, классные часы, Уроки этики: «Человек и его предназначение», «Стыд и совесть», «Доброта спасет мир»,  «Поговорим о духовном» и др.

Мероприятия ко Дню пожилого человека

Мероприятия ко Дню матери

Благотворительная ярмарка-продажа

Ярмарка – распродажа поделок  «Детский орден милосердия»

Акции  по изготовлению открыток для пожилых людей ко Дню пожилых, Новому году, 23 февраля, 8 Марта

Организация поздравлений ветеранов войны, тружеников тыла

Неделя развития жизнестойкости: «Преодоление жизненных трудностей», «Риск - благородное дело?», «Самое ценное – жизнь» и др.

Работа волонтерского движения

Благотворительные, социальные  акции и проекты  в рамках Весенней недели добра

3

Трудовое

  • тематические классные часы
  • творческие конкурсы
  • встречи с интересными людьми
  • выставки поделок
  • профориентационная работа
  • трудовые акции и проекты

Воспитательные беседы, классные часы: «Почему я ленюсь?»,  «Все профессии важны», «Современный мир профессий» и др.

Деловые, профессиональные игры, конкурсные программы

Диагностика профессиональных предпочтений, тестирование и  т.п.

Встречи с людьми интересных профессий

Акции «Чистый кабинет», «Птичья столовая», «Школьный двор»

Шефская помощь престарелым людям по уборке приусадебных участков

Посадка деревьев

Акции  по изготовлению открыток для пожилых людей ко Дню пожилых, Новому году, 23 февраля, 8 Марта

Акции «Подарок маме», «Подарок папе»

Работа кружка «Мой профессиональный выбор»

4

Интеллектуальное

  • научно-исследовательские конференции, проекты
  • викторины
  • День науки
  • предметные недели
  • олимпиады, конкурсы
  • тематические классные часы

Воспитательные беседы, классные часы, игры: «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Учиться-всегда пригодится»,  «Конкурс эрудитов», «Как улучшить память?» и др.

Мероприятия в рамках предметных недель:

-Математики и физики;

-Русского и английского языков, литературы;

-Химии и биологии;

-Истрии, обществознания, географии;

-Начальных классов

Защита исследовательских проектов и работ в День науки

Предметные  олимпиады, конкурсы

Предметные кружки: «Мой любимый русский язык», «Математический» и др.

5

Здоровьесберегающее

  • тематические классные часы
  • спортивные соревнования
  • спортивные конкурсы
  • профилактические акции
  •  агитационные выступления

Воспитательные беседы, классные часы: «Негативное влияние компьютерных игр», «На зарядку становись!», «Режим дня-основа жизни человека», «Курить-здоровью вредить» и др.

Интерактивная викторина «Поговорим о правильном питании»

Социально-психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и ПАВ Ежедневная утренняя гимнастика

Физминутки

Акции по профилактике употребления ПАВ. Акция "Школа против курения"

Мероприятия в рамках школьной спартакиады:

- Осенний, Весенний День здоровья

- Президентские состязания по ОФП

-Осенний кросс

- Соревнование по настольному теннису

- Лыжные гонки

- Соревнование по пионерболу, волейболу

- Спортивные конкурсы  «Вперед, мальчишки!», «Веселые старты» и т.п.

- Зимнее многоборье

Работа волейбольной секции, секции ОФП

6

Социо- и медиакультурное

  • тематические классные часы
  • диспуты
  • школьная газета
  • школьный сайт

Воспитательные беседы, классные часы: «Конфликт и его решение», «Культура речи современного подростка», «Этика и культура общения в социальных сетях», «Социальная агрессия. Что это?»  и др.

Мероприятия ко Дню солидарности с терроризмом

Выпуск школьной газеты

Конкурс «Лучший ученик года»

Конкурс «Лучший класс года»

Единый урок безопасности  в сети Интернет

7

Культуротворческое и эстетическое

  • тематические классные часы
  • просмотры  обсуждение кинофильмов, видеофрагментов
  • посещение театров, музеев, выставок
  • концерты, вечера
  • творческие конкурсы

Воспитательные беседы, классные часы: «Как вести себя  в общественных местах?»,  «Этика ученика», «Мой внешний вид», « Человек и творчество. Великие творения человека» и др.

