ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
статья

Куликова Елена Николаевна

Данный материал предназначен для проведения педагогического совета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_na_temu_tsifrovizatsiya_shkol_.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

«БЕЗ СТРЕМЛЕНИЯ К НОВОМУ НЕТ ЖИЗНИ,

НЕТ РАЗВИТИЯ, НЕТ ПРОГРЕССА».

В.Г. БЕЛИНСКИЙ

Цифровая образовательная среда – эта та реальность, в которой живёт современное общество. Технологии всё быстрее и быстрее проникают в нашу жизнь, в том числе и в образование. Образование должно не только идти в ногу со временем, но и опережать его. Поэтому тема педагогического совета - «Цифровая трансформация образования: вызовы времени» была выбрана не случайно.

На современном этапе развития общества вопросы тщательного изучения такого феномена, как образовательная среда, в общей проблематике исследований качества образования выходят на первый план. Если в ХХ веке в условиях доминирования репродуктивной модели обучения почти всю совокупность образовательных результатов обеспечивал педагог, и, соответственно, практически только от его знаний и способности их передать зависело качество подготовки выпускников, то сегодня в связи с востребованностью компетентного подхода, который, помимо способности воспроизводить знания, требует от человека учебной самостоятельности, навыков сотрудничества и конкуренции, работы в виртуальных средах, умения исследовать и проектировать, критично важным становится все окружение обучающегося.

7 мая 2018 был опубликован текст Указа Президента России Владимира Владимировича Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который вступил в силу со дня его официального опубликования.

Указ подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»:

  • «Поддержка семей, имеющих детей»;
  • «Цифровая образовательная среда»;
  • «Современная школа»;
  • «Успех каждого ребёнка»;
  • «Учитель будущего»;
  • «Молодые профессионалы»;
  • «Новые возможности для каждого»;
  • «Социальная активность»;
  • «Экспорт образования».

ЦОС - одна из главных частей российского проекта «Образование», утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года. На её создание планируется выделить по крайней мере 79,8 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы.

Если вкратце, ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.

ЦОС включает в себя:

- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;

- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;

- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Главная задача ЦОС - создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Предполагается, что уже к 2024 году ЦОС внедрят в 75 субъектах Российской Федерации для более 500 тысяч школьников.

Проект должен стать стимулом для обновления содержательной базы образования и дать школьникам вместе с учителями возможность лучше ориентироваться в цифровом пространстве.

По мнению авторов стратегии, ЦОС поспособствует улучшению качества образования, ведь педагоги будут повышать квалификацию с большей эффективностью, а школы получат нужную инфраструктуру.

Невзирая на распространённый в обществе стереотип, введение ЦОС не означает переход на дистанционное обучение либо отказ от непосредственного посещения детьми учебных заведений. ЦОС расширяет интерактивность получения знаний, а не заменяет личное общение с учителем.

В федеральном проекте перечислены такие преимущества повсеместного внедрения ЦОС, как:

- Всеобщий доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);

- Доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, которые способствуют расширению и углублению предметных знаний;

- Цифровые решения, которые позволят ребёнку, не имеющему возможности посещать школу из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с классом и учителем во время урока;

- Интеграция государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;

- Возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;

- Автоматизация процессов внутри школы для разгрузки педагогов от бумажной работы.

C 1 сентября 2020 года ЦОС ввели в нескольких регионах Российской Федерации. В эксперименте, который продлится в 2020–2022 годах, примут участие школьники 14 субъектов РФ. Республика Мордовия  вошла  в их число, но  работа  ведётся полным ходом, и мы ощущаем это на себе.

Эксперимент будет считаться успешным в случае, если достигнет следующих целей:

- Предоставление равного доступа к платформе ЦОС всем участникам образовательного процесса;

- Повышение с помощью ЦОС качества знаний;

- Предоставление государственных услуг как можно большему количеству людей и рост трафика использования ЦОС, прежде всего учениками.

- Построение индивидуального учебного плана с помощью ЦОС;

- Сокращение бюрократического аппарата и снижение интенсивности документооборота образовательных организаций;

По словам министра просвещения Сергея Кравцова, успешная реализация целей проекта позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан России, подготовив страну к переходу на новый технологический уклад – к цифровой экономике.

Хотя в настоящее время ЦОС не заменяет классическую классно-урочную систему образования, она создаёт условия для внедрения электронного образования, в том числе технологий дистанционного обучения.

