Урок - путешествие "Решение текстовых задач"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Загваздина Маргарита Александровна

Урок - путешествие по Санкт - Петербургу "Решение текстовых задач", 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие, проведённый в 6 классе,

учителем математики МОУ «СОШ №110» г. Омска

Загваздиной М.А.

Тема «Решение текстовых задач»

Цели урока:

  1. продолжение работы по формированию у учащихся умения решать задачи основных типов;
  2. развитие интереса и уважения к предмету; расширение кругозора учащихся;
  3. привитие интереса к историческим памятникам культуры нашей Родины

Оборудование: мультипроектор, экран, презентация, листы с задачами на каждую парту.

Красуйся, град петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

 Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия.  

А.С. Пушкин

План урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы проведём урок – путешествие по городу  Санкт – Петербург. В процессе путешествия познакомимся с архитектурными памятниками и решим задачи на составление уравнений, составление пропорции, нахождение дроби от числа и числа по его дроби. На уроке каждый получит оценку за устную работу, решение задач, за верные ответы на поставленные вопросы. Если вы верно ответите на 3 вопроса, то можете поставить себе оценку «5». В конце урока соберу ваши тетради, проверю, как вы себя оценили, на следующем уроке сообщу совпадает ли ваша оценка с моей.

Откройте  тетради. Запишите число. Классная работа. Тема урока «Решение текстовых задач»

  1. Разминка для мозгов.

Учитель: Задачи решаете устно, ответы записываете в тетрадь. Поставьте этап путешествия №1.

1.Найдите неизвестный член пропорции х:8=5:2 (20)

2.За сколько часов может проехать от Омска до  Санкт – Петербурга скорый поезд со средней скоростью 80 км/ч, если расстояние между городами 3200 км?

Как найти время, зная путь и скорость?

3. 16 мая 2009 года  Санкт – Петербургу исполнилось 306 лет. В каком году был основан город? (1703г)

Санкт – Петербург был заложен на небольшом острове Заячьем в ходе Северной войны (со шведами). Его старые исторические кварталы расположены на многочисленных островах в дельте реки Нева при впадении её в Финский залив Балтийского моря.

4.Две величины прямопропорциональны. Одна из них увеличилась в 9 раз. Как  изменилась другая? (увеличилась в 9 раз)

5.В Санкт – Петербурге, расположенном на 42 островах, 300 мостов. Это в 15 раз больше, чем разводных мостов. Сколько  разводных мостов в городе? (20)

Учитель: Проверьте решение устных задач.

1.20    П

2.40ч  Ё

3. 1703г  Т

4. Увеличится в 9 раз  Р

5.20 мостов   1

Кто основатель города?

Если все задачи выполнены верно – «5», если 1 ошибка -   «4», если 2 ошибки - «3».

  1. Поставьте этап путешествия №2.

Отправимся на автобусе в маленькое путешествие. Начнём от Московского вокзала.  

 1 остановка: Военно-исторический музей артиллерии. Это одно  из старейших музеев страны. Перед входом в музей размещены экспонаты в натуральную величину: танки, пушки, ракеты, радары и д.р

Решите задачу ( устно ):  всего военной техники 40 единиц. Из них пушки составляют 0,3. Сколько пушек стоит у входа в музей?

Как называется такой тип задач? ( Нахождение дроби от числа )

Как найти дробь от числа? ( Умножением ) Сколько пушек ? ( 12 шт )

2 остановка: Исаакиевский собор.  Исаакиевский собор – здание – музей, поражающее своим величием. Золотой купол Исаакия виден практически со всех концов города. Строили его в течение 40 лет по приказу архитектора Монферрана. Решив задачу, мы узнаем высоту собора.

Задача 1. Высота «прямоугольного основания  Исаакиевского собора составляет 2/5 общей высоты. Высота «колоннады» составляет 28% общей высоты, а  высота купола с башней равна 32,64 м. Чему равна высота

 Исаакиевского собора?

- Что надо найти?  (Высоту Исаакиевского собора)

- Как называется такой тип задач?  (Нахождение числа по его дроби)

- Что для этого нужно знать?  (Какая часть приходится на купол с башней)

- Что означает число 2/5?   (Высота «прямоугольного основания в частях)

- Что означает число 28? (высота колоннады в процентах)

- Что означает число 32,64?  (Высота купола с башней в метрах)

Составим краткую запись. У доски ученик.

Основание - 2/5

Колоннада – 28%  ?м

Купол 32,64м

- Можно ли сразу ответить на основной вопрос задачи?  (Нет)

- Как можно найти высоту?  (Найти всю высоту можно, зная, какая часть приходится на купол с башней)

Решение.

1)2/5=0,4=40(%)

2)40 +28=68(%)

3)100-68=32(%)=0,32

4)32,64:0,32=102(м)

Ответ. 102м

Учитель: Итак, высота Исаакиевского собора равна 102м. Это приблизительно 7 пятиэтажных домов, поставленных друг на друга.