Проект «Культурный дневник школьника»

Конкурсы рисунков, плакатов, стихов, сочинений, поделок.

Рейд СОШ по проверке классных уголков, школьной формы

Итоговая выставка кружковых работ

Посещение кинотеатров, драмтеатра, музеев.

Вокальные, танцевальные, сценические выступления на праздниках, концертах

Работа вокального, танцевального, драматического, декоративно-прикладного кружков

8

Правовоеи культуро безопасное

  • тематические классные часы
  • правовые, профилактические игры, мероприятия
  • уроки безопасности
  • правозащитная работа

Воспитательные беседы, классные часы: «Правила велосипедиста», «Понятие «преступление». Виды и категории преступлений»,  «Твоя компания. Как попадают в преступную группу?», «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» и др.

Работа отряда «Юный инспектор движения»

Работа отряда «Юный защитник правопорядка»

Конкурс «Безопасное колесо

Единый урок прав человека

Единый урок безопасности  в сети Интернет

Мероприятия в рамках Единого дня профилактики правонарушений в школе

Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

Акция по профилактике жестокого обращения с детьми «Семья без страха- общество без насилия»

Работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

Работа с учащимися группы риска

Инструктажи о безопасном поведении на водоемах, дороге и т.п.

9

Семейное

  • тематические классные часы
  • совместные праздники, мероприятия
  • родительский лекторий

Воспитательные беседы, классные часы: «Ценности моей семьи», «Неразлучные друзья-взрослые и дети», «Когда я стану папой (мамой)», «Все начинается с семьи» и др.

   Акции «Подарки папам. Подарки мамам своими руками»

   Конкурс «Моя семья»

    Совместные с родителями школьные праздники, спортивные соревнования, благотворительная ярмарка, туристический поход

   Составление родословного древа  Родительский лекторий

    День матери

Работа Совета родителей школы

   Работа с семьями группы риска

10

Коммуникативнокультурное

  • тематические классные часы
  • досуговые мероприятия
  • пионерское движение
  • детское движение «Планета детства»
  • ученическое самоуправление

Воспитательные беседы, классные часы: «Поговорим друг с другом», «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож»,  « Моя роль в коллективе» и др.

           Единый урок безопасности  в сети Интернет

            Работа классного актива, Совета обучающихся школы

Проект «Культурный дневник школьника»

Работа службы медиации

Проведение совместного досуга в рамках школьных мероприятий

Посещение кружков и секций разновозрастными группами

11

Экологическое

  • тематические классные часы
  • экскурсии
  • экологические проекты
  • исследовательские работы
  • ориентированные акции

    Воспитательные беседы, классные часы: «Природа-экология-безопасность-мы»,  «Экологическое состояние Саратовской области», «Живи, Земля», «Боль Земли» и др.

   Озеленение класса

   Посадка деревьев

   Экскурсии в природу

   Туристический поход

   Акция по сбору макулатуры

   Акции «Живи, лес!»,  «Голубая лента», «Школьный двор», «Птичья столовая», «Птичкин дом» и др.

Экологические проекты и исследовательские проекты

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по обеспечению принятия обучающимися ценности Человека и человечности, формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания предусматривает:

- формирование во внеурочной деятельности «ситуаций образцов» проявления  уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми;

-  информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими;

- формирование у обучающихся позитивного опыта взаимодействия с окружающими, общения с  представителями различных культур, достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству предполагает  получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к Отечеству,  который обеспечивается в ходе внеурочной деятельности (воспитательных мероприятий), в составе коллектива ученического класса, организатором здесь выступает классный руководитель и педагоги школы.

Включение обучающихся в сферу общественной самоорганизации осуществляется в школе (приобщение обучающихся к школьным традициям, участие в ученическом самоуправлении), в деятельности детско-юношеских организаций и движений, в школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа),  в военно-патриотических объединениях, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, партнерства с общественными организациями и объединениями, в проведении акций и праздников.

