Выступление на дне инноватики
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме

Сообщение о духовно-нравственном воспитании на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МОУ «Колосковская СОШ»

                              Валуйский район  Белгородская область

           «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики»

                                                                 Подготовила:  Никонова С.Г.,

                                                                                             учитель математики

                                            Г. Белгород

                                               2013 год

                                                         «Человек не должен жаловаться на                    

                                                          времена; из этого ничего не выходит.  

                                                              Время дурное: ну что ж, на то и  человек,  

                                                          чтобы улучшить его».

                                                                                        Т.Карлейль. 

              В большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, мгновениями счастья и горя, все мы приходим из замечательной страны детства. Именно там закладывается способность  радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Для того, чтобы стать добрыми к людям, необходимо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Естественно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Так хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Когда ребенок рисует, практически всегда изображает голубое небо, большое желтое солнце, зеленую траву, красивый дом с красной крышей.

               Но взрослый современный мир на каждом шагу провоцирует ребенка. Не успеет он выйти из состояния раннего младенчества -  его уже со всех сторон подстерегают сильные впечатления отрицательной направленности. Десятки детей становятся наркоманами, бездомными и даже убийцами. Это свидетельствует о глубокой деградации нашего общества.  

               Современная Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень фиксируемой детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Приведу несколько статистических фактов:

- в России рождается почти 17% детей с психическими отклонениями;

-15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков;

-На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации;

-Могут быть признаны здоровыми лишь 15% детей и подростков.

-По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

                Сегодня и школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Современным детям не хватает размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле.

         Все мы понимаем, что с особой остротой встает проблема духовно - нравственного воспитания молодого поколения. В.А. Сухомлинский      писал: «Программа нравственного воспитания - это программа творения добра в человеческом сердце, где должно быть четко определено, что ребёнок будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, а что отвергать».           

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

             Духовно-нравственное воспитание формирует у человека такие качества:

патриотизм, гражданственность, ответственность, милосердие, способность к различению добра и зла, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни,
готовность служения людям и Отечеству.

                Каждый ребенок испытывает большое доверие к своему учителю. Мы всегда должны помнить, что учитель не только словами, но и всем своим поведением формирует у школьника устойчивые представления о справедливости, человечности, отношениях между людьми. Характер отношений между учителем и ребенком является определяющим духовно-нравственного воспитания и развития. Многие педагоги считают. Что духовно-нравственное воспитание легче решать на уроках, связанных с гуманитарными науками, и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более на уроке математики. Действительно, на первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Ведь мы не читаем стихи, не обсуждаем нравственные аспекты того или иного поступка главного героя произведения. Но и на уроке математики ученик не всегда сосредотачивается на абстрактной сущности этой науки. На каждом уроке эта сущность дополняется и иллюстрируется различным конкретным материалом. На уроках математики широко применяются исторические сведения, текстовые задачи. Ни один школьный предмет не сможет конкурировать с возможностями математики в воспитании творческой, мыслящей личности. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей.

             Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках математики я вижу в следующих аспектах:

                       

 

                Уже в школе  обучающийся должен совместить в себе    многое, чтоб не быть обреченным знать культуру как набор разных ящичков, механически в него вдвинутых, без связи друг с другом. Перед педагогом встает такая задача: свести воедино знания, освоить и постичь целый мир целостным способом мышления (в котором научный способ мышления сопряжен с художественно-образным способом постижения мира), самому стать целостной личностью.                

                  Каждый раз  на первом уроке в 5 классе я задаю написать сочинение «Можно ли прожить без математики?» или «Математика в жизни моих родителей». Дети пишут сочинение, опираясь на свой опыт, спрашивают мнение членов семьи. Такое  мотивационное сочинение настраивает детей на сознательное отношение к изучению математики. Главная цель сочинения – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни. На уроке  в ходе обсуждения сочинений  учащиеся раскрывают причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, доказывают, что математика - это не только «нужно», но ещё и интересно и увлекательно! Такая дискуссия о применении математики приводит ребят к выводу о том, что математика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается. Все вместе мы делаем вывод: математика - везде. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом культуры, языком научного восприятия мира. Математика неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих моральную окраску и способных в последующем стать одним из важнейших моментов в нравственном облике личности.

