Уроки повторения как средство подготовки к ГИА и ЕГЭ
статья по алгебре (11 класс) на тему

доклад для выступлен ия на МО уч ителей математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

"Уроки повторения как средство подготовки к ГИА и ЕГЭ"

В настоящее время модернизация и инновационное развитие – единственныйпуть, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-говека, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам.

Согласно концепции модернизации российского образования среднее(общее) образование нацелено на формирование социально грамотной исоциально мобильной личности, осознающей свои гражданские права иобязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы испособы реализации выбранного жизненного пути.

Можно только приветствовать появление Национальной образовательнойинициативы "Наша новая Школа", большая надежда на стандарты второгопоколения. А чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоитразвивать систему оценки качества образования. И я полностью поддерживаюнеобходимость независимой проверки знаний школьников не только после 11 –го класса, но в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы.

Необходимо вводить новые требования к качеству образования, расширятьсписок документов, характеризующих успехи каждого школьника. И все-таки,по моему мнению, Единый государственный экзамен, оставаясь основным, недолжен быть единственным способом проверки качества образования. Ядумаю будущее за независимым оцениванием – это перспективная формапроверки знаний школьников. Выпускники каждой ступени пройдянезависимое оценивание должны доказать, что они достойны обучаться наследующей ступени. Но и ЕГЭ и ГИА-9, должны иметь «человеческое лицо».

Необходимо тщательно анализировать итоги независимого оценивания,обозначать проблемы и решать их незамедлительно, по мере поступления, навсех уровнях. А проблем еще немало.

Опыт проведения ЕГЭ и ГИА-9, а так же пробных работ и по математикеи по другим предметам свидетельствует о необходимости предварительнойподготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля.Бесспорно, работа учителя не должна сводиться только к работе по тестам.

Анализ пробных тестирований и ЕГЭ показал, что более половины учащихсязатрудняются при содержательном раскрытии математических понятий иобъяснении сущности математических методов и границ их применения, абольшинство учащихся не смогли применить знания теоретических фактов длярешения различных классов математических задач. Большинство учащихсяиспытывают существенные затруднения при решении геометрических задач,усвоение которых контролируется в рамках ЕГЭ, не умеют ясно и точно,последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме, немогут аргументировать свою точку зрения. Это говорит о низком уровнесформированности технологической компетенции, самой значимой дляпрактической деятельности.

Учитывая эти проблемы, необходимо организовывать работу поразработке и усовершенствованию методического обеспечения ЕГЭ и ГИА-9.Уделять особоевнимание планированию и проведению текущего и итогового повторения,технологию подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА-9.В то же время не надо забывать, что регулярно проводимое тематическоетестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь,определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативнореагировать на них. Как итоговый контроль тестирование может обеспечиватьтакие качества результатов проверки, как надежность и объективность.В этойсвязи необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебныйпроцесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенноготовя к ЕГЭ. Следует организовать систематическое повторение базовыхэлементов курса на протяжении всех лет изучения математики, используя вэтих целях тематический и итоговый контроль.

В нашей стране существуют замечательные традиции образования и внастоящее время появляются все возможности, чтобы обеспечить получениевсеми учащимися качественного образования, позволяющегоуспешно продолжить образование, занять достойное место в современномобществе. С 2005 года в Российской Федерации проводится эксперимент повнедрению и отработке новых форм государственной (итоговой) аттестациивыпускников 9 класса по ряду предметов. При этом применяются тестовыетехнологии, близкие к ЕГЭ. Необходимость всестороннего изученияподготовки и проведения экзамена в новой форме, помимо прочего, связана стем, что введение в школьную практику Единого Государственного Экзамена(ЕГЭ) породило множество проблем, как у учителей, так и у учеников – какпсихологического, так и методического характера. Государственная итоговаяаттестация (ГИА) в новой форме призвана разрешить некоторые извозникающих трудностей, в частности приблизить форму экзамена за курсосновной школы к экзамену за курс средней школы в форме ЕГЭ.

Для успешной сдачи экзамена по предметам в новой форме ученик долженобладать:

? достаточным знанием предмета,

? навыками работы с тестами,

? умением правильно организовать как подготовку к экзамену, так и

грамотно распределить свое время на экзамене.