Весна 2020 года дала старт онлайн-образованию в нашей стране. В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции российское образование перешло на дистанционное обучение. Наша жизнь быстро поменялась – представления о работе, бизнесе, преподавании стали совсем другими. Стремительное включение онлайн-образования в нашу жизнь заставило изучать и тестировать «на ходу» образовательные платформы и ресурсы, которые нам предлагали. Обратная связь от обучающихся – одно из условий учебного успеха, видеть понимание и заинтересованность в их глазах – дорогого стоит. Для эффективного проведения удаленного занятия хотелось максимально точно воспроизвести формат традиционного занятия. И в то же время учитывать, что ребенок сидит перед монитором и нам необходимо сберечь его здоровье.Всем нам, в срочном порядке, пришлось перестраивать свои занятия на дистанционный формат. Но - «Кто хочет — ищет способы…» И в этот сложный момент на помощь преподавателям пришли цифровые образовательные ресурсы. ЦОР – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств ИКТ. Учителям приходилось «на ходу» разбираться в них и находить наиболее подходящие платформы и сайты для обучения учащихся. Пробовали и «Учи.ру», и «Яндекс.Учебник», и «Я-класс», и «Инфоурок». Пробовали проводить онлайн-уроки через  «Учи.ру». Но в итоге многие учителя остановились наZoom. Это - одна из наиболее популярных по многочисленности пользователей платформа, сервис для проведения вебинаров, конференций и онлайн-занятий. Работа с ЦОР научила нас быть продвинутыми их пользователями и дала возможность использования цифровых ресурсов в дальнейшем. Так, многие учителя во время дистанционного обучения использовали образовательные порталы для проведения обучающего текущего либо итогового контроля (это платформы «Учи.Ру», «Яндекс.Учебник», «Я-класс» и др.)И сейчас так и продолжают создавать для учащихся карточки, это помогает отследить пробелы в изучаемом материале, даёт возможность отработать навыки и закрепить пройденное. Так. На платформе «Учи.ру» работают многие учителя нашей школы. «Учи.ру» -онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.  Первое, что обращает на себя внимание помимо приятного дизайна и симпатичных иллюстраций — возможность не просто выполнять задания и решать задачи, а получать в процессе решения новые знания. Система автоматически «общается» с учеником, предлагая ему только те задания, к прохождению которых он уже готов. Если же ученик не справляется с решением, система подсказывает ему, что нужно сделать, чтобы получить правильный ответ.

Как работает: предполагается два типа регистрации в системе — для учителей и для родителей. Учителям и их ученикам предоставляется полностью бесплатный доступ в дневное время. Если у ребенка появляется желание заниматься с Учи.ру по вечерам, родители могут приобрести для него доступ без временных ограничений. Стоимость сервиса от 95 до 250 рублей в месяц в зависимости от тарифного плана.

.

        Неоценима помощь цифровых образовательных платформ при подготовке к  ОГЭ. Сегодня вопрос сдачи основного  государственного экзамена, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 9-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации. В ходе развития современного образования на первое место выходит самостоятельная работа, грамотно организованная учителем. Правильно организовать такую работу учителю помогают современные электронно- образовательные ресурсы. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет- ресурсами, использовать On-line тестирование по предмету.Работа на сайтах по подготовке к ОГЭ даёт возможность быть готовым к экзамену, знать соответствующие требования, набраться опыта в прохождении тестов, сформировать теоретическую базу знаний и морально настроится на их испытание. Смысл всех этих сайтов сводится к одному – предупрежден, значит, вооружен, применительно к ОГЭ – вооружен знанием.
Еще одним важным направлением использования цифровой образовательной среды является дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады.  Преимущества дистанционных конкурсов и олимпиад в том, что они позволяют обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание. Это: доступность; экономия времени; участие не только одаренных, но и слабоуспевающих детей; участие в любое время, в любом месте; возможность пополнения своего портфолио. Участие в дистанционных конкурсах - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.

Таким образом, использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов оптимизирует учебную деятельность, сокращает время освоения учебного материала, предоставляет дополнительные сведения для повышения уровня развития обучающихся  . Однако следует отметить, что применение информационных компьютерных технологий не заменяет традиционных технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации и наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, тем самым улучшает качество образовательного процесса.В завершение хочется отметить, что реализация проекта «Цифровая образовательная среда», действующего в рамках нацпроекта «Образование», значительно расширит возможности для предоставления качественного современного образования всем учащимся, включая детей с особенностями здоровья, независимо от места проживания. А в том, что он будет реализован- сомневаться не приходится. Это дело времени. Цифровизация образования неизбежна, а значит, необходимо использовать все ее возможности, чтобы обеспечить доступ к качественному образовательному контенту детей и тем самым повысить общий уровень образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ?

Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательны...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах....

Цифровая трансформация образования

Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира и важным ресурсом развития образования в нашей стране. Необходимость активизации процессов цифровизации...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Национальный проект «Образование»: нормативное, организационное и содержательное обеспечение федеральных проектов...