Требования к организации урока математики c применением ИКТ, направленного на активизацию познавательного интереса младших подростков
статья по алгебре по теме

Безденежных Ольга Николаевна

 

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом её процессе школьник должен находить привлекательные стороны. Развитие этой потребности происходит, прежде всего, через вовлечение самих ребят в активную познавательную деятельность.Интеграция информационных технологий в процесс обучения младших подростков математике позволяет осуществить личностно–ориентированный подход в обучении ученика, активизировать процесс его познавательной деятельности. Учит требований к организации урока математики c применением ИКТ позволит учителю  активизировать познавательный интереса младших подростков, а следоваттельно добиться хороших результатов в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_organizacii_uroka_c_primeneniem_ikt.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к организации урока c применением ИКТ, направленного на активизацию познавательного интереса младших подростков

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом её процессе школьник должен находить привлекательные стороны. Развитие этой потребности происходит, прежде всего, через вовлечение самих ребят в активную познавательную деятельность.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Рассмотрев психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса в младшем подростковом возрасте и конкретно программные пути по отдельным направлениям, нами были выделены основные требования к уроку  математики.

В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому на уроке предлагается:

1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения.

2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности.

3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей.

4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом.

5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями.

2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении.

3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний.

4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту.

5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли.

6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:

1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи.

2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства.

3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам.

4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся.

5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы.

6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других.

7. Рекомендовать дополнительную литературу.

Внеурочная работа также является эффективным средством поддержания, укрепления и углубления познавательных интересов. Поэтом предлагается:

1. Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, избранной ими области.

2. Практиковать решение научно–прикладных задач. Поставленные во внеклассной работе задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуем те из них, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:

  1. вечера вопросов и ответов;
  2. конкурсы смекалки;
  3. КВН;
  4. вечер веселой викторины;
  5. диспуты;
  6. школьные издательства;
  7. вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников;
  8. исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него;
  9. познавательные игры, игры – путешествия.

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять младших подростков на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:

- выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

- вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

- готовить выступления перед товарищами в классе;

- направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:

  1. выявление познавательных интересов и склонностей младших подростков;
  1. целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление процессов и склонностей учащихся.

Младшие подростки, несмотря на свою самостоятельность, все же остаются под большим влиянием  семьи, поэтому следующим направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся может быть работа с родителями учащихся .

Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования.

Для изучения интересов подростков в семье рекомендуется:

1. Провести недельный хронометраж использования свободного от учебы времени.

2. Запись читаемых в течение трех месяцев книг, если возможно, организовать беседу с детьми по содержанию прочитанного.

Для решения второй задачи следует:

  1. беседа с учащимися в семье по интересующим их вопросам;
  2. побуждение учащихся к вопросам из интересующей их области;
  3. организация познавательных игрс применением информационных технологий;
  4. занятия по занимательной математике;
  5. рекомендация книг для углубления познаний в интересующей области;
  6. беседы родителей с детьми о прошедшем дне;
  7.  постановка длительных опытов и наблюдений, моделирование различных ситуаций на компьютере;
  8. руководство творческой работой подростков в семье.

Наконец, необходимо сказать о роли учителя, родителей, коллектива, о роли успеха, о значении поставленной цели в формировании интереса, о роли нового, о роли знаний.

Родители помогают в формировании новых положительных переживаний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных занятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для подготовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.

Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень активную и многогранную.

  Из опыта индивидуальной педагогической деятельности можно рекомендовать приемы активизации познавательной деятельности, дающие стабильную результативность обучения при системном подходе в их использовании, например:

•   взаимоопрос в парах-вариантах (по домашнему заданию, при изучении нового материала);

• взаимопроверка решений в парах (сменного состава «Ручеек», «Хоровод» или постоянного состава) на разных этапах урока;

• «Мозговой штурм» - работа в микрогруппах при решении задач – обсуждение задач, имеющих несколько способов решения, решение задач в нетрадиционной форме;

• защита творческих заданий, создание презентаций для их защиты (как долгосрочных, так и решаемых в течение урока, типа «составь и реши задачу», выполни тематическое задание и пр.);

• дидактические игры-соревнования;

• «Математическая мозаика» или «математические пазлы» (лото);

• «Дешифровщик» - по группам при выполнении заданий собирают фразу, изречение, пожелание и пр.;

• оформление общего плаката (опорного конспекта) по конкретной теме.

  Ко всему сказанному имеет прямое отношение использование информационных технологий на уроках. Грамотно подготовленное и обоснованное использование средств компьютерной и мультимедийной поддержки учебного занятия, безусловно, повышает его эффективность, позволяет усилить интеллектуальную активность, а значит, и включить учащихся в активную познавательную деятельность. Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50% .

  В век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления, дети с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться уже и в возрасте 10-12 лет.

  Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в процесс обучения младших подростков математике позволяет осуществить личностно–ориентированный подход в обучении ученика, активизировать процесс его познавательной деятельности. Творчески работающему учителю информационные технологии дают прекрасную возможность реализовать современный подход к планированию и подготовке занятий, неизменно вызывать у ребят интерес к урокам, на которые учащиеся пойдут с радостью, ведь каждый такой урок будет загадкой, разгадать которую невозможно, не побывав на нем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательных интересов подростка

Игры и дискуссии для активизации познавательных интересов подростка...

Методический бюллетень. Требования к современному уроку математики с применением новых технологий

В данной работе рассмотрены основные требования к современному уроку. К работе  прилагаются некоторые темы дисциплины "Математика" с применением новых технологий: Урок по теме «Показательные...

Использование ИКТ на уроках математики в основной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Методическая разрабортка, направленная на формирование компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности, развитие самостоятельной работы учащихся на уроке. Речь идет об ИКТ, используемых на уроках математ...

«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ , НАПРАВЛЕННЫХ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Решение  задач приближает школьное обучение к жизненной практике, повышает действенность знаний. Решение задач в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развертывается постепен...

Педагогический проект «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»

Тема проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»Предметное или внепредметное направление...

Применение современных информационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися...