Главные вкладки

    Интеллектуальная математическая игра (КВН 8-9 класс)
    методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

    Магамедова Индира Салиховна

     

    Игра призвана стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширить кругозор учащихся   в области математики;  развивать способность учащихся к толерантному общению               чувство товарищества и взаимовыручки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon intellektualnaya_matematicheskaya_igra.doc112.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальная математическая игра

     (для учащихся 8,9 классов)

                 

                 Цели:    стимулировать познавательную деятельность учащихся;

                              расширить кругозор учащихся   в области математики;

                              развивать способность учащихся к толерантному общению,

                              чувство товарищества и взаимовыручки.

                 Оборудование:

    1.Два игровых стола для команд.

    2.Два сигнальных флажка для команд.

    3.Карточки с заданиями.

    4.Шапочки бакалавра (3 штуки)

    5.Шары воздушные для оформления классной комнаты.

    6.Математические  стенгазеты и плакаты с высказываниями о математике, плакат со словами    Б.Паскаля.

    7.Бумага, ножницы, 2 коробки спичек, стаканы(для фокусов и шуточных задач)

            Ход игры

                  Классная комната украшена воздушными шарами, в центре - плакат

    «Предмет математики     столь серьезен, что  не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным»               Б.Паскаль

                   Два игровых стола для  команд, стол для жюри, стол для проведения конкурсов, стол для     трех бакалавров.

                 Заранее сформированы две команды по 6 человек.  На сцене трое учащихся-бакалавров

    1-й бакалавр.           Почему торжественно вокруг?

                                            Слышите, как быстро смолкла речь?

                                            Это о царице всех наук

                                            Поведем сегодня с вами речь.

    2-й бакалавр.                              Не случайно ей такой почет.

                                                               Это ей дано давать советы,

                                                               Как хороший выполнить расчет

                                                               Для постройки здания, ракеты.

    3-й бакалавр.           Есть о математике молва,

                                            Что она в порядок ум приводит.

                                            Потому хорошие слова

                                            Часто говорят о ней в народе.

    1-й бакалавр.                                Ты нам, математика, даешь

                                                                 Для победы трудностей закалку.

                                                                Учится с тобою молодежь

                                                                Развивать и волю, и смекалку.

     

    2-й бакалавр.           И за то, что в творческом труде

                                            Выручаешь в трудные моменты,

                                            Мы сегодня искренне тебе

                                            Посылаем гром аплодисментов.

     Учитель.      Дорогие ребята! Мы сегодня собрались в этой классной комнате, чтобы провести   интеллектуальную игру. Отметить самых активных и любознательных, находчивых и  смекалистых,  и просто всем вместе отдохнуть и повеселиться.

                            Сегодняшнюю игру судит жюри в составе:

    зам. Директора по У.В.Р. Жученко Анны Михайловны.

    учителя математики Баталкиной Нины Яковлевны.

    воспитателя 5 класса Сытиной Елены Николаевны.

    кл. рук. 8 класса Перель Ольги Александровны.

     кл. рук.9 класса Пивневой Любови Сергеевны.

                           

    1 бакалавр.    Есть затеи и задачи, игры, шутки-все для вас! Пожелаем вам удачи!     За работу!

    В добрый час!

    Учитель.   Мы начинаем нашу игру.  1 конкурс. Приветствия команд.  

                   Команды представляют: название, эмблему, девиз

                                                                                   

                                                                               2 конкурс называется «Разминка».

    Команды отвечают на вопросы. Право на первоочередной ответ получает команда, первая давшая сигнал готовности к ответу. За правильный ответ команда получает 2 балла.

    1 вопрос. Может ли при делении получиться ноль?

                                                               Ответ. Да, если делимое равно нулю.

    2 вопрос. Как называется прибор для измерения углов на местности?

                                                               Ответ. Астролябия.

     3 вопрос. Назовите число разрядов в классе?

                                                               Ответ. Три.

