Статья "Методическое сопровождение педагогов в ГБОУ "Кижингинская школа-интернат среднего общего образования". Сборник научно-методических статей и разработок по итогам конкурсов профессионального мастерства педагогов. Киров 2023
учебно-методический материал
Эффективные практики наставничества: педагогический поиск, решения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Потапова И.И.,
почетный работник общего образования РФ,
заместитель директора по УВР, учитель физики
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат соо»,
Сопровождение педагогов в форме наставничества в ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Указом Президента РФ от 27.06.2022 №401 «О проведении в РФ Года педагога и наставника» 2023 год объявлен годом педагога и наставника, также в Указе Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится «К 2024 году необходимо обеспечить решение следующих задач: …создание условий для развития наставничества…». «О разработке и внедрении системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях» говорится и в Распоряжении Правительства РФ от 31.12.2019 №3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста». Понятно, что тема наставничества очень актуальна в наше время. Система наставничества это «универсальный механизм обеспечения личностно-профессиональной социализации индивида, социально-педагогическая технология организации и сопровождения его личностного, профессионального развития, мотивации, роста, мастерства, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств». Важно понимать, как внедрить и контролировать систему наставничества, как выбрать наставника и прописать обязанности, какие проблемы возникают и как их решить.
В 2022-2023 учебном году коллектив школы на педагогическом совете были рассмотрены вопросы концепции развития наставничества и решено внедрить в образовательный процесс систему наставничества, следуя методическим рекомендациям по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо Минпросвещения России от 21ю.12.2021 № АЗ-1128/08 и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 №657). Понятно, что элементы наставничества, конечно, присутствовали и раньше при работе с молодыми педагогами школы, но это было трудно назвать системой. На данный момент в нашей школе работали и продолжают работать три молодых специалиста. Цель, которую мы определили – успешное закрепление молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
А задачи были поставлены следующие:
1. Облегчение процесса адаптации молодого учителя в педагогическом коллективе, успешное закрепление молодого учителя на рабочем месте;
2. Выявление профессиональных затруднений молодого учителя и оказание необходимой помощи в их преодолении.
3. Создание условий для развития профессиональных навыков молодого учителя, в том числе в части содержания образования, применения различных образовательных методик и технологий, форм и средств обучения и воспитания, навыков профессионального общения с коллегами, обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся.
4. Ориентация молодого учителя на использование в своей деятельности передового педагогического опыта.
5. Формирование мотивации молодого учителя к самообразованию и профессиональному совершенствованию.
6. Отслеживание динамики развития профессиональной деятельности педагога.
Рабочая группа по внедрению системы наставничества разработала все необходимые локальные акты школы по наставничеству, ознакомила коллектив школы с ними. Выбраны наставники для наших молодых педагогов. Наставники были выбраны таким образом, что преподаваемый предмет у пары совпадал. Конкретно в нашей школе созданы такие пары: учителя математики (Будожапова В.Б. и Борисова В.Н.), учителя английского языка (Токтонова С.А. и Тушинова Д.Ш.) и учителя начальных классов (Шойенова Д.В. и Банзаракцаева О.С.). Каждая наставническая пара разработала свои персонализированные программы наставничества, в которых имеется план мероприятий в рамках наставничества. В конце года проведены встречи по итогам реализации программы наставничества, где оценивали эффективность и результативность совместной работы, удовлетворенность совместной деятельностью и наметили план дальнейшего взаимодействия.
Один из показателей результативности работы в рамках наставничества это успешное участие в профессиональных конкурсах. Каждая пара в этом учебном году участвовала в профессиональных конкурсах «Лучшая наставническая пара». Так, например, учителя математики в марте этого года приняли участие в открытом межрайонном профессиональном конкурсе «Лучшая наставническая пара», в рамках открытого методического фестиваля «Территория творчества» на базе МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева». В этом конкурсе участвовали наставнические пары учителей математики и физики. Пара нашей школы заняла почетное второе место. Открытый урок был дан по теме «Способы приумножения семейного бюджета», с целью повышения уровня функциональной грамотности, а также предметных, метапредметных и личностных результатов. Также наша школа в апреле этого года выступила организатором и инициатором муниципального конкурса профессионального мастерства «Лучшая наставническая пара» в рамках семинара учителей начальных классов Кижингинского района «Цифровая образовательная среда на уроках начальной школы», посвященная году педагога и наставника. В этом конкурсе две наши пары приняли участие, это учителя начальных классов и учителя английского языка. Уроки данного конкурса должны были быть разработаны в соответствие с требованиями ФГОС и с применением цифровой образовательной среды. В этом конкурсе приняли участие учителя МБОУ «Кижингинская сош им. Х. Намсараева», МБОУ Кижингинский лицей и ГБОУ «Кижингинская школа-интернат соо». Наши пары заняли 1 и 3 места в данном конкурсе, с открытыми уроками по темам: «Математика сердца» и ««Простое прошедшее время правильных глаголов».
В декабре 2022 года наша школа провела расширенный практико-ориентированный семинар учителей физики, химии и биологии Кижингинского района «Цифровая образовательная среда на уроках естественнонаучного цикла». В семинаре приняли активное участие учителя физики, биологии и химии практически всех школ Кижингинского района. Программа семинара была обширной, были даны четыре открытых урока, с применением цифровых лабораторий и цифровой образовательной среды, четыре мастер-класса по использованию цифровой образовательной среды на уроках естественнонаучного цикла. В рамках этого семинара также были даны открытые уроки по физике наставническими парами:
- урок физики в 11 классе «Геометрическая оптика», наставническая пара: учитель физики высшей категории ГБОУ «Кижингинская школа-интернат соо» – Потапова Ирина Ивановна и учитель физики МБОУ Сулхаринская сош – Нимбуева Дашима Зоригтуевна;
- урок физики в 9 классе «Высота, тембр и громкость звука», наставническая пара: учитель физики высшей категории ГБОУ «Кижингинская школа-интернат соо» и МБОУ «Кижингинская сош им. Х. Намсараева» – Намжилова Сэсэгма Шоеновна и учитель физики МБОУ Кижингинский лицей им. В.С. Мункина – Балданова Гэрэлма Номтоевна.
Учителей физики не хватает не только в нашем районе, но и в целом по республике и стране. В основном учителя физики Кижингинского района это люди, которые прошли переподготовку, и им конечно, нужна помощь, консультация и даже простая человеческая поддержка со стороны более опытных коллег. Поэтому совместно с руководителем районного методического объединения учителей физики Намжиловой С.Ш. было принято решение о создании системы наставничества в рамках районного методического объединения учителей физики. Первые результаты работы мы показали на этом семинаре, в дальнейшем еще три пары района приняли участие в открытом межрайонном профессиональном конкурсе «Лучшая наставническая пара», в рамках открытого методического фестиваля «Территория творчества» на базе МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева».
Подводя итоги сказанному, можно точно сказать, что наша работа по созданию системы наставничества, очень важна и актуальна в наше время, она дает большой потенциал развития не только молодому специалисту, но и самому наставнику, а также способствует успеху образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц». ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Приказ о подведении итогов МЭ конкурса профессионального мастерства "Педагог года - 2021"
19 марта 2021г подведены итоги муниципального этапа конкурса "Педагог года - 2021" среди педагогов ОО Ельниковского муниципального района....
Информация об итогах XVII Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»(региональный этап)
Информация об итогах...

Приказ №127-0 Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2019»
Приказ №127-0 Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2019»...

