ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
консультация

Программа МАУ ДО "Спортивная школа №1" по здоровьесбережению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovesberezheniya.docx54.7 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО «СШ №1»

___________________ А.А. Головков

«____» ______________ 2023 г.

ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

МАУ ДО «ДЮСШ №1»

«ЗДОРОВЬЕ – ПУТЬ К ПОБЕДЕ!»

на 2023-2026 годы

Срок реализации программы: 3 года

Составитель: заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МАУ ДО «СШ №1» Е.О. Черняновская

Тамбов, 2023

Пояснительная записка

Здоровьесбережение – это одна из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день. Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье современных воспитанников во всем его комплексном проявлении – здоровье души и тела.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять здоровье.

Народная мудрость гласит «Береги здоровье смолоду». И эти слова достаточно точно характеризуют современную реальность. Именно проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является актуальнейшим вопросом современности. Специалисты разных областей в один голос заявляют о резком ухудшении основных показателей здоровья среди детей и подростков: медики отмечают увеличение процента детей так называемой группы риска; психологи и социальные работники заявляют о низкой степени адаптированности подрастающего поколения к социуму, и как следствие склонности к противоправным и асоциальным действиям. Источником данных проблем является целый ряд факторов: это плохая экология, низкий социально-экономический статус жизни, различные патологии беременности и родов, отсутствие четких нравственных критериев и ориентиров, чрезмерное эмоционально-психологическое напряжение, влекущее за собой развитие хронического стрессового состояния, недостаточное внимание со стороны государства к потребностям и проблемам развития подрастающего поколения. И здесь на помощь обществу в воспитании духовно и физически здорового поколения может прийти физическая культура и спорт, как одно из эффективнейших и действенных средств.

Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Нормативно-правовая база

Программа здоровьесбережения МАУ ДО «СШ №1» г. Тамбова «Здоровье – путь к победе!» разработана с учетом основных законодательных актов и нормативно-правовых документов:

  • Международная Конвенция о правах ребенка от г.;
  • Конституция Российской Федерации от г.;
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. №273-ФЗ;
  • Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от г. №329-ФЗ;
  • Постановление правительства РФ Распоряжение от № 2148-р Развитие образования на 2013-2020 годы;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от #1075;. №41 «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ г №22660);
  • Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года №172. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»;
  • Указ Президента Российской Федерации от г. №761 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от г. №613-н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (Зарегистрировано в Минюсте РФ №18428);
  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от г. №1125;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от г. №614н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
  • Устав МАУ ДО «СШ №1»;
  • Положение о структурном подразделении МАУ ДО «СШ №1» - СОЛ «Салют».

Участники:

  • обучающиеся;
  • тренеры-преподаватели;
  • родители;
  • педагогические работники;
  • социальные партнеры (спортивные Федерации г. Тамбова и Тамбовской области, ТОГБУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер», общеобразовательные организации г. Тамбова, МАУ стадион «Спартак» ).

Особенности осуществления образовательного

и воспитательного процесса

Детско-юношеская спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.

Обучение и проведение учебно-тренировочной работы в группах осуществляется по видам спорта с постоянным составом детей в возрасте преимущественно с 6 до 18 лет поэтапно. Воспитательные задачи реализуются в процессе учебно-тренировочных занятий и во внеурочной деятельности обучающихся.

Спортивно-административный комплекс МАУ ДО «ДСШ №1» располагается по адресу: г. Тамбов, ул. Широкая, д. 8

Обеспечение безопасности Учреждения осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению комплексной безопасности МАУ ДО «СШ №1».

Медицинское обеспечение обучающихся осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от г. № 614н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» и других нормативных актов, принимаемых федеральным органом управления в сфере здоровьесбережения.

Врачебный контроль (диспансеризацию) обучающихся проводит ТОГБУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер» 2 раза в год с обучающимися по программам всех уровней сложностей подготовки. Перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы учащиеся проходят дополнительный медицинский осмотр.

Тренеры преподаватели диагностируют проблемы обучающихся с помощью таких методов, как дискуссия, анкетирование, опрос, тестирование.

Также при разработке образовательной программы учтены:

  • возможности образовательной среды МАУ ДО ДЮСШ №1;
  • уровень квалификации и профессионализма тренеров-преподавателей;
  • материально-техническое обеспечение учебного процесса;
  • традиции, сложившиеся за годы работы МАУ ДО «ДЮСШ №1», традиционные турниры и соревнования, участие в городских и областных конкурсах различной направленности и т.д.