     4 вопрос. Чему равен угол в квадрате?

                                                               Ответ. 90 градусов.

    5 вопрос. Как называется часть прямой , ограниченная двумя точками?

                                                               Ответ. Отрезок.

    6 вопрос. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника?

                                                               Ответ. Периметр.

    7 вопрос. Что значит решить уравнение?

                                                               Ответ. Найти все его корни или доказать , что корней нет.

    8 вопрос. Назовите наименьшее натуральное число.

                                                               Ответ. Единица.

    9 вопрос. Чем является система уравнений по отношению к условию задачи, для которой она составлена?

                                                               Ответ. Математической моделью.

    10 вопрос. Чему равна одна сто восьмидесятая часть развернутого угла?

                                                               Ответ. 1 градус.

                                                                                                       

                                          3 конкурс.     Домашнее задание.

     Подготовить информацию об одном чуде света . ( Колосс Родосский , Александрийский маяк.)

           4 конкурс. Кто быстрее. М.В.Ломоносов о математике

            

    Командам предлагаются одинаковые задания: перевести с математического языка на русский зашифрованный текст, используя ключ для расшифровки и прочитать, что сказал великий ученый М.В.Ломоносов о математике.(Задание прилагается. Ответ: "Химия- правая рука физики, математика- ее глаз.»)

    В это время жюри подводит итоги 1 и 2 конкурсов и  работает рубрика

     «Новости короткой строкой». Бакалавры делают короткие сообщения об интересных фактах из области математики.

    1 бакалавр. Многие математические термины имеют греко-латинское         происхождение.

                        Перпендикуляр - «отвесный к прямой».

                        Гипотенуза - «натянутая между катетами», «натянутая под прямым                                       углом».

                        Квадрат – «четырехугольный».

                        Периметр – «измерение вокруг».

                        Диагональ – «идущий от угла к углу».

                        Радикал – «корень».

    2 бакалавр. Для нахождения площади круга и длины окружности используется число π.       S= πr2 ,         С=2πr.     В египетских папирусах π=(шестнадцать девятых в квадрате)=3,1604…Архимед представлял число π =(двадцать две седьмых)=3,1428…,у индусов π =(корень из 10)=3,1611…, у китайцев π=( триста пятьдесят пять сто тринадцатых)=3,1415.Мы используем на уроках при решении задач π = 3,14.Однако число π имеет после запятой бесконечное число знаков

    π = 3,141592653…

    Чтобы запомнить приближенное значение числа π,                                          

                                               Нужно только постараться

                                               И запомнить все, как есть:

                                               Три, четырнадцать, пятнадцать,

                                               Девяносто два и шесть.

    Учитель. Сегодня здесь собрались любители математических шуток, поэтому я предлагаю отдохнуть от ответственных задач и пошутить.

    1-е задание. «Пролезь сквозь открытку».

    Возьмите бумажку и ножницы. В этой маленькой бумажке надо сделать такое отверстие, чтобы можно было через нее пролезть.

    Учащиеся пробуют, но не получается. Ведущий объясняет, как это сделать: складывает бумагу вдвое, делает разрез по перегибу, не доходя до краев вплотную, надрезает с одной стороны и растягивает образовавшуюся ленту- получает большую «дыру», через которую можно пролезть.

    2-е задание. Задача «шутка» «Сколько будет три раза два?»

    (Иметь одну легко ломающуюся деревянную палочку)

    Ответ детей: «6». Ведущий: «4».

    Решение: учитель ломает палочку пополам и говорит: «Один раз два». Затем ломает одну из половинок и говорит: «Два раза два». Ломает другую из половинок, говорит: «Три раза два».

    Вывод: три  раза  два- четыре. (Держит в руках четыре палочки.)

    3-е задание. «На сколько частей?»

    Для показа требуется полоска или несколько полосок бумаги. Каждая полоска должна иметь по два надреза. Ведущий обращается к ученику: «Возьми полоску за концы и быстро дерни ее. На сколько частей разорвется полоска?» Ответ учащихся:«На три».Правильный ответ: на две части. Почему?

