Рабочая программа курса по выбору по математике
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Хлыбова Наталья Александровна

Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr._ner-va_el._kurs.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, муниципальное образование г. Армавир 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа № 25

«ОБСУЖДЕНО»

Протокол № ___        

от__________________

МО учителей

ЕМЦ

________

        

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР

___________Хлыбова Н.А.  

                                                 

«УТВЕРЖДЕНО»

решение педсовета протокол № 1

от 30 августа 2012 года

Председатель педсовета

    ________  А.А. Микляев

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                II вида

По курсу по выбору «Решение неравенств, содержащих модуль»  

Ступень обучения (класс) основное общее, 9 класс

Количество часов _8__               Уровень базовый

Учитель    Хлыбова Наталья Александровна 

Программа разработана на основе _программы элективного курса Е.В. Балуебой «Модуль» и  Г.Г. Черменёвой « Уравнения и неравенства, содержащие модуль»

 Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 2012 года

Краснодарский край, муниципальное образование город Армавир, 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - основная

общеобразовательная школа № 25

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу по выбору  «Решение неравенств, содержащих модуль»

Класс    9

Учитель     Хлыбова Наталья Александровна

Количество часов: всего 8 часов.

Планирование составлено на основе рабочей программы II вида

учителя  математики Хлыбовой Н.А.  утверждённой на педсовете от 30.09.2012 года протокол № 1_____________________________________________________________

Пояснительная записка.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов и посвящен систематическому изложению материала, связанного с понятием модуля числа и его применения при решении неравенств.

Цели курса:

  1. научить разным методам решения неравенств, в которых присутствует модуль числа.
  2. развивать умение преодолевать трудности при решении неравенств разного уровня сложности.
  3. формирование логического, абстрактного, системного мышления.

Потребность в проведении курса возникла в связи с тем, что:

  1. в учебных пособиях мало заданий с модулем числа.
  2. не разобраны в системе методы и приёмы решения неравенств с модулем.
  3. нет темы в стандартах образования  по модулю числа.
  4. неравенства с модулем систематически встречаются на государственной итоговой аттестации,  контрольно – диагностических работах и при поступлении в различные учебные заведения.

Предлагаемый курс своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 классов, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого числа разнообразных задач. Стоит отметить, что навыки в решении неравенств, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в средние учебные заведения. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

– помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;

– создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

– помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:

– научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

– научить учащихся решать неравенства, содержащие модуль;

– помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

– помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс рассчитан на 8 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар, творческие задания. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

– точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

– применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;

– преобразовывать выражения, содержащие модуль;

– решать уравнения, содержащие модуль;

– строить графики элементарных функций, содержащих модуль.

     По окончанию курса учащиеся 9 класса сдают зачет, который может проходить как в виде зачёта, так и в виде игры.

     Курс в основном предназначен для учащихся, увлекающихся математи-кой, но благодаря содержанию курс может быть интересен и другим кате-гориям школьников. Курс построен на материале “Алгебра 7 – 9 класс”. Содержание курса качественно отличается от базового тем, что в нем будут изучаться многие замечательные неравенства с модулем числа, которых нет в учебниках.

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

  1. устное сообщение;
  2. написание рефератов, докладов, творческих работ;
  3. проекты.

Учащимся можно самостоятельно выбирать вид отчетной работы; литературу. Критерии успешной работы учащихся: при выполнении не менее 2 работ ученик получает зачет.

Содержание программы

Тема 1. Модуль действительного числа. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа. (1 ч)

Занятие 1. Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль.

Тема 2. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. (1 ч)

Занятие 1. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.

Тема 3. Решение неравенств, содержащих модуль (4 ч)

Занятие 1. Решение неравенств, содержащих модуль. Решение неравенств вида: х ≤а, х ≥ а

Занятие 2. Решение неравенств вида |f(x)| ≤ a  и  |f(x)| ≤ |g(x)|.

Занятие 3. Решение неравенств вида |f(x)| ≤ g(x)  и  |f(x)| ≥ g(x).

Занятие 4. Решение неравенств, содержащих модули, методом промежутков. Практикум.

Тема 4. Построение множества точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак модуля числа. (1 ч)

Занятие 1. Строить множество точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак модуля числа.

Тема 5. Итоговое задание. (1 ч)

Занятие 1. Диагностическая работа.

Учебно-тематический план

Название  темы

Кол-во часов всего

Кол-во лекций

Практика

Форма занятия

Образовательный продукт

1

Модуль действи-тельного числа. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа.

 1

0,5

0,5 

Анкета

Устные сообщения, таблица «Свойства модуля»

2

Числовые нера-венства. Свойст-ва числовых неравенств.

1

0,5

0,5 

Лекция с элементами практики.

Таблица “Свойства неравенств»

3

Решение нера-венств, содер-жащих модуль

4

1

3

Практикум.