Анализ организации рабочего пространства спортивного зала

МАУ ДО «СШ №1»

(адрес: г. Тамбов, ул. Широкая, д. 8)

Требование СанПиН

Соответствует/

не соответствует (в чем несоответствие)

Негативное воздействие на уч-ся (при несоответствии)

Меры предупреждения/

минимализации негативных воздействий (при несоответствии)

1

Стены, пол дают возможность проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств

соответствует

---

---

2

Помещение спортзала имеет естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями и СанПиН

соответствует

---

---

3

Состав и площадь спортивного зала

соответствует

---

---

4

Режим занятий детей

соответствует

---

---

5

Оборудование помещений для переодевания

соответствует

---

---

6

Система отопления и вентиляции

соответствует

---

---

7

Воздушно-тепловой режим

соответствует

---

---

8

Требования к помещениям для занятий спортом и их оборудованию

соответствует

---

---

9

Организация образовательного процесса

соответствует

---

---

10

В спортивном зале имеется термометр, рекомендованную температуру легко поддерживать, имеется возможность осуществлять как сквозное, так и частичное проветривание

соответствует

---

---

Срок и этапы реализации программы

Срок реализации: 3 года (2023-2026 гг.)

Первый этап: Подготовительный (2023-2024 гг.).

  1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в ДЮСШ №1.
  2. Подготовка программно-методического обеспечения.
  3. Ознакомление родителей и обучающихся с Программой здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
  4. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
  5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».

Второй этап: Практический (2024-2025 гг.). Реализация Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2025-2026 гг.).

  1. Анкетирование родителей, обучающихся, тренеров-преподавателей на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы.
  2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся и спортивных результатов до и после реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся на здоровый образ жизни.
  4. Обсуждение итогов реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» в педагогическом коллективе, родителей, обучающихся.
  5. Коррекция Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» по итогам реализации. Публикации, распространение опыта.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание здоровьесберегающей среды в МАУ ДО «СШ №1», направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здоровья обучающихся и на повышение качества образования.

Реализации поставленной цели способствует решение трех групп задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных.

Образовательные:

  • четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ДЮСШ №1;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения воспитанников, использование технологий занятий, сберегающих здоровье учащихся;
  • внедрение новейших методик физической и спортивной подготовки обучающихся;
  • повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и программ по видам спорта.

Воспитательные:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения детей и подростков;
  • реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
  • культивирование идеалов мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи;
  • проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.

Оздоровительные:

  • совершенствование системы спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;
  • разработка комплекса мероприятий способствующих максимальной адаптации организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки;
  • укрепление здоровья и развитие навыков здорового образа жизни и стойкого интереса к занятиям в избранном виде спорта;
  • ведение диагностики динамики состояния здоровья воспитанников.

Направления деятельности

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья;
  • составление расписания учебно-тренировочных занятий на основе санитарно-гигиенических требований;
  • четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния СШ №1;
  • организацию плановых медицинских осмотров обучающихся;
  • обязательное медицинское обследование;
  • соблюдение питьевого режима.

Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, приема допинга, а также, гигиены спорта, режима дня спортсмена, здоровое питание спортсмена;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, а также, гигиены спорта, режима дня спортсмена, здоровое питание спортсмена;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
  • культивирование идеалов мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи.

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие мотивации к занятиям спортом;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров СШ №1 к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
  • общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
  • режим дня.

Принципы реализации

Основополагающие приоритеты Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» следующие:

Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися. Опираясь на индивидуальные особенности, тренер-преподаватель всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование воспитанников интереса к познавательной деятельности, на высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Большое внимание уделяется принципу всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.

Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Ожидаемые результаты

  • увеличение числа детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  • повышение функциональных возможностей организма воспитанника;
  • развитие физического потенциала обучающихся;
  • рост спортивных результатов;
  • повышение приоритета здорового образа жизни;
  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
  • апробирование элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
  • повышение уровня самостоятельности и активности;
  • установка на использование здорового питания;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности тренеров-преподавателей в сохранении и укреплении, как здоровья воспитанников, так и своего здоровья;
  • использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • сформированность навыков безопасного поведения;
  • сведение к минимуму случаев спортивного травматизма.
  • разработка программы по здоровьесбережению и подпрограмм;
  • разработка рекомендаций для родителей, администрации СШ №1 и тренеров-преподавателей, позволяющих систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.

Системы организации контроля за выполнением программы

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы:

  • проведение заседаний Методического совета школы;
  • посещение занятий, а также мероприятий, проводимых по здоровьесбережению;
  • Создание методической копилки опыта;
  • Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в группах;
  • сбор статистики о динамике развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, образовательной и воспитательной деятельностью обучающихся в свете формирования здорового образа жизни.

План мероприятий по реализации программы

Организационные мероприятия

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1

Составление рационального расписания занятий

Сентябрь

Зам. дир. по УВР

Инстурктор-методист

2

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в помещениях ДЮСШ №1

В течение года

Зам. дир. по АХР

3

Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности с обучающимися

Сентябрь/январь

Тренеры-преподаватели

4

Проведение медицинского осмотра тренеров-преподавателей

1 раз в год

Методист

5

Определение групп здоровья обучающихся

Сентябрь-Октябрь

Тренеры-преподаватели

6

Учет посещаемости занятий

В течение года

Тренеры-преподаватели

7

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (выступления на родительских собраниях на тему «Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей»)

Ноябрь

Тренеры-преподаватели

8

Поддержание в спортивных залах надлежащих санитарно – гигиенических условий

В течение года

Заведующий хозяйством

Тренеры-преподаватели

9

Обеспечение хранения спортивного инвентаря

В течение года

Зам. дир. по АХР

10

Соблюдение воздушного режима в спортивных залах

В течение года

Тренеры-преподаватели

11

Обеспечение готовности спортивных помещений, системы отопления для работы в зимний период

октябрь

Заведующий хозяйством

12

Проведение анкетирования, тестирования, социологического исследования по вопросам физического, психического здоровья, по вредным привычкам

В течение года

Тренеры-преподаватели

13

Проведение бесед о вреде курения, употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств

В течение года

Тренеры-преподаватели

14

Проведение спортивно-массовых мероприятий в школе, участие в окружных, городских спортивно – массовых мероприятиях

В течение года

Тренеры-преподаватели

15

Организация отдыха учащихся в летний период

июнь-август

Начальник лагеря

Методическое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

  1. Состав педагогического коллектива

В реализации программы участвуют опытные педагоги: тренеры-преподаватели, медицинские работники

Территория, помещения

При работе используются территории общеобразовательных школ, , пришкольных и загородных оздоровительных лагерей.

  1. Оборудование

Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь:

  • спортивный: мячи, сетки, эспандеры, скакалки, обручи, кегли, а также настольные игры;
  • аппаратура: магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски;
  • бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве;
  • фотоаппарат, видеокамера;
  • канцелярские товары;
  • призы, грамоты.

Необходима и методическая литература: сценарии мероприятий, викторин, конкурсов, опросники, тесты, анкеты и пр. (Приложение 1).

Литература

  1. Афанасьев С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. /М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004.
  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004.

Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003.

  1. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
  2. Здоровьесберегающая деятельность/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.-Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Здоровью надо учить! Абаскалова Н.П. /М.: ООО « Издательская компания «Лада», 2000.
  4. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост. Трепетунова Л.И. и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
  5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
  7. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / Вологоград: Учитель, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по программе здоровьесбережения "Соревнование классов, свободных от курения".

Данный материал может быть использован для проведения мероприятий, направленных на здоровьесбережение школьников....

Программа здоровьесбережения на уроках математики

План:ВведениеПрограмма «Здоровье». Этапы реализации программыЗдоровьесберегающие технологии на уроках математикиЗдоровьесберегающая среда  - это среда педагогической культурыСписок литературыВвед...

Программа "Здоровьесбережение школьника при нарушении речи"

Пояснительная запискаВ последнее десятилетие отчетливо наблюдаются  тенденции к ухудшению здоровья и физического развития людей. Сохранение и укрепление здоровья школьников – ведущее направл...

Программа здоровьесбережения «В здоровом теле – здоровый дух!» (2013-2016 гг.)

Программа здоровьесбережения«В здоровом теле – здоровый дух!»(2013-2016 гг.)...

Программа здоровьесбережения ГКВОУ ЦО Самарской области

Программа здоровьесбережения Центра образования Самарской области "Школа - территория здоровья"(с приложениями), разработанная мною в 2009г....

Разработка ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ по теме: «Со здоровьем мы друзья»

Цель программы: Создание  условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, через использование педагогических технологий и методических приемов....

Программа здоровьесбережения «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения " МБОУ Тарасовская СОШ №2 на 2015-2020 учебные годы

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.ЦЕЛЬ: формирование у обучающ...