Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников «Гражданин ХХI века» на 2016-2020 гг.
материал

Кузовлева Татьяна Юрьевна

Программа воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pravovoy_kulture.docx116.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 43

ПРИНЯТО                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического                              Директор МБОУ ЦО № 43

совета протокол №1 от28.08.2916                        __________А.А.Старченков

                                                                                 приказ № 338-а от 28.08.2016

                                              Программа

 по воспитанию правовой культуры

и законопослушного поведения школьников

«Гражданин ХХI века»

на 2016-2020 гг.

https://i2.photo.2gis.com/images/branch/64/9007199283235452_c533.jpg

Содержание

Паспорт Программы……………………………………………………………..3

  1. Основные положения программы…………………………………………7
  2. Направления Программы ……………………………………………….. 14
  3. Содержание Программы ………………………………………………….16

Литература……………………………………………………………………….24

Приложения

                           

Паспорт Программы

1.

Полное название программы

Программа

 по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников

«Гражданин ХХI века»

2.

Статус программы

Школьная программа

3.

Дата принятия и наименование решения о разработки программы

Приказ директора

«О разработки долгосрочной программы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и вредных привычек»

4.

Заказчик Программы

Администрация ОУ

5.

Автор -составитель

Заместитель директора по ВР  Кузовлева Т.Ю.

6.

Срок реализации

2016-2021 г.

7.

Цель программы

 Совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.

8.

Задачи программы

 - создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно – ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики;

- обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

- развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;

- создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;

- повысить духовно-нравственный уровень учащихся;

- формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;

- выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;

 формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;

9.

Основные направления реализации программы

1.«Школа – правовое пространство»

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

3. «Скажи «нет»!»

4. Социально – психологическая служба

5. Духовно-нравственное направление

6. «Зона особого внимания»

7. Мониторинг и диагностика результатов  

8. Индивидуально-профилактическая работа

10.

Краткое содержание программы

Содержание Программы ориентировано на личность ребёнка, на развитие его природных задатков, на создание в школе обстановки социальной защищённости, на формирование законопослушного гражданина.

Программа составлена на основе анализа наиболее эффективных форм и методов работы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и профилактике вредных привычек.

11.

Ожидаемые результаты

1. Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Повышение уровня воспитанности учащихся.

3.  Наличие форм взаимодействия с учреждениями профилактики.

4. Наличие методического сопровождения.

5. Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики.

6. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

7. Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.

12.

Участники Программы

Администрация школы

Социальный педагог

Педагог-психолог  

Родители учащихся

Классные руководители

Учителя – предметники

Учащиеся школы с 1 по 11 класс

13.

Партнерские отношения

КДН и ЗП, ОДН

Органы социальной защиты населения

Органы управления образованием  

Органы опеки и попечительства

Органы управления здравоохранением

Органы внутренних дел

Органы службы занятости

14.

Источники финансирования

Собственные вложения участников программы и возможные иные не запрещенные законодательством источники финансирования (внебюджетные средства)

15.

Организация контроля за выполнением Программы

Реализация Программы рассчитана на 4года.

Управление Программой осуществляет заместитель директора по ВР.

Контроль за реализацией Программы осуществляют заказчик Программы: Администрация ОУ

16.

Адрес организации

300036, г.Тула .ул Кабакова,д92

17.

Телефон (директор)

39-57-69

I.    Основные положения Программы

1.1. Пояснительная записка

 Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

    Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся - это   целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения     и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики  правонарушений.

    Одним из важных  средств  правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся  необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К

структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

    Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

    В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.

    Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

    Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.       Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

      Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

1.2 Обоснование необходимости формирования законопослушного поведения    школьников.

            «У того, кто решит изучать законы не останется времени их нарушать».

                                                                                                                    И.В.Гете

Важнейшие задачи воспитания школьников:

  •  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  •  защита прав и интересов обучающихся;
  •  формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

    способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации  на рынке труда.  В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения

несовершеннолетних. Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

   В последние годы одной из главных проблем стала безнадзорность и беспризорность детей школьного возраста. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении, не занимающихся воспитанием и содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей.

   Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой

среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

  Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

     Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

  Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.В процессе учёбы дети  должны освоить специальные умения навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается с воспитания законопослушного гражданина. В связи с этим, Программа представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.