                 Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и  трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи  помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным,  вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать. Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся должны учиться преобразованию и составлению, т.е. творческой работе над задачей. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи. При решении задач у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Ведь, самое главное, выбрать такой материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Учитель может составить и целый урок, посвященный определенной теме патриотического, нравственного воспитания, но можно использовать одно-два задания, а после решения сообщить информацию. Нынешние дети не могут представить себе то, что пережили  советские люди за годы войны, поэтому мы не вправе забывать об этом и помнить о подвиге нашего народа, о погибших  каждый день, а не только в дни праздничных юбилеев.

                                   Блок задач о войне.

Задача 1.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Посмотрите на эту таблицу. Если взять в качестве слагаемых по одному из каждого столбца и каждой строки, то полученная сумма будет ответом на вопрос: Сколько дней длилась война?

567

474

218

413

979

630

374

569

349

256

0

195

375

282

26

221

Например:

567 + 630 + 0 + 221 = 418;

349 + 474 + 26 + 569 = 418

Задача 2.

Во время Великой Отечественной войны погибло около 27 миллионов советских людей, что составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько же человек погибло в этой войне?

Задача 3.

В Волгограде при посещении Мамаева кургана от его подножия до вершины человек проходит 200 гранитных ступеней, по 10 за каждый день Сталинградской битвы. Высота ступени 0,15 м, ширина 0,35 м. Какова высота Мамаева кургана?

Задача 4

 Постройте столбчатую диаграмму соотношения сил СССР и Германии перед Курской битвой, используя следующую таблицу:

Личный состав

Танки и САУ

Орудия и минометы

Самолеты

СССР

1,336 млн.

3444

19100

2900

Германия

900 тыс.

2733

10000

2050

«Вредные привычки» - бич нашего времени. В развитых странах за последние  30 лет количество курильщиков сократилось в 2,5 раза. В нашей стране, число людей с сигаретой, наоборот, увеличилось в 3 раза. Причем, все большее количество людей впервые закуривают именно в школе. Мы не можем отмахнуться от широко известных фактов статистики о снижении продолжительности жизни в России. Переубедить курильщика бросить эту вредную привычку очень сложно. Многие просто уходят от такого разговора. А на уроке можно поразмыслить над некоторыми фактами с точки зрения нашего предмета – математики.

Задача 1.

Средняя продолжительность жизни российского гражданина 60 лет. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 6 минут. На сколько лет сокращает себе жизнь школьник, если курение сокращает жизнь человека на 15%?                                                                                           Ответ: на 8,4 года

Задача 2

Сердце курящего человека делает на 8 ударов в минуту больше, чем сердце некурящего. Сколько лишних ударов в час делает сердце курящего, если сердце нормального человека делает 70 ударов в минуту?

                                                                                               Ответ:480 ударов

Задача 3  

80% курящих страдают заболевания легких. Сколько больных учеников будут  поставлены на учет с диагнозом «заболевание легких», если в школе курят 35 школьников?                       

                                                                                               Ответ: 28 учеников

Задача № 4

Норма потребности учащегося школы в различных витаминах составляет 125 мг в сутки. Одна выкуренная сигарета нейтрализует 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя ученик, который курит?

                                                                                               Ответ: 25 мг

       Одним из ведущих направлений формирования духовно-нравственного сознания детей является краеведение.          

       «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

             Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. Остановлюсь  на возможности использования краеведческого материала на уроках математики. На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.

  1. Выполнив действия, вы узнаете год образования нашего города:

14147 : 7 – ( 34 * 15 + 28 * 12)  + 3 * 74

                                                    Ответ: 1593

  1. В первый день фермер убрал 308 кг картофеля, во второй в 3 раза больше, а в третий на 500кг меньше, чем в первый и во второй день вместе. Сколько кг картофеля было убрано за 3 дня? Ответ, который вы получите, год рождения нашей школы.

                                                    Ответ: 1964

        Использование исторических фактов из жизни выдающихся ученых.