При формировании ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности приоритет принадлежит культивированию в укладе жизни школы позитивного образа компетентного образованного человека, обладающего широким кругозором, способного эффективно решать познавательные задачи через пропаганду академических успехов обучающихся, поддержку школьников в ситуациях мобилизации индивидуальных ресурсов для достижения учебных результатов.  

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии осуществляется через информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии. Деятельность по этому направлению включает  сотрудничество с предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); различные Интернет-активности обучающихся.

Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе поможет сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», а также  различные формы внеурочной деятельности.

Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся  возложена на уроки предметных областей «Филология», «Искусство», а также на различные формы внеурочной деятельности.

Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики возложена на уроки предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы», различные формы внеурочной деятельности.

5.Планируемые результаты

В результате реализации программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

      воспитательных результатов, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

     эффекта – последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

           Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. 

         Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. С переходом от одного уровня к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы, по каждому из направлений  воспитания которого  могут быть достигнуты  следующие воспитательные результаты:

Направление

деятельности

Воспитательные результаты

1

Гражданско-патриотическое

-способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации

формированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, забота о процветании своей страны

2

Нравственно- духовное

- готовность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы

-развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в  обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей

- знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение к ним

3

Трудовое

-готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов

-сформированность уважительного отношения к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие

-  опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности

- потребности и  умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных  видах творческой деятельности

4

Интеллектуальное

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

отовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

-- элементарные навыки учебно-исследовательской работы;

- навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности

5

Здоровьесбере-

гающее

-сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

- интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

- устойчивое представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека

- регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение

6

Социо- и медиакультурное

  • интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей

-участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

  •  осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

  •  элементарный опыт, межкультурного, межнационального сотрудничества

-опыт добровольческой деятельности

7

Культуро

творческое и эстетическое

- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

- развитость творческой деятельности эстетического характера

- сформированность представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры

-  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества

8

Правовое и культуро- безопасное

-освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества (взрослых и сверстников)

-сформированность представления о правах, свободах и обязанностях человека

- укрепление умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни

-сформированность представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах

9

Семейное

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

- укрепление отношения к семье как основе российского общества

-формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека

- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи

-знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России

10

Коммуникативно-

культурное

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

-сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

 - сформированность  представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы

- знание правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения

-  опыт участия в развитии школьных средств массовой информации

- сформированность представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире

11

Экологическое

-сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

- наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

- укрепление представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды

-  опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства

6.Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части воспитания  обучающихся

     Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной  программы является динамика основных показателей воспитания обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания  обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей воспитания  обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания обучающихся

Предмет оценивания

Способы  изучения эффективности воспитания

Охват внеурочной деятельностью

Анализ. Сводная таблица

Наличие/отсутствие происшествий, ЧС с участием обучающихся

Анализ. Сводная таблица

Число правонарушений, совершенных обучающимися                    

Сводная таблица: количество учащихся, совершивших правонарушения, состоящих на учете в ПДН и КДН

Уровень воспитанности.

         Сформированность нравственного потенциала

Диагностика уровня воспитанности. Тест «Размышляем о жизненном опыте» ( Н. Е. Щуркова)

   приложение

Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в школе.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой ОУ (Е.Н. Степанов)

приложение

Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в школе

Методика А.А. Андреева  «Изучение удовлетворенности подростков жизнедеятельностью в образовательном учреждении»./ приложение

Сформированность познавательного потенциала обучающихся

Статистический анализ  итоговой успеваемости

Сформированность коммуникативного потенциала

 Методика выявления коммуникативных склонностей (Р.В. Овчарова) приложение

Сформированность физического потенциала

 Состояние здоровья выпускника школы

 Выполнение контрольных нормативов по ОФП.

 Отсутствие вредных привычек  

Сформированность творческого потенциала

Анализ результативности участия во внеклассной работе.

