Внеклассное мероприятие по математике
методическая разработка по алгебре по теме

Букатина Ольга Валерьевна

 

Мероприятие  посвящено подвигу советских людей в Великой Отечественной войне.  В сценарии подобраны математические задачи, стихи на военную тематику. Мероприятие направлено на духовно- нравственное развитие личности, расширение   познавательного интереса, воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину, знакомит с героической историей блокадного Ленинграда. Способствует развитию чувственности, сопереживания, умения слушать окружающих; воспитывает  чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._doc.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике

«Память, которая помогает нам…»

Цель: разностороннее, нравственное развитие личности,

расширение   познавательного интереса, круга деятельности,

 воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину,

 знакомство с героической историей своего народа.   

Познакомить с историческими фактами времен

 Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время;

 развивать способность чувствовать, сопереживать,

умение слушать окружающих;

воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная установка

Ход мероприятия

 

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине,

Идут легенды о войне.

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие.

          Более 60 лет прошло с тех суровых и грозных дней войны, но время никогда не изгладит из памяти народа ВОВ 1941-45 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

    ВОВ началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война поможет вам магический квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырёх чисел,  и вы получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

   Именно в этот день в 1941 году немецкие части  двинулись к Ленинграду.   

     Чтобы узнать, когда это произошло, выберите из предложенных чисел                                        5, 7777, 14,8,9,74,2011,81,1941:                                                                                а) наименьшее четное число;                                                                                 б) наименьшее число, кратное 9;                                                                                 в) наименьшее четырехзначное число.

   8 сентября 1941 года открылась одна из самых страшных страниц в истории России – блокада Ленинграда. Противник вышел к Ладожскому озеру и блокировал Ленинград.

     900 дней Северная столица была заключена в блокадное кольцо. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года.    Дни  шли за днями и все сильнее начинали ленинградцы ощущать нехватку продовольствия. Город был лишён запаса продовольствия и топлива, вышел из строя водопровод. Осенью 1941 года нормы продовольствия менялись несколько  раз.

Норма продажи хлеба населению ( в граммах)

Дата

Рабочие

Инженеры, служащие

Пенсионеры, неработающие иждивенцы

Дети

 2 сентября 1941

600

400

300

300

11 сентября 1941

500

300

250

300

13 ноября 1941

300

150

150

150

20 ноября 1941 (большая часть населения погибла)

250

125

125

125

25 декабря 1941

350

200

200

200

24 января 1942

400

300

250

250

11 февраля 1942

500

400

300

300

   1) Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.                                                                                                                           Одна такая «восьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжёлые дни блокады.

    Каким он был блокадный хлеб? Из чего же он состоял?

1. Целлюлоза - 25%.

2. Шроты - 20%.

3. Мука ячневая - 5%.

4. Солод - 10 %.

5. Жмых (при наличии заменить целлюлозу).

6. Отруби (при наличии заменить шроты).

7. И только 40% - ржаная мука!..

 Были и другие примеси и добавки. За время блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тонн целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.

    Вычислите, сколько граммов составляет ржаная мука в буханке  блокадного хлеба.

   Единственная  нить, которая связывала Ленинград с Большой землей — это                                      «Дорога жизни»

    Всего «Дорога жизни» составляла 308 км. Из Ленинграда до озера 55 км, далее самый опасный участок по льду до села Кобона, а там снова по суше  223 км до станции  Подбровье. Определите длину  «Дороги жизни» по льду. (Ответ: 30 км)

                            Она - как легенда, как песня, как знамя.
                                У этой дороги не будет конца -
                               Она навсегда пролегла через память,
                               Навеки прошла через наши сердца.
        

           Хорошей мишенью для вражеской авиации были купола многочисленных соборов и церквей, тогда придумали красить их темной краской, чтобы были не так заметны.                         Весь период блокады в осажденном Ленинграде действовали десять православных храмов. В подвальных помещениях ряда храмов, например, Спасо-Преображенского собора были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время – отдел штаба Ленинградского фронта, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Старо-Афонское подворье и Новодевичий монастырь – архивы, Владимирскую церковь – филиал Публичной библиотеки.                  Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе. За годы Великой Отечественной войны   собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу - только однажды снаряд попал в западный угол собора. По предположениям военных причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки. Неизвестно, руководствовалось ли этим предположением руководство города, когда решило спрятать в подвале собора ценности из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады, но в результате и здание, и бесценные коллекции  благополучно сохранились.        

