Развитие учащихся с помощью метапредметности в области"Математика"
статья по алгебре (10 класс) по теме

Метапредметное обучение в общеобразовательном процессе на уроках математики, связь с практической деятельностью людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrovskaya_statya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

 С ПОМОЩЬЮ МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

Т.А.Островская, учитель математики

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №15 г.Ставрополя

Мы  слишком  часто  даём  детям  ответы,

                                                           Которые  надо  выучить,

                                                                                А  не  ставим  перед  ними  проблемы,

                                                         Которые  надо  решить.

Роджер   Левин.

Обучение  математике,  как  правило,  сводится  к  тому,  что  школьник должен выучить  определения,   правила  и  формулировки.  Он  решает  типовые  задачи,  суть  которых  в  том,   чтобы  в  нужном  месте  применить  нужный  алгоритм. При таком подходе  развитие  мышления  происходит  только  у  небольшой  части  ребят,  обладающих  склонностью к логическому мышлению, т.е. смотивированных на точные науки.  

Большая же  часть  учащихся, на мой взгляд, применяет репродуктивный способ. При  этом  развивается  память,  но  не  мышление.  Использование  метаспособа  даёт  возможность  развивать  мышление  у  всех  учащихся.  Суть  применения  его заключается  в  создании   особых  условий,  когда  дети  могут  самостоятельно,  или  с помощью руководителя (тьютора),  увидеть проблему и найти её решение.  

Моя задача заключается в том, чтобы довести до  всех учащихся  ключевые моменты, на которых и строится  эффективная  модель решения такой проблемы (задачи).  Они  могут  выдвигать свои способы  решения  методом  проб  и  ошибок. Содержание  метаспособа  позволяет  формировать  варианты постановки  и  решения  задач,  которые  пригодятся  как на  уроках  математики,  так и  за  пределами  академических программ. Таким образом, выстраивается модель подхода к решению задач нестандартным способом.  Если  ученик  приобретает  опыт  работы  с  моделями,  опыт  самостоятельного  порождения  способа  действия  при  решении  математических  задач,  то  он  может,  опираясь  на  него, осознанно изучать  другие  предметы:  физика, химия, информатика, биология.  Приёмы  работы  с  моделями  наверняка  будут  востребованы  во  многих  профессиях нашей жизни. Учёные это называют приобретением универсальных учебных действий (УУД).

Мой  опыт работы показывает,  что  дети  катастрофически  теряют  интерес  к  обучению  уже  в  7- 8  классах.  Чем  старше  ребёнок,  тем  меньше  мотивация к обучению. Отдельное изучение предметов не даёт возможности детям увидеть смысл  обучения  вообще.  Между тем, только целостное восприятие общеобразовательных программ, даёт полное представление о значимости обучения. Ученики  становятся  мобильными,  способными  применять  знания  на  практике,  учатся  нестандартно  мыслить. В  современном  мире происходит  быстрое  устаревание  информации,  а  поэтому  на  первый  план  выходит  обучение  способам  работы  с информацией.

 На  метапредметном  уроке  происходит  формирование  ключевых  компетенций:  информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне),  коммуникативной (работа в группе по извлечению информации) и  компетенции  личностного  самосовершенствования (самомененджмент). Сценарий  урока  я  составляю  таким  образом,  чтобы  поставить  учащихся  на  порог  открытия,  создать  ситуацию  неустойчивости,  которая  заставит  учащихся  сделать  первый  шаг  в  направлении  открытия,  и  дать  инструментарий  для  анализа  своих  шагов.

Приведу лишь несколько примеров из своей практики.  При  изучении  темы  «Проценты»  включаю  в   обязательные  задания правила  начисления  банковских  процентов. Тема, даже для маленьких детей, знакомая из жизни семьи. Делаю  акцент  на  инфляцию  этого  года  или  месяца.  Учащиеся,  в  процессе  работы, сами  «вкладывают»  деньги  в  «банк»  и  рассчитывают  свой  реальный  доход  от  вложенного  капитала.  А  «банк» им  показывает  номинальный  доход.  У  детей  возникает законный  вопрос  -  в  чём  причина?  И заинтересованно ищут ответ на него. Уроки такого типа развивают  у школьников  базовые  способности,  вырабатывает знания на примере реальных расчетов и показателей «банка». Это ситуация, отработанная на уроке, обязательно найдёт у них применение в собственной жизни. И знания становятся необходимостью для всех участников образовательного процесса.

Ещё пример. Существует  много  видов  доказательства  теоремы  Пифагора -  больше  сотни,  и    на  уроке я  предлагаю  ребятам  попробовать    свои силы в поиске альтернативного варианта. При  изучении  темы  «Производная»  я  предлагаю  задачи  на  законы  прямолинейного  движения  тела,  где  производная  выражает  мгновенную  скорость  в   момент  времени t. Удивляясь  их нестандартному  взгляду,  говорю  себе,  что  буду  работать  с  ними  отдельно, над  новым  проектом или исследованием.

«Целью  метапредметного  урока  является  умение  учиться,  то  есть   способствовать  саморазвитию  ребёнка,  самосавершенствованию,  создание  условий  для  активизации  мыслительной  деятельности  и  проведение  анализа   составляющих  этого  процесса» (Н.В.Громыко кандидат  философских  наук,  заместитель  директора  НИИ  ИСРОО).

На  моих  уроках  происходит  интеграция  различных  профилей  обучения  в  единую систему  знаний  о  мире.  Происходит  не только  межпредметное  взаимодействие,  но  и  понимание  детьми  взаимосвязи  и  взаимозависимости  всех  жизненных  процессов,  систем,  законов,  передача  деятельностных  способов  работы  со  знаниями.

«Не  мыслям  следует  учить,  а  учить  мыслить» (Иммануил  Кант).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образно-логического мышления учащихся с помощью решения нестандартных задач . 5-6 классы.

Методическая разработка. Можно использовать при работе кружка по математике в 5-6 классах....

Устные задачи на развитие метапредметных умений учащихся 5-го класса на уроках математики

В презентации подобраны задачи на развитие метапредметных умений пятиклассников на уроках математики. Презентация составлена с учётом внешнего контроля знаний МЦКО....

Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной работы в 6 классах для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в области «Математика»

По итогам выполнения комплексной работы для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в 6 классах в области "Математика" составляется аналитическая справка, отражающая результаты д...

Разноуровневые метапредметные задания по иностранному языку для обеспечения индивидуализации обучения и развития учащихся

На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и...

Обобщение опыта "Индивидуальный итоговый проект как оценка сформироанности метапредметных и личностных результатов в среднем общем обазовании на примере предметной области "Математика"

Статья содержит материал выступления  на районных педагогических чтениях "Управление качеством образования и эффективность образовательной организации" в секции "Поектирование как ...

Развитие учащихся с помощью технического вида творчества

В 2021 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более  860 тысяч человек. Количество учреждений дополнительного образования, спортивных школ, клубов сократилось до 132, по...