    Потому что один из разрезов длиннее, а там, где тонко, там и рвется.

    Фокус1.          СТАКАН НА БУМАГЕ

    Фокус2.          УСТОЙЧИВАЯ СПИЧКА

    (Для показа требуется стакан с фруктовой водой и две коробки спичек.)

    Учитель: «Посмотрите, ребята, передо мной на столе стакан с очень вкусной фруктовой водой

    ( наполнен до половины). Рядом со стаканом спичечный коробок с выдвинутой вверх спичкой. Одна спичка положена сверху горизонтально так, что один ее конец лежит на стакане, другой на вытянутой спичке. Кто из вас сумеет напиться из этого стакана, не сбросив лежащей на нем спички? Тех, кто хочет попробовать прошу подойти ко мне.»

    (Желающие по очереди подходят, но ни у кого не получается.)

    Учитель продолжает: «Посмотрите, как просто можно решить эту задачу».Берет со стола второй коробок, зажигает спичку и подносит ее к тому месту, где горизонтальная и вертикальная спички соприкасаются головками. Как только они воспламеняются, он немедленно тушит их. Сера же спичек

    расплавится, и обе головки спаяются. После этого стакан можно вынуть, а спичка останется в прежнем положении.

                           

    5 конкурс. Крылатые выражения

     Каждой команде по жребию достаются по два крылатых выражения. Через 2 минуты обсуждения они должны вспомнить историю происхождения выбранных крылатых выражений. На обсуждение выставляются следующие выражения:

    «Зарыть талант в землю».

    «Назубок знать».

    «На лбу написано».

    «Медвежья услуга».

    В случаях затруднения на помощь приходят бакалавры. Учитель благодарит , ставит их в пример остальным учащимся и советует всем продолжать читать дополнительную литературу.

    Выходит ученик с репликой «Почти некогда учиться в школе»( прилагается)

                                                         

                                                 6 конкурс. Ярмарка вопросов

    На столе разложены карточки с вопросами, оцениваемые в 10, в 8, в 5, в 3 балла. Каждая команда имеет право выбрать любую карточку и после минутного обсуждения дать ответ. В зависимости  от номинальной цены вопроса, правильности и полноты ответа жюри присуждает баллы.

    Карточка-10 баллов

    Задание. Семь одинаковых хлебцев надо поровну разделить между двенадцатью лицами. Как это сделать, не разрезая хлебцы на 12 частей?

    Решение. Каждый из трех хлебцев разрезать на четыре равные части, а каждый из остальных четырех - на три равные части. Образуется 12 одинаковых порций по 1/4+1/3=7/12 части.

    Карточка-5 баллов

    Задание. Написаны подряд цифры 1 2 3 4 5.Не меняя порядка цифр, вставить между ними математические знаки, чтобы в результате получилось 100.

    Ответ: (1+23-4)*5.

    Карточка-8 баллов

    Задание. Имеется доска с параллельными краями. Плотнику надо отрезать конец доски под углом в 45 градусов. Как это сделать?

    Ответ:

    Карточка-5 баллов

    Задание. Сколько граней у нового  шестигранного карандаша?

    Ответ:8 граней.

    Карточка-10 баллов

    Задание. Имеется два сосуда - трехлитровый и пятилитровый ( 3л; 5л). Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1л воды.( В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно сливать воду.)

    Ответ:

    Карточка-8 баллов

    Задание. Если в 12 ч ночи идет дождь, то можно ли ожидать , что через 72 ч будет солнечная погода?

    Ответ: нельзя, т. к. через 72 ч, т. е. через трое суток, будет опять 12 ч ночи, а солнце ночью не светит ( если дело не происходит за полярным кругом в полярный день.)

    Карточка-3 балла

     Задание. Как называется отрезок, соединяющий любые две точки окружности?

    Ответ: хорда.

