Доклад "Организация пробелов знаний учащихся при подготовке к ГИА"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Селютина Наталья Алексеевна

В этом материале можно узнать мотоды подготовки к экзамену по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_gia.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Ориентация  на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников. Уже четвёртый год мне приходится готовить своих учеников к сдаче экзамена по алгебре в 9 классе. Но ни в методической литературе, ни в инструкциях к экзамену, нет указаний или советов, как должна проходить процедура подготовки к экзамену в новой форме. И поэтому я задумалась над тем, как сделать это эффективно и в то же время не перегрузить детей дополнительной нагрузкой.

Проведению экзамена предшествует продолжительная целенаправленная работа по повторению, систематизации и углублению знаний учащихся по математике за курс основной школы. Нужно уделить внимание способам решения основных типов задач, при этом теоретический материал целесообразно повторить в процессе их решения.
Прежде всего, учеников необходимо убедить, что экзамен в новой форме показывает истинную картину знаний, умений, навыков учащихся, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания и к подготовке нужно отнестись с полной ответственностью и серьезностью. И в то же время, необходимо убедить их в том, что это по силам каждому, даже таким ученикам, для которых «3»-максимальная оценка. Перед непосредственной подготовкой к экзамену необходимо  подробно ознакомить учащихся с процедурой проведения государственной (итоговой) аттестации. Они должны усвоить не только организационные особенности тестирования, но и особенности содержания и оценивания экзаменационной работы, а так же уметь работать с бланками.

Подготовку к государственной (итоговой) аттестации я разбила на 3 этапа.

Первый этап – это ликвидация пробелов в знаниях за предыдущие годы и подготовка базы для решения заданий первой части экзаменационной работы. Для этого мною был разработан набор карточек по каждой из основных тем, входящих в первую часть экзаменационной работы. На уроке один раз в неделю мы повторяем 2-3 темы в течение 15 минут. Их я выбираю, близкие по смыслу, т. е. блоками, например

1)Вычисление значений числовых выражений.
2)Буквенные выражения и их преобразования.

Для этого  на повторение основных понятий, формул и алгоритмов решения отводится 3 минуты. Затем, вместе с классом решаем по 1-2 заданию на каждую тему. После этого, раздаю каждому по одной карточке для самостоятельного решения дома в специально отведенных тетрадях для подготовки к государственной (итоговой) аттестации. Также задаю повторение теоретической базы по этому материалу.

На следующий урок собираю тетради и проверяю решение (варианты у всех разные). Для учеников, которые достаточно хорошо усвоили материал предыдущих лет, этого достаточно, но не будет лишним выдать еще на закрепление по одному варианту на эту тему. Затем раздаются карточки на следующую тему. И так далее в течение недели, т.е. до повторения очередной группы материала.

Учащиеся, которые не смогли справиться со своими заданиями, приглашаются на консультации во внеурочное время, где повторяется  теоретическая  база и решение заданий по этим темам. Анализ ошибок, допущенных при решении предыдущих карточек, проводится индивидуально, и так до тех пор, пока все ученики не справятся с заданиями по этой теме. Хороший результат дает использование таких заданий на уроке во время устного счета или повторения перед изучаемой темой.

Второй этап подготовки – это комплексное решение заданий первой части экзаменационной работы.  Каждый ученик получает индивидуальный текст, содержащий набор заданий, которые предусмотрены требованиями к обязательным результатам обучения.
В течение всего этого этапа на общих консультациях учащиеся прорешивают первую часть работ (хотя бы половину работы в неделю) из сборников заданий к итоговой аттестации в 9 классе автора Л.В.Кузнецовой  (учащиеся приобретают их еще в 8 классе). Решения подробно разбираются и комментируются у доски.

К тому же, 1 раз в неделю каждый ученик получает индивидуальный тест. Его лучше взять из тех сборников, которые редко встречаются в книжных магазинах, такие как «Математика 9 класс. Сборник заданий.» автора-составителя Л.Д.Лаппо, или тесты пробных и итоговых экзаменов прошлых лет.  Тогда ученики будут решать самостоятельно, а не подгонять под ответ.

Третий этап – завершающий этап подготовки. К нему подходим обычно к концу III четверти. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий и можно приступать ко второй части тренировочных экзаменационных работ. Эти задания позволяют выяснить владение  исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений и решений. При выполнении второй части работы, которая направлена на дифференцированную проверку повышения уровня владения материалом,  учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

Каждый блок содержит задания по уровням сложности от двух до шести баллов. На консультациях, где прорешиваются  задания на «2» балла, приглашаются все ученики и задания для выполнения дома получают все, а вот дальнейшая подготовка носит дифференцированный характер. Более способные учащиеся не только участвуют в процессе решения на «4»–«6» баллов, но и получают аналогичные для самостоятельного решения. А вот менее успешные ученики могут заменить эти задания двухбалльными. Нужно учитывать, что в силу многих причин, не все дети могут справляться с заданиями второй части, но это не значит, что для них подготовка к экзамену закончена. Как показывает практика, те навыки, которые они приобрели на первом и втором этапах, необходимо постоянно закреплять. Поэтому нужно продолжать отрабатывать с ними задания первой части экзаменационных работ.

.
Соединение заданий первой и второй части в виде пробных экзаменов в различных временных границах необходимо проводить хотя бы раз в 2 месяца, чтобы и самой отследить динамику роста (или падения) уровня усвоения материала при подготовке к экзамену, а также определить  у ученика  сильных и слабых сторон. Обычно, после таких «экзаменов», они сами просят еще раз вернуться к повторению той или иной темы.

Комплексное решение всей тренировочной экзаменационной работы (первая часть + вторая часть) достаточно прорешать на тех 14-15 часах повторения курса алгебры, которые отводятся по программе и на консультациях непосредственно перед экзаменом.

Необходимо добавить (чтобы не сложилось впечатление, что уроки проводятся сами по себе, а подготовка к экзамену – сама по себе), что в той или иной мере, почти на каждом уроке алгебры в 9 классе и часто на уроках в 8 классе, используются материалы по изучаемой теме разного уровня сложности  из тренировочных вариантов экзаменационных работ.

МОУ «Основная общеобразовательная школа п.Восточный Ивантеевского района Саратовской области»

«Организация работы по повторению и ликвидации пробелов знаний учащихся при подготовке к ГИА.»

Учитель математики: Селютина Н.А.

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план работы по ликвидации пробелов знаний учащихся при подготовке к ЕНТ.

Примерный план по работе с учащимися для приодаления пробелов знаний по биологии....

Как ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.

О том, как помочь ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по математике....

Таблицы для систематизации знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории по разделу «Россия в конце XVIII-XIX веке»

Таблицы для систематизации знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории по разделу «Россия в конце XVIII-XIX веке».Таблица 1. Основные направления внутренней политики России в конце XVI...

Использование мотивирующих способов организации контроля и оценивания знаний учащихся при подготовке к ОГЭ

Использование мотивирующих способов организации контроля и оценивания знаний учащихся при подготовке  к ОГЭ...

Организация работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся при подготовке к ГИА по географии

Каждый учитель заинтересован в успешной сдаче экзамена своими учениками. Проведению экзамена предшествует продолжительная целенаправленная работа по повторению знаний учащихся....

Индивидуальны план по ликвидации пробелов знаний (подготовка к ЕГЭ по русскому языку)

Индивидуальный план составлен для учащихся 11 классов по результатам пробного ЕГЭ по русскому языку для ликвидации пробелов заний...