«Использование результатов всероссийских проверочных работ в повышении качества образования в образовательной организации»
материал

Шелестюк Елена Владимировна

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Использование результатов всероссийских проверочных работ

в повышении качества образования в образовательной организации»

Шелестюк Е.В., заместитель директора по УР

Каждое образовательное учреждение несёт ответственность  за качество предоставляемых услуг. Следовательно,  возникает необходимость в принятии  и  решении управленческих задач. Возникает потребность в объективной, достоверной информации о действительных результатах деятельности, о росте или понижении динамики образовательного процесса и выявлении факторов, на них влияющих. Актуальным и необходимым стало построение целостной системы мониторинга качества образования на всех уровнях.

В 2015 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) была введена новая национальная процедура оценки качества общего образования – Всероссийские проверочные работы (ВПР).

ВПР  - внешняя оценочная  процедура качества образования.

Цель проведения Всероссийских проверочных работ – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений школьников.

Особенность Всероссийских проверочных работ – единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.

Кроме того, ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и послужат развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 4,5 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

ВПР основаны на системно – деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Они позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов,

  • том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями, что требует Федеральный государственный образовательный стандарт.

Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о том, что «При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы соответствующего уровня в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня;

- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующем уровне общего образования»

Эти две составляющие динамика достижения планируемых результатов и уровень образования (базовый, базово-повышенный) отражают качество образования в целом.

А зачем вообще исследовать качество образования? Зачем школе проводить внутреннюю оценку качества образования, учувствовать в процедурах ВПР (внешней оценки) качества образования. Зачем школьникам выполнять работы, ведь нагрузка у них и так большая, а выпускникам еще нужно готовиться к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)? Может, лучше обойтись без них?

Нет, не лучше.

Подготовка к ГИА – это, безусловно, важно. Но если у школьника есть пробелы в знании предмета, то даже начав готовиться за год до экзамена, он может не успеть подготовиться настолько хорошо, чтобы сдать экзамен на высокий балл.

И чем раньше эти пробелы начинают появляться, тем труднее ему учиться дальше – невозможно усваивать более сложные вещи, не понимая простых (например, решать задачи по физике, химии и информатике, не освоив базовые математические навыки).

Причем часто ни родители, ни даже учителя в полной мере не осознают, что у ребенка есть проблемы, что ему нужно наверстать упущенное, повторить определенный материал, разобраться

  • теме, которую он пропустил или не понял. Выяснить это уже во время ЕГЭ бывает очень обидно. Вовремя выявить проблему и предпринять необходимые меры для ее устранения поможет

внешняя оценка – ВПР, проводимые по заданиям и методикам, разработанным на федеральном уровне и единым для всей страны.

В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны.

При этом сопоставление результатов независимой оценки и самооценки школ, базирующейся на единой методике и заданиях (ВПР), дает дополнительную важную информацию о качестве образования.

Качество образования – основная характеристика системы образования, которая определяет соответствие  образовательных  результатов  обучающихся  и  контекстных  условий  получения

образования ожиданиям как самих обучающихся, их родителей, так и общества в целом.

Новые образовательные результаты – ответ на вызовы современности: неопределенность, противоречивость, альтернативы. Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения в ситуации неопределенности.

Тогда процедуры, предназначенные для оценки качества образования, должны обеспечить качественный сбор информации, необходимой для системы образования. Таким образом, система оценивания эффективна, если наряду с такими важными компонентами, как надежный инструментарий, качественный анализ и представление результатов, вовлечение и поддержка всех заинтересованных сторон, реализована качественная процедура проведения оценивания.

Все процедуры оценки качества образования, по отношению к участникам оценивания, делятся на:

- «Безответственные» – не влияющие на аттестацию и служащие для обеспечения «обратной связи» для управленцев в образовании (международные, национальные и региональные мониторинги);

- «Ответственные» – влияющие на дальнейшую учебную или жизненную траекторию участника и служащая для аттестации, отбора (рейтингования) (государственные экзамены).

