Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС на тему Проценты
    план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

    Оздоева Елена Николаевна

    Данный архив включает в себя технологическую карту и презентацию к обобщающему уроку по теме Проценты в 5 классе.  Данный урок позволяет закрепить знания и умения решать задачи на проценты. К решению предлагаются задачи практического содержания, что повышает интерес учащихся. Учащиеся класса работали в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику; в роли мастера на заводе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_procenty_5_klass.rar133.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                                               

    1.  ФИО

    2.  Место работы

    3.  Должность

    4.  Предмет

    5.  Класс

    6.  Тема и номер урока в теме

    7.  Базовый учебник

    Оздоева Елена Николаевна

    ГБОУ СОШ с. Новый Буян Красноярского района Самарской области

    учитель математики

    математика

    5

    Решение задач на проценты (урок обобщения)

    Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

    8. Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

    9. Планируемые результаты: 

    предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

     личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

     метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

    10. Задачи: 

    образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

     воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

     развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

    11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

    12. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

    13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, калькуляторы (в случае необходимости), карточки самооценивания.

    14. Структура и ход урока

    Этап урока

    Задачи этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Время (в мин)

    Формируемые УУД

    1. Организационный этап

    Создать благоприятный психологический настрой на работу

    Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

    Включаются в деловой ритм урока.

    1

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: организация своей учебной деятельности

    Личностные: мотивация учения

    2. Актуализация знаний

    Актуализация опорных знаний и способов действий.

    Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

    Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

    3

    Познавательные: структурирование собственных знаний.

    Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

    Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

    Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

    Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

    4

    Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    Личностные: самоопределение.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

    4. Применение знаний и умений в новой ситуации

    Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

    Организация и контроль за процессом решения задач.

    Работают в парах над поставленными задачами.

    23

    Познавательные: формирование интереса к данной теме.

    Личностные: формирование готовности к самообразованию.

    Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

    Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

    5. Физкультминутка

    Смена деятельности.

    Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

    Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

    2

    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

    Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

    Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

    4

    Личностные: формирование позитивной самооценки

    Коммуникативные: 

    Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

    7. Рефлексия (подведение итогов урока)

    Дать количественную оценку работы учащихся

    Подводит итоги работы групп и класса в целом.

    Учащиеся сдают карточки самооценивания.

    2

    Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

    8. Информация о домашнем задании

    Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

    Дает комментарий к домашнему заданию

    Учащиеся записывают в дневники задание.

    1

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    1. Организационный этап

    Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

    У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

    "+" - справился с задачей без затруднений,

    "±" - справился с задачей, но возникали сложности,

    "-" - не справился с задачей.

    Учащиеся слушают учителя

    2. Актуализация знаний

    Устный счет: 0,13        1,09          0,8           0,45           0,006

                             43%        18%        40%          77%            112%

    Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

    Давайте вспомним основные задачи на проценты.

    а) как найти процент от числа;

    Найдите:  48% от 250

    Решение: 48% = 0,48

                    250  0,48 =120

    б) как найти по проценту целую величину;

    Найдите: число, 8% которого равны 12.

    Решение: 8% = 0,08

                    12 : 0,08 =150.

    в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

    Сколько процентов составляет 150 от 600?

    Решение: 150 : 600  100% = 25%.

    Повторим эти правила в общем виде:

    А % от Б             А % это С                    Б от С в %

    Б ∙ 0,01А          С : 0,01А                 (Б : С) ∙ 100%

    Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Рассмотрим следующую задачу:

    Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

    - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

    - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

     

    Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

    Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

    Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

    Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

    Учащиеся предлагают свои решения.

    Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

    Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

    4. Применение знаний и умений в новой ситуации

    Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

    1. Классный руководитель – завуч школы.

    1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

    Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

    2) 12 учеников посещают спортивные секции,

    16 учеников посещают различные кружки.

    Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

    2. Продавец - покупатель.

    Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

    Товар:                                       скидка на данный товар:

    Шуба - 38 500 рублей                                 14 %

    Сапоги – 7 800 рублей                                      10%

    Шапка - 2 200 рублей                                      8 %

    Спортивный костюм - 3 200 рублей        11 %

    Кроссовки – 1 850 рублей.                              5 %

    3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

    Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

    Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

    Доплата на транспорт 10%

    Какова заработная плата сотрудника?

    Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

    Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

    Ответ к задаче:

      67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”

      42,9% учеников посещают спортивные секции,

      57,1% учеников посещают различные кружки.

    Ответ к задаче:

    Товар:    Скидка на данный товар: (руб.)        Сумма к оплате: (руб.)

    Шуба               5 390                                               33 110

    Сапоги                780                                               7 020

    Шапка                 176                                               2 024

    Спортивный костюм          352                               2 848

    Кроссовки                                  92,5                          1 757,5

     

     Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей,

         Премия 10 327,5 рублей,

         Общая сумма 33 277,5 рублей,

         Налог 4 326,08 рублей,

         Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

    5. Физкультминутка

    Давайте немного передохнем.

    Поднимает руки класс – это «раз».
    Повернулась голова – это «два».
    Руки вниз, вперед смотри – это «три».
    Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
    С силой их к плечам прижать – это «пять».
    Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

    Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

    Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

    Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

    7. Рефлексия (подведение итогов урока)

    Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

    Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

    Учащиеся сдают карточки самооценивания.

    8. Информация о домашнем задании

    Решите следующую задачу:

    В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

    Статья расхода

    Процент от заработанной суммы

    Оплата расходов на содержание квартиры

    8

    Плата за детский сад за 1 ребенка

    6

    Покупка продуктов

    23

    Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

    23

    В копилку

    40

    Задания: 

    1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

    2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

    Учащиеся получают карточки с домашним заданием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

    Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

    Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства" ФГОС

    Технологическая карта урока по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" разработана  с требованиями ФГОС...

    Технологическая карта урока: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Изготовление постера (урок №3)

    Технологическая карта и презентация к уроку по теме: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты»Общая информацияУМКАлгоритм успехаТема урокаПовторение и систематизация учебного м...

    Технологическая карта урока: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Презентация проектного продукта (урок №4)

    Общая информацияУМКАлгоритм успехаТема урокаПовторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Презентация проектного продукта.Тип урокаУрок рефлексииЦелиформирование у учащихся способ...

    Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

    Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...

    Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа".

    Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа"...

    Технологическая карта урока математики. 5 класс. Тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

    Технологическая карта урока математики 5 кл.Тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"...