Сводная таблица

Оценка микроклимата в школе

Методика "Психологическая атмосфера в коллективе" (А.Н.Лутошкин) приложение

Сформированность общешкольного коллектива

Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М.И.Рожков) приложение

Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (Р.С.Немов) приложение

                                                                                                                                  Приложение

ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»

(методика Н. Е. Щурковой)

Цель: выявить нравственную воспитанность подростков.

Ход тестирования

Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву: «ю» – юноша, «д» – девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер

вопроса

Буква ответа

а

б

в

1

2

3

и т. д.

*

*

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) Обойду, не потревожив;

б) Отодвину и пройду;

в) Смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело;

б) Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) Подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете на занятия. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь на урок;

б) Если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?

а) Предложу свою помощь;

б) Я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) Если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) Сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) Оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) Не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из Ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) Ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) Вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) Они мои, раз я их нашел;

б) Завтра спрошу, кто их потерял;

в) Может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) На шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;

б) На усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) На свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а) Найду что-нибудь рядом с домом;

б) Поищу высокооплачиваемую работу;

в) Хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Какой из трех предложенных видов путешествия  Вы выберете?

а) По России;

б) По экзотическим странам;

в) По одной из ведущих развитых стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а) Поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) Ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) Присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) Соглашусь с благодарностью;

б) Сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) Отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) Забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) Выполняю, конечно;

в) Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) Да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) Не знаю, как придется;

в) Зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а) Поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) Еду на дачу согласно плану;

б) Не еду, остаюсь, конечно;

в) Жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а) Бездомный щенок;

б) Взрослый пес с известным Вам нравом;

в) Дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) Напомню о праве на отдых;

б) Делаю, раз надо;

в) Посмотрю, что скажут остальные.

19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к это-му относитесь?

а) Отвечаю тем же;

б) Не замечаю, это не имеет значения;

в) Разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) Играю, конечно;

б) Разумеется, не играю;

в) Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

а) Самому (самой) приготовить все блюда;

б) Закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) Пригласить гостей на кофе.

22. Вдруг узнаете, что Ваше учебное заведение закрыли по каким-тo особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) Бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) Обеспокоен, строю планы самообразования;

в) Буду ожидать новых сообщений.

23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) Ужасно завидую, мне неудобно;

б) Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) Я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) Отдаю – здоровье дороже;

б) Постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) Подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

а) О новогодних подарках;

б) О каникулах и свободе;

в) О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в Вашей жизни?

а) Она мне нужна для танцев;

б) Она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) Она мне просто не нужна.

27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) Снятся родные места;

б) Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) Не замечал (не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) Нет, если мои дела идут хорошо;

б) Да, в настоящее время довольно часто;

в) Не замечал (не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а) Отбираю интересное и приношу;

б) Ненужных мне книг у меня нет;

в) Если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) Да, безусловно, могу;

б) Нет, на свете много интересного;

в) Не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а) У этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) Человеку просто повезло прославиться;

в) Глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Количество выборов, сделанных подростками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23. 28.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24. 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а.  Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

МЕТОДИКА  ИЗУЧЕНИЯ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОУ

(Е.Н. Степанов)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы:

                4 - совершенно согласен;

                3 - согласен;

                2 - трудно сказать;

                1 - не согласен;

                0 - совершенно не согласен.

Класс. в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

        4        3        2        1        0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

        4        3        2        1        0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

        4        3        2        1        0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

        4        3        2        1        0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

        4        3        2        1        0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

        4        3        2        1        0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

        4        3        2        1        0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

        4        3        2        1        0

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

        4        3        2        1        0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

        4        3        2        1        0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

        4        3        2        1        0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

        4        3        2        1        0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

        4        3        2        1        0

Администрация, учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

        4        3        2        1        0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

        4        3        2        1        0

Обработка результатов теста

 Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

        Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ

  (А.А.Андреев)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и определить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:        

4 - совершенно согласен

                                3 - согласен

                                2 - трудно сказать

                                1 - не согласен

                                0 - совершенно не согласен

  1. Я иду утром в школу с радостью.
  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем классе хороший классный руководитель.
  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый учитель.
  6. В классе я могу всегда высказать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимые школьные предметы
  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной школьной жизни.
  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных

 Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же  У  больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

 

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся. 
Ход проведения.Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

  • Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  • Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  • Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  • Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
  • Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?
  • Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  • Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  • Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  • Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
  • Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  • Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  • Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  • Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  • Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
  • Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
  • Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  • Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  • Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  • Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  • Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

6

11

16

2

7

12

17

3

8

13

18

4

9

14

19

5

10

15

20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  • низкий уровень — 0,1—0,45;
  • ниже среднего — 0,46—0,55;
  • средний уровень — 0,56—0,65;
  • выше среднего — 0,66—0,75;
  • высокий уровень — 0,76—1.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ

В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

(М.И. Рожков)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

4  3  2  1  0        1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше

4  3  2  1  0        2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4  3  2  1  0        3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4  3  2  1  0        4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4  3  2  1  0        5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

4  3  2  1  0        6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

4  3  2  1  0        7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4  3  2  1  0        8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется  со своими обязанностями.

4  3  2  1  0        9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4  3  2  1  0        10. Своевременно и точно выполняю  решения, принятые собранием или активом класса.

4  3  2  1  0        11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4  3  2  1  0        12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4  3  2  1  0        13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

4  3  2  1  0        14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

4  3  2  1  0        15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.

4  3  2  1  0        16. Мои товарищи и я регулярно участвуем  в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

4  3  2  1  0        17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении проблем, стоящих перед коллективом школы.

4  3  2  1  0        18. Удовлетворен отношением своих товарищей к другим класса.

4  3  2  1  0        19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4  3  2  1  0        20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

4  3  2  1  0        21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

4  3  2  1  0        22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

4  3  2  1  0        23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4  3  2  1  0        24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

        На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 - «Да»,        3 - «Скорее да, чем нет»,        2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1 - 4);
  2. организованность классного коллектива (5 - 8);
  3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9 - 12);
  4. включенность класса в дела общешкольного коллектива (13 - 16);
  5. отношения класса с другими ученическими общностями (17 - 20);
  6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21 - 24).

        По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное количество балов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы  один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний; если больше 0,8 - высокий.

        Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 - уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 - высокий.

МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА»

Методика Р.С. Немова предназначена для определения эталонности общности в восприятии ее членов. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:

«Давай поразмышляем о твоей группе. Является ли она дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоей группы обладают перечисленными качествами.

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:

н — никто;

м — меньшинство;

п — половина;

б — большинство;

в — все.

н м п б в

1. Свои слова подтверждают делом.

н м п б в

2. Все вопросы решают сообща.

Искренне огорчаются при неудаче товарища. К своим ребятам и ребятам из других групп предъявляют одинаковые требования.

н м п б в

3. Правильно понимают трудности, стоящие перед группой.

н м п б в

4. Радуются успехам товарищей.  

н м п б в

5. Помогают  слабоуспевающим и ребятам из других групп.

н м п б в

6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

н м п б в

7. Знают задачи, стоящие перед группой

н м п б в

8. Требовательны к себе и другим.

н м п б в

9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

н м п б в

10. Принципиально оценивают успехи коллектива.

н м п б в

11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.

н м п б в

12. К своим ребятам и учащимся других групп предъявляют одинаковые требования.

н м п б в

13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

н м п б в

14. Знают итоги работы коллектива.

н м п б в

15. Сознательно подчиняются дисциплине.

н м п б в

16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

н м п б в

17. Одинаково оценивают общие неудачи.

н м п б в

18. Уважают друг друга.

н м п б в

19. Радуются успеху новичков и ребят из других групп.

н м п б в

20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.

н м п б в

21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других групп.

н м п б в

22. По-хозяйски относятся к общественному добру.

н м п б в

23. Поддерживают принятые в группе традиции.

н м п б в

24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.

н м п б в

25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

н м п б в

26. Не хвастаются перед ребятами из других групп.

н м п б в

27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

н м п б в

28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.

На доске изображается шкала возможных ответов.

Ход проведения. После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.