  • первом случае «лукавая» система сбора информации приведет к получению недостоверных данных, принятию неверных решений, а во втором случае, кроме указанных последствий, ещё и может негативно повлиять на судьбу конкретных участников. Первую группу процедур оценки качества образования можно условно считать процедурами с «низкими» ставками, вторую группу процедур – с «высокими» ставками.

К программам оценки с «высокими ставками» относятся процедуры государственных национальных экзаменов, ввиду их особой значимости для принятия и реализации жизненно важных решений по продолжению образования и затрагивания интересов миллионов граждан страны, прежде всего учеников и их родителей. К программам оценки с «низкими ставками» относятся процедуры крупномасштабного оценивания (мониторинговые и диагностические исследования), а также внутриклассное оценивание (на мой взгляд наиболее важная процедура оценивания образовательных результатов, поэтому необходимо владеть эффективными технологиями её проведения).

Цель любой системы оценки качества образования:

  1. Создание единой, оптимальной, логично выстроенной серии взаимодополняющих, обеспечивающих преемственность, процедур оценки качества образования.
  2. Правильное  использование  и  интерпретация  результатов  проведения  оценочных

процедур.

  1. Достижение сбалансированности деятельности участников оценочных процедур, консолидация усилий в повышении качества образования;
  2. Изменение подходов к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий.

Тенденции изменений в системах оценки качества образования

Изменение целевых установок (от оценки знаний, умений и навыков к оценке грамотности, компетенций и личностных качеств).

Изменение        концептуальных        рамок        оценки        и        изменение        инструментария        (изменение

основных        характеристик        заданий,        увеличение        доли        контекстных        заданий,        уменьшение        доли

структурированных заданий). 

Изменение в технологиях (переход на электронные носители, введение интерактивных заданий).

Управление системой образования – это сложный и дорогостоящий процесс. Всегда важно иметь достоверную информацию о результатах обучения.

Создание системы оценки качества образования призвано обеспечить надёжной информацией о состоянии и развитии системы образования на разных уровнях всех участников образовательных отношений.

Вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты ВПР для повышения качества образования, представляется ключевым. Все способы использования данных ВПР могут быть разделены на две категории:

- использование для принятия решений в отношении конкретных учащихся (например: диагностика проблем в обучении — определение мер по их преодолению — корректировка образовательного процесса);

- использование для принятия решений в отношении системы образования на одном из её уровней: учреждения, муниципалитета, региона, системы в целом (например: оценка деятельности образовательного учреждения с целью принятия решения о его аккредитации или проектирования «шага развития».

Результаты ВПР позволяют:

- оценить качество преподавания определенных предметов в конкретных школах и отдельных регионах;

- проконтролировать работу учителей предметников;

- продемонстрировать родителям реальный уровень знаний их детей;

- указать учителям и самим детям, каким темам стоит уделить больше внимания;

- строить дальнейшую стратегию развития образования с учетом реального положения.

При подготовке к ВПР важно учитывать анализ результатов ВПР прошлых лет. И сопоставить общие результаты с результатами в вашем классе.

Рособрнадзор направил в регионы результаты ВПР 2018. Ведомство считает, что результаты ВПР 2018 необъективны в отдельных школах. Поэтому создан банк школ, в которых ведомство выявило необъективные результаты по русскому языку и математике в 4-5 классах. К счастью, нашей образовательной организации в данном списке нет.

Как сообщает ведомство, в некоторых школах результат выполнения ВПР оказался заметно выше среднего результата по региону, при этом школа не является лицеем или гимназией с углубленным изучением данных предметов, и полученные результаты не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ у выпускников.

Кроме того, анализировались средние проценты выполнения каждого задания учащимися: если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать, что с более сложными заданиями школьникам помогли справиться их учителя.

«Объективность результатов крайне важна во всех оценочных процедурах в системе образования. Это необходимо не для того, чтобы наказать директоров школ и учителей, если учащиеся показали слабые результаты. Это нужно, чтобы оказать таким школам методическую поддержку и повысить качество образования. Мы очень рассчитываем, что опыт этого года будет учтен школами и регионами в следующем учебном году, и по итогам проведения ВПР мы увидим более объективную картину без попыток искусственно завысить результат»,  отметил Сергей Кравцов.

После проведения ВПР в нашей школе всегда:

  1. Проводится анализ полученных результатов,  были выявлены проблемные зоны (основные ошибки), которые допустили обучающиеся.
  2. На заседании ШМО учителя знакомятся с анализом ВПР. Вырабатывается стратегия исправления основных ошибок, допущенных при выполнении заданий ВПР:
  • вести планомерную работу по формированию у обучающихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями;
  • включение во все уроки учебных предметов, согласно учебному плану, заданий по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; заданий развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности обучающихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану;
  • разработка индивидуальных маршрутов коррекционной работы для обучающихся с низкими результатами ВПР.
  1. Учителям рекомендовано использовать при проведении уроков элементы заданий ВПР и выстраивать траекторию индивидуальных и групповых занятий  с учётом результатов ВПР. Для этого было принято решение  продолжить ведение карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося в соответствии с планируемыми результатами.

В заключении необходимо  отметить, что ВПР ставит перед  учителями ряд вопросов:

  • В чём заключаются  положительные стороны проведения ВПР?
  • Какие результаты достигнуты?
  • Насколько они значимы в образовательном процессе?
  • Какие меры надо принять для улучшения полученных результатов?

Пытаясь ответить на эти вопросы,  мы приходим к выводу, что проведение ВПР имеет свои положительные стороны:

- это единые для всей страны задания;

- это единые требования, предъявляемые к процедуре проведения работы;

- задания ВПР направлены на выявление общего уровня подготовки обучающихся, независимо от того по какому УМК проводилось обучение.

- результаты ВПР необходимо использовать для проведения детальной диагностики уровня общеобразовательной  подготовки обучающихся по данным предметам, для совершенствования методики преподавания учебных предметов, определения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, для регулирования программ обучения, так как   образовательное учреждение несёт ответственность за качество предоставляемых услуг.

Чтобы сохранить объективность результатов ВПР федеральной службой по надзору в сфере образования были разработаны методические рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов.  Рекомендую изучить их на заседаниях ШМО и готовясь к проведению ВПР в 2018 – 2019 учебном году строго следовать данным рекомендациям.

"Контрольные работы были всегда, но раньше школа сама брала их из каких-то пособий, выпущенных книжек, возможно, задания составлялись учителями. Непонятно, насколько они были схожи по всей стране, в какое время проводились и как оценивались. Введение всероссийских проверочных работ позволяет школам использовать единые материалы, соответствующие образовательным стандартам, которые разрабатываются специалистами на федеральном уровне. Учителя могут не только оценить уровень своих учеников по единым для всей страны критериям, но и дать возможность ученикам сравнить себя со всеми школьниками России", -  считает руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования ФИОКО Сергей Станченко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Современная  школа многообразна и сложна и  непрерывно изменяется. В условиях модернизации наблюдается рост конкуренции среди образовательных учреждений, и как следствие этого,  перед л...

Доклад "Использование результатов диагностики ВПР для повышения качества образования"

Как можно использовать результаты диагностик ВПР для повышения качества образования. Поэлементный анализ...

«Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества математического образования».

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, используемые в практике обучения математике....

Использование результатов ГИА в системе оценки качества образования

Оценка качества образования — один из важнейших аспектов системы управления образованием региона. Критериальный аппарат системы оценки качества необходимо постоянно совершенствовать, к...

Повышение качества образования за счет организации проектно-исследовательской деятельности.

В настоящее время модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индив...

Практика использования результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования

С учетом основной цели проведения оценочных процедур – управление качеством образования – под интерпретацией результатов процедур оценки качества образования следует понимать процесс обраб...