Система тестового контроля для отслеживания усвоения базового уровня
статья (алгебра) по теме

Ременникова Галина Михайловна

В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

Система  тестового контроля для отслеживания усвоения базового уровня.

Ременникова  Г.М.

Важнейшей задачей модернизации российского образования является совершенствование контроля и управление его качеством.

В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю.

Контроль - это часть процесса обучения. Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по математике - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала.

Систематический контроль знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

Педагогические требования к контролю знаний учащихся: контроль знаний учащихся должен быть:

  1. мотивированным;
  2. систематическим и регулятивным;
  3. разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;
  4. быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода  к учащимся;
  5. базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

                 С введением в 2011 году муниципальной образовательной сети  обучение учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования, возникла необходимость открытой и объективной процедуры оценивания знаний учащихся  9-х классов по математике.  

В практике обучения учащихся 9 – х классов  проведение экзаменационных работ  («малое ЕГЭ»), которое включает как задания 1 части – задания базового уровня, 2 часть – задания повышенного уровня.

В целом пересмотрена  подготовка обучающихся на ранней ступени изучения алгебры в 7-8 классах, а также в выпускном 9 классе.

Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по математике. В практике работы использую текущий, тематический, периодический виды контроля.

  1. Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей,   проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере и др.
  2. Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.
  3. Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экспериментальная работа, зачеты и др.

Говоря о средствах контроля знаний и умений учащихся, чаще всего имеют ввиду задание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения. В основу классификации таких средств может быть положена форма вывода ответа на контролирующее задание. В этом случае выделяются два задания свободного выбора ответа и задания-тесты.

Тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.

Тесты на припоминание и дополнение представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте. Существуют два способа подачи тестов на дополнение:

- запись текста с пропусками на переносной доске или на обычной карточке;

- использование специализированных перфокарт.

Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.

Проверка производится с помощью дешифратора - точной копии тестовой карточки, изготовленной из прозрачного материала. В ней заранее отмечены клетки с правильными ответами.

В заданиях, построенных на основе избирательного теста, не менее важна и система предлагаемых ответов. Нужно включать в нее устойчивые, типичные ошибки учащихся, а правильные ответы располагать на различных местах.

Альтернативный тест - это задание, при выполнении которого ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный).

Осуществляя отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся, учителю, прежде всего, следует иметь ввиду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля.

Современный уровень развития вычислительной техники и внедрение компьютеров в учебный процесс делают возможным автоматизацию тестового контроля.

Грамотно составленный тест дает информацию не только количественную, располагая участников тестирования по единой линейной шкале, но и качественную. Тесты позволяют оперативно диагностировать уровень обученности, определяя сильные и слабые стороны учащегося, выявляет пробелы в знаниях, помогая тем самым учителю сориентироваться в направлениях своей педагогической деятельности. Это расширяет возможности учителя в управлении учебным процессом. Систематическое  использование тестов в преподавании дает возможность наблюдать личную траекторию продвижения каждого учащегося в усвоении данного предмета, то есть позволяет организовать мониторинг качества обучения.

Совершенно справедливо, тестирование позволяет оперативно определить уровень усвоения учебного предмета.  

Созданная система тестов по алгебре (7-9 классах), приближенных к экзаменационным, позволила решить несколько задач:

 1) осуществлять промежуточный и итоговый контроль за степенью усвоения учебного материала на базовом уровне и своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся;

2) готовить учащихся к успешной сдаче экзаменов в новой форме;

 3) снимает психологические затруднения.

Анализ методической литературы показал, что разработано большое количество тестов по темам школьного курса алгебры 7-9 классов (в основном, итоговых). 

В учебном кабинете математики разработаны и систематизированы  пакеты тестов по алгебре для  5-9 классов, по алгебре и началам анализа 10-11 классов. Систематизирован материал  с тестовым контролем по геометрии.

Апробация тестов помогает выявить степень усвоения изученного материала на базовом уровне, что позволило в дальнейшем скорректировать работу на уроках. Введение тестового контроля экономит учебное время, обеспечивает оперативность проверки.

Апробация созданных тестов показала, что при выполнении заданий базового уровня учащиеся испытывают определённые затруднения:

  1. неумение переформулировать задание для дальнейшего его решения;
  2. нерационально используют время (встречая трудное задание, не могут переключиться на выполнение следующего);
  3. допускается много вычислительных ошибок;
  4. выполнив верно задание, выбирают неверный ответ.

         Поэтому для лучшей подготовки учащихся к экзамену необходимо продолжить в системе применять тестовый контроль. Предлагать тесты на жестко ограниченный отрезок времени. Уделить внимание отработке вычислительных навыков и вопросам моделирования в математике.

На основании всего выше изложенного, актуальность проводимой работы очевидна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 г. 10 класс базовый уровнь

Данный материал содержит: Презентацию и План-конспект урока  по теме "Отечественная война 1812 г."Данный урок дается в течении 2-х часов в 10 классе на базовом уровне. (Хотя я давал и на сильном ...

Рабочая программа по физике 8 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня

Рабочая программа по физике 8класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И.для базового уровня...

Рабочая программа по физике 7 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня

Рабочая программа по физике   7  класса   УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И.для базового уровня...

Вариант письменной части рубежного контроля во 2 классе на базовом уровне в соответствии с ФГОС

Задания работы подходят к наиболее популярным УМК, соответствубт требованиям ФГОС, ориентированы на формат международных экзаменов.Работа составлена  на основе материалов лекции «Рубежный контрол...

Вариант письменной части рубежного контроля во 3 классе на базовом уровне в соответствии с ФГОС

Задания соответствуют требованиям ФГОС, адаптированы к УМК М.З.Биболетовой, ориентированы на формат международных экзаменов.Работа  составлена на основе материалов лекции «Рубежный контроль во 2 ...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике (учебный предмет) Для базового уровня класс 7-9 (уровень: базовый, профильный) основное общее образование .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по физике(учебный предмет)Для базового уровня класс 7-9(уровень: базовый, профильный)основное общее образование (срок реализации)...