Обработка и интерпретация полученных данных. Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в — 4 балла;

б — 3 балла;

п — 2 балла;

м — 1 балл;

н — 0 баллов.

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности

Фамилия, имя

Ответы

Сумма баллов

Кол-во ответов

1

2

3

4

27

28

Итого:

Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.

Принято считать, если М составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (в нашем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же составляет 50—74% (2 < М < 3) или менее 50% (М < 2) то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии ее членов.

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ (А.Н.Лутошкин)

 Отметь знаком «+» ту оценку некоторого свойства коллектива твоего класса, которая, по-твоему, является правильной. +3 – положительное свойство, описанное слева, проявляется в коллективе всегда; +2 – свойство, описанное слева, проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство, описанное слева, проявляется достаточно часто; 0 – затрудняюсь ответить, т.к. противоположные свойства, описанные справа и слева проявляются одинаково часто; - 1 – отрицательное свойство, описанное справа, проявляется достаточно часто; - 2 – свойство, описанное справа, проявляется в большинстве случаев; - 3 – свойство, описанное справа, проявляется в классном коллективе всегда. Итак, оцени состояние вашего классного коллектива в баллах по следующим свойствам

№ п/п

Свойства положительные

Свойства отрицательные

1

Бодрый жизнерадостный тон настроения

Подавленное, унылое настроение

2

Доброжелательность во взаимоотношениях

Конфликты во взаимоотношениях

3

Взаимное расположение и понимание между мальчиками и девочками

Мальчики и девочки конфликтуют между собой

4

Ученикам класса нравится быть вместе, хочется чаще находиться в коллективе. участвовать, в совместных делах в свободное время

Ученики класса выражают безразличие к более тесному общению, отказываются участвовать в совместных делах в свободное время

5

Успехи и неудачи остальных учеников вызывают сопереживание, искреннее участие и сочувствие всех членов коллектива

Успехи и неудачи отдельных учеников вызывают зависть или злорадство других членов коллектива

6

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

Каждый считает свое мнение главным, не слушает других

7

В трудные минуты ученики класса сплачиваются еще больше (один за всех и все за одного)

В трудные минуты ученики класса теряются, ссорятся, обвиняют друг друга.

8

Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у большинства

9

Ученики гордятся тем, что являются учащимися именно этого класса

Ученики недовольны тем, что являются учащимися именно этого класса

10

Ученики относятся участливо и доброжелательно к новым членам коллектива, стараются помочь нм утвердиться, освоиться

Ученики относятся неуважительно, враждебно к новым членам коллектива; новички чувствуют себя чужими, лишними

11

Класс в целом активен, полон энергии

Класс в целом пассивен

12

Совместные дела увлекают всех

Коллектив невозможно поднять на совместное дело

13

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.

В коллективе пренебрежительно относятся к слабым, обожают, высмеивают их.

Обработка результатов 
Подсчитывается средний показатель оценки социально-психологического климата учебного коллектива. Интерпретация результатов: 
+2 – +3 – высокая степень благоприятности социально-психологического климата учебного коллектива; 
0 – +2 – достаточная степень благоприятности социально-психологического климата; 
-1 – 0 – недостаточная степень благоприятности социально-психологического климата;
-3 – -1 – неблагоприятный социально психологический климат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

Основная образовательная программа среднего общего образования.  Воспитание и социализация обучающихся....

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

Программа направлена на: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;формирова...

Программа воспитания обучающихся на уровне начального общего образования

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства  развития младшего школьника, интегрированной в урочную, внеурочную, внешколь...

Программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования

Программа строится на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, человека, общества и государства....

Рабочая программа по предмету «Математика» уровня основного общего образования для обучающихся 5-6 классов УМК И.Я. Виленкина и др.

Рабочая  программа по математике для 5-6 классов  составлена в соответствии   с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнау...

Рабочая программа по предмету « Физика» уровня основного общего образования для обучающихся 7-9 классов

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...

Адаптированная рабочая программа для неделимых классов уровня основного общего образования для обучающихся с ТНР

Рабочая программа изучения предмета «Технология» для 5 – 9 классов составлена на основе:- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федеральн...