 Необходимость данной программы определяется законодательством

1. Декларация прав ребёнка (принята ООН в 1959 году)

2. Всеобщая Декларация прав человека

3. Конвенция о правах ребёнка (принята ООН в 1989 году)

4. Конституция Российской Федерации

5. Гражданский кодекс Р Ф

6. Семейный Кодекс РФ

7. Административный Кодекс РФ

8. Уголовный Кодекс РФ

9.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

10.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

11.О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 

12. Федеральная президентская программа «Дети России»

14. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»

15. Федеральный закон «Об основных гарантах прав ребенка в Российской Федерации»

16. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

17. О внесение дополнения и изменения в статью Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  

18. Федеральный закон «Об ограничении курения табака»

19. Письмо МО РФ от 21.марта 2002 года №419/28-5«О мерах по выявлению и учёту детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»

20. Письмо МО РФ от 26 января 2000 года №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»

21. Приказ МО РФ от 5.02.2002г №330 «О профилактике злоупотребления психоактивными веществами»

22 Федеральный  Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.

Нормативные документы ОУ.

1. Устав ОУ;

2. Правила  внутреннего распорядка обучающихся МБОУ ЦО № 43

4. Положение о постановке на внутришкольный учёт обучающихся  и семей, находящихся в социально опасном положении

5.Положение о  наставничестве над подростками, «группы риска», несовершеннолетними, состоящими на учете в органах внутренних дел, КДН и ЗП, на внутришкольном учете МБОУ ЦО № 43.

6. Положение о Комиссии по профилактической  работе обучающихся, требующими повышенного педагогического внимания.

7. Положение  о  социально -психологической службе

8..Должностная инструкция учителя.

9. Должностная инструкция Социального педагога

10 Должностная инструкция классного руководителя

11. Должностная инструкция педагога-психолога.

Целью Программы является:

совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  •  создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно - ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики;
  • обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;
  • создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;
  • повысить духовно-нравственный уровень учащихся;
  • формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;
  • выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;
  • формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;

Данная Программа предусматривает реализацию следующих направлений:

1.Школа – правовое пространство»

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

3. «Скажи «нет»!»

4. Социально – психологическая служба

5. «Зона особого внимания»

6. Мониторинг и диагностика результатов  

7. Индивидуально-профилактическая работа

 

Программа основана на принципах:

- законности и демократизма;

- гуманного обращения с несовершеннолетними;

- поддержки семьи и взаимодействия с ней;

-индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

-государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;

-обеспечения ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

- толерантности;         

- системности и цикличности.

Участники Программы:

Администрация школы             -Родители обучающихся                            

Обучающиеся                             - Классные руководители

Социальный педагог                  -Учителя - предметники

Педагог- психолог                      

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года, с 2016 по 2020год.

Возможна корректировка планирования.

Организационные периоды реализации Программы:

1 этап – 2016-2017уч.г.

2 этап – 2017– 2019 уч.г.

3 этап – 2019--2020 уч.г.

Организационные условия реализации программы:

-информационно-методическое обеспечение программы;

- взаимодействие с учреждениями профилактики;

-своевременное выявление и пресечение случаев вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;

-своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности.

Механизм реализации программы

Содержание деятельности программы строится на основе трёх модулей:

  1.организационно-деятельностный модуль (организация воспитательных мероприятий);

2. информационно-обучающий (семинары, МО);

3. модуль взаимодействия (с учреждениями профилактики).

Управление реализацией программы и контроль за ходом её выполнения

Стратегическое руководство Программой осуществляет заместитель директора школы по ВР. Контроль за реализацией Программы осуществляют заказчик Программы: администрация школы, Управляющий Совет  ОУ .

Ожидаемые результаты программы

-Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.

-Повышение уровня воспитанности учащихся.

-Наличие форм взаимодействия с учреждениями профилактики.

-Наличие методического сопровождения.

-Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики.

-Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

-Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.

1. На уровне совершенствования методов и форм воспитательного воздействия.

2. Системность в планировании и в отслеживании результатов воспитательной деятельности.

Партнёрские отношения в реализации программы

КДН и  ЗП

ОДН отдела полиции «Привокзальный»

Органы социальной защиты населения

Органы управления образованием

Органы опеки и попечительства

Органы управления здравоохранением

Органы внутренних дел

Органы службы занятости

II. Направления Программы

1.«Школа – правовое пространство». Это направление по правовой пропаганде учащихся, направлено на формирование законопослушного гражданина.

 

2.Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики обеспечивает осуществление системы мер, по защите и восстановлению прав в пределах своей компетенции, подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием н/л, применение мер воздействия в отношении н/л, их родителей или законных представителей, предполагает

организацию детского и подросткового досуга, занятости учащихся, состоящих на учёте, в каникулярное время (вовлечение трудных подростков в деятельность производственных и ремонтных бригад, другие виды общественно-полезной деятельности, оплата их труда;

выявление и учёт несовершеннолетних девиантного поведения;

выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении;

организацию совместной работы школы и милиции;

организацию совместной работы со всеми ведомствами, решающими проблему безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

3.«Скажи «нет»!» - организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в городских, областных, Всероссийских акциях и конкурсах.

4.Социальный педагог, педагог-психолог : включает в себя  оказание социально – психологической и материальной помощи семье и ребёнку;

обеспечение психолого-социальной поддержки обучающемуся;

раннюю профилактику семейного неблагополучия;

организацию льготного питания;

работу в Совете профилактики;

проведение профилактических бесед;

проведение консультаций;

участие в рейдах;

организацию тренингов, игр и других мероприятий;

проведение мониторинга, диагностики, социологического интервью;

организация встреч со специалистами;

организацию летнего отдыха детей;

работа с учащимися, систематически пропускающими занятия;

ведение документации на учащихся, состоящих на учёте, на внутришкольном контроле.

 

5.«Зона особого внимания» - это работа по предупреждению правонарушений.

Это:

  • выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;

  • проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса;

  • создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания, с учетом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.

6.Мониторинг и диагностика результатов. Основной целью является организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.

 

7. Индивидуально-профилактическая работа проводится в отношении:

1. безнадзорных, беспризорных, занимающихся  бродяжничеством;

2. оставшихся без попечения родителей;

3. употребляющих наркотические средства, алкоголь;

4. совершивших правонарушение, преступление;  

5. совершивших общественно опасное деяние;

8. родителей или иных законных представителей н/л, если те не исполняют родительские обязанности по воспитанию, обучению и содержанию.

                                                III. Содержание Программы

1. «Школа – правовое пространство».

Цель: осуществление мер по реализации планирования, направленного на правовое просвещение учащихся, на формирование законопослушного поведения.

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Оформление стенда «Права участников образовательного процесса»

Оформление документации (папки).

сентябрь

Социальный педагог

2.

Выставка книг «Тебе о правах»

сентябрь

Библиотекарь

3.

День юриста.

Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка)

20 сентября

Октябрь

Социальный педагог

4.

День подростка

«Мы выбираем жизнь!»

Октябрь

Социальный педагог

5.

Тематические классные часы по правовому просвещению

Октябрь

Классные руководители

6.

Урок гражданина

Октябрь

Классные руководители

Беседа «Поговорим о правах и обязанностях»

ноябрь

Классные руководители

7.

Праздник народного единства

ноябрь

Классные руководители, учителя истории

8.

День толерантности

ноябрь

Классные руководители

9.

Всемирный День прав ребёнка

ноябрь

Классные руководители

10.

Беседа «Правила школьной жизни»

декабрь

Социальный педагог

11.

Урок права

декабрь

Классные руководители

12.

Социологическое исследование на предмет соблюдения прав ребёнка в школе.

январь

Социальный педагог

13.

Родительское собрание «Права и обязанности родителей»

В течение года

По плану

Социальный педагог

Заместитель директора по ВР

14.

Родительское собрание «Правовой статус несовершеннолетних»

В течение года

По плану

Социальный педагог

Заместитель директора по ВР

15.

Обновление стенда «Права участников образовательного процесса»

В течение года

По плану

Социальный педагог

16.

Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка)

Апрель

Классные руководители 1-11 классов

17.

Встречи с представителями милиции. Беседы на тему «Административная ответственность н/с…»

Май

Социальный педагог

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

Цель: осуществление системы мер по защите и восстановлению прав в пределах своей компетенции, подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием н/л, применение мер воздействия в отношении н/л, их родителей или законных представителей.

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Составление индивидуальных программ воспитания        По мере         Социально-

По мере необходимости

Социальный педагог

2.

Организация внеурочной занятости учащихся, состоящих на учёте в ОДН и на внутришкольном контроле

сентябрь

Классные руководители

3.

Участие в КДН и ЗП

По необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

4.

Взаимодействие с органами социальной защиты для оказания материальной помощи

По необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

5.

Взаимодействие с Отделом молодёжи при Администрации города, с органами службы занятости.

Трудоустройство в летний период

Апрель

Социальный педагог, классный руководитель

6.

Взаимодействие с органом здравоохранения

По плану воспитательных мероприятий

Социальный педагог

7.

Взаимодействие с органами внутренних дел (ответ на информацию, Совет профилактики, рейды и др.)