Творческие работы учащихся, выступление в парах.

4

 Построение множества точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак модуля числа.

1

0,5

0,5

Занятие-исследование.

Работа с литерат., доклад, творческие работы учащихся (д/з).

5

Итоговое занятие.

1

 

1

Диагностическая работа.

Различные способы решения неравенств

Требования к умениям и навыкам учащихся.

  1. должны знать определение модуля числа и его геометрическую интерпретацию.
  2. знать свойства числовых неравенств и уметь ими пользоваться при решении неравенств, содержащих модуль.
  3. уметь решать простейшие  неравенства с модулем.

Список учебно-методической литературы.

Литература для учителя.

1. Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8–9 классы // Математика. – № 20. – 2004. – С. 17.

2. Вавилов В. В., Мельников И. И., Олехник С. Н., Пасиченко П. И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства: справочное пособие. – М.: Наука, 1987.

3. Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. Планирование учебного материала для 8 класса с углубленным изучением математики: методическое пособие. – М., 1988. – 78 с.

4. Горнштейн П., Мерзляк А., Полонский В., Якир М. Экзамен по математике и его подводные рифы. – М.: Илекса; Харьков: Гимназия, 1998. – 236 с.

5. Гусев В. А. Внеклассная работа по математике в 6–8 классах: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

6. Садыкина Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля // Математика. – № 33. – 2004. – С. 19–21.

7. Егерман Е. Задачи с модулем. 9–10 классы // Математика. – № 23. – 2004. – С. 18–20.

8. Задания для подготовки к тестированию по математике: учебное пособие / Н. И. Бессарабов, Р. А. Лозовская, Г. В. Сохадзе. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2000. – 36 с.

9. Звавич Л. И., Шляпочник Л. Я., Чинкина М. В. Алгебра и начала анализа. 8–11 кл.: пособие для школ с углубленным изучением математики. – М.: Дрофа, 1999. – 352 с.

10. Коршунова Е. Модуль и квадратичная функция // Математика. – № 7. – 1998.

Литература для учащихся.

1. Аверьянов Д. И., Алтынов П. И., Баврин Н. Н. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 864 с.

2. Алгебра. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / К. С. Муравин, Г. К. Муравин, Г. В. Дорофеев. – М.: Дрофа, 1997. – 208 с.

3. Виленкин H. Я, Виленкин Л. Н., Сурвилло Г. С. и др. Алгебра. 8 класс: учебн. пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.

4. Виленкин Н. Я., Сурвилло Г. С., Симонов А. С., Кудрявцев А. И. Алгебра. 9 класс: учебн. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1996. – 384 с.

5. Галицкий М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов: учебн. пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. – 3-е изд. – М.: Просвещение 1995. – 217 с.

6. Домашняя математика: книга для учащихся общеобразовательных учреждений / М. В. Ткачева, Р. Г. Газарян, Б. Н. Кукушкин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 303 с.

Название  темы

Кол-во часов всего

Дата проведения

Факт. дата

проведения

Оборудование

1

Модуль действительного числа. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа. (1 ч)

1.1.1

Модуль действительного числа. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа.

1

Таблица “Свойства модуля»

2

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. (1 ч)

2.1.2

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.

1

Таблица “Свойства числовых неравенств»

3

Решение неравенств, содержащих модуль. (4 ч)

3.1.3

Решение неравенств, содержащих модуль. Решение неравенств вида: х ≤а, х ≥ а

1

3.2.4

Решение неравенств вида |f(x)| ≤ a  и  |f(x)| ≤ |g(x)|.

1

3.3.5

Решение неравенств вида |f(x)| ≤ g(x)  и  |f(x)| ≥ g(x)..

1

3.4.6

Решение неравенств, содержащих модули, методом промежутков. Практикум

1

4

Построение множества точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак модуля числа. (1 ч)

4.1.7

Строить множество точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак модуля числа.

1

Работа с литерат., доклад.

7

Итоговое занятие. (1 ч)

7.1.17

Диагностическая работа

1

ИТОГО:

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики»

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики» рассчитана на один года обучения. Предназначена она для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательной ш...

Рабочая программа курса по выбору «Шифры и математика» для обучающихся 9А класса

Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса ...

Рабочая программа курса по выбору по математике

Рабочая программа курса по выбору по математике "Избранные вопросы геометрии"  для учащихся 9 класса. Этот курс направлен на углубление и расширение тем "Теорема Пифагора" и "Обобщенная теорема П...

Рабочие программы курсов по выбору по математике 5-7 классы.

Рабочая программа курса по выбору«От сюжетной задачи к учебному проекту» для 5-6 классовРабочая программа курса по выбору «Методы решения сюжетных задач арифметическим способом»...

Рабочая программа курса по выбору по математике 9 класс «Избранные вопросы математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА...

Рабочая программа курса по выбору по математике "Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"

   Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки  к  ГИА   по  математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсу...