План -работы кружка "Любители математики"
календарно-тематическое планирование по алгебре (6 класс) по теме

План работы кружка в 5-7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mat_kruzhok_2011-2013.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Средняя общеобразовательная  школа  с.Березово

Пугачёвского  района  Саратовской  области»

«Согласовано»

Руководитель  МО


__________/Зубарева Т.В./

Протокол  № ____ от

«___» ________2012__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя  по УВР


________/Калинина И.Г../

«___» ________2012__г.

«Утверждено»

Директор школы


__________/Барышева Л.И./

Приказ   № ____ от

«___» ________2012__г.

Рабочая  программа

дополнительного образования

кружка

«Любители математики»

Составил учитель  математики

  высшей квалификационной категории

Зубарева Татьяна Владимировна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___» _________20112_г

2012-2013 учебный год

Содержание.

  1. Пояснительная записка .                                                                  2-3 стр                                                        

  1.  Структура занятий математического кружка.                              4   стр.

3.   Основные формы проведения кружковой работы                         4-5 стр

     

4.     Требования к уровню подготовки.                                                 5 стр.

5.     Учебно-тематический план кружка.                                             6-8стр.

 

  1.   Литература для учителя.                                                                  8 стр.

                                                             

  1.  Литература для учащихся.                                                                8 стр.

                                                                                                               

  1.  Список учащихся                                                                               9 стр.

Пояснительная записка

Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Внеклассная работа -  одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы  только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой  в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют  « потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:

Цели и задачи.

Основными целями программы являются :

Образовательная -    обучение   различным способам решения  нестандартных задач, углубление знаний по предмету

Воспитательная -       воспитание творческой активности учащихся, повышение математической  культуры,

Развивающая -   развитие математического мышления, интеллектуального уровня, оригинальности и изобретательности, развитие навыков самостоятельной работы и стремления к обучению и самообучению.

 Задачи:

  1. Решение задач творческого характера, имеющие практические применения.
  2. Подготовка к  школьным предметным олимпиадам и участию  в конференции           « Шаг в будущее».

Ведущие принципы.

  1. Содержание и структура программы  рассматривается как особая  дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);
  2. В основу содержания и структуры программы положен дидактический принцип  личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления.

  1. Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.

  1. При изложении теоретического материала соблюдается систематичность,                последовательность и экономичность изложения.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

 Так как программа адресована учащимся 6 -7 ( подросткового возраста) классов, отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей указанных возрастов.

У учащихся  6 -7 кл. идет процесс самоутверждения своей самостоятельности и индивидуальности,  ведущей деятельностью является общение со сверстниками, формируется самооценка, характер, возникает « чувство взрослости».

У многих учащихся возрастает волевая регуляция, формируется самосознание, появляется самостоятельность, увлечение науками и теориями, происходит жизненное определение. 

Организация образовательного процесса.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного  на перевод обучения  на субъективную основу с установкой  на саморазвитие личности;             

  - развивающего обучения,  в основе  которого лежит способ обучения, направленный  на включение внутренних механизмов личностного  развития  школьников;

- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека:

Структура занятия математического кружка:

 

  1. Доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
  2. Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
  3. Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
  4. Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
  5. Ответы на разные вопросы учащихся.

Основные формы проведения кружковой работы:

  1. Комбинированное тематическое занятие:
  1. Выступление учителя или кружковца;
  2. Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
  3. Разбор решения задач;
  4. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
  5. Ответы на вопросы учащихся;
  6. Домашнее задание.

2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  1. Математическая карусель.
  2. Математический бой, хоккей, футбол.
  1. Математические турниры, эстафеты.
  2. Математические викторины.
  1. Устные или письменные олимпиады.

3. Заслушивание рефератов учащихся;

4. Коллективный выпуск математической газеты:

5. Разбор заданий городской(районной) олимпиады, анализ ошибок.

  1. Решение задач на разные темы.

7. Разбор задач, заданных домой.

8. Изготовление моделей для уроков математики.

9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.

10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

Сроки и этапы  реализации программы, ориентация на конечный результат.

Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 34 часа; занятия 1 раз в неделю.

Требования к уровню подготовки.

В результате реализации программы учащиеся должны:

  1. Знать требования к выполнению и оформлению конкурсных ( олимпиадных, контрольных) работ: правильность решения, выбор рациональных способов решения, скорость, использованные источники.

  1. Научиться наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, делать соответствующие выводы.

  1.  Научиться ярко продемонстрировать свои находки,  искать красивые , изящные решения задач.

  1. Применять различные методы решения задач.

-

Учебно-тематический план:


п/п

название разделов и тем

количество часов

всего

теорет.

практич.

самост.работы

1

В мире чисел.

10

4

5

1

2

Мир головоломок.

