Экология "Нижней Камы" в математических задачах
занимательные факты (алгебра, 6 класс) по теме

материал для использования на уроках математики по теме :"Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Экология – это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания.

Экология, как наука, направлена на понимание функционирования экосистем, взаимоотношений видов живых существ с их окружающей средой, условий развития и равновесия таких систем. Инструментами этого познания являются наблюдение, проведение опытов, выдвижение теорий, объясняющих явления. Отношения между человеком и природой также могут быть предметом изучения экологии. Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась: каждую минуту на планете исчезает 23га леса и 9 биологических видов.

В своей работе, решая и составляя задачи, я попыталась раскрыть вопросы о том, что происходит с лесами и животным миром на моей малой Родине.

Национальный парк «Нижняя Кама» образован постановлением Правительства РСФСР №223 от 20 апреля  1991 года на территории Республики Татарстан с целью сохранения уникальных природных территориальных и водных комплексов на востоке Татарстана и создания условий для отдыха жителей республики и ознакомления их с природой родного края.

  Площадь парка составляет 261,1 кв. км, включая лесные массивы Большой  Бор, Кзыл-Тау, Малый Бор, Танайская дача, Танайские и Елабужские луга с озерами на Каме. В заповедную зону вошли насаждения с участием пихты, которые  являются памятниками  природы, резерваты сосны, а так же прибрежная часть  Камско – Кривушской поймы. В состав национального парка так же вошли культурно-исторические и археологические памятники.

   Цель работы: составить задачи для учеников 5-6 классов о Елабуге и национальном парке «Нижняя Кама». Продемонстрировать возможность интегрирования математики с экологией. Чтобы эти задачи ученики решали на уроках математики. С помощью задач они будут получать знания о нашем городе и национальном парке.

   Задачи: с помощью знаний, полученных при решении задач, привлекать учащихся к охране животных, растений. Познакомить детей с экологическими проблемами местности. Воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине. Заинтересовать материалом о национальном парке «Нижняя Кама» и привлечь к составлению задач.

   Считаю, что решение задач экологического содержания будет способствовать получению обучающимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах.

Задачи.

  1. Задачи на нахождение дроби от числа и числа от дроби.
  1. Семья сдала в аптеку 6 кг сушеной малины  и 5 кг сушеной черники. Сколько килограммов свежих год они собрали , если при сушке малина теряет ¾ своей массы, а черника 4/5?
  2. Длина тела лисы 65см, что составляет 1/34 её  массы. Найдите массу тела лисы.
  3. Из деревни Колосовка в город Елабуга вышли две машины: легковая и грузовая.Каждый час грузовая  машина отставала от легковой на 2/15 всего расстояния от Колосовки до Елабуги. Какую часть этого расстояния проходила грузовая машина за  один ча,  если легковая за один час проходила 1/3 этого расстояния
  1. Задачи на действия с десятичными дробями.
  1. Медвежата родятся в берлоге в разгар зимы очень маленькие (размером с варежку). В конце апреля, к моменту выхода из берлоги, их масса составляет 4 кг, а к осени они набирают 50 кг. Во сколько раз увеличилась масса медвежонка?
  2. Рост самых крупных маралов самцов достигает 160 см, масса - 350 кг. Масса крупных самцов лосей достигает 500 кг, рост - 215 см. Определите, во сколько раз вес и рост лося больше марала.
  3. В красную книгу РТ включены многие виды растений. Сколько всего видов растений включено в красную книгу РТ, если плауновидных видов в 4 раза меньше, чем лишайников и в 1,5 раза меньше,  чем моховидных, а хвощевидных в 17 раз меньше чем грибов.  Известно,  что лишайников 24 вида, а грибов 34.

III. Составление диаграмм.

  1. Составьте столбчатую диаграмму самых крупных рек России

(в пределах РТ):

Волга – 180 км.                                             Кама- 380 км.

Белая – 1400 км.                                            Вятка – 1300 км.

Масштаб: в 1см 100км.

2. Составьте круговую диаграмму животных республики, внесенных в красную книгу России:

7 видов млекопитающих,                             2 вида кольчатых червей,

42 вида птиц,                                                 29 видов насекомых.

  1. Составьте круговую диаграмму осадков в городе Елабуга:

Жидкие – 71%                  Твердые – 21%               Смешанные – 8%

IV. Вычислительные задачи.

  1. Товарищество по обработке земли города Елабуга закупило передовые технологии (комбайны, трактора и т.д.), это резко повысило урожайность картофеля с 1 гектара на 4т. В результате,  с участка площадью 320 га. собрали на 640 т. картофеля больше , чем собирали раньше с участка площадью  400 га. Какова была первоначальная урожайность картофеля и какой она стала после закупки передовых технологий?
  2. В Елабугу приехали 62 туриста. В музей  имени И.И. Шишкина поехало на 8 туристов больше, чем в центр города. В музей истории города поехало на 5 меньше, чем в музей И.И. Шишкина. К мемориалу Марины Цветаевой поехало столько же человек. Сколько туристов поехали в центр города, в музей И.И. Шишкина, в музей истории города и к мемориалу Марины Цветаевой?
  3. В город приехал зоопарк. В зоопарке 48 обезьян. В трех больших клетках по 7 обезьян в каждой, а в нескольких маленьких клетках по 3 обезьяны в каждой. Сколько маленьких клеток с обезьянами?