По плану

Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

8.

Проведение заседаний органов ОУ (совещание при директоре, совещание при завучах, малый педсовет, аппаратное совещание)

По плану

Администрация школы

3. «Скажи «нет»!»

Цель: организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в городских, областных, Всероссийских акциях и конкурсах.

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Составление планирования

Июнь

Заместитель директора по ВР

2.

Контроль за реализацией плана

По плану контроля

Заместитель директора по ВР

3.

Осуществление взаимодействия с УДО, учреждениями культуры и спорта

По плану

Заместитель директора по ВР

4.

Организация общешкольных родительских собраний

По плану

Заместитель директора по ВР

5.

Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы

По плану воспитательных мероприятий

Заместитель директора по ВР

4. «Зона особого внимания»

Цель: предупреждение правонарушений, преступлений, выявление и включение в зону особого внимания детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации (часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями).

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса        В течение года         Педагог-психолог, социальный педагог

В течение  года

Педагог-психолог, социальный педагог

2.

Создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания

В течение года

Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

3.

Индивидуальные консультации для родителей

По запросу родителей

Педагог-психолог

4.

Беседы по правовому воспитанию

По плану

Социально-психологическая служба

5.

Организация встреч со специалистами

По плану

Социально-психологическая служба

6.

Организация летней

 занятости и отдыха

Апрель-июнь

Социально-психологическая служба

5. Социальный педагог, педагог- психолог

Цель: оказание социально-психологической помощи.

 

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Проведение курса занятий

«По формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних» в группах 1-4 класс, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы (подпрограмма прилагается)

В течение  года

Педагог-психолог, социальный педагог

6. Мониторинг и диагностика результатов

Цель: организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.

Планирование мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1..

Диагностика уровня         Сентябрь-октябрь         Педагог-психолог

тревожности и адаптации 1, 5, 10 классов

        

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

2..

Мониторинг состояния преступлений и правонарушений

Сентябрь

Декабрь

Май

Социальный педагог

3.

Проведение социально-психологичес кого  тестирования в целях  раннего выявления наказанного потребления наркотических средств и психотропных веществ

ноябрь-декабрь

Социальный педагог, педагог-психолог

7. Индивидуально-профилактическая работа

Цель: выявление и устранение причин, способствующих правонарушению и преступлению.

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Составление индивидуальных программ воспитания

По мере необходимости

 Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

2.

Организация внеурочной занятости учащихся, состоящих на учёте в ОДН, КДН и ЗП, и на внутришкольном контроле

Ежегодно, сентябрь

Классный руководитель

3.

Составление индивидуальной работы с социально опасной, неблагополучной семьёй

По мере необходимости

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

Список литературы

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1995.

2. Здоровье и адаптация /под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2004.

3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: Методическое пособие. Часть 1/под научной редакцией Э.М. Казина, Н.А. Заруба; ред. коллегия: О.А. Никифорова, А.И. Федоров, Т.А. Фральцова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - 147с.

4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-педагогические и психолого-педагогические основы мониторинга) [Текст]: научно-методическое пособие./Под научной ред. Э.М. Казина. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2004. - 169с.

5. Методы наркопрофилактической работы: теория и практика /Под.ред. Е.В. Белоноговой. - Кемерово, 2005.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 272с.

7. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы [Текст]: коллективная монография /Авт.-сост.: И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин; под научн. ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2005. - 185с.

8. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие/Т. А. Фральцова, Г. А. Вертохвостова. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2003. - 94с.

9. Касаткина Н.Э. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 1/ Н.Э. Касаткина – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 152 с.

10. Хвалевко Н.Г. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 2 / Н.Г. Хвалевко. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 136 с.

11. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка: учебное пособие / Н.А. Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 205 с.

12. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», 2002.

13. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003.

14. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

15. Лебедев О.Е, Золотухина В.И., Кошкина И.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоева Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад. - М.: Интеллект-центр, 2003.

16. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997.

17. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 4. С. 341.

18. На ринге с трудным детством. - М.: Изд-во ООО «Красико-Принт», 2002.

19. Подмазин С.И., Сибиль Е.И. Как помочь подростку с «трудным» характером. - Киев: НПЦ «Перспектива», 1996.

20. Подросток вышел на улицу... / Сост. А.Ф. Быкодорова, Н.Ф. Шинкаренко, Н.Н. Кубликов, Н.Г. Шинкаренко. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

21. Родительский всеобуч. Чтобы подросток не вырос подранком. - Новосибирск: Изд-во «Эфлакс», 2003.