Задача 2.(Устно) Высота центральной башни с золочёным шпилем Адмиралтейства меньше высоты Исаакиевского собора на 30 м. Чему равна высота центральной башни Адмиралтейства?  (72м)

Можете себе представить эти грандиозные сооружения? Как их строили? Ведь в 18-19 веках не было ни экскаваторов, ни подъёмных кранов.

Отправляемся дальше. 3 остановка. Подъезжаем к Дворцовой площади – одному из совершеннейших архитектурных ансамблей  в мире. В центре площади находится Александровская колонна. Интересно, что эта колонна высотой приблизительно 26м и весом около 600т, не закреплена и держится лишь под тяжестью собственного веса. Это самое высокое в мире  сооружение подобного типа.

4.Поставьте этап путешествия №3. Посетим Зимний дворец – главное здание на площади. Это часть архитектурного ансамбля Эрмитажа – мировой сокровищницы искусства, крупнейшего художественного музея России.

Решив задачу, мы узнаем количество залов в Зимнем дворце на каждом этаже.

Задача 3. В Зимнем дворце 400 залов. Залов на третьем этаже в 2 23 раза меньше, чем на втором, и на 120 залов меньше, чем на первом. Сколько залов на каждом этаже?

- Что нужно узнать?  (Сколько залов на каждом этаже)

- Известно ли нам количество залов хотя бы на одном этаже? А что известно?

- Что означает число 400? (Общее количество залов)

- Что означает число 2 23?  (Во сколько раз на третьем этаже залов меньше, чем на втором)

- Что означает число 120?  (На  сколько залов больше на первом этаже, чем на втором)

- Как будем решать задачу?  (Составлением уравнения)

У доски ученик.

3 этаж –х

2 этаж -  2 23 х

1 этаж – х+120

Всего -  400

Составим уравнение и решим его:

х+2 23 х+ х+120=400

Ответ. 180, 160, 60 залов.

Для того  чтобы обойти эти залы и задержаться на несколько секунд у каждого экспоната, нужно много дней. В настоящее время в Эрмитаже насчитывается около 2,7 млн. экспонатов. Среди них Колывановская ваза – самая тяжёлая ваза в мире, её вес 19т.

5.Поставьте этап путешествия №4. 4 остановка . Сейчас мы пройдём по центральному проспекту Санкт – Петербурга – Невскому и решим ещё одну задачу.

Задача №4. Расстояние от Московского вокзала до Амиралтейства троллейбус, двигаясь со средней скоростью 40км/ч, преодолевает за 6 мин. Сколько времени понадобится, чтобы пройти это расстояние пешком, если идти со скоростью 5 км/ч? (Два ученика решают задачу на доске разными способами)

Ответ. 48мин.

- Поднимите руки те, кто решил эту задачу, составляя пропорцию.

- Проверьте.

- Поднимите руки те, кто решил задачу правильно.

Продолжим наше путешествие по Санкт – Петербургу. Посетим  интересные места.

Ростральные колонны – особо красивы в праздничные дни, когда на фоне тёмного неба горят яркие языки пламени светильников.

«Медный всадник». Памятник Петру 1 на Сенатской площади был торжественно открыт во время царствования Екатерины 2. Скала, служащая пьедесталом всаднику весит около 400 пудов.

Марсово поле – сейчас это парк с памятником борцам революции. В центре мемориала Вечный огонь.

  1. Наше путешествие подошло к концу. Мы не только познакомились с достопримечательностями города, но и решили много задач. Это и задачи на составление пропорций, и на составление уравнений; вспомнили, как найти дробь от числа и число по его дроби.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание. Составить и решить задачу.

Оформить красочно на отдельном листе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – путешествие. Тема: «Решение текстовых задач»

Урок – путешествие по Санкт - Петербургу  по теме: «Решение текстовых задач» для учащихся 6 класса содержит презентацию и конспект урока....

открытый урок Тема: «Решение текстовых задач»

Повторение решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. ...

Открытый урок математики "Решение текстовых задач" (разработка урока)

Урок, в котором разбираются не простые текстовые задачи. А задачи с таблицей из ЕГЭ адаптированные для 5 класса....

Открытый урок математики "Решение текстовых задач" (приложение 1)

Урок, в котором разбираются не простые текстовые задачи. А задачи с таблицей из ЕГЭ адаптированные для 5 класса....

Открытый урок математики "Решение текстовых задач" (приложение 2)

Урок, в котором разбираются не простые текстовые задачи. А задачи с таблицей из ЕГЭ адаптированные для 5 класса....

Технологические карты уроков по решению текстовых задач с использованием арифметического и алгебраического метода

Данная работа может использоваться начинающими учителями математики школ в организации учебного процесса, а также студентами вузов во время педагогической практики в процессе подготовки и проведении г...