10

4

5

1

3

Классическая математика.

14

5

7

2

всего

34

13

17

4

Содержание деятельности.

В мире чисел ( 10ч):

1. Продолжи ряд чисел  (2ч).

2. Впишите числа (2ч).

3. Исключите лишнее( 2ч).

4. Развивающий калейдоскоп (3ч)

5.Самостоятельная работа (1ч).

Основная цель – научить наблюдать, сравнивать и определять закономерности, развивать интерес к предмету, стимулировать находчивость и изобретательность.

Мир головоломок (10ч).

  1. Шифровки(2ч).
  2. Ребусы(2ч).
  3. Геометрические головоломки(2ч).
  4. Геометрические фокусы ( 3ч) .
  5. Самостоятельная (1ч).

Основная цель – научить изобретать, придумывать забавные головоломки.

Классическая математика (14 ч).

        1. Задача Пуассона (2ч) .

        2.  Круги Эйлера (2ч).

        3. Арифметика остатков (2ч)  .

        4.Принцип Дирихле  (2ч).

        5. Решение олимпиадных задач (4).

        6. Самостоятельная работа (2ч).

Основная цель – научить применять различные методы при решении задач.

 Тематическое планирование:

№ п/п

Дата

Дата фактически

Тема (содержание)

Литература, примение  ИКТ

Примечание

1

6.09

Организационное занятие. Продолжи ряд чисел  

2

13.09

Продолжи ряд чисел  

2, слайды «История математики»

3

20.09

Впишите числа

3, 4

4

27.09

Впишите числа

3, 4

5

4.10

Исключите лишнее

3,7

Олимпиада «Волшебный сундучок»

6

11.10

Исключите лишнее

2

7

18.10

Развивающий калейдоскоп

3,4.Слайды

8

25.10

Развивающий калейдоскоп

2

1четв. Школьная олимпиада

9

8.11

Развивающий калейдоскоп

2

10

15.11

Самостоятельная работа.

3, 4

11

22.11

Шифровки

1, 3.Слайды ребусов

12

29.11

Шифровки

2, 4

Участие в заочной олимпиаде «Авангард»

13

6.12

Ребусы

1, 2, 3

14

13.12

Ребусы

4

Участие в олимпиаде «Мультестик»

15

20.12

Геометрические головоломки

7

16

27.12

Геометрические головоломки

4

17

17.01

Геометрические фокусы

4.Слайды «Построение графов»

18

24.01

Геометрические фокусы

1, 3

19

31.01

Геометрические фокусы

1, 3

20

7.02

Самостоятельная работа

1, 3.Слайды «Математические ребусы»

21

14.02

. Задача Пуассона

2, 4

22

21.02

. Задача Пуассона

2, 4.Игра «Танграм»

23

28.02

Круги Эйлера)

1, 3

24

7.03

Круги Эйлера

3

25

14.03

Арифметика остатков

7

26

21.03

Арифметика остатков

3

Участие в игре «Кенгуру-2013»

27

4.04

Принцип Дирихле  

4

Участие «Золотой ключик»

28

11.04

Принцип Дирихле  

2, 3, 4

29

18.04

Решение олимпиадных задач

1, 2, 3, 4

30

25.04

Решение олимпиадных задач.

1.

31

16.05

Решение олимпиадных задач

3 (стр. 15, 55)

32

23.05

Решение олимпиадных задач

33

30.05

Соревнование. «Математическая стрельба».

                                       

 Литература для учителя:

  1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. Москва Айрис-пресс. 2007г.
  2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002г.
  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы. Москва. «Просвещение» 2000г.
  4. Чесноков А.С. и др. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. Москва «Просвещение»1974г.
  5. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др.  Поисковые задачи по математике (4-5 классы). Москва «Просвещение» 1979г.
  6. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.  Челябинск «Взгляд» 2005г.
  7. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону

 «Феникс» 2006г.

8.Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для     учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.

9.Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.

Литература для учащихся:

  1. Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
  2. В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
  3. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
  4. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
  5. Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
  6. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.

Список учащихся

Фамилия имя

класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Автухов Сергей

Макаров Денис

Макаров Иван

Сундетов Данияр

Макаров Виктор

Вилкова Татьяна

Хурцидзе Лейла

Дыль Светлана

6

6

6

6

7

7

7

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кабинета математики

План работы кабинета математики...

индивидуальный план работы учителя математики по подготовке к ГИА

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусловлена тем,...

План работы кружка "Математика в повседневной жизни"

Предлагаемый план кружка «Применение математики в повседневной жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыноч...

План работы кабинета математики

Кабинет математики – это единая органически связанная система научно-методических материалов и учебного оборудования, оформленная в соответствии с требованиями нау...