Учитель, в свою очередь, должен выстраивать свою деятельность с учетомспецифики сдачи экзамена в новой форме.Можно выделить некоторые наиболее значимые психологическиехарактеристики, которые требуются в процессе сдачи экзамена:

? высокая мобильность, переключаемость;

? высокий уровень организации деятельности;

? высокая и устойчивая работоспособность;

? высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

? четкость и структурированность мышления, комбинаторность;

? сформированность внутреннего плана действий.

Процедура прохождения Государственной итоговой аттестации —деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников ипредъявляющая особые требования к уровню развития психическихфункций. ГИА имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать увыпускников различные трудности:

? когнитивные;

? личностные;

? процессуальные.

Задача учителя - подготовить ученика так, чтобы он самостоятельно смогнабрать максимально возможное для него количество баллов. Учитель долженвыстраивать свою деятельность с учетом особенностей сдачи экзамена в новойформе:

? учителю необходимо заранее ознакомить учеников с процедуройпроведения экзамена, с критериями оценки, подробно разъяснить, скольконеобходимо набрать баллов для получения оценок «3», «4» и «5» и сколько нужно выполнить заданий, чтобы набрать необходимое количество баллов.

? необходимость пояснить ученикам важность выбора оптимальнойстратегии выполнения заданий, с учетом желаемой оценки.

? в процессе подготовки к экзамену в новой форме, чтобы снизить влияниефактора новизны в оформлении и психологический барьер перед структуройэкзаменационного листа в целом, нужно устраивать работу с бланками ответов.

? желательно провести занятие, на котором учитель ставит цель вполучении учащимися определенной оценки «3», «4» или «5» за экзамен.

? чтобы учащимся было легче перенести длительный экзамен во времяподготовки необходимо, постепенно увеличивать нагрузку по времени занятий.

? проводя тестовый контроль знаний в процессе подготовки, необходимоработать в режиме «теста скорости», а именно, с жестким ограничением повремени.

Для подготовки учащихся к экзамену с ними желательно провести четырепсихолого-педагогических занятия по следующей тематике:

1. Что такое ГИА?

2. Индивидуальный стиль деятельности.

3. Как справиться со стрессом на экзамене?

4. Ролевая игра «Сдаем ГИА».

Содержание занятий должно включать три блока:

? Информационный (сведения о процедуре и правилах ГИА, о техправах, которые есть у учеников);

? Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников икак к этому относиться);

? Поведенческий (отработка желаемого поведения).

Как показывает собственный опыт учителей, готовивших учащихся 9 классатакая работа приводит к хорошим результатам.

Начать надо с не афишированного, ненавязчивого тестирования, а порой и просто непринужденной беседы. Выявить можно много интересного иполезного для планирования в будущем работы с пятиклассниками. Перед учителем сегодня стоит проблема не только дать свойпредмет на хорошем базовом уровне, но и научить применять эти знания при выполнении заданий практического содержания, научить учащихся приступать кисследованию, поиску новых способов, приучить рассуждать,доказывать, экспериментировать, работать с литературой по возникшей проблеме, рационально использовать компьютер, интернет.

Очень важно приучить учащихся добывать знания и коллективно. Дляэтого хорошо бы на уроках организовывать мини-диспуты, которые затемпродолжались бы и на переменах, и после уроков. Давая готовые рецептырешения проблем, поставленных на уроке, мы лишаем главного - формирования мыслительного процесса, мы его сокращаем до минимума, пытливостьума тормозиться, поэтому в будущем у ребенка и возникает на ЕГЭ паника.

Если учитель не показывал конкретное решение того или иного упражнения,значит, я не сделаю.

Один из способов решения этой проблемы в опережающем обучении.Можно в конце урока поставить проблему следующего занятия и попроситьребят подумать. А можно указать новый параграф, и дать возможность учащимся самостоятельно разобраться в новом материале.

Современный школьник порой инфальтилен, не организован, ленив.Как побудить учиться? Чем заинтересовать? На примере чего и кого воспитывать?

Всем хорошо известно, что проблемы обучения и воспитания оченьтесно связаны между собой. Нельзя, делая одно, упускать другое. Выводтолько один. Невозможно не воспитывая учить и научить. И воспитываем мыне только будущих математиков, а прежде всего людей, любящих своихблизких, свою Родину (как редко стали об этом говорить на всех уроках, всезатмила подготовка к ЕГЭ), людей, готовых не только изучить научный опытпрошлых поколений, но и готовых приумножить его, способных воспитатьсебе подобных.

