рабочая программа к элективному курсу"Готовимся к ГИА"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

 

Элективный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в новой форме. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

§  Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;

§  Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 7-9 классы;

§  Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ГИА по математике» ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
  2. Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  3. Приказа Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
  4. Письма Минобразования России от 23.09.2003 г. № 03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы»;
  5. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002г.

Общая характеристика элективного курса

Элективный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в новой форме. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  1. Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
  2. Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 7-9 классы;
  3. Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Элективный курс «Подготовка к ГИА» в 9 классе изучается  из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа.

          Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию программ основного общего образования по математике и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта математического образования.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  1. Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  2. Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  3. Выработают умения:
  1. самоконтроль времени выполнения заданий;
  2. оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  3. прикидка границ результатов;
  4. прием «спирального движения» (по тесту).
  1. Основные методические особенности:
  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
  1. Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих тем:

                   Алгебра

  1. Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа
  2. Отношения. Пропорции
  3. Проценты
  4. Арифметические действия. Сравнение чисел
  5. Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы
  6. Буквенные выражения
  7. Степень с целым показателем
  8. Многочлены. Преобразование  выражений
  9. Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений
  10. Квадратные корни
  11. Линейные и квадратные уравнения
  12. Системы двух уравнений с двумя неизвестными
  13. Составление математической модели по условию текстовой задачи
  14. Неравенство с одной переменной и системы неравенств
  15. Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств
  16. Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии
  17. Исследование функции и построение графика
  18. Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков
  19. Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений
  20. Решение иррациональных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля
  21. Текстовые задачи
  22. Задачи, содержащие параметр
  23. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Геометрия

  1. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
  2. Треугольник
  3. Многоугольники
  4. Окружность и круг
  1. Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5 -10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

  1. Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математике в форме ГИА). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Результаты обучения

Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.

Требования к уровню подготовки по математике

Уметь выполнять вычисления и преобразования

Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой. Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения

чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений. Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением,

пропорциональностью величин, дробями, процентами Изображать числа точками на координатной прямой

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями Выполнять разложение многочленов на множители. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы. Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы. Применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств. Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи

Уметь строить и читать графики функций

Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу. Определять свойства функции по ее графику (промежутки возрастания, убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения). Строить графики изученных функций, описывать их свойства. Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать

задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами

Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события

Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках

Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения. Вычислять средние значения результатов измерений Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные. .Находить вероятности случайных событий в простейших случаях

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели

Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов. Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через

более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами. Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависи-

мостей. Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин Анализировать реальные числовые данные, представленные в

таблицах, на диаграммах, графиках Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики. Проводить доказательные рассуждения при решении задач,

оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

Список литературы

1.  Глизбург, В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка/ В.И. Глизбург. — М.:

     Айрис-пресс, 2012. — 176 с.

  1.  ГИА-2011 : Экзамен в новой форме : Математика : 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 69, [27] с.: ил. – (Федеральный институт педагогических измерений).
  2. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие / под ред. Ф.Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион-М, 2011. – 288 с. – (ГИА-9)

4.   Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012:  

учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. —

Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. — 272 с. — (ГИА-9)

5.  Математика:ГИА:Учебно-справочные материалы для 9 класса/ Л. В. Кузнецова [и др.]           – М.; СПб.: Просвещение, 2012. – 279 с.

6.   Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация

(в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков,

А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. — М.: Издательство «Экзамен»;

2012.

7.  Семенов, А. В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в

новой форме. Математика. 2012. Учебное пособие. / А. В. Семенов,

АС. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров; под. ред. И. В. Ященко;

Московский центр непрерывного математического образования. —

Москва: Интеллект-Центр, 2012. — 112 с.

Календарно – тематическое планирование

(1 час в неделю, всего 34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

Алгебра

1

Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа

1

2

Отношения. Пропорции

1

3

Проценты

1

4

Арифметические действия. Сравнение чисел

1

5

Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы

1

6

Степень с целым показателем

1

7

Многочлены. Преобразование выражений

1

8

Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений

1

9

Квадратные корни

1

10

Линейные и квадратные уравнения

1

11

Системы двух уравнений с двумя неизвестными

1

12

Составление математической модели по условию текстовой задачи

1

13

Неравенство с одной переменной и системы неравенств

1

14

Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств

1

15

Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии

1

16

Исследование функции и построение графика

1

17

Исследование функции и построение графика

18

Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков

1

19

Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений

20

Решение иррациональных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

1

21

Текстовые задачи

1

22

Задачи, содержащие параметр

1

23

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

1

Геометрия

24

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин

1

25

Треугольник

1

26

Многоугольники

1

27

Окружность и круг

1

28

Решение планиметрических задач на нахождение геометрических

величин (длин, углов, площадей)

1

29

Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ

1

30

Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ

1

31

Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ

1

32

Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ

1

33

Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ

1

34

Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень)

Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень) составлена на основании нормативно-правовых документов:1....

Рабочая программа по элективному курсу физики "Готовимся к ГИА"

Элективный курс  «Готовимся к ГИА» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и « Электродинамика, оптика,  ядерная физика»предназначен для учащихся 9-х класса,...

Рабочая программа по элективному курсу физики "Готовимся к ГИА"

Элективный курс  «Готовимся к ГИА» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и « Электродинамика, оптика,  ядерная физика»предназначен для учащихся 9-х класса,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ» Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ»      Кла...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....