Решение тригонометрических уравнений.
план-конспект урока алгебры (10 класс) по теме
В размещенном материале показывается повторительно- обобщительный урок, на котором рассматриваются типы, виды, методы решения и приемы решения тригонометрический уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trigonometrich._uravneniya.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент – 2 мин.
- Тест с самопроверкой 7 мин.
- Сообщение об истории развития тригонометрии – 3 мин.
- Систематизация теоретического материала: три подраздела по 2, 4 и 7 мин. соответственно.
- Дифференцированная самостоятельная работа – 12 мин.
- Итог урока 3 мин.
Ход урока
1 Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) однажды заметил: « Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом..». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
Сегодня у нас заключительный урок по теме « Решение тригонометрических уравнений» и мы повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные типы, виды, методы решения и приемы решения тригонометрических уравнений.
Перед вами стоит задача – показать свои знания, умения по решению тригонометрических уравнений.
2. Тест с самопроверкой.
Я считаю, что основным преимуществом такой формы контроля является его экономичность, а также технологичность проверки выполнения. В частности, на результат проверки не влияют умения учащихся создавать письменный текст, поскольку от них требуется не более чем дать правильный ответ, или просто выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
Тема: Решение простейших тригонометрических уравнений.
Цель: Контроль ( самоконтроль) знаний и приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.
Работа проводится в двух вариантах. Вопросы читаются в размеренном темпе, дважды повторяя каждый вопрос. Учащиеся отвечают на листочках, через копирку.
Вариант I
- Каково будет решение уравнения cos x = a при | а | >1 ?
- При каком значении а, уравнение cos x= a имеет решение?
- Какой формулой выражается это решение ?
- На какой оси откладывается значение а при решении уравнения cos x = a ?
- В каком промежутке находится arcсos a ?
- Каким будет решение уравнении cos x= 1?
- Каким будет решение уравнения cos x= -1?
- Каким будет решение уравнения cos x = 0?
- В каком промежутке находится arccos a ?
- Какой формулой выражается решение уравнения tgx=а?
- Чему равняется arccos(-a)?
Вариант II
- Каково будет решение уравнения sin x =a при | а | > 1?
- При каком значении а уравнение sin x = a имеет решение?
- Какой формулой выражается это решение?
- На какой оси откладывается значение а, при решении уравнения sinx=a?
- На каком промежутке находится arccos a?
- Каким будет решение уравнения sinx=1?
- Каким будет решение уравнения sinx= -1?
- Каким будет решение уравнения sinx=0?
- В каком промежутке находится arccosа?
- Какой формулой выражается решение уравнения ctgx =a?
- Чему равняется arcsin(-a)?
Тест окончен, собираются листочки с работой и открываются правильные ответы. Учащиеся отмечают на оставшихся листах неправильные ответы, и количество правильных ответов заносят в лист учета знаний.
№№ | Вариант I | Вариант II |
1 | Нет решения | Нет решения |
2 | |а| ≤1 | | а | ≤ 1 |
3 | X= ±arccos a=2πn, nZ | X=(-1)narcsina + πn, nZ |
4 | На оси Ох | На оси Оу |
5 | ||
6 | х= 2πn, nZ | х=+ 2πn, nZ. |
7 | х= π+2πn, nZ. | х= -+2πn, πZ. |
8 | х=+πn, nZ. | х= πn, nZ. |
9 | [O;π] | |
10 | x=arctg a+ πn, nZ | x= arcctg a+ πn, n Z |
11 | π- arcos a | - arcsin a |
3. Сообщение.
Сообщение об истории развития тригонометрии ( выступает подготовленный ученик).
Такие сообщения содействуют воспитанию интереса к математике и ее приложениям, а также расширяют кругозор учащихся.
4. Систематизация теоретического материала.
- Устные задания, на определение вида простейших тригонометрических уравнений. Работа с кодоскопом , слайд №1и №2 или с плакатом.
Такие задания, по моему мнению, способствуют обобщению знаний по видам простейших тригонометрических уравнений, развивают логическое мышление.
Ребята, здесь вы видите схемы решений тригонометрических уравнений. Как вы думаете , какая из этих схем данной группы является лишней? Что объединяет остальные схемы?
( Отвечающие учащиеся правильные ответы заносят в лист учета знаний).
Ответы:
Слайд 1. 3-я схема лишняя, так как она изображает решение уравнения вида sin x= a; 1, 2, 4, 5, 6- решения уравнения cosx=a.
Слайд 2. 4-я сема лишняя, так как она изображает решение уравнения вида ctgx=a; 1, 2, 3, 5, 6- решение уравнения tgx=a.
- Классификация тригонометрических уравнений.
В своей практике я заметила, что учащиеся затрудняются именно в выборе метода решения того или иного уравнения. Так как при определении метода решения используются такие логические приемы, как выявление признаков, сравнение примеров по сходству и различию, то я считаю, что специальное внимание к этому этапу решения уравнений при заключительном повторении способствует не только повышению уровня знаний учащихся, но и их развитию.
На доске написаны уравнения и повешена системно-обобщающая таблица. У каждого учащегося имеется такая же схема. Определяя тип и методы решения уравнений, учащиеся заполняют свою схему. Затем учащиеся меняются схемами с соседом по парте, на доске открываются правильные ответы, ребята проверяют, объясняют друг другу ошибки, количество верных ответов заносят в лист учета знаний соседа.
- 3sin2x – sinx cosx – 2 cos2x = 0.
- cos2x – 9· cosx + 8 = 0.
- 2 cos2x – 3sinx= 0.
- sin6x – sin2x = 0
- 2sinx·cosx = cos2x – 2sin2x.
- 2cos2x – 11 sin+5=0
- tgx+ 3ctgx = 4.
- cos2x + cos= 0.
- cosx + sinx = 1.
- cosx + sinx = 0.
- 3cosx + sinx =0
- sinx + cosx = 1.
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ПО РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ПУТЕМ
ИЗВЕСТНЫМ АЛГОРИТМАМ РАЗБИЕНИЯ НА ПОДЗАДАЧИ
ОДНОРОДНЫЕ УРАВНЕНИЯ УРАВНЕНИЯ, РЕШАЕМЫЕ
И СВОДЯЩИЕСЯ К НИМ ПУТЕМ РАЗЛОЖЕНИЯ НА
МНОЖИТЕЛИ
№ _______________________ №_______________________
УРАВНЕНИЯ, РЕШАЮЩИЕСЯ
ОЦЕНКОЙ ЗНАЧЕНИЙ ЛЕВОЙ
И ПРАВОЙ ЧАСТИ
№________________________
УРАВНЕНИЯ ВИДА Acos x+Bsinx =C, ГДЕ А, В, С ≠0, РЕШАЮЩИЕСЯ МЕТОДОМ ВВЕДЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АРГУМЕНТА. № _________________________
- Динамичные блоки уравнений.
Задания на магнитной доске.
Я считаю, что эти блоки позволяют сравнить, обобщить, выделить главное, раскрыть идеи решения некоторых уравнений, предупреждают возможные ошибки, помогают выделить общий алгоритм решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным.
Отвечающие учащиеся правильные ответы заносят в лист учета знаний.
1 вопрос. О чем идет речь?
? ОСОБЕННОЕ ! | ? ОСОБЕННОЕ ! |
1. sinx = | 2. tg= |
3. cos =a2+1 | 4. ctg 3x = - |
Ответ: 1, 2, 4 – простейшие тригонометрические уравнения, решаются по известным формулам; 3 – простейшее тригонометрическое уравнение с параметром. Решение имеет только при а =0.
2 вопрос. О чем говорит этот блок уравнений?
? ЛИШНЕЕ, НО ! |
1. 2sin22x + 5sin2x – 3 = 0 |
2. 6sin2x + 4 sinx cosx = 1 |
3. 3 tgx + 5ctgx = 8 |
4. 2sin2 + 5cos + 1 = 0 |
Ответ: 1, 3, 4 – однородные тригонометрические уравнения и сводящиеся к ним, решаются методом подстановки; 2 – уравнение однородное, но заменив 1 в правой части на
Sin2x + cos2x и разделив обе части уравнения на cos2x ( или на sin2x), получим одноименное тригонометрическое уравнение.
3 вопрос. Что бы это означало?
? НЕЛЬЗЯ ! |
1. sin x + cos x = 0 |
2. sin2x + 5 sinx cos x – 4 cos2 x = 0 |
3. 3sin x cos x – cos2x =0 |
? МОЖНО ! |
Ответ: 1 – однородное уравнение первой степени, решается методом деления на cosx ( sinx );
2 – однородное уравнение второй степени, решается методом деления на cos2x ( sin2x );
3 – нельзя делить на cos2x, это приведет к потере корней. Можно делить на sin2x или разложить на множители.
4 вопрос. Найдите лишнее уравнение и раскройте идею решения.
1. sin 4x – sin 2x = 0 |
2. arcsin= |
3. 5cos 3x + 4 cos x = 0 |
Ответ: 1, 3 уравнения решаются методом разложения на множители; 2- уравнение лишнее. Оно содержит обратную тригонометрическую функцию.