Современный школьник и родитель практически во всех школьных неудачах винят учителей, бесспорно, их вина тоже есть. Но подчас не хочется«порыться» в себе, не оправдывать свою лень, попытаться найти первопричину неуспеваемости или конфликта.

Подготовка к итоговой аттестации в современной школе - это комплексучебных и воспитательных мероприятий, направленных на развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся, воли, трудолюбия, чувствадолга и ответственности. Игнорирование одной из составляющих комплексаведет к разрушению целостности учебного процесса, к потере интереса кучению, плохой успеваемости и деградированною личности. А сможет ли такой поврежденный человек нормально существовать и трудиться в нашемобществе? Стоит каждому педагогу задуматься и понять, что цель обучения вшколе не просто хорошо сданное ЕГЭ, а воспитание творческой, жизнеспособной личности.

Анализ образовательной практики позволяет констатировать, что готовностьпедагогов к новой форме аттестации не носит системного характера, в процессеуправления не реализуется комплекс необходимых педагогических условий,обеспечивающих достижение успеха в образовательном процессе, неразработаны методологии использования информационных ресурсов,созданных в ходе ЕГЭ и других контрольных процедур.

Безусловно, внедрение педагогом в образовательный процесс технологиитестирования будет более эффективным, если:

- данная деятельность будет протекать в рамках непрерывного использованиятестовых технологий в каждом программном разделе;

- формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговойаттестации будут ориентированы на учет личностных особенностей каждогоученика, реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительнуюмотивацию к тестовой форме контроля знаний, определение и реализациюзнаний и умений, обеспечивающих высокую результативность тестирования.Исходя из вышесказанного, выделяем несколько направленийдеятельности педагога по подготовке к тестовой форме итоговой аттестации,что определяет совокупность соответствующих педагогических условий:

- поддержание благоприятного эмоционально-психологического настроя вученическом коллективе на новую форму итоговой аттестации;

- реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся вобразовательном процессе;

- реализация отношений сотрудничества педагога и родителей вобразовательном процессе;

- внедрение тестов в учебный процесс на различных этапах обучения длямониторинга качества образования;

- проведение тренингов для учащихся по тестам ЕГЭ прошлых лет и тестамабитуриентского централизованного тестирования (ЦТ);

- организация различного вида олимпиад и конкурсов с использованиемтестовой формы заданий и аналогичных ЕГЭ бланков ответов (например,участие в ежегодном Пермском всероссийском молодёжном чемпионате);

- организация работы элективных курсов и факультативов по подготовке к заданиям повышенной сложности;

- создание в кабинетах информационного стенда по подготовке ктестированию;

- внедрение системы консультаций для учителей, учащихся и родителей,включающих в себя знакомство с содержательной структурой тестов ихвидами, критериями оценивания, психологическую подготовку;

- изменение механизма проверки оценивания контрольных работ по десяти -и сто балльной шкале (с последующим переводом в пятибалльную шкалу длядокументов отчетности (дневник, журнал)), что готовит учащихся к верномуоформлению части «С» в ЕГЭ и психологически приучает к различным формамоценивания и соответствию новой оценки привычным отметкам;

- своевременная диагностика результатов тестирования, что даетвозможность не только выявления общих пробелов, но и индивидуальнойкоррекции обучения каждого тестируемого;

- своевременное привитие тестовых навыков:

? психотехнических навыков: умение верно заполнить бланк, умение винструкции выбрать важную информацию;

? навык продолжительной работы (к сожалению, очень многие учащиесяне имеют привычки достаточно долго без перерыва заниматься умственнымтрудом);

? умение быстро и результативно решить поставленную задачу;

? умение верно выбрать ответ по конкретному вопросу теста;

? умение, проявив более глубокие знания, сэкономить время на решениии выбрать верный ответ методом исключения;

? умение оценить время, затрачиваемое на выполнение задания,соответственно уровню его сложности;

? умение не «зацикливаться» на «трудном» задании, а переключиться на

Следующее задание, сохранив положительный настрой на общий результат;

? умение спланировать время на решение теста так, чтобы осталось время на («второй круг») и на общий просмотр работы(для исключения явных ошибок);

- использование всех возможностей для переподготовки и повышенияквалификации учителя в области использования тестовых форм контролязнаний, интерпретации результатов ЕГЭ и других процедур контроля качестваобразования.

Цель системы оценок учебных достижений – повышение качестваобразования на основе получения достоверной информации об уровне учебныхдостижений учащихся. На персональном уровне система оцениванияпредназначена для того, чтобы оценить текущие и итоговые учебныедостижения учащихся и принять необходимые меры для их повышения дожелаемого уровня. Средствами для достижения указанной цели являются используемыеметоды и материалы, с помощью которых собирается первичная информацияоб учебных достижениях, а также используемые шкалы оценок.

В проблеме системы оценивания следует выделить вопросы: шкалы

оценивания, контрольные измерительные материалы (КИМ), технологии сборапервичной информации.Российская система образования пользуется пятибалльной шкалойоценивания учебных достижений учащихся. Нормы оценок, определяющиетребования, в соответствии с которыми выставляются оценки "2", "3", "4", "5",чиновниками давно утеряны. У каждого учителя свои требования к оцениваниюзнаний. Объективность оценивания полностью исключена.Помимо необъективности, пятибалльная шкала оценок является слишкомгрубым инструментом, оценивающая знания с шагом в 20%. Оценку "1" вшколе давно не ставят. Оценку "2" стараются не ставить. Учитель имеет дляиспользования оценки "3", "4", "5". Фактически мы имеем не пяти-, атрехбалльную шкалу оценивания, которая неуклонно стягивается кодно балльной шкале, состоящей из оценки "4". Существующая в Россиисистема оценок архаична и необъективна.В практике известных зарубежных систем оценивания учебныхдостижений используются десяти-, сто- и даже тысяче балльные шкалы. Привыборе шкалы оценивания необходимо учитывать ту максимальную точность,которую могут обеспечить используемые КИМы и технологии сбора первичнойинформации.

При формировании новой системы оценивания необходимо:

• расширить шкалу оценивания учебных достижений учащихся,

• предусмотреть несколько вариантов шкал оценивания, каждая из которыхдолжна иметь свою область применения. Ввести в практикуобщеобразовательной школы десяти- и сто балльную шкалы оценивания,

• разработать методику составления КИМов по предметам, охватывающихвсе разделы предмета с образцами заданий различных трудностей иуказанием необходимых теоретических знаний и практических навыков,необходимых для получения любой из оценок используемой шкалы (приотсутствии образовательного стандарта или при его неудовлетворительном2содержании сформулировать требования к знаниям на различные оценкиявочным порядком),

• разработать методику и технологию создания КИМов различной формы.Постоянно производить новые варианты КИМов различной сложности.Проводить их апробацию на выборке учащихся необходимого размера исостава. Выявлять измерительные свойства заданий; корректировать их вслучаях несовершенства; выявлять погрешности измерений,

• вести базу данных подготовленных и использованных заданий с указаниемих измерительных свойств и прочих данных, а также вести базу данныхрезультатов использования этих заданий,

• установить требования к КИМам для обеспечения установленныхпогрешностей измерений. Разрешить использовать при оцениванииучебных достижений для целей итоговой аттестации только КИМы,удовлетворяющие установленным требованиям. Создать соответствующуюсертификационную службу, которая подтверждала бы качество КИМов иправильность их использования.

Установитьрациональные области применения различных методов – тестирование,письменные работы и устные ответы, олимпиады и пр. Разработать методыприведения в сопоставимый вид результатов, полученных с использованиемКИМов различного вида и содержания. Исключить монополию одного методаоценивания учебных достижений.Воспринимать как положительное явление создание независимых центровпо оценке учебных достижений учащихся, предоставляющих услуги пообъективной, оперативной и надежной оценке учебных достижений учащихся.Без создания продуманной системы оценивания судить о качествеобразования и принимать обоснованные управленческие решения невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)

Урок по подготовке к ЕГЭ.  Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования....

Урок повторения, обобщения и подготовки к контрольной работе по теме: "Неметаллы"

9 класс"НЕМЕТАЛЛЫ"Повторение и подготовка к контрольной работеВопросы в тестовой форме, задания на расстановку степеней окисления,  на  химические свойства разных соединений, решение цепочки...

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

«Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике. Решение неравенств алгебраическим методом» 10 класс

Представленая работа,содержит разбор всех вариантов решения  показательных неравенств алгебраическим методом.Рассматриваемый материал можно использовать как на уроках алгебры,так и при повторител...

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике

Система уроков повторения по теме:«Отбор корней в тригонометрических уравнениях»...

Уроки повторения как средство подготовки к ГИА и ЕГЭ

Доклад содержит материал о подготовки ОГЭ и ЕГЭ...

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....