Технология полного усвоения учебного материала
методическая разработка по алгебре по теме

Зимонина Татьяна Николаевна

 

Творчество на деле существует не только там,

где оно создает великие исторические произведения.

Но везде, где человек воображает, комбинирует,

изменяет и созидает что-либо новое.

Л.С.Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_polnogo_usvoeniya.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию: «Составление и использование разноуравневых заданий для работы с учащимися при организации системно-деятельностного подхода в обучении по данным УМК»                               

Технология полного усвоения учебного материала

Творчество на деле существует не только там,

где оно создает великие исторические произведения.

Но везде, где человек воображает, комбинирует,

изменяет и созидает что-либо новое.

Л.С.Выготский

Психологической основой системы полного усвоения стали идеи американских ученых Дж. Кэррола, Б. Блума и мн. др. Для овладения одним и тем же учебным  материалом  разным учащимся, в зависимости от интеллектуальных способностей, требуется разное время. Поскольку в рамках классно - урочной системы учащиеся заметно отличаются по своей подготовленности. Полностью усваивают материал только немногие. Недостаток времени является, по мнению Дж. Кэррола, главной причиной слабых знаний. В результате было предложено так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся получили достаточное для каждого время, необходимое для изучения требуемого материала. Это позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения практически всего материала у всех учащихся.

Основные   черты   "плана   Келлера":

1) ориентация системы на полное усвоение содержания учебного материала, включая требование полного усвоения предыдущего раздела как непременное условие перехода к следующему;

2) индивидуальная работа учащихся в собственном темпе;

3) использование лекций лишь в целях мотивации и общей ориентации учащихся;

4) применение печатных учебных пособий и руководств для изложения учебной информации;

5) текущая оценка усвоения материала по разделам курса так называемыми прокторами - ассистентами учителя из числа учащихся отлично усвоивших курс.

Работа учащихся по "плану Келлера" выглядит следующим образом. Курс делится учителем на ряд тематических    разделов   (так называемых учебных единиц, или модулей). Каждый обучаемый получает  задание из    учебника по каждому изучаемому разделу, где приводится перечень, вопросов для самопроверки и контроля. Учащимся предоставляется индивидуальный режим учебной работы. Учащийся должен продемонстрировать полное усвоение раздела (на уровне традиционной оценки "отлично" или "хорошо"); в противном случае он заново готовит материал раздела,  т.е. в случае неудачи ему даются рекомендации по дополнительной проработке   материала

 Дифференциация обучения

Цель системы полного усвоения знаний – создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного   материала  каждым учащимся, желающим и способным учиться. Философской основой этой системы послужили идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи. В отличие от господствовавших тогда (да во многом и сейчас) теорий о главенствующей роли учителя, содержания и классно – урочной формы обучения, в центр своей педагогической системы он поместил Ученика. Тем самым, им был совершен своего рода поворот педагогической мысли в сторону усиления  учебной  деятельности главных субъектов образовательного процесса – учащихся. В соответствии с этим, приоритетное значение приобрело самообразование и самоконтроль, а также разработка таких технологических  учебных  средств, которые помогают такой организации образовательного процесса.

Новые педагогические  технологии  характеризуются переходом:

  1. от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
  2. от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  3. от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  4. от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно – волевой регуляции.

Б. Блум решил провести экспериментальную проверку выдвинутой им гипотезы о зависимости качества приобретаемых знаний не столько от способностей, и от затраченного времени в классе, сколько от затраченного лично учащимися времени на самостоятельное усвоение. Ведущим фактором качества знаний он видел время, затрачиваемое учеником на самостоятельную работу. Он убедился в относительной приемлемости этой гипотезы; относительной, потому что в его экспериментах было случаи, когда некоторые учащиеся не овладевали заданным объемом, сколько бы времени им на это ни выделяли. Это примерно пять процентов от общего числа учащихся, участвовавших в экспериментальном цикле обучения.

Суть системы полного усвоения выражается в следующих этапах работы:

Изложение учебного материала (по небольшим порциям, частям). Примерный объем каждой порции 1-2, реже 3 страницы. Материал излагается простым, понятным языком, так, чтобы для понимания текста помощь учителя не требовалась ни одному ученику. Все понятия точно определены, приведены в систему.

  1. Задания в тестовой форме к каждой порции модуля.
  2. Задания в других формах для проверки знаний и умений.
  3. Развивающие и творческие задания.

Тестовый контроль по всему материалу модуля. Критерий полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля.

 В своей практике на уроках я частично применяю «Технология полного усвоения учебного материала». Главы учебного материала  делятся на параграфы, количество часов определяется по сложности материала, самостоятельные работы обучающего характера провожу в целях определения уровня усвоения, корректирую дальнейшую работу, проверочные контрольные работы провожу по завершению изучения главы. В случаях, когда у некоторых учащихся обнаруживаются неусвоенные базовые обязательные умения, прибегаю к помощи консультантов - учеников, которые успешно освоили учебный материал.

Ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совместной работы класса с учителем: 1) хороших результатов добьются не отдельные ученики, а все;  2) отметка за  усвоение  данной темы  выставляется после заключительной проверки; 3) если все будут помогать друг другу, то хорошие результаты гарантированы всем;  4) каждый ученик может получить необходимую помощь, разъяснение; 5) текущий контроль состоит в выполнении учеником серии диагностических работ (обучающих, контролирующих самостоятельных и контрольных), целью этих заданий является выявление неясностей и ошибок для их последующей коррекции; 6) при необходимости помощью пользоваться нужно незамедлительно, не накапливая ошибок, неясностей и пр.

На уроках фронтальный опрос провожу как работу в парах, ученики 1 вариант - учитель, 2 вариант - ученик. Учитель задает вопрос, ученик - отвечает. Затем роли меняются. При работе в парах ученик дважды прорабатывает материал. Так в 8 классе при изучении темы «соотношение

сторон треугольника»  определение синуса и косинуса отрабатывалось в парах. В этом случае начинать пришлось с «учителей», т.е. объяснение «противолежащие», «прилежащие» стороны.

В 5 классе работая  в парах, провожу закрепление изученного материала. Вопросы к теоретической части находятся после каждого параграфа, которую предварительно объясняю  на предыдущем уроке, задаю домой.

Работу в парах провожу и при проверке самостоятельных работ, на которых ученик решает свой вариант, проверяет работу соседа - решает второй вариант.

Такая работа развивает у учеников Универсальные учебные деятельности, как  регулятивную ууд- организация своей учебной деятельности, составление плана опроса, последовательность действий, контроль, коррекцию, элементы волевой саморегуляции.

Каммуникативную ууд: самостоятельное  выделение и формирование целей, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание в устной речи.

Работа в группах применяется мной на заключительных уроках в последний день четверти, когда учиться уже детям не хочется. Это решение задач, требующих большой затраты времени, которые носят больше познавательно-развлекательный характер. Это  метапредметные задачи

Приложение 1 (Решение задач познавательного характера)

  1. Язык садовой улитки, которая живет в Южной Америке, усажен 135 рядами Зубов, по 105 зубов в каждом ряду. Сколько всего зубов  садовой улитки?
  2. Сердце человека перекачивает за сутки 8т крови. Сколько тонн крови сердце перекачивает за 1 год? За 75 лет?
  3. Сегодня в мире около 3000 млн. автомобилей. Ежегодно автомобиль в среднем рассеивает в воздухе около 10 кг резины, расходует около 4350кг кислорода и загрязняет воздух, выбрасывая 3250 кг углекислого газа. Сколько всего за год:

а)  рассеивается резины в воздух;

б) выбрасывается углекислого газа в воздух;

в) забирается кислорода из воздуха.

4.Долговечность волоса. Сосчитано, что на голове около150000. В среднем в месяц выпадает около 3000. Вычесть сколько в среднем держится на голове каждый волос?

Решение

Позже всего выпадает тот волос, который сегодня моложе всех, т.е. возраст которого 1 день.

Через сколько времени дойдет до него очередь выпасть. В первый месяц из 150000 волос, которые сегодня имеются на голове, выпадает 3 тысячи, в первые два месяца- 6 тысяч, в течение первого года- 12 раз по 3 тысячи, т.е. 36 тысяч. Пройдет, следовательно, четыре года с небольшим, прежде чем наступит черед выпасть последнему волосу. Так  мы определилась средняя долговечность человеческого волоса: четыре с небольшим года.

***Все волосы не считали! Сосчитали лишь, сколько волос на 1кв.см. поверхности головы, затем приблизительно  определили поверхность кожи, покрытой волосами.

***Таким способом  пользуются при пересчете деревьев в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология полного усвоения знаний "Всех учить всему" (Я.А. Каменский)

Презентация по  "Технологии полного усвоения знаний"...

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии

В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума.    В основе идеи лежит принцип ди...

Технология "Полного усвоения".

Даётся описание данной технологии ,рассматриваются подробно цели на каждом этапе урока....

Технология полного усвоения знаний

Выступление на педсовете по педтехнологиям + презентация...

Технология полного усвоения - инновационная модель обучения. Презентация.

Презентация включает в себя: Этапы освоения изучаемого материала по данной технологии;Организационно-педагогическая направленность по каждому этапу:1.Организация  коррекционно-развивающих за...

методическая статья Петуховой Е.Н. "Технология полного усвоения знаний"

В современной  системе образования становится насущной необходимость использования педагогом личностно-ориентированных технологий обучения, в центре которых всегда находится творческий процесс, н...