    Несмотря на многолетние гонения, которым подвергались священнослужители и миряне, с самого начала войны церковь восприняла её как общее горе, разделив с народом все его тяготы. С первых дней войны церковные приходы Ленинграда начали сбор пожертвования на оборону. В осажденном городе производились самые массовые перечисления в фонд обороны страны.

    Большой подъем вызвало обращение патриаршего местоблюстителя Сергия 30 декабря 1942 г. с призывом начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. Уже через 4 месяца была собрана необходимая сумма, превышавшая 8 млн. руб.

  1/8 этих денег была собрана ленинградцами. Сколько рублей было собрано в Ленинграде? Да, 1 млн. являлся ленинградским.                                                                            Государство вынужденно было идти навстречу церкви. А осень 1943 года, пережившие блокаду священнослужители, были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Это первая правительственная награда, которой были награждены священнослужители в советский период.

 Когда это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос вычеркните из предложенных чисел, числа кратные трем:  10, 11, 15, 18, 333, 1917, 1943.

   Но самое главное, что обескровленный репрессиями и обезбоженный пропагандой, город, попав в страшную беду, взмолился. И был услышан. Очевидцы вспоминают, что, передвигаясь по блокадному городу, люди часто накладывали на себя крестные знамения. С самого начала войны стремительно возросло число молящихся в храмах. Сплотившиеся вокруг храмов церковные общины помогали блокадникам выжить.                                                                         «Всю войну не было дня, чтобы отец не пошёл на службу, - вспоминает балерина Кировского театра И.В.Дубровицкая о своем отце - священнике Никольского собора протоиерее Владимире Дубровицком.- Бывает, качается от голода, а я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь, упадет где-нибудь в сугробе, замерзнет, а он в ответ: «Не имею  я права слабеть, доченька, надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укреплять, ободрять». И шел в собор. За всю блокаду, обстрел ли, бомбёжка  ли - ни одной службы не пропустил».                                         Известны и примеры разнообразной помощи и заступничества, явленные блокадникам Пресвятой богородицей, святителем Николаем Чудотворцем, другими святыми. И не только в блокадном Ленинграде помогали молитвы. Вот одна из реальных историй….

   Но город жил. Жил, не смотря ни на что. 2 июля 1942 года в Ленинград была на самолете доставлена партитура 7 – й симфонии Дмитрия Шостаковича. Он начал писать ее в блокадном Ленинграде, но был эвакуирован в Свердловск из-за болезни. В Ленинграде она прозвучала 9 августа 1942 года. Этот день был выбран не случайно. 9 августа 1942 года Гитлер собирался захватить город. Но этому не суждено было произойти.                                                         Какое-то время, ещё работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. Всего действовало 148 школ, в которых занималось   65000 учеников. В школах, не прекращавших своей работы и в голодную зиму.                                           В июне 1942 года десятые классы окончили 532 школьника,   примерно 13,2 %  из которых с отличием. Сколько человек закончили школу с отличием?                                                             Уже с конца января     стали постепенно повышаться нормы выдачи хлеба. 11 февраля пайки снова увеличили. 25 марта 1942 года город вышел на уборку улиц. Город очистили от нечистот, мусора и грязи. Город ожил. Появилось электричество, стали ходить трамваи.18 января 1943 года в результате успешной операции «Искра», проведенной Волховским и Ленинградским фронтами  кольцо блокады было прорвано.                                                                              А через год, 27 января 1944 года, Ленинградский и Волховский фронты взломали оборону  немецкой  армии, разбили ее основные силы.    Блокада Ленинграда  была окончательно снята.

                                Что такое война?                                                                                                                                 Это страх, это смерть,                                                                                                                  Это голод, разруха и мрак,                                                                                                      Это крик матерей,                                                                                                                    Это стоны солдат,                                                                                                                    Это горькие плачи детей.                                                                                                           Я хочу, чтоб война                                                                                                           Никогда, никогда,                                                                                                             Никогда не вернулась назад!                                                                                                    И чтоб тысячу лет                                                                                                                  На планете Земля                                                                                                Мирным был                                                                                                                                   И закат, и рассвет!

Приложение 1

__________________________________________________________________

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике " А ну-ка ,математики"

Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов....

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

План-конспект внеклассного мероприятия по математике в 10 классе «Математик-бизнесмен»

Внекласное мероприятие по математике для учащихся 10 классов. Проводится в форме деловой игры, основной целью которой является пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и её приложениям...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...