Урок в 5 классе по теме «Проценты. Диаграммы. Лес – наша краса.»
презентация к уроку (алгебра, 5 класс) по теме

Артамонова Алифтина Евгеньевна

Интегрированный урок закрепления знаний учащихся с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_kl_povtorenie._les.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме

«Проценты. Диаграммы. Лес – наша краса.»

Цели:

     образовательная: закрепить умения выполнять действия с десятичными дробями; вычислять проценты, работать с диаграммами,  формировать навыка решения задач прикладного характера.

     воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, бережное отношение к природе;

         воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища;  формировать умения организовывать свою деятельность, .

     развивающая: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, познавательный интерес к изучению математики.

     Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока ( закрепление знаний по теме «Проценты. Диаграммы»).
  2. Актуализация знаний.

Какие дивные места:
Лесов могучих край…

Ирина Трошина


Лес зеленый кругом, молодой и росистый,
А в лесу тишина, и среди тишины
Только голос кукушки. Вещун голосистый…

Иван Бунин

Как вы думаете о чем мы сегодня еще будем говорить на уроке?

Каждый народ любит природу родного края, ее красоту.

Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг.

Лесное дыхание... Есть оно — жив лес. А если жив лес — будет здоров человек. На земле нет ни одного человека, чья жизнь не была бы связана с лесом, жизнью дерева. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Ведь лес – наше природное богатство!

Кто был первым  лесоводом России?

Чтобы ответить на этот вопрос,  найдите правильные ответы и расшифруйте закодированное слово.  

Найдите:

1% от 100

20% от 400

0,5 от 30

   от  80

50% от 150

10% от 60

0,1% от 600

75% от 400

   от  80

   от  200

к

п

а

и

в

е

т

р

и

л

8

10

150

7,5

6

75

0,6

100

30

1

Итак, это – Петр Великий.

Уже в 1703 г. Петр 1  ввел жесткое государственное регулирование лесными пользованиями по берегам рек, запретил рубку наиболее ценных корабельных пород деревьев, приказал привести в известность заповедные леса. Петр создал лесную стражу и специальную государственную службу, состоящую из вальдмейстеров и обер-вальдмейстеров.

В 1723 г. Петр I издал «Инструкцию обер-вальдмейстеру» – свод всех законов о лесе, документ, обобщивший и уточнивший многие ранее изданные указы. Почти 300 лет назад Петром был заложен принцип постоянного и неистощительного пользования лесом – основа современного лесоводства.

Двести лесных указов и инструкций Петра послужили основой создания лесного законодательства.  Ряд статей из обервальдмейстерской инструкции вошли в российский Лесной Устав.

  1. Закрепление знаний.
  1. Правнук Петра Великого Павел I учредил при Адмиралтейской коллегии Лесной департамент и  был высочайше утвержден «Лесной Устав».

Выполните задания и узнайте, когда произошли эти события.

Учащиеся работают самостоятельно, с последующей проверкой по готовому решению.

Задача 1. В поселке  живет 10000 жителей. Среди них 38 % детей и подростков. Среди взрослых 71% не смогли выйти на очистку леса. Сколько взрослых жителей работало на очистке леса?  (1798)

Задача 2. В городе живет 4000 жителей. Среди них 15% взрослых. Среди детей и подростков 53% участвовало в посадке елей. Сколько детей и подростков участвовало в посадке елей? (1802)

Ответ:  1798 г.-  учреждение при Адмиралтейской коллегии Лесного департамента,  1802 г. -  утверждение  «Лесного Устава».

Комментарий учителя.

К 1859 г. все казенные леса были приведены под управление Лесного департамента и были определены фундаментальные триединые цели лесного хозяйства:

  • охранять леса от истребления;
  • извлекать из них наибольший доход;
  • умножать леса на территориях, в них нуждающихся.

 Эти цели остаются неизменными на протяжении более чем 150 лет.

