Организации и проведения уроков «Подготовка к контрольной работе» и
методическая разработка по алгебре по теме

Даниэль-бек Саиба Юнус кызы

Изучение любой темы, как правило, завершается проведением контрольной работы, цель которой - проверка качества знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых в ходе изучения данной темы. Кроме того, итоги контрольной работы служат для учителя  и мерилом его труда, критерием самооценки. Не секрет, что каждого учителя страшно огорчают «2» и бесконечно радуют «4» и « 5» его учеников. И чтобы было больше радости и меньше  огорчений, к контрольной работе детей надо готовить

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Организации и проведения уроков

             «Подготовка к контрольной работе»

                                            и                                                                                                          

                  «Анализ контрольной работы».

                          (из опыта работы)

                                                                                Учитель математики

                                                                                  ГБОУ СОШ № 443

                                                                                   города Москвы

                                                                                Даниэль-бек  Саиба

                                                                                       Юнусовна.

                                                                               

                                                          -1-

Изучение любой темы, как правило, завершается проведением контрольной работы, цель которой - проверка качества знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых в ходе изучения данной темы. Кроме того, итоги контрольной работы служат для учителя  и мерилом его труда, критерием самооценки. Не секрет, что каждого учителя страшно огорчают «2» и бесконечно радуют «4» и « 5» его учеников. И чтобы было больше радости и меньше  огорчений, к контрольной работе детей надо готовить. Для этого считаю необходимым следующее:

1) требование от учащихся знания теоретического материала (математических определений, теорем, формул);

2)требование систематического выполнения домашнего задания и в связи с этим осуществление качественной проверки у части детей и наличия его у всего класса (при этом отводить на это время либо во время выполнения классной работы, либо после урока);

3)привитие учащимся навыков работать с опорными сигналами, образцами оформления и решения задач и примеров, особенно, если это класс выравнивания;

4)проведение при необходимости и наличии часов специальных уроков «Подготовка к контрольной работе».

        Из опыта работы могу сказать, что последнее имеет очень большое значение  в так называемых классах выравнивания, то есть в тех классах, где каждому ребёнку необходим индивидуальный подход в широком смысле этого слова. Для таких классов, как правило, составляется контрольная работа самим учителем, так как контрольные работы, содержащиеся в дидактических материалах, не всегда отвечают возможностям учащихся этих классов.

       На уроках «Подготовка к контрольной работе» я разбираю с классом все задания, аналогичные заданиям контрольной работы. Причём, каждое задание решается и объясняется на доске мною, а класс всё переписывает в тетради. На  всё это уходит не очень много времени. Затем я предлагаю  классу самостоятельную работу с аналогичными заданиями, подчеркивая то, что они  могут воспользоваться только что написанным. Я слежу за тем, как они работают, вовремя указываю на ошибки или предлагаю их найти самим учащимся. Те из них, которые успешно справляются с работой, получают оценки. В конце урока дети получают задание на дом,  аналогичное тому, что рассматривалось  в классе – это или задание из учебника, или составленное мною. Проведение таких уроков  эффективно и целесообразно.

                                                            - 2 –

Не менее эффективными  являются и уроки «Анализ контрольной работы». Работать  над ошибками - учиться их видеть и исправлять – не менее важно, чем отрабатывать тот или иной учебный навык. К тому же умение видеть и исправлять ошибки, безусловно, способствуют к  совершенствованию конкретных умений и навыков. Для выработки указанного умения большое значение приобретают уроки «Анализ  контрольной работы». Этот анализ можно проводить путём упражнений, аналогичным тем, в которых учащиеся сделали много ошибок. Однако эффективнее основную  часть урока  отводить самостоятельной работе большинства учащихся над своими ошибками. На разных этапах обучения  такую работу можно проводить несколькими способами. Так в 5-6 классах можно  на доске продемонстрировать  полностью выполненную контрольную работу. Задача учащихся – увидеть свои ошибки и в работе над ошибками  записать верное решение. И , если что-то  не понятно, то, конечно же, дети  могут задавать вопросы. А чтобы избежать неосознанного списывания следует время от  времени задавать вопросы по поводу допущенной ошибки, неприменённого правила. При  этом  вопросы вначале надо ставить по наиболее  распространённым ошибкам, привлекая  весь класс к  прослушиванию обоснованных ответов, показывая анализируемый момент работы на доске.  Далее надо дать возможность учащимся поработать  самостоятельно. Учащиеся , получившие за контрольную работу «5», также сверяют  своё решение с выполненным на доске, обращают  внимание  на несовпадающие записи, выясняют причину такого несовпадения. Затем им можно дать дополнительное нестандартное задание.

        В 7-9 классах  целесообразно на доске воспроизвести текст контрольной работы  и ответы к заданиям. Задачи перед учащимися те же: увидеть и исправить ошибки, но теперь они уже не видят правильного решения, а ищут его сами. Следует продолжить учить учащихся находить  причину ошибки сначала коллективно, а затем самостоятельно. За такую работу можно  выставить и оценку. На следующих этапах обучения учащиеся  будут  считать нормой  находить пути  к исправлению ошибок, роясь в учебнике, в тетрадях, находя решения аналогичных заданий.  Несмотря на то, что  такая работа  и трудна, - это один из способов привития учащимся навыков самостоятельной деятельности. Можно также предложить сделать работу над ошибками  дома. Но для этого нужно на уроке провести:

 1) общий анализ контрольной работы;

 2) объяснение задания, с которым  не справилось большинство учащихся;

 3)  повторение необходимых правил, формул для решения заданий.

                                                      - 3 -

        Опыт показывает,  что указанные виды работ над ошибками дают хорошие результаты: дети учатся серьёзнее относиться к своей деятельности, приобретают навыки самостоятельной работы, и в итоге появляется и большая заинтересованность предметом.  

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример урока "Подготовка к контрольной работе"

Подготовка к контрольной работе в 8 классе "Химические реакции"...

Урок подготовки к контрольной работе №3 "Уравнения" в 5 классе

Конспект урока, презентация к уроку математики в 5 классе .УМК Н.Я.Виленкин и др...

Урок подготовки к контрольной работе №1 "Делимость чисел"

Конспект урока, презентация к уроку математики в 6 классе .УМК Н.Я.Виленкин и др....

Урок подготовки к контрольной работе №1 "Тригонометрические функции"по алгебре и началам анализа

Конспект урока, презентация и текст контрольной работы (6 вариантов) с решением . Материал для УМК Ш.А.Алимова и др. 11 класс...

Конспект урока подготовки к контрольной работе 10 класс

Конспект урока подготовки к контрольной работе 10 класс...

Презентация к уроку подготовки к контрольной работе по теме: «Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар»; 6 класс

Презентация к уроку подготовки к контрольной работе по теме: «Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар»Цели: Закрепить знание учащимися формул длины окружности и площади круга; способствова...

Урок-подготовка к контрольной работе на тему "Правописание глаголов"

Онлайн-урок - подготовка к контрольной работе на тему "Правописание глаголов"...