Решение тригонометрических уравнений.
план-конспект урока алгебры (10 класс) по теме
В размещенном материале показывается повторительно- обобщительный урок, на котором рассматриваются типы, виды, методы решения и приемы решения тригонометрический уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент – 2 мин.
- Тест с самопроверкой 7 мин.
- Сообщение об истории развития тригонометрии – 3 мин.
- Систематизация теоретического материала: три подраздела по 2, 4 и 7 мин. соответственно.
- Дифференцированная самостоятельная работа – 12 мин.
- Итог урока 3 мин.
Ход урока
1 Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) однажды заметил: « Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом..». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
Сегодня у нас заключительный урок по теме « Решение тригонометрических уравнений» и мы повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные типы, виды, методы решения и приемы решения тригонометрических уравнений.
Перед вами стоит задача – показать свои знания, умения по решению тригонометрических уравнений.
2. Тест с самопроверкой.
Я считаю, что основным преимуществом такой формы контроля является его экономичность, а также технологичность проверки выполнения. В частности, на результат проверки не влияют умения учащихся создавать письменный текст, поскольку от них требуется не более чем дать правильный ответ, или просто выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
Тема: Решение простейших тригонометрических уравнений.
Цель: Контроль ( самоконтроль) знаний и приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.
Работа проводится в двух вариантах. Вопросы читаются в размеренном темпе, дважды повторяя каждый вопрос. Учащиеся отвечают на листочках, через копирку.
Вариант I
- Каково будет решение уравнения cos x = a при | а | >1 ?
- При каком значении а, уравнение cos x= a имеет решение?
- Какой формулой выражается это решение ?
- На какой оси откладывается значение а при решении уравнения cos x = a ?
- В каком промежутке находится arcсos a ?
- Каким будет решение уравнении cos x= 1?
- Каким будет решение уравнения cos x= -1?
- Каким будет решение уравнения cos x = 0?
- В каком промежутке находится arccos a ?
- Какой формулой выражается решение уравнения tgx=а?
- Чему равняется arccos(-a)?
Вариант II
- Каково будет решение уравнения sin x =a при | а | > 1?
- При каком значении а уравнение sin x = a имеет решение?
- Какой формулой выражается это решение?
- На какой оси откладывается значение а, при решении уравнения sinx=a?
- На каком промежутке находится arccos a?
- Каким будет решение уравнения sinx=1?
- Каким будет решение уравнения sinx= -1?
- Каким будет решение уравнения sinx=0?
- В каком промежутке находится arccosа?
- Какой формулой выражается решение уравнения ctgx =a?
- Чему равняется arcsin(-a)?
Тест окончен, собираются листочки с работой и открываются правильные ответы. Учащиеся отмечают на оставшихся листах неправильные ответы, и количество правильных ответов заносят в лист учета знаний.
№№ | Вариант I | Вариант II |
1 | Нет решения | Нет решения |
2 | |а| ≤1 | | а | ≤ 1 |
3 | X= ±arccos a=2πn, nZ | X=(-1)narcsina + πn, nZ |
4 | На оси Ох | На оси Оу |
5 | ||
6 | х= 2πn, nZ | х=+ 2πn, nZ. |
7 | х= π+2πn, nZ. | х= -+2πn, πZ. |
8 | х=+πn, nZ. | х= πn, nZ. |
9 | [O;π] | |
10 | x=arctg a+ πn, nZ | x= arcctg a+ πn, n Z |
11 | π- arcos a | - arcsin a |
3. Сообщение.
Сообщение об истории развития тригонометрии ( выступает подготовленный ученик).
Такие сообщения содействуют воспитанию интереса к математике и ее приложениям, а также расширяют кругозор учащихся.
4. Систематизация теоретического материала.
- Устные задания, на определение вида простейших тригонометрических уравнений. Работа с кодоскопом , слайд №1и №2 или с плакатом.
Такие задания, по моему мнению, способствуют обобщению знаний по видам простейших тригонометрических уравнений, развивают логическое мышление.
Ребята, здесь вы видите схемы решений тригонометрических уравнений. Как вы думаете , какая из этих схем данной группы является лишней? Что объединяет остальные схемы?
( Отвечающие учащиеся правильные ответы заносят в лист учета знаний).
Ответы:
Слайд 1. 3-я схема лишняя, так как она изображает решение уравнения вида sin x= a; 1, 2, 4, 5, 6- решения уравнения cosx=a.
Слайд 2. 4-я сема лишняя, так как она изображает решение уравнения вида ctgx=a; 1, 2, 3, 5, 6- решение уравнения tgx=a.
- Классификация тригонометрических уравнений.
В своей практике я заметила, что учащиеся затрудняются именно в выборе метода решения того или иного уравнения. Так как при определении метода решения используются такие логические приемы, как выявление признаков, сравнение примеров по сходству и различию, то я считаю, что специальное внимание к этому этапу решения уравнений при заключительном повторении способствует не только повышению уровня знаний учащихся, но и их развитию.
На доске написаны уравнения и повешена системно-обобщающая таблица. У каждого учащегося имеется такая же схема. Определяя тип и методы решения уравнений, учащиеся заполняют свою схему. Затем учащиеся меняются схемами с соседом по парте, на доске открываются правильные ответы, ребята проверяют, объясняют друг другу ошибки, количество верных ответов заносят в лист учета знаний соседа.
- 3sin2x – sinx cosx – 2 cos2x = 0.
- cos2x – 9· cosx + 8 = 0.
- 2 cos2x – 3sinx= 0.
- sin6x – sin2x = 0
- 2sinx·cosx = cos2x – 2sin2x.
- 2cos2x – 11 sin+5=0
- tgx+ 3ctgx = 4.
- cos2x + cos= 0.
- cosx + sinx = 1.
- cosx + sinx = 0.
- 3cosx + sinx =0
- sinx + cosx = 1.
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ПО РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ПУТЕМ
ИЗВЕСТНЫМ АЛГОРИТМАМ РАЗБИЕНИЯ НА ПОДЗАДАЧИ
ОДНОРОДНЫЕ УРАВНЕНИЯ УРАВНЕНИЯ, РЕШАЕМЫЕ
И СВОДЯЩИЕСЯ К НИМ ПУТЕМ РАЗЛОЖЕНИЯ НА
МНОЖИТЕЛИ
№ _______________________ №_______________________
УРАВНЕНИЯ, РЕШАЮЩИЕСЯ
ОЦЕНКОЙ ЗНАЧЕНИЙ ЛЕВОЙ
И ПРАВОЙ ЧАСТИ
№________________________
УРАВНЕНИЯ ВИДА Acos x+Bsinx =C, ГДЕ А, В, С ≠0, РЕШАЮЩИЕСЯ МЕТОДОМ ВВЕДЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АРГУМЕНТА. № _________________________
- Динамичные блоки уравнений.
Задания на магнитной доске.
Я считаю, что эти блоки позволяют сравнить, обобщить, выделить главное, раскрыть идеи решения некоторых уравнений, предупреждают возможные ошибки, помогают выделить общий алгоритм решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным.
Отвечающие учащиеся правильные ответы заносят в лист учета знаний.
1 вопрос. О чем идет речь?
? ОСОБЕННОЕ ! | ? ОСОБЕННОЕ ! |
1. sinx = | 2. tg= |
3. cos =a2+1 | 4. ctg 3x = - |
Ответ: 1, 2, 4 – простейшие тригонометрические уравнения, решаются по известным формулам; 3 – простейшее тригонометрическое уравнение с параметром. Решение имеет только при а =0.
2 вопрос. О чем говорит этот блок уравнений?
? ЛИШНЕЕ, НО ! |
1. 2sin22x + 5sin2x – 3 = 0 |
2. 6sin2x + 4 sinx cosx = 1 |
3. 3 tgx + 5ctgx = 8 |
4. 2sin2 + 5cos + 1 = 0 |
Ответ: 1, 3, 4 – однородные тригонометрические уравнения и сводящиеся к ним, решаются методом подстановки; 2 – уравнение однородное, но заменив 1 в правой части на
Sin2x + cos2x и разделив обе части уравнения на cos2x ( или на sin2x), получим одноименное тригонометрическое уравнение.
3 вопрос. Что бы это означало?
? НЕЛЬЗЯ ! |
1. sin x + cos x = 0 |
2. sin2x + 5 sinx cos x – 4 cos2 x = 0 |
3. 3sin x cos x – cos2x =0 |
? МОЖНО ! |
Ответ: 1 – однородное уравнение первой степени, решается методом деления на cosx ( sinx );
2 – однородное уравнение второй степени, решается методом деления на cos2x ( sin2x );
3 – нельзя делить на cos2x, это приведет к потере корней. Можно делить на sin2x или разложить на множители.
4 вопрос. Найдите лишнее уравнение и раскройте идею решения.
1. sin 4x – sin 2x = 0 |
2. arcsin= |
3. 5cos 3x + 4 cos x = 0 |
Ответ: 1, 3 уравнения решаются методом разложения на множители; 2- уравнение лишнее. Оно содержит обратную тригонометрическую функцию.
- вопрос. Назовите главный ключевой блок уравнений.