  1. Ребята, что мы знаем о лесном хозяйстве в настоящее время? Давайте выполним некоторые математические вычисления и ответим на вопросы.

Самостоятельная работа.  Работа в парах.

1 вариант

Площадь поверхности Земли - 510 072 тыс. кв. км, в том числе площадь суши занимает 29,2% этой площади,  в настоящее время леса занимают около трети площади суши. Какую площадь занимают леса на земле?

Ответ: общая площадь леса на Земле составляет 38000000 кв.км.

2 вариант

Общая площадь леса на Земле составляет 38000000 кв.км. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса и лесными площадями.  Площадь леса в России составляет соответственно 21.7 % мировых запасов. Общий запас древесины в России равен примерно 1/5 части всех мировых запасов, которые составляют 408220 млн.    Какую площадь занимают леса и чему равен общий запас древесины в России?

Ответ: площадь покрытых лесом земель составляет около 81644 0 кв. км, а общий запас древесины - 80700 млн. куб.м.

Комментарий учителя: Леса России по преимуществу бореальные. "Лесной лес",  в английском языке "boreal" означает северный, то  можно перевести как "северный лес".  Основные породы в лесном фонде России: лиственница, сосна, ель, кедр, дуб, бук, береза, осина. Они занимают более 90% земель, покрытых лесной растительностью. Прочие древесные породы (груша, каштан, орех грецкий, орех маньчжурский и др.) – менее 1% земель, остальная площадь – кустарники (кедровый стланик, береза кустарниковая и др.).

  1. Работа по группам:

Рисунок 1. Распределение российских лесов по группам пород (в % площади) 

Рис 1.

Вычислите, какую площадь занимает та или иная порода.

  1. Физминутка.

В положении сидя:

-  руки заведите за спину, соедините пальцы замком, распрямите плечи и прогнитесь, расслабьтесь;  

ноги согнуты в коленях под углом приблизительно 100 градусов, согните стопу, опираясь на пятку, свободно отпустите, вместе и попеременно;

-встаньте, ходьба на месте.

- я называю дерево: если оно лиственное, то вы поднимаете правую руку; если хвойное – левую (липа, дуб, кедр, ель, сосна, береза, можжевельник, осина, пихта, туя, ясень, орех, лиственница, тсуга, секвойя)

  1. Присаживайтесь, продолжим урок.

Ребята, что является причиной гибели наших лесов?

Да, пожары и короед. 

Площадь лесов, погибших от короеда в 2012 году, только в Московской области составляет 34 тыс. га, а в 2013 году она достигнет 47 тыс. га. 

Для спасения лесов и лесопосадок есть два эффективных способа:

1. Вырубка пораженных деревьев.

Если короед «захватил» дерево, то оно обречено, даже, несмотря на то, что еще не утратил здоровую крону.

2. Обработка деревьев препаратом Клипер.

Основной причиной лесных пожаров в 85% случаев является неосторожное обращение граждан с огнем в лесу, а в 15% случаев - сельскохозяйственные палы".

Давайте посчитаем, какая площадь леса выгорает в среднем ежегодно. Рассмотрим промежуток с  1990 года по 2009 год.

 
Рис.2

   Средняя площадь рассматриваемых пожаров, рассчитанная по данным статистики за 20 лет составляет 1170 тыс. гектар в год. (0,15 % от всех покрытых лесом земель).

Берегите лес от огня — не бросайте горящие спички, не разжигайте костры.

Как мы можем помочь лесу?

Примером участия общественности в решении экологических проблем Подмосковья можно считать массовые посадки леса. В 19 лесничествах ФГУ «Мособллес» на площади 103 гектара были высажены 229 040 сеянцев и саженцев. Число участников акции превысило 2650 человек. В лесах заработали первые молодежные отряды – аналоги прежних студенческих строительных отрядов.

Лес — наше богатство! Наша задача - сделать леса России здоровыми и красивыми, чтобы мы и наши потомки могли в полной мере гордиться нашей страной.