V. Задачи на движение.

1.Теплоход шел из Казани в Елабугу. Когда он пробыл в пути 3 часа 15 минут, ему осталось идти на 12ч 30 мин больше, чем он шел. За сколько времени теплоход должен пройти путь от Казани до Елабуги?

2. Из деревни Танайка в Елабугу выехал велосипедист со скоростью 16км/час. Спустя 30 минут навстречу ему из Елабуги отправился мотоциклист со скоростью 38км/час. Сколько времени ехал мотоциклист до встречи с велосипедистом, если расстояние от деревни Танайка до Елабуги 80км.

3. Из Елабуги и Казани, расстояние между которыми 220км, выехали одновременно навстречу друг другу два автомобиля, скорость одного из которых на 5км/ч больше другого. Через два часа автомобили оказались на расстоянии 20км. С какой скоростью они ехали до встречи?

4. Расстояние от школы № 1 до школы № 8 800 метров. Ученик проходит это расстояние за 15 минут. Второй ученик выходит из школы на 5 минут позже и обгоняет первого через 5 минут. Найдите скорости обоих учеников.

5. Автомобиль выехал из Елабуги в город Набережные Челны со скоростью 90км/час и затратил на дорогу 30 минут. Найдите расстояние между городами.

6. Расстояние от Елабуги до Альметьевска 130км. Автомобиль выехал из Елабуги со скоростью 70км/час. Проехав половину пути, его скорость

увеличилась на 20 км/ч, а после того как  он проехал 5 км, скорость увеличилась  ещё на  10 км/час. Сколько времени затратил автомобиль на дорогу?

VI  .Задачи на проценты.

1.Цена билета на такси до площади Ленина составляет 50 рублей, а на автобусе -24% от стоимости проезда на такси. Сколько нужно заплатить за билет на автобусе до площади Ленина?

2. Население РТ – 3641,7 тыс. чел. Татаров – 48,5%,русских – 43,3%,чувашей – 3,7%,марийцев – 0,8 %, украинцев – 0,9%, удмуртов – 0,7%, башкиров – 0,5%, мордвинов – 0,8%.  Сколько человек каждой национальности проживает в РТ? Составьте круговую диаграмму.

3.Сырой орех при сушке теряет 20% массы. Сколько сырого ореха должны собрать, если решили сдать 500 кг. сушеного ореха?

4.Кирпичный завод должен  был изготовить для строительства нового Дворца Культуры на улице Молодёжная  270 тысяч штук кирпичей. В первую неделю он выполнил 0.4 задания, во вторую он изготовил на 39% больше кирпича, чем в первую. Сколько кирпичей осталось изготовить заводу для строительства нового ДК?

5.В библиотеке деревни Качка было мало книг. Они попросили учеников пятых и шестых классов школы №1 из города Елабуга собрать им немного книг. Ученики собрали 315 книг. Сколько книг собрали шестиклассники, если известно, что они собрали на 10% больше чем пятиклассники?

6.Теплоход за один час работы сжигает 30 литров топлива. Сколько топлива осталось после 8 часов работы, если было 2500 литров? Выразить в процентах.

7. Рыбаки поймали в реке Кама несколько килограммов рыбы, из них 24% - налим, 56% - судак, 800 грамм карасей. Сколько килограммов налима поймали рыбаки? Сколько всего килограмм рыбы поймали?

8. Масса среднего лося 400кг. Осенью лоси бывают особенно упитанными и накапливают жир. Их вес увеличивается на 8,75%. Каков вес лося осенью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач «Страницы истории России в математических задачах»

Данная работа является сборником математических задач, содержащих отдельные страницы, фрагменты и эпизоды Отечественной истории.Математические темы, используемые в представленных задачах, соответствую...

Геометрическая интерпретация содержания задачи – условие успешного обучения каждого школьника решению математической задачи

Геометрическая интерпретациясодержания задачи –условие успешного обучения каждого школьникарешениюматематической задачи...

Геометрическая интерпретация содержания задачи-условие успешного обучения каждого школьника решению математической задачи

Геометрическая интерпретация содержания задачи-условие успешного обучения каждого школьника  решению математической задачи...

Выбор сюжета математических задач, или задачи «про нас» (из опыта работы)

В статье описан специальный коррекционный прием работы со слабовидящими детьми. Его суть в использовании на уроках математики задач, героями которых являются сами ученики. Этот прием позволяет сформир...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математические задачи и жизненные задачи.Пути выхода из различных жизненных ситуаций»

Курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учени­ков с различными направлениями применения математических зна­ний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ори­енти...