    Карточка-3 балла

     Задание. Ее можно измерить у отрезка при помощи линейки.

     Ответ. Длина.

    Пока жюри подводит итоги конкурсов, работает рубрика

     «Новости короткой строкой»

    Бакалавр.    Треугольник - простейшая фигура: три стороны и три вершины. Именно в силу своей простоты треугольник явился основой многих измерений. Землемеры при вычислениях площадей земельных участков, астрономы при нахождении расстояний до планет и звезд используют свойства треугольника. Так возникла наука «тригонометрия», являющаяся одним из важных разделов математики. Наука об измерении углов треугольника и выражении его сторон через его углы. Подробно этот раздел математики изучается в старшей школе.

    Учитель. Слово для подведения итогов и награждения победителей представляется жюри.

    Подводятся итоги, награждаются победители игры!

                                                  6 конкурс. Ярмарка вопросов

    На столе разложены карточки с вопросами, оцениваемые в 10, в 8, в 5, в 3 балла. Каждая команда имеет право выбрать любую карточку и после минутного обсуждения дать ответ. В зависимости  от номинальной цены вопроса, правильности и полноты ответа жюри присуждает баллы.

    Карточка-10 баллов

    Задание. Семь одинаковых хлебцев надо поровну разделить между двенадцатью лицами. Как это сделать, не разрезая хлебцы на 12 частей?

    Решение. Каждый из трех хлебцев разрезать на четыре равные части, а каждый из остальных четырех - на три равные части. Образуется 12 одинаковых порций по 1/4+1/3=7/12 части.

    Карточка-10 баллов

    Задание. Имеется два сосуда - трехлитровый и пятилитровый ( 3л; 5л). Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1л воды.( В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно сливать воду.)

    Ответ:

    Карточка-8 баллов

    Задание. Если в 12 ч ночи идет дождь, то можно ли ожидать , что через 72 ч будет солнечная погода?

    Ответ: нельзя, т. к. через 72 ч, т. е. через трое суток, будет опять 12 ч ночи, а солнце ночью не светит ( если дело не происходит за полярным кругом в полярный день.)

    Карточка-8 баллов

    Задание. Имеется доска с параллельными краями. Плотнику надо отрезать конец доски под углом в 45 градусов. Как это сделать?

    Ответ:

    Карточка-5 баллов

    Задание. Сколько граней у нового  шестигранного карандаша?

    Ответ:8 граней.

    Карточка-5 баллов

    Задание. Написаны подряд цифры 1 2 3 4 5.Не меняя порядка цифр, вставить между ними математические знаки, чтобы в результате получилось 100.

    Ответ: (1+23-4)*5.

    Карточка-3 балла

     Задание. Как называется отрезок, соединяющий любые две точки окружности?

    Ответ: хорда.

    Карточка-3 балла

     Задание. Ее можно измерить у отрезка при помощи линейки.

     Ответ. Длина.

      Карточка-10 баллов

    Задание. Семь одинаковых хлебцев надо поровну разделить между двенадцатью лицами. Как это сделать, не разрезая хлебцы на 12 частей?

    Карточка-10 баллов

    Задание. Имеется два сосуда - трехлитровый и пятилитровый ( 3л; 5л). Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1л воды.( В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно сливать воду.)

    Карточка-8 баллов

    Задание. Если в 12 ч ночи идет дождь, то можно ли ожидать , что через 72 ч будет солнечная погода?

    Карточка-8 баллов

    Задание. Имеется доска с параллельными краями. Плотнику надо отрезать конец доски под углом в 45 градусов. Как это сделать?

    Карточка-5 баллов

    Задание. Сколько граней у нового  шестигранного карандаша?

    Карточка-5 баллов

    Задание. Написаны подряд цифры 1 2 3 4 5.Не меняя порядка цифр, вставить между ними математические знаки, чтобы в результате получилось 100.

    Карточка-3 балла

     Задание. Как называется отрезок, соединяющий любые две точки окружности?

    Карточка-3 балла

     Задание. Ее можно измерить у отрезка при помощи линейки.

     

     Карточка-5 баллов

    Задание. Написаны подряд цифры 1 2 3 4 5.Не меняя порядка цифр, вставить между ними математические знаки, чтобы в результате получилось 100.

    Карточка-3 балла

     Задание. Как называется отрезок, соединяющий любые две точки окружности?

    Карточка-3 балла

     Задание. Ее можно измерить у отрезка при помощи линейки.

                 

         

      «Зарыть талант в землю».

    «Назубок знать».

    «На лбу написано».

    «Медвежья услуга».

                                                                              

    2 конкурс называется «Разминка».

    Команды отвечают на вопросы. Право на первоочередной ответ получает команда, первая давшая сигнал готовности к ответу. За правильный ответ команда получает 2 балла.                                                                           

    1 вопрос. Может ли при делении получиться ноль?

                                                               Ответ. Да, если делимое равно нулю.

    2 вопрос. Как называется прибор для измерения углов на местности?

                                                               Ответ. Астролябия.

     3 вопрос. Назовите число разрядов в классе?

                                                               Ответ. Три.

     4 вопрос. Чему равен угол в квадрате?

                                                               Ответ. 90 градусов.

    5 вопрос. Как называется часть прямой , ограниченная двумя точками?

                                                               Ответ. Отрезок.

    6 вопрос. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника?

                                                               Ответ. Периметр.

    7 вопрос. Что значит решить уравнение?

                                                               Ответ. Найти все его корни или       доказать, что корней нет.

    8 вопрос. Назовите наименьшее натуральное число.

                                                               Ответ. Единица.

    9 вопрос. Чем является система уравнений по отношению к условию задачи, для которой она составлена?

                                                               Ответ. Математической моделью.

    10 вопрос. Чему равна одна сто восьмидесятая часть развернутого угла?

                                                               Ответ. 1 градус.

                                                                                                       

    4 конкурс. Кто быстрее.

    М.В.Ломоносов о математике

            

    Командам предлагаются одинаковые задания: перевести с математического языка на русский зашифрованный текст, используя ключ для расшифровки и прочитать, что сказал великий ученый М.В.Ломоносов о математике.(Задание прилагается. Ответ: "Химия- правая рука физики, математика- ее глаз.»)

    В это время жюри подводит итоги 1 и 2 конкурсов и  работает рубрика

     «Новости короткой строкой». Бакалавры делают короткие сообщения об интересных фактах из области математики.

    Учитель. Сегодня здесь собрались любители математических шуток, поэтому я предлагаю отдохнуть от ответственных задач и пошутить.

    1-е задание. «Пролезь сквозь открытку».

    Возьмите бумажку и ножницы. В этой маленькой бумажке надо сделать такое отверстие, чтобы можно было через нее пролезть.

    Учащиеся пробуют, но не получается. Ведущий объясняет, как это сделать: складывает бумагу вдвое, делает разрез по перегибу, не доходя до краев вплотную, надрезает с одной стороны и растягивает образовавшуюся ленту- получает большую «дыру», через которую можно пролезть.

    2-е задание. Задача «шутка» «Сколько будет три раза два?»

    (Иметь одну легко ломающуюся деревянную палочку)

    Ответ детей: «6». Ведущий: «4».

    Решение: учитель ломает палочку пополам и говорит: «Один раз два». Затем ломает одну из половинок и говорит: «Два раза два». Ломает другую из половинок, говорит: «Три раза два».

    Вывод: три  раза  два- четыре. (Держит в руках четыре палочки.)

    3-е задание. «На сколько частей?»

    Для показа требуется полоска или несколько полосок бумаги. Каждая полоска должна иметь по два надреза. Ведущий обращается к ученику: «Возьми полоску за концы и быстро дерни ее. На сколько частей разорвется полоска?» Ответ учащихся:«На три».Правильный ответ: на две части. Почему?