Ответ: Это блок простейших тригонометрических уравнений, так как решение всех остальных уравнений сводится к решению простейших.
- вопрос. Что объединяет данные уравнения?
1. 2sin22x + 5 sin 2x – 3 = 0 |
2. 3tg x + 5 ctg x = 8 |
3. 2sin2+5 cos +1 = 0 |
4. sin2x + 5sinx cosx – 4cos2x = 0 |
Ответ: Это тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным.
- вопрос. Рассказать алгоритм решения данных уравнений.
Ответ: 1. Сводим к однородному уравнению.
2. Делаем замену переменной.
3. Решаем квадратное уравнение.
4. Решаем простейшее тригонометрическое уравнение.
Шкала оценок: «5»- правильных ответов больше 25
«4»- правильных ответов 21-24
«3»- правильных ответов 15-20
«2»- правильных ответов меньше 15
По шкале оценок каждый учащийся ставит себе предварительную оценку в лист знаний. После проверки самостоятельной работы итоговую оценку ставлю сама.
- Дифференцированная самостоятельная работа.
Работа проводится с самопроверкой, через копирку.
На доске записано задание на трех уровнях. Каждый решает задание того уровня, который он выбрал сам. Я считаю, что самостоятельный выбор заданий позволяет каждому учащемуся продемонстрировать свои знания и умения. Оценки, полученные после решения самостоятельной работы, ребята воспринимают безболезненно, поскольку выбор уровня был сделан ими самостоятельно.
ГРУППА А | ГРУППА Б | ГРУППА В |
1. 2cos2x + 3sinx =0 | 1. 2sin2x + cos 2x = sin2x | 1. cos2xcosx = cos3x |
2. sin2x + sinx = 0 | 2. sin7x + cos 4x = sinx | 2. cosx + sinx = 2 |
Через 10 минут после начала работы учащиеся в лист учета знаний вкладывают обобщающую схему, а также экземпляр самостоятельной работы и сдают на проверку. После этого сами проверяют свои работы по готовым решениям на доске ( или кодоскопе ), что позволяет им сразу оценить свою работу и увидеть допущенные ошибки.
Решения:
Группа А : 1) 2( 1- sin2x ) + 3sinx =0; 2sin2x – 3sinx – 2 = 0; sinx = t; 2t2 – 3t – 2 = 0; D = 25; t1= 2;
t 2 =-; sinx = 2 не имеет решения, т.к. 2 ; sinx = -, x= n+1+πn, nZ.
2). 2sinx cosx + sinx = 0; sinx( 2cosx + 1 ) = 0 sinx = 0 или 2 cosx +1 = 0;
sinx = 0; x = πn, nZ; 2cosx = - 1; cosx = -; x = ± + 2πn, n Z.
Группа Б: 1) sin2x – 2sinx cosx + cos2x = 0; tg2x – 2tgx + 1 = 0; tgx = t; t2 – 2t + 1 = 0; D = 0; t = 1;
tgx = 1; x = + πn, n Z.
2) sin 7x – sinx + cos4x = 0; 2cos4x sin3x + cos4x = 0; cos4x( 2sin3x + 1 ) = 0; cos4x = 0 или
2cos3x + 1 = 0. cos4x = 0; 4x = + πn, n Z.; x = + ; n Z. 2cos3x + 1 = 0; sin3x = - ;
x = n+1+ . , n Z.
Группа В: 1) cos2x cosx = cos2x cosx – sin2x sinx; -sin2x sinx = 0; sin2x = 0 или sinx = 0.
X = , n Z. или х = πm, m Z.
2). cosx + sinx = 2; cosx + sinx = 1; cos cosx + sinsinx = 1; cos = 1;
x- = 2πn¸n Z; х = + 2πn¸n Z.
- Итог урока.
Вот уже несколько уроков мы решаем тригонометрические уравнения.
Ответьте, пожалуйста ,на вопросы:1. Что это за уравнения? ( Тригонометрическими называют уравнения, содержащие переменную под знаком тригонометрических функций)
2. Какие типы и методы решения тригонометрических уравнений мы знаем?
( Простейшие тригонометрические уравнения, уравнения I порядка, уравнения II порядка сводящиеся к квадратным; уравнения, решаемые разложением на множители; оценкой левой и правой части; уравнения решающиеся методом введения вспомогательного аргумента.)
После этого дается оценка работы группы и домашнее задание: подготовка к контрольной работе.
Учащиеся, которые получили неудовлетворительную предварительную оценку, приглашаются на консультацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений
видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...
урок по теме "Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений"
Класс 10Урок закрепления....

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...

Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.
Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их изучение и круг задач, связанных как ...

План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".
Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....

Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...