                 В связи с тем, что логика математического мышления развивается  в прямой связи с математикой, сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий. Лучшему усвоению материала способствует эмоциональность его подачи. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную  роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. При изучении темы «Свойства степени с натуральным показателем» проведен урок-история. В процессе выполнения заданий учащиеся знакомились с жизнью С.В.Ковалевской. Они узнали, что первая в России женщина-математик была еще и прекрасным литератором. Я не говорю о жизненном пути М.В. Ломоносова, Н.И. Лобачевского и других русских ученых.

                     История русской и зарубежной математики богата фактами, знакомство с которыми способствует христианскому взгляду на вещи. И среди этих фактов есть немало таких, понимание которых доступно учащимся в достаточной мере для того, чтобы они могли оценить их принципиальное или практическое значение. При этом нужно понимать, что большинство ученых не были атеистами, напротив, они были движимы искренним религиозным рвением. В 11 классе при изучении темы «Формула Ньютона-Лейбница» всегда привожу такой факт: великий английский физик и математик Исаак Ньютон, который доказал теорему о биноме не только для натурального, но и для дробного и отрицательного показателя, создал независимо от Лейбница метод дифференциального и интегрального исчисления, написал ряд важнейших трудов по алгебре, аналитической геометрии и проективной геометрии, был еще и богословом,  написал труды о Святой Троице, а также толкования на книгу пророка Даниила. Интересно, что он высоко ценил свои богословские сочинения, и всегда, произнося имя Господа, Ньютон снимал шляпу.

             Французский религиозный философ и математик Блез Паскаль, первым сформулировал принцип полной математической индукции, написал трактат о конических сечениях, в котором доказал знаменитую «теорему Паскаля», изобрел счетную суммирующую машину и многое другое, говорил, что земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять.

               Все мы понимаем роль  математики в развитии техники,  освоение космоса было бы  невозможно без сложнейших математических расчетов. С именем великого русского ученого К.Э. Циолковского связаны многие важнейшие идеи, взятые на вооружение современной космонавтикой, - многоступенчатые ракеты, использование жидкого топлива и др. А ведь этот калужский учитель физики был практически глух. И через какие препятствия ему пришлось пройти, чтобы добиться воплощения в жизнь своих гениальных идей.

                  Учениками нашей школы была подготовлена презентация на тему «Математика и вооруженные силы». Участие ученых в укреплении обороноспособности страны в годы Великой Отечественной войны, современные разработки заинтересовали учеников. Теперь точно они не будут говорить на уроке: - А где эта тема используется?

                     Использование эпиграфов на уроках математики.

                    У многих выдающихся людей есть короткие, но содержательные много смысла, емкие, лаконичные высказывания культурно-развивающего содержания, которые можно использовать в качестве эпиграфов на уроках. Скажите, кто назвал науку математику математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э.  -  490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Когда учащиеся 8 класса готовили проект «Применение теоремы Пифагора», группа «историков» заинтересовалась  именем Пифагор. И они выяснили:  Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Женщина по имени Пифия сказала отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. Узнали ребята и о школе, которую создал Пифагор. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью. Вот некоторые из них:

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом».

«Сыщи себе верного друга: имея его, ты сможешь обойтись без богов».

«Помните, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда изображает изящную душу».

«Беги от хитрости».

  «Статую красит вид, а человека – деяние его».

 «Истинное отечество там, где есть благие нравы».

 «Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит».

 «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе».

 «Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения».

  « На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом».

«Истинное отечество там, где есть благие нравы».

«Не будь членом учёного общества: самые мудрые, составляя общество, делаются простолюдинами».

«Почитай священными числа, вес и меру, как чад изящного равенства».

«Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова».

«Ничему не удивляйся: удивление произвело богов».

«Если спросят: что есть древнее богов? - ответствуй: страх и надежда». Эти заповеди справедливы и в наши дни. Так может быть установлена связь веков. Соблюдая принципы Пифагора, ученик обязательно вырастет Человеком.

Можно в качестве эпиграфа применять следующие изречения :

«Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой, холодной и суровой, подобной красоте скульптуры» - Рассел;

«Математик должен быть поэтом в душе» - С.В.Ковалевская;

«Все прекрасно благодаря числу» - Пифагор;

 «Лишь через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий» - А.И.Маркушевич

                          Применение игровых технолоий 

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Базовые компетенции стали своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. В уставе ЮНЕСКО выдвинуто требование к школе – «учить познавать, действовать, жить, жить вместе».

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

–       информационная (готовность к работе с информацией);

–       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–       проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:

–       обращение к опыту учащихся;

–       решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;

–       организационно-деятельностные игры (ОДИ);

–       проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

–       интеграция обучения.

          Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

                Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно-деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

               Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся. НОУ позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

В целях реализации данного принципа в преподавании математики мы применяем  игровые, исследовательские и проектные методы обучения, способствующие интеллектуальному и духовно-нравственному воспитанию и развитию личности ребенка, включающие учебную и внеклассную работу.

По мнению О.С. Газмана игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. При этом игровая деятельность позволяет ребенку раскрепоститься, обратиться к своему воображению, тем самым помогая развитию его творческих способностей. 

Участвуя в деловых играх, ученик приобретает навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальности, умение руководить и подчиняться; деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации учащегося. Игровая форма занятия позволяет детям интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявить творческую инициативу, развивать практическое мышление. Малая групповая форма проведения подобных занятий способствует укреплению и развитию партнерских отношений в коллективе, улучшению психологического климата в классе.

Участники организационно-деятельностной игры погружаются в особую игровую атмосферу и одновременно вовлекаются в решение не учебной, а реальной (особо значимой) для них проблемы. Такая игра очень быстро перестает быть для ее участников просто игрой. Реальные жизненные столкновения становятся столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью. Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Инновационные игры применяются для развития коммуникативных навыков учащихся, умения работать в коллективе, принимать совместные решения, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к чужому мнению, но для достижения и закрепления результата требуют системности. В данном виде игр наибольшая направленность – психологическая и социальная.

Ценность дидактической игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать собственное суждение. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности и интеллектуального развития.

Духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках математики способствуют также разнообразные творческие задания, вопросы-проблемы для исследований на актуальные темы и проекты социальной направленности. В этом году проект ученицы 8 класса Голубчиковой Марины на тему «Роль процентов в сбалансированном здоровом питании» занял 1 место в районном конкурсе исследовательских работ.

В качестве микрогруппового исследования учащиеся проводят социологический опрос друзей и членов семьи на тему значимости в их жизни таких явлений как: Спорт, Кино, Музыка, Будущая профессия, Книги, Вред и польза компьютера, Здоровый образ жизни, Вредные привычки и др. Изложение сути проблемы, обработанные статистические данные и их анализ презентуются в виде красочного текстового документа при защите проекта на уроке

                                  Заключение

Используя описанные приёмы на своих уроках, я достигла определённых результатов:

Воспитание у детей гордости за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма.

Воспитание интереса к истории своей малой Родины.

Формирование у детей здорового образа жизни.

Повышение интереса учащихся  к математическим наукам.

Использование учениками и учителем информационных технологий.

Сдача ЕГЭ: 2011 год – средний балл по школе – 55,5;

                     2012 год – средний балл по школе – 54.6.

            И в заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать егэ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины. Хочется процитировать слова А.В. Луначарского: «новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки - всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа.  Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».

1. Воспитание духовных и моральных качеств с точки зрения православных  ценностей на основе личностных отношений.

3.. Использование  игровых технологий.

2. Использование содержательного материала текстовых задач.

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках математики

6. Использование интересных фактов, иллюстраций по теме изучаемого материала светской и христианской  направленности.

5.Использование  проектной и исследовательской деятельности.

4.. Введение в этап урока исторических фактов  из жизни ученых-математиков,

высказываний выдающихся людей: математиков, писателей, философов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инноватика" в системе дополнительного образования

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

"Инноватика" в системе дополнительного образования

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

Инноватика при изучении профессиональных модулей

Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывает науч...

Инноватика в образовании и воспитании в условиях Дворца детского творчества "Маленький принц"

Современная система образования находится в поисках путей дальнейшего самосовершенствования. Модернизация и последующее развитие требуют новых подходов к оказываемым образовательным услугам каждого уч...

Инноватика в образовании

Инноватика в образовании. Забайкальский образовательный форум....

Лучший образовательный продукт Ямала, приложение к протоколу №1 заседания совета по инноватике

Приложение 3 к протоколу №1 заседания совета по инноватике о признании образовательных продуктов лучшим образовательным продуктов Ямала...