Федеральное агентство лесного хозяйства объявило 21 марта "Всероссийским днем знаний о лесе".  

  1. Домашнее задание:

Задача 1:

 Общая площадь лесов Подмосковья составляет 2,2 миллиона гектаров.  Почти все подмосковные леса — вторичные, т.е. когда-то на их месте была вырубка, поле, луг или гарь. Небольшая часть из них — около 15 % — имеет возраст старше 70-80 лет и похожи на первобытные. Какая площадь занята молодыми лесами?

Задача 2:

      Площадь Московской области 45 800 км².

Сейчас леса в Московской области занимают около 40 % площади. Примерно соотношение основных лесообразующих пород в лесах Подмосковья следующее (без черной ольхи): береза — 35 %, ель — 27 %, сосна — 23 %, осина — 9 %, дуб — 2 %, липа — 0,3 %.

Поставьте вопросы к условию задачи и ответьте на них.

  1.  Итоги урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие правила использовались на уроке при решении задач?

Чтобы лес стал краше каждому из нас  необходимо беречь его.

 Оцените свою работу на уроке. 

 Хорошо ли вы ориентируетесь в  «лесе знаний», в котором мы сегодня побывали на уроке?


Используемая литература:

http://www.rosleshoz.gov.ru/agency/history/1

http://xreferat.ru/112/1811-1-ohrana-lesov-cifry-i-real-nost.html

http://www.forest.ru/rus/basics/atlas/ra23a.html

http://www.darwin.museum.ru/expos/retrospectiva/1_3o.htm

http://do.gendocs.ru/docs/index-385134.html?page=14

(http://ru.wikipedia.org/)


ПРИЛОЖЕНИЕ

1 вариант

Задача 1. В поселке  живет 10000 жителей. Среди них 38 % детей и подростков. Среди взрослых 71% не смогли выйти на очистку леса. Сколько взрослых жителей работало на очистке леса?  (1798)

2 вариант

Задача 2. В городе живет 4000 жителей. Среди них 15% взрослых. Среди детей и подростков 53% участвовало в посадке елей. Сколько детей и подростков участвовало в посадке елей? (1802)

Домашнее задание:

Задача 1:

 Общая площадь лесов Подмосковья составляет 2,2 миллиона гектаров.  Почти все подмосковные леса — вторичные, т.е. когда-то на их месте была вырубка, поле, луг или гарь. Небольшая часть из них — около 15 % — имеет возраст старше 70-80 лет и похожи на первобытные. Какая площадь занята молодыми лесами?

Задача 2:

      Площадь Московской области 45 800 км².

Сейчас леса в Московской области занимают около 40 % площади. Примерно соотношение основных лесообразующих пород в лесах Подмосковья следующее (без черной ольхи): береза — 35 %, ель — 27 %, сосна — 23 %, осина — 9 %, дуб — 2 %, липа — 0,3 %.

Поставьте вопросы к условию задачи и ответьте на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теории вероятностей в 6 классе по теме «Столбчатые диаграммы».

Разработка содержит обоснование для проведения уроков по курсу "Теория вероятностей" в 5-6 классах; конспект урока математики в 6 классе по теме "Столбчатые диаграммы"....

Разработка урока-семинара по математике в 9 классе по теме «Проценты в нашей жизни»

Разработка урока-семинарапо математике в 9 классепо теме «Проценты в нашей жизни»( с использованием проектных образовательных технологий )...

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты в нашей жизни"

Разработка обобщающего урока математики (УМК Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.) по теме "Проценты в нашей жизни" содержит подробный конспект и презентацию. Все этапы урока соответствуют ФГОС....

презентация к уроку 5 класса по теме "Проценты"

проценты, решение задач на проценты...

Разработка урока в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"

Урок усвоения новых знаний в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"  по учебнику А.Г.Мерзляка....