Применение ИКТ как средства повышения качества при сдаче ЕГЭ по математике
материал по алгебре (11 класс) по теме
Применение ИКТ как средства повышения качества при сдаче ЕГЭ по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_pri_podgotovke_k_ege.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
город Ноябрьск.
«Применение ИКТ как средства повышения качества при сдаче ЕГЭ по математике»
Подготовила учитель математики
Запивахина Светлана Владимировна.
г. Ноябрьск
2013
Применение ИКТ как средства повышения качества при сдаче ЕГЭ по математике.
Основная задача, которая стоит перед каждым учителем математики, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Хорошо, если ребенок мотивирован, но как быть, если в классе нет мотивированных учеников? Такая подготовка становится возможной при использовании информационных технологий.
Без компьютера сейчас мы не можем представить нашу жизнь. Без него уже не могут обойтись ни учителя, ни учащиеся. Компьютер – огромный незаменимый помощник. Перед учителем в условиях информатизации образования стоят задачи совершенствования методов, средств обучения и способов организации практической и познавательной деятельности учащихся на основе использования средств ИКТ.
Мною накоплен некоторый опыт использования ИКТ на уроках математики с целью повышения уровня математической подготовки учащихся.
Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Анализируя свой опыт, прихожу к выводу, что использование ИКТ при подготовке к тестированию, проведение тестов на компьютере, приводит к увеличению процента обученности и качества знаний, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их снижения. Как говорят, лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. И я с этим согласна. Компьютерные тренажеры способствуют отработке практических навыков. Применение ИКТ при подготовке к ЕГЭ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний.
На занятиях, посвященных подготовке к итоговой аттестации по математике, вначале, с помощь компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, или на экран компьютеров, за которыми сидят учащиеся. После ознакомления с данным материалом, обсуждения основных моментов этого материала, вывожу на экран задания, аналогичные тем, которые представлены в демо-ЕГЭ-2012. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов.
Они позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения предмету. Электронные образовательные издания, опирающиеся на подготовку к ЕГЭ, на пробное тестирование, позволяют:
1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;
2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;
3) формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать.
При подготовке к ЕГЭ использую диск «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Математика». На данном диске есть рекомендации по проведению работы в процессе подготовки к экзамену, методические и психологические рекомендации, кодификатор и др. Определены принципы построения методической подготовки к ЕГЭ. «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Математика» содержит теоретический материал, задания с разобранным решением. В пособии представлены конспекты уроков с заданиями для отработки навыков решения, домашним заданием. Данный диск интересен тем, что его можно рекомендовать учащимся для самостоятельной работы. В этом случае они имеют возможность ознакомиться с теоретическими сведениями по интересующей теме, с примерами решения математических задач, а также попробовать свои силы в ответе на контрольные вопросы по изученной теме или в решении отдельных задач, где проверку правильности его ответов осуществляет компьютер.
Следующий диск, который я использую в работе – «Генератор заданий по математике». Генератор заданий по математике способен в течение нескольких секунд сформировать контрольную или самостоятельную работу по любой теме курса математики, выбрав необходимую полноту распечатываемого материала.
Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
"Тренажёр ЕГЭ по математике". Предлагаемая компьютерная программа позволяет мне проконтролировать правильность выполнения учащимися тестовых заданий и оценивать уровень знаний, который, при желании, можно повысить периодическими тренировками.
2. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Использование Интернет - ресурсов значительно облегчает работу учителя математики при организации учебного процесса.
Широко использую в своей работе Интернет - порталы ЕГЭ (Федеральный институт педагогических измерений) www.fipi.ru – Контрольно-измерительные материалы, открытый сегмент ФБТЗ, методические письма, издания, рекомендованные при подготовке к ЕГЭ
Центр оценки качества образования (www.centeroko.ru) – распорядительные и нормативные документы, информационно-справочные материалы, демоверсии, результаты ЕГЭ
Образовательные ресурсы Интернета – математика (www.alleng.ru) демонстрационный вариант ЕГЭ-2012, типовые варианты ЕГЭ, типовые тематические задания ЕГЭ, учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ, ЦТ по математике
Помощниками в нашей работе стали страницы сайта (http://www.alleng.ru): "К уроку математики", "Решение задач по математике", "Экзамен по математике", "Математика абитуриентам", "Формулы по математике", "Учебники, справочники, пособия". Здесь размещены демоверсии прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Также учащиеся 11 класса могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.
Открытый банк заданий по математике ЕГЭ – 2012г (www.mathege.ru) - демоверсия, тренировочные работы, задания, аналогичные экзаменационным.
Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Учащиеся моего 11 класса стали постоянными участниками этого проекта. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.(результаты они либо печатают, либо фотографируют на телефон)
www.school-tests.ru –тестариус. Компьютерная программа подготовки к ЕГЭ и ГИА (тренировочный и экзаменационный режимы)
http://www.uztest.ru - Кабинет учителя математики Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.
http://uztest.ru/, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов. Организую контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организую отработку навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример.
Кроме этого веду Интернет-журнал оценок учащихся: выставляю оценки учащихся в журнал на сайте Сетевой город «Образование» – значит информация всегда доступна ученику, его родителям.
Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение. Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.
Большое внимание уделяю диагностике пробелов в знаниях учащихся. Веду мониторинг как всего класса, так и каждого ученика в отдельности.
Дифференцированное обучение организую, основываясь на данных диагностики. Таким образом, отслеживаю при подготовке к ЕГЭ, как усвоена каждая ключевая тема, в динамике и планирую свою дальнейшую работу на основе полученной информации.
Диагностика уровня обученности учащихся проводится на основе тестирования учащихся по контрольно – измерительным материалам.
В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ мы проводили диагностические, тренировочные работы через систему СтатГрад Московского института открытого образования. Проанализировав результаты работы, выявляю пробелы в знаниях учащихся и организовываю повторение материала, с учетом допущенных ошибок. При этом осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, составив задания в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика. Эту возможность даёт большое количество опубликованных на выше перечисленных сайтах заданий. Подбор заданий осуществляю так, чтобы впоследствии ученик сумел набрать максимально возможное количество баллов на ЕГЭ.
Для самостоятельной работы я предлагаю учащимся выполнить задания теста в режиме on-line на портале www.ege.edu.ru.
К. Ф. Гаусс говорил: «Математика - наука для глаз, а не для ушей». Считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно. Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень индивидуализации обучения;
- повысить объем выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Методические приемы проведения занятий с использованием ИКТ
Весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на двадцать крупных тем на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по математике.
№ задания в тесте | Проверяемая тема |
1 | Алгебра Числа, корни и степени. |
2 | Основы тригонометрии. |
3 | Логарифмы |
4 | Преобразование выражений. |
5 | Уравнения и неравенства Уравнения и системы уравнений. |
6 | Рациональные и иррациональные уравнения. |
7 | Показательные и логарифмические уравнения. |
8 | Тригонометрические уравнения. |
9 | Методы решения содержательных задач. |
10 | Алгебраические неравенства и их системы. |
11 | Показательные неравенства и их системы. |
12 | Логарифмические неравенства и их системы. |
13 | Функции. Определение и график функции. |
14 | Элементарное исследование функций. |
15 | Производная. |
16 | Исследование функций. |
17 | Первообразная и интеграл. |
18 | Геометрия Планиметрия. |
19 | Стереометрия. Многогранники. Тела и поверхности вращения. |
20 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. |
Ключевым моментом по подготовке к ЕГЭ считаю ведение "Тематических тетрадей" по данным темам. Таким образом, к концу 1 полугодия у одиннадцатиклассников имеется полный комплект материалов по основным темам программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. При проведении уроков обобщающего повторения и практикума по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ "Тематические тетради" стали незаменимыми помощниками.
На этапе подготовки к Единому государственному экзамену по математике каждый обучающийся может узнать уровень своих знаний через прохождение тестирования “онлайн”. Стараюсь сама выбирать наиболее компетентные сайты.
Иногда мы проводим тестирование в кабинете информатики, тогда обучающиеся могут обсудить результаты с учителем и увидеть пробелы в своих знаниях, а так же планировать работу по их ликвидации.
Хочу предоставить Вашему вниманию таблицу поэтапного продвижения учащихся класса, в котором не было ни одного мотивированного ученика на начало 2011-2012 учебного года.
Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
В заключении хочу напомнить вечные внутренне стимулы к учению:
- успешность обучения (ученик должен ясно понимать изученное и самостоятельно выполнять учебные задания);
- осознание полезности обучения, то есть применимости изученного к решению практических задач.
Спасибо за внимание!
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Федеральный институт педагогических измерений - www.fipi.ru
2. Центр оценки качества образования www.centeroko.ru
3. Образовательные ресурсы Интернета – математика (www.alleng.ru)
4. www.mathege.ru - демоверсия, тренировочные работы, задания, аналогичные экзаменационным.
5. www.school-tests.ru –тестариус. Компьютерная программа подготовки к ЕГЭ и ГИА (тренировочный и экзаменационный режимы)
6. http://www.uztest.ru - Кабинет учителя математики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний
В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....
Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.
Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...
Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».
Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В сис...
Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...
Создание системы профилактики низкой успеваемости как средство повышения качества подготовки к ГИА по математике.
Основные причины низкого качества знаний учащихся, как подсказывает опыт, следующие:отсутствие мотивации;низкие способности;педагогическая запущенность учащихся;большой перерыв в учебе;отрицательное в...