    Потому что один из разрезов длиннее, а там, где тонко, там и рвется.

    Фокус1.          СТАКАН НА БУМАГЕ

    Фокус2.          УСТОЙЧИВАЯ СПИЧКА

    (Для показа требуется стакан с фруктовой водой и две коробки спичек.)

    Учитель: «Посмотрите, ребята, передо мной на столе стакан с очень вкусной фруктовой водой

    ( наполнен до половины). Рядом со стаканом спичечный коробок с выдвинутой вверх спичкой. Одна спичка положена сверху горизонтально так, что один ее конец лежит на стакане, другой на вытянутой спичке. Кто из вас сумеет напиться из этого стакана, не сбросив лежащей на нем спички? Тех, кто хочет попробовать прошу подойти ко мне.»

    (Желающие по очереди подходят, но ни у кого не получается.)

    Учитель продолжает: «Посмотрите, как просто можно решить эту задачу».Берет со стола второй коробок, зажигает спичку и подносит ее к тому месту, где горизонтальная и вертикальная спички соприкасаются головками. Как только они воспламеняются, он немедленно тушит их. Сера же спичек

    расплавится, и обе головки спаяются. После этого стакан можно вынуть, а спичка останется в прежнем положении.

    Дорогие ребята! Мы сегодня собрались в этой классной комнате ,

    чтобы провести математическую интеллектуальную игру. В

    интерактив играем- здоровье сберегаем! А также, чтобы

    отметить самых активных и любознательных, находчивых и

    смекалистых и просто всем отдохнуть и повеселиться.

    Сегодняшнюю игру судит жюри в составе уважаемых нами учителей

    БАКАЛАВРЫ

    ЖЮРИ

    Математическая интеллектуальная игра

    9 класс-ФОРМУЛА 5

    8 класс-КОРНИ

    № конкур

    са


    Название конкурса


    Баллы

    Формула 5

    (9 кл.)

    Корни

    (8 кл.)

    1

    Приветствия команд

    3 б

    2

    Разминка( 10 вопросов)

    по 2б за вопрос

    1в 2в 3в 4в 5в 6в 7в 8в 9в 10в

    1в 2в 3в 4в 5в 6в 7в 8в 9в 10в

    3

    Домашнее задание (про 1 чудо света)


    4

    Кто быстрее? М.В.Ломоносов о математике

    5

    Ярмарка вопросов

    соответственно цене вопроса

    6

    Крылатые выражения

    7

    Математические софизмы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальная математическая игра

    Интеллектуальная математическая игра «Один из шести » проводилась в рамках декады математики для учащихся 5-6 классов. В игре принимали участие четыре команды. Представленный материал описывает п...

    Интеллектуальная математическая игра «Ипподром»

    Интеллектуальная математическая игра «Ипподром»...

    УМНИКИ И УМНИЦЫ. Интеллектуальная математическая игра (9-10 классы).

    Интеллектуальная игра проводится поле уроков.Это неформальный срез знаний в ходе решения логических математических заданий.  По мере игры происходит накопление фишек "Умняра". Состоит из:1. Разми...

    Интеллектуальные математические игры

    Эти  игры являются познавательными и развивающими. Используя межпредметные связи, объединила в этой игре любимую детьми физкультуру, математику, физику, химию. В начале игры представление участни...

    Час занимательной математики (интеллектуальная математическая игра в 8 классе, в формате игры "Брейн-ринг")

    Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность пополнять свой кругозор, успешно опер...

    Интеллектуально-математическая игра "Блеф клуб"

    Возрастная группа: 7 классыКоличество участников: 30 человекЦели: Повысить интерес к математике, мотивировать учащихся на изучение внепрограммного материала. Проводится в рамках предметной недели.Игра...

    Конспект интеллектуальной математической игры "Турнир смекалистых"

    Данное мероприятие проходило в рамках районной математической игры "Турнир смекалистых" на базе опорной околы между командами райных школ. Подходит для комплексного повторения при подготовке...