- вопрос. Назовите главный ключевой блок уравнений.
Ответ: Это блок простейших тригонометрических уравнений, так как решение всех остальных уравнений сводится к решению простейших.
- вопрос. Что объединяет данные уравнения?
1. 2sin22x + 5 sin 2x – 3 = 0 |
2. 3tg x + 5 ctg x = 8 |
3. 2sin2+5 cos +1 = 0 |
4. sin2x + 5sinx cosx – 4cos2x = 0 |
Ответ: Это тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным.
- вопрос. Рассказать алгоритм решения данных уравнений.
Ответ: 1. Сводим к однородному уравнению.
2. Делаем замену переменной.
3. Решаем квадратное уравнение.
4. Решаем простейшее тригонометрическое уравнение.
Шкала оценок: «5»- правильных ответов больше 25
«4»- правильных ответов 21-24
«3»- правильных ответов 15-20
«2»- правильных ответов меньше 15
По шкале оценок каждый учащийся ставит себе предварительную оценку в лист знаний. После проверки самостоятельной работы итоговую оценку ставлю сама.
- Дифференцированная самостоятельная работа.
Работа проводится с самопроверкой, через копирку.
На доске записано задание на трех уровнях. Каждый решает задание того уровня, который он выбрал сам. Я считаю, что самостоятельный выбор заданий позволяет каждому учащемуся продемонстрировать свои знания и умения. Оценки, полученные после решения самостоятельной работы, ребята воспринимают безболезненно, поскольку выбор уровня был сделан ими самостоятельно.
ГРУППА А | ГРУППА Б | ГРУППА В |
1. 2cos2x + 3sinx =0 | 1. 2sin2x + cos 2x = sin2x | 1. cos2xcosx = cos3x |
2. sin2x + sinx = 0 | 2. sin7x + cos 4x = sinx | 2. cosx + sinx = 2 |
Через 10 минут после начала работы учащиеся в лист учета знаний вкладывают обобщающую схему, а также экземпляр самостоятельной работы и сдают на проверку. После этого сами проверяют свои работы по готовым решениям на доске ( или кодоскопе ), что позволяет им сразу оценить свою работу и увидеть допущенные ошибки.
Решения:
Группа А : 1) 2( 1- sin2x ) + 3sinx =0; 2sin2x – 3sinx – 2 = 0; sinx = t; 2t2 – 3t – 2 = 0; D = 25; t1= 2;
t 2 =-; sinx = 2 не имеет решения, т.к. 2 ; sinx = -, x= n+1+πn, nZ.
2). 2sinx cosx + sinx = 0; sinx( 2cosx + 1 ) = 0 sinx = 0 или 2 cosx +1 = 0;
sinx = 0; x = πn, nZ; 2cosx = - 1; cosx = -; x = ± + 2πn, n Z.
Группа Б: 1) sin2x – 2sinx cosx + cos2x = 0; tg2x – 2tgx + 1 = 0; tgx = t; t2 – 2t + 1 = 0; D = 0; t = 1;
tgx = 1; x = + πn, n Z.
2) sin 7x – sinx + cos4x = 0; 2cos4x sin3x + cos4x = 0; cos4x( 2sin3x + 1 ) = 0; cos4x = 0 или
2cos3x + 1 = 0. cos4x = 0; 4x = + πn, n Z.; x = + ; n Z. 2cos3x + 1 = 0; sin3x = - ;
x = n+1+ . , n Z.
Группа В: 1) cos2x cosx = cos2x cosx – sin2x sinx; -sin2x sinx = 0; sin2x = 0 или sinx = 0.
X = , n Z. или х = πm, m Z.
2). cosx + sinx = 2; cosx + sinx = 1; cos cosx + sinsinx = 1; cos = 1;
x- = 2πn¸n Z; х = + 2πn¸n Z.
- Итог урока.
Вот уже несколько уроков мы решаем тригонометрические уравнения.
Ответьте, пожалуйста ,на вопросы:1. Что это за уравнения? ( Тригонометрическими называют уравнения, содержащие переменную под знаком тригонометрических функций)
2. Какие типы и методы решения тригонометрических уравнений мы знаем?
( Простейшие тригонометрические уравнения, уравнения I порядка, уравнения II порядка сводящиеся к квадратным; уравнения, решаемые разложением на множители; оценкой левой и правой части; уравнения решающиеся методом введения вспомогательного аргумента.)
После этого дается оценка работы группы и домашнее задание: подготовка к контрольной работе.
Учащиеся, которые получили неудовлетворительную предварительную оценку, приглашаются на консультацию.