Золотое сечение в природе
презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме
Презентация "Золотое сечение в природе": история золотого сечения, золотое сечение в живой и неживой природе, золотое сечение тела человека, филлотаксис, числа Фибоначчи в природе. Применяется на уроках математики 5-9 классов, и уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели проекта: Познание математических закономерностей в мире, определение значения математики в мировой культуре и дополнение системы знаний представлениями о «Золотом Сечении» как гармонии окружающего мира. Формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Формирование навыков решения ключевой проблемы в процессе сотрудничества и создания продукта, полезного обществу. Обучение работе с информацией и медиасредствами для расширения кругозора и развития творческих способностей.
Проблема : Существование гармонии в окружающем нас мире. Применение знаний о золотом сечении в исследовании объектов города Батайска.
Задачи проекта: Подобрать литературу по теме. Провести исследования по следующим направлениям: Ознакомиться с историей золотого сечения Исследование пропорций тела человека по Цейзингу Нахождение золотой пропорции тела человека на примере обучающихся МОУ СОШ№4 г.Батайск Найти подтверждение наличия золотого сечения в природе Выводы по исследуемой теме
История «Золотого сечения» В Древнем Египте существовала «система правил гармонии», основанная на Золотом Сечении. В Древней Греции Золотое Сечение было своеобразным каноном культуры, который пронизывает все сферы науки и искусства. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания. В толковании древних греков понятие золотого сечения, и понятие гармонии идентичны. Согласно Пифагору гармония имеет численное выражение , то есть, она связана с концепцией числа. Евклид излагает теорию Платоновых тел, которая является существенным разделом геометрической теории Золотого Сечения. Теория гармонии Древних
Два главных Платоновых тела, додекаэдр и икосаэдр, основаны на Золотом Сечении. Икосаэдр и додекаэдр
Ряд Фибоначчи С историей золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи. Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Каждый член последовательности, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих, а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. Все исследователи золотого деления в растительном и в животном мире, искусстве, неизменно приходили к ряду Фибоначчи как арифметическому выражению закона золотого деления.
«Золотая Пропорция» - главный эстетический принцип эпохи Средневековья Эпоха Возрождения ассоциируется с именами таких «титанов», как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Николай Коперник, Альберт Дюрер, Лука Пачоли. Имеется много авторитетных свидетельств о том, что именно Леонардо да Винчи(1452-1519) был одним из первых, кто ввел сам термин «Золотое Сечение». Доказано, что во многих своих произведениях Леонардо да Винчи использовал пропорции золотого сечения, в частности, в своей всемирно известной фреске «Тайная вечеря» и непревзойденной « Джоконде.
«Витрувийский человек» Леонардо да Винчи Разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, Леонардо да Винчи пытался на основе литературных сведений древности восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показано, что размах вытянутых в сторону рук человека примерно равен его росту, вследствие чего фигура человека вписывается в квадрат и в круг. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями .
Вклад Кеплера в теорию Золотого Сечения Гениальный астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) был последовательным приверженцем Золотого Сечения, Платоновых тел и Пифагорейской доктрины о числовой гармонии Мироздания. Считается, что именно Кеплер обратил внимание на ботаническую закономерность филлотаксиса и установил связь между числами Фибоначчи и золотой пропорцией , доказав, что последовательность отношений соседних чисел Фибоначчи: 1/1; 2/1; 3/2; 5/3 ;8/5; 13/8;… в пределе стремится к золотой пропорции
Золотое сечение лист розы Величины отростков и лепестков цикория подчинены правилу золотой пропорции.
Золотая пропорция в теле ящерицы – длина хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.
У многих бабочек узоры на крыльях, соотношение размеров грудной и брюшной части тела соответствуют золотой пропорции
Отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста. Прозрачные крылья стрекоз - это шедевр "инженерного" мастерства природы.
Можно заметить золотые пропорции, если внимательно посмотреть на яйцо птицы.
Золотое сечение в природе Все, что приобретало какую-то форму, образовывалось, росло, стремилось занять место в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах – рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали. Гете называл спираль "кривой жизни". Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и т.д. Паук плетет паутину спиралеобразно.
Цветки и семена подсолнуха, ромашки, чешуйки в плодах ананаса, хвойных шишках "упакованы" по логарифмическим ("золотым") спиралям , завивающимся навстречу друг другу , причем числа "правых "и "левых" спиралей всегда относятся друг к другу, как соседние числа Фибоначчи.
Рога и бивни животных развиваются в форме спирали. Бивни слонов и вымерших мамонтов, когти львов и клювы попугаев являют собой логарифмические формы и напоминают форму оси, склонной обратиться в спираль.
Математические закономерности русских мер
Математическая эстетика Цейзинга В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что пропорции золотого сечения проявляются в отношении частей тела человека – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д. Деление тела точкой пупа – важнейший показатель золотого сечения.
Результаты измерений учащихся № ФИО Рост Длина от талии до пола Отношение 1 Колодько Александра 171 102 1,68 2 Беляшкина Елена 176 105 1,68 3 Иванова Юлия 167 101 1,65 4 Жданюк Анатолий 162 99 1,64 5 Всяких Иван 164 101 1,62 6 Молчанов Владимир 166 103 1,61 Вывод: Пропорции тела мальчиков ближе к показателю золотого сечения, чем у девочек, что подтверждает теорию Цейзинга.
Соотношение воды и суши на планете Земля составляет 62% и 38%. У Земли отношение радиусов равно числу золотого сечения в первой степени
Вывод Проведя исследование по данной теме мы смогли дать ответы на все вопросы которые были поставлены в начале проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое сечение в природе
Презентация"Золотое сечение в природе" раскрываются где встречается в природе золотое сечение....
Методическая разработка психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выполнявших исследовательский проект по теме: "Золотое сечение в математике, природе, архитектуре и живописи"
Актуальность использования исследовательской работы на уроках свидетельствуют те аргументы, что повышается мотивация учащихся к изучению предмета....
Материалы к внеклассному мероприятию по математике в 6-7 классах "Геометрия в природе и искусстве. Золотое сечение""
Материалы к внеклассному мероприятию по математике в 6-7 классах "Геометрия в природе и искусстве. Золотое сечение"...
Презентация по теме: "Геометрия в природе и искусстве. Золотое сечение"
Презентация по теме: "Геометрия в природе и искусстве. Золотое сечение"...
Презентация к уроку (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8класс)
Презентация к уроку (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8класс)...
Конспект урока (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8 класс)
Конспект урока (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8 класс)...
Интегрированный урок "Золотое сечение в природе и искусстве"
Интегрировааный урок "Золотое сечение в природе и искусстве" можно провести в рамках декады предметов естественно-математического цикла. Урок с использованием